Ознакомление с животными

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 05:59, реферат

Краткое описание

Недостаток конкретных ощущений при наблюдении природы (например, восприятие цветовой гаммы, звуков, запахов) ведет к эмоциональной бедности, неумению выразить свое отношение к окружающему. Но если одновременно с восприятием эстетичес­кой стороны природы педагог дает нравственные правила отно­шения к ней, то эстетические и этические оценки, совпадая, образуют нравственно-эстетические нормы, по мере усвоения ко­торых можно судить о степени сформированности гуманных чувств и интереса к живым существам.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДИКИМИ И ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
ЗЕМНОВОДНЫЕ
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
НАСЕКОМЫЕ
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИВОТНЫМИ
СРАВНЕНИЕ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОТНЫМИ
РОЛЬ СЛОВА В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Ознакомление с животными.doc

— 170.00 Кб (Скачать)
ify">-          содержание должно быть достоверно, научно и соответство­вать реалистическому представлению о том или ином животном;

-          материал необходимо излагать доступно для детей разного возраста;

-          в рассказ целесообразно включать наиболее интересные све­дения о жизни животного, его повадках, приспособлении к усло­виям жизни.

Речь педагога должна быть эмоциональной. Заинтересован­ность взрослого содержанием рассказа вызовет интерес и у детей.

Чтобы вовремя дополнить наблюдения сведениями о том или ином животном, воспитателю следует постоянно пополнять свои знания, читать научно-популярную литературу о природе.

Наличие у дошкольников правильных реалистических пред­ставлений о природе — залог доброго отношения к живым суще­ствам. Среди различных сведений есть такие, которые в наиболь­шей степени способствуют формированию гуманных чувств. Это, как уже отмечалось, представление о том, что животное — живое существо: оно дышит, передвигается, питается, защищается, имеет потомство, приносит пользу. Такой материал должен при­сутствовать в любом рассказе воспитателя.

Большой интерес может вызвать рассказ воспитателя о жизни муравьев—самых распространенных насекомых леса. Ребята неоднократно могут наблюдать, как муравей усердно тащит личинку, гусеницу. Этот момент целесообразно сочетать с рассказом о полезности муравьев. Если бы в лесу не было мура­вейников, то лес очень быстро погиб бы от насекомых, которые питаются листьями и плодами деревьев. Муравьи — прилежные работники: целый день они трудятся, разыскивая и перетаскивая в муравейник личинки и гусениц разных вредных насекомых. Небольшой рассказ подводит ребят к правильному ответу на вопрос: «Полезны ли муравьи? Как нужно относиться к муравей­никам?» Дети приходят к выводу: «Надо, чтобы в лесу было мно­го муравейников».

В ясные летние дни ребята замечают, что цветник детского сада приглянулся пчелам. То одна пчела, то другая садится на цветок, улетает куда-то, а затем появляется вновь. В этот момент уместно рассказать о пользе насекомых: упорно и долго собирает пчела цветочный нектар, несет его в соты, где и образуется мед. Педагог может поведать и о целебных свойствах пчелиного яда. В дополнение к беседе проводится экскурсия на пчельник. По возможности следует показать детям соты, предложить попро­бовать мед липовый и цветочный.

В подготовительной к школе группе можно рассказать и о по­лезной бабочке—тутовом шелкопряде: «Гусеница этой бабочки плетет себе домик из шелковых нитей. Эта нить прочная, блестя­щая. Человек разматывает нити, красит в разные цвета и делает красивые шелковые ткани». Дети рассматривают кусочки шелка, иллюстрации с изображением бабочки и кокона.

Рассказ воспитателя о пользе, приносимой домашними жи­вотными, обычно является частью занятия по ознакомлению с ними. Так, дети младшей и средней групп получают очень простые представления о полезности некоторых млекопитающих: корова дает молоко, овца — шерсть, собака стережет дом. Постепенно, от группы к группе, знания углубляются и расширяются. .В стар­шей и подготовительной группах целесообразно провести заня­тие, целиком посвятив его формированию представлений о пользе, которую приносят различные животные. Например, если дети уже знают о том, что собака стережет дом, можно рассказать, как это животное помогает людям на севере и юге нашей страны. Такое занятие проводится с использованием иллюстративного материа­ла и может состоять из двух частей:

1. «Собака на службе у пастуха» (рассказ и рассматривание иллюстраций);

2. «О службе охотничьих лаек на Севере» (рассказ воспита­теля и рассматривание иллюстраций).

При подготовке к такому занятию воспитатель может исполь­зовать материал, помещенный в Приложении.

Интересно проходит беседа, в процессе которой уточняются представления о пользе таких животных, как корова, коза, овца, свинья. Эта беседа, проводимая после наблюдения, доступна уже детям средней группы.

Знания о полезности того или иного животного и забота чело­века о нем тесно взаимосвязаны. Необходимо, чтобы у детей посте­пенно формировалось представление о человеке как о хозяине при­роды, который должен бережно относиться не только к тем жи­вотным, польза которых очевидна, но и к любому представителю фауны. В этом воспитателю может помочь художественное слово, которое, во-первых, пробуждает интерес не только к крупным, внешне привлекательным представителям животного мира, но и к малозаметным, но важным для экологического равновесия в природе; во-вторых, знакомит ребят с правилами гуманного об­ращения с живыми существами, побуждает к систематическому их выполнению.

Целенаправленная педагогическая работа проводится не толь­ко на занятиях. Для углубления интереса детей к миру животных воспитатель использует любые моменты, которые предоставляет повседневная жизнь. Летним вечером на даче дети рассаживают­ся вокруг педагога и слушают ночной концерт насекомых— сверчков, кузнечиков, цикад.

В живом уголке детского сада живет ежик. Дети с удовольст­вием кормят своего любимца, следят за чистотой в клетке. Из бесед с детьми педагог выяснил, что они очень мало знают о жиз­ни ежа в естественных условиях, о его повадках. Воспитатель ре­шил расширить представления детей о колючем лесном жителе и однажды вечером рассказал следующее': «Наш еж Яшка не может жить без вас. Вы ему и еду готовите, н клетку чис­тите, и опасность Яшке не грозит. А в лесу о еже никто не заботится, он сам должен беспокоиться и о своей пище, и о своей безопасности.

Еж весь день спит в уютном гнезде, устроенном из сухих листьев и травы, где-нибудь под кучей хвороста или под корнями деревьев. Когда становится темно, еж просыпается, отряхивает приставшие к иглам листья и другой мусор и отправ­ляется на охоту. Пробежав немного, он останавливается, принюхивается, при­слушивается, не пахнет ли вкусным кузнечиком, не зашуршит ли в сухой транс мышь. Каждый камень, каждый пенек, каждую ложбинку еж обязательно обсле­дует. Его устроит любой жук, любая личинка и даже совсем неприглядный слиз­няк».

Много интересного может поведать педагог и о таких знако­мых дошкольникам животных, как хомяк, белка. Например, вос­питатель рассказывает о защитной реакции хомяка при встрече с врагом, о том, какую службу оказывает белке ее пушистый хвост:

«Некоторые животные одеты в защитные костюмы, но если их обнаружить, то они внезапно выставляют какую-нибудь скрытую ранее ярко окрашенную часть тела. Большинство животных обычно сопровождают такую демонстрацию угро­жающими движениями. Наш обыкновенный хомяк, завидев собаку, становится на задние даны, показывает врагу необычное темно-бурое брюхо. Одновременно он храпит, лязгает зубами и раздувает свои защечные мешки. Собака, незнакомая с хомяком, пугается и оставляет его в покое».

«Хвост у животных может быть и парашютом. Спасаясь от куницы, все выше и выше но сучкам мохнатой ели взбирается белка. Куница не отстает. Впереди дна сучка, один. Хищница уже торжествует победу. И тут... белка распластывает лан­ки, расправляет хвост и бросается вниз с самой высокой ели. Хвост действует как парашют, и белка плавно приземляется на лужайку, обманув своего злейшего врага. У куницы хвост не может работать как парашют, и пока она опускается с ели, белка успевает найти укромный уголок»''.

Дошкольников обычно интересует жизнь диких животных. Наблюдать их в естественных условиях почти не удается; поэтому знакомство с ними идет в основном опосредованным путем: дети с увлечением смотрят телепередачи о животных, рассматривают картинки, слушают рассказы, задают взрослым много вопросов.

Для расширения "кругозора ребят необязательно проводить специальные занятия. Рассказ воспитателя, сопровождающийся показом картинки, уместен в любое свободное от занятий время.

Можно рассказать старшим дошкольникам о том, как добы­вает себе пищу лиса, как разгребает снег, ищет под ним мышь или полевку. Этому помогают сильные передние лапы лисы, кото­рыми она зимой разгребает снег, а летом роет глубокие норы. Рассказ целесообразно сопровождать рассматриванием картины П. Караченцова «Лиса мышкует».

Рассказы воспитателя помогают расширить и систематизиро­вать представления детей о некоторых связях в мире живой при­роды, в частности об умении животных приспосабливаться к среде обитания. Дети 6—7 лет хорошо понимают такие способы защиты, как бегство, прятание, маскировка, отпугивание, наличие твердых и колющих покровов тела. Рассказ является основным, методом, способствующим сосредоточению внимания на перечис­ленных способах защиты животных. Со слов взрослого дети уз­нают, что северный олень быстро бегает и этим спасается от вра­гов, белка прячется в дупле, а хомяк в норе; что животные умеют по-разному маскироваться (заяц-беляк, бабочки, животные пу­стыни: варан, ящерица). Некоторые насекомые, например божья коровка, отличные притворщики: если им грозит опасность, они на некоторое время совсем перестают двигаться, не выказывая никаких признаков жизни, а затем снова отправляются в путь.

Интересной формой работы с детьми разных возрастных групп может быть составление рассказов по картинкам, соединенным в виде ширмы. На них изображены животные в естественных условиях обитания. Малыши с помощью воспитателя называют животное, рассказывают, где оно живет («Это зайка, он живет в лесу»); дети средней группы могут уже с небольшой подсказкой взрослого описать характерные особенности внешнего вида неко­торых диких животных, их повадки («Лисичка хитрая: она тихонь­ко подбежит к мышке и схватит ее», «Зайка зимой белый, а летом серый, и шерстка у него теплая-теплая»), а ребята старшей и подготовительной к школе групп могут выступить в роли экскурсовода и, постепенно раскрывая ширму, составить рассказ «Кто живет в нашем лесу».

Целесообразно поместить ширму в уголке природы, чтобы в свободное время дети рассматривали ее самостоятельно. С по­мощью воспитателя старшие дети готовят ширмы с картинками о различных животных для малышей и затем рассказывают им о лесных жителях.

Можно использовать и рассказ-объяснение, сопровождающий показ картин или иллюстраций Он применяется в двух случаях: если нет сопроводительного текста к картинам или если он труден для детей. Ребята слушают рассказы воспитателя в непринуж­денной обстановке, часто небольшими группами. Это положи­тельно влияет на повышение их активности: они спрашивают, спорят, высказывают свои суждения.

Используя разные формы общения с детьми, педагог дает им примеры положительного отношения человека к природе; воспи­тывает у ребят ответственность, доброту; учит проявлять заботу о растениях и животных; рассказывает о необходимости защиты и охраны природы, о труде людей в заповедниках, заказниках.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

О степени сформированности у детей глубоких гуманных чувств к животным можно судить, принимая во внимание сле­дующее:

интерес к различным представителям животного мира, жела­ние больше узнать о их жизни, повадках;

знание и выполнение правил обращения с живым существом;

осознание необходимости охранять животных, заботиться о них;

желание и умение ухаживать за живым существом;

эмоциональность восприятия и общения с животным.

Знания, которые даются детям дошкольного возраста, можно подразделить на две большие группы:

1)      о самом мире фауны, его разнообразных представителях (начиная с названия, харак­терных внешних признаков, особенностей поведения до некото­рых форм приспособления к среде);

2)      о возможных формах взаимодействия человека и животного (о способах помощи жи­вотному, уходе за ним, его защите).

То есть эти группы знаний условно можно было бы охарактеризовать так: к первой отно­сятся знания, расширяющие кругозор детей, способствующие их интеллектуальному развитию; ко второй — знания, определяю­щие правила поведения в природе, нормы нравственного отно­шения к ней. Связующим звеном между этими группами знаний может стать подведение дошкольников к осознанию понятия животное — живое существо: оно дышит, питается, передвига­ется, растет.

Для взрослого человека основным критерием его отношения к природе являются поступки. Любовь к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бе­режно относиться), но и созидание (выращивать, защищать, охранять). В дошкольном же возрасте закладываются лишь предпосылки так называемого рефлекса охраны природы, кото­рый зреет при соответствующей работе в школьные годы.

Старшие дошкольники имеют представление о том, что такое природа (.«Это деревья, цветы, лес, звери, птицы...», «Это все, что растет..», «Это кусты, трава, животные...»). Как правило, дети относят к природе лишь все живое, то, что растет, цветет, изменяется. Значительно реже ребята принимают во внимание неживые объекты (солнце, небо, камни, землю и др.).

Для детей 6—7 лет характерны три уровня отношения к природе:

а) обус­ловленное созерцательной оценкой природных объектов («Все в природе интересное, красивое»);

б) вызванное утилитарной оценкой («Природа нас кормит», «В лесу много грибов и ягод», «Корова дает молоко»);

в) обусловленное нравственно-эстети­ческой оценкой («Природа нам помогает жить, она радует нас — поэтому ее нужно беречь»).

В дошкольном возрасте преобладают первый и второй уровни отношения. Это, очевидно, объясняется характером наблюдений, проводимых с детьми: при восприятии природы педагог значи­тельное место отводит задачам эстетического воспитания без тесной взаимосвязи с интеллектуальными и этическими вопроса­ми; восприятие остается часто во внешнем, созерцательном пла­не и потому доминирует в формировании отношения детей к при­роде; не всегда целесообразно организуется деятельность детей в природе - она в основном направляется не на бескорыстную помощь окружающей среде, а на деятельность утилитарно-прак­тическую (сбор ягод, цветов и т. п.).

Однако, проводя систематическую работу, можно добиться того, что старшие дошкольники будут понимать истинное значе­ние природы для жизни человека и необходимость се защиты и охраны. Что же для этого необходимо? Воспитатель должен добиваться, чтобы каждый ребенок хорошо знал и регулярно выполнял правила гуманного обращения с животным, чтобы он твердо усвоил формулу: «Так нельзя, а так можно и нужно». Для дошкольников это тоже область активного отношения, требую­щего усилия воли, настойчивости, преодоления эгоизма.

Информация о работе Ознакомление с животными