Ознакомление с животными

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 05:59, реферат

Краткое описание

Недостаток конкретных ощущений при наблюдении природы (например, восприятие цветовой гаммы, звуков, запахов) ведет к эмоциональной бедности, неумению выразить свое отношение к окружающему. Но если одновременно с восприятием эстетичес­кой стороны природы педагог дает нравственные правила отно­шения к ней, то эстетические и этические оценки, совпадая, образуют нравственно-эстетические нормы, по мере усвоения ко­торых можно судить о степени сформированности гуманных чувств и интереса к живым существам.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДИКИМИ И ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
ЗЕМНОВОДНЫЕ
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
НАСЕКОМЫЕ
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИВОТНЫМИ
СРАВНЕНИЕ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОТНЫМИ
РОЛЬ СЛОВА В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Ознакомление с животными.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Дать представление о цикличности развития бабочки (откла­дывает яйца на растениях; из них появляются гусеницы, из гусе­ниц—куколки, а из куколок—бабочки). На основе строения тела различных представителей формировать у детей обобщен­ное понятие насекомые (у них шесть ног; их еще называют шестиногие).

Рассказать детям, чем питаются насекомые (бабочка, пчела— соком цветов, муравьи—гусеницами, стрекоза—комарами. Майский жук ест листья с деревьев).

Муравьи и пчелы живут большими семьями (муравьи в лесу строят муравейники, а пчелы в дуплах сооружают гнезда, чело­век делает для них ульи).

Дать представление о полезности некоторых насекомых (че­ловек приручил пчел - они дают мед; муравьи очищают лес, съедают вредных гусениц; божья коровка, жужелица поедают вредителей растений). Полезных насекомых надо оберегать, охранять.

Рассказать о некоторых формах защиты насекомых: покро­вительственная окраска, химическая защита (например, едкие выделения божьей коровки и жужелицы).

 

Приступая к работе по формированию у детей представле­ний о животных и воспитанию любви к ним, следует выяснить, что ребята уже знают. Это можно сделать, проведя в утреннее время или на прогулке несколько индивидуальных бесед (по картинкам и словесно). Ребенок называет животное, которое узнал (задание для малыша), рассказывает, какое оно (задание для ребенка среднего возраста), классифицирует, например, по принципу «домашние и дикие животные», «кто плавает, ползает, бегает» (задание для детей старшего возраста).

Целесообразно также провести контрольные занятия на срав­нение животных. Например, дети могут сравнить кошку и ежа (контрастные животные одного класса), кошку и птицу (живот­ные разных классов). В процессе сравнения воспитатель прове­ряет: знают ли дети о характерных особенностях животных, их жизненных проявлениях, движении, питании и др.; насколько развито умение ребят обобщать, сравнивать, анализировать; как относятся они к тому или другому животному.

Знакомство с природой проводится не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение книг о живот­ных и дидактические игры в вечернее время—все мероприятия в комплексе должны обеспечить успешность работы. При этом важно осуществлять взаимосвязь повседневной работы и обя­зательных занятий. Она может быть различной. Наблюдения за животными во время прогулки, чтение книги, которая заин­тересовала детей, дают толчок для углубленного анализа на за­нятиях поведения животных, и наоборот: та или иная тема, нача­тая на занятии, расширяется и конкретизируется в дальнейшей повседневной работе.

Особенно важно закрепить приобретенные детьми знания в их практической деятельности, например при уходе за живот­ными в уголке природы.

По основной цели занятия можно сгруппировать следующим образом:

а) направленные на формирование новых представлений о животных (экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, чте­ние художественных произведений);

б) уточняющие и обобщающие знания детей (беседы, срав­нительные наблюдения, рассказывание, рисование);

.   в) активизирующие, проверяющие знания детей (решение логических задач, загадок, дидактические игры).

 

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИВОТНЫМИ

Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого и кинофильм. Но особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение с природой - наблюдения. Правильно организованные наблю­дения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются само­стоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдения, организуемые в дошкольном учреждении, помо­гают детям систематически знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательное отношение к нему. У ребят форми­руется позиция «не проходи мимо». Они замечают не только не­обычное, удивительное, по и в обыденном, привычном начинают находить интересное.

Наблюдение   важнейший метод познания животного мира — характеризуется следующими особенностями: а) его можно ор­ганизовывать в обстановке, естественной для животного, где оно ведет себя свободно, непринужденно; б) наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного, которое становится объектом длительного изучения; в) оно спо­собствует непосредственному общению с животным (покормить, погладить, поиграть и т. д.).

Планировать наблюдение воспитатель должен с учетом тре­бований, предъявляемых к его организации и проведению:

-          необходимо заранее определить место наблюдения, найти ти­пичную для того или иного животного среду обитания;

-          наблюдение не должно причинить вреда животному (привести к его гибели, смене места обитания, порче его жилища и т. п.);

-          в процессе наблюдения нужно учитывать особенности кон­кретного представителя животного мира (величину, характер движения, возможность или невозможность общения). Это явля­ется основанием для планирования индивидуальных, групповых или фронтальных наблюдений;

целенаправленность наблюдения и содержание сопроводи­тельной беседы во многом определяются характером проявле­ний животного в данное время. Поэтому воспитатель намечает заранее лишь план занятия, успех которого будет зависеть от гибкости, наблюдательности самого педагога. Решая основную задачу данного наблюдения, следует обратить внимание детей и на неожиданные моменты поведения животного.

Методика проведения наблюдений с детьми разных возраст­ных групп в данной главе освещена по тем же разделам, которые были указаны ранее (знакомство с представителями четырех классов животных).

Особый интерес для дошкольников представляет жизнь млекопитающих. Различные представители этого класса (кошка, собака, белка, кролик и др.) довольно легко идут на общение: разрешают себя гладить, берут из рук пищу—тем самым вызы­вают интерес и эмоциональный отклик у ребенка. Многие млеко­питающие издавна живут рядом с человеком—он проявляет к ним внимание и заботу.

В детских садах наблюдения за домашними животными про­водятся как на занятиях (рассматривание котенка, щенка, кро­лика), так и в естественной обстановке (экскурсия на ферму, в овчарню; наблюдение на прогулке за лошадью, коровой).

С детьми могут быть организованы следующие наблю­дения за домашними животными:

младший дошкольный возраст—наблюдение за котенком (на занятии), за лошадью, коровой (на прогулке);

средний дошкольный возраст—наблюдение за козой, козля­тами (во время прогулки); экскурсия в свинарник; рассматрива­ние щенка, кролика (на занятии);

старший дошкольный возраст—рассматривание двух щенков разных пород (на занятии); экскурсия на ферму, в конюшню, в телятник, па скотный двор (по выбору воспитателя); наблю­дение за домашними животными (на прогулке); рассматривание кролика, поросенка (на занятии).

В методической литературе достаточно подробно описаны содержание и методика ознакомления детей разных возрастных групп с домашними животными.

Наблюдения за домашними животными с малышами должны быть недлительными. Особенно важно продумать организацию работы: посадить малышей так, чтобы всем был виден объект на­блюдения; с самого начала сосредоточить внимание ребят, заин­тересовать их; создать условия для животного, чтобы в его поведении проявились наиболее характерные особенности и по­вадки. Малыши выражают свои переживания возгласами, жес­тами, смехом, часто повторяют звуки, издаваемые животными. Воспитатель должен спокойно реагировать на первые эмоцио­нальные реакции детей, дать им возможность высказаться, а за­тем интересным вопросом, несложным заданием привлечь их к целенаправленному наблюдению.

Воспитатель принес и группу котенка. «О, киска!»   закричали дети. «А у меня тоже дома есть кошка», сказал Олег. «А у моей бабушки кошка есть, добавила Марина. Она меня оцарапала».  «Меня тоже царапала», доба­вила Оля. «Вы, напорное, громко разговаривали, как сейчас, нот кошка и была сердита. Давайте успокоимся, а Олег нам скажет: «Его кошка похожа на эту?» Наблюдения в младшей группе должны прежде всего вызы­вать эмоционально-положительную реакцию ребенка, его инте­рес к животному, желание общаться с ним. На это нацеливаются первые вопросы и высказывания воспитателя: «Посмотрите, ка­кой симпатичный котенок, пушистый, полосатый...», «Кто это такой пушистый, мохнатый, словно меховой шарик? Щенок!» Возникновению первых эмоциональных реакций способствуют загадки, потешки, которые предшествуют началу непосредствен­ного наблюдения. Например: «Мохнатенькая, усатенькая, молоч­ко пьет, песенки поет». Или:

Отворилась тихо дверь

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой ланкой

Берегись мышиный род

На охоту вышел...

(кот)

Вопросы, задаваемые во время непосредственного наблюде­ния, должны направляться прежде всего на уточнение и обога­щение представлений детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет, величина) и его проявлениях (движе­ния, питание, издаваемые звуки). Характер вопросов зависит от цели наблюдения, а последовательность часто определяется его ходом.

Например, воспитатель наметил начать наблюдение за котенком во время корм­ления, но животное ведет себя беспокойно, отказывается or еды. Тогда педагог изменяет ход наблюдения: берет котенка на колени, гладит, успокаивает ею и задаст детям вопросы о внешнем виде животного (какого цвета шерстка длинные или короткие усы, какие ушки и др.). Это даст животному возможность привык­нуть к обстановке и вести себя естественно.

Детям младшего дошкольного возраста целесообразно пред­лагать конкретные, четко и коротко сформулированные вопросы, которые уточнят их представления о названии животного (кто это?), его проявлениях (что делает?) и внешнем виде (какое оно?). Учитывая особенности возраста, иногда целесообразно задавать наводящие вопросы, в которых есть варианты ответа. Например: «Уши у кролика длинные или короткие?», «Кролики бывают разного цвета: белые, серые, черные. Посмотрите, какого цвета шерсть у нашего кролика», «Вот здесь, в миске, я пригото­вила все, что любит кролик. Скажите, что он ест».

Воспитатель старается связать новое с тем, что уже дети знают: «Расскажите о своей кошке», «А кто еще видел кроликов? Какие они были?», «Как мяукает кошка?», «Как мы позовем кош­ку?», «Как зовут твою собаку?», «Любишь ли ты ее?», «Как ты ухаживаешь за ней?» и др.

В связи с тем, что занятия, проводимые с детьми младшего дошкольного возраста, коротки, а живой объект вызывает у них обычно большой интерес и эмоциональную активность, при про­ведении наблюдения не нужно увлекаться использованием таких средств, как художественная литература и иллюстративный ма­териал. Внимание детей в процессе наблюдения должно быть сосредоточено на животном, поэтому использовать указанные средства можно лишь в начале или в конце занятия.

Так, стало традиционным начинать занятие с загадки, неболь­шого стихотворения об этом животном, а заканчивать показом картинок с изображением животного с детенышами или его жи­лища, места обитания. Дети могут придумать животному кличку, послушать про него песенку или спеть ее вместе с воспитателем. Это придает занятию завершенность и вместе с тем нацеливает на продолжение разговора о наблюдаемом животном.

С детьми среднего дошкольного возраста целесообразно пов­торить наблюдения за теми же животными, изменив характер вопросов, усложнив задания. Так, с помощью воспитателя ребе­нок пятого года жизни может составить небольшой рассказ об объекте наблюдения.

Например, педагог обращается к детям с заданием: «Расскажите, какой ще­нок: большой или маленький? Какого цвета шерсть? Нравится ли он вам и почему?» Ребенок отвечает на вопросы в форме рассказа: «Щенок еще совсем маленький. Он весь черный, а на ушках шерстка беленькая. И хвостик белый. Он весь пушис­тый и смешной. Щенок мне очень нравится. Его, наверное, Пушком зовут».

С детьми этого возраста можно понаблюдать, как животные поддерживают чистоту своего тела и жилища. Например, пред­ложить ребятам присмотреться к действиям кошки: шершавым языком она вылизывает шерстку на лапках, груди и боках; затем начинает умываться — смачивает слюной лапку, протирает ею несколько раз мордочку, уши.

«В старшей и подготовительной к школе группах воспитатель особое внимание уделяет углублению интереса детей к млекопи­тающим, помогает им на основе повторных наблюдений установить связь явлений, понять причину, сделать правильное обобще­ние. Поэтому педагог подбирает больше косвенных, требующих выбора вопросов, чтобы ребята могли порассуждать, подумать. Например: «Почему кролик прыгает, а не бегает, не ползает?», «Что помогает ему прыгать?», «Каких еще животных вы знаете с таким же строением ног?», «В двух мисках приготовлена раз­ная пища. Найдите ту, которую любит кролик. Какую пищу за­были положить?», «Вспомните, что еще кролик любит есть».

Особой подготовки требуют экскурсии со старшими дошколь­никами на скотный двор, ферму. Дети знакомятся с особенностя­ми жизни, питания, содержания домашних животных, наблюда­ют, как ухаживают за ними доярки, скотницы и другие работники. Если возможно, надо показать ребятам электродоение, механи­ческую подачу кормов. Интерес вызывает и экскурсия в телятник. Все эти непосредственные наблюдения имеют особое значение для умственного и нравственного развития детей: обогащают их представления, воспитывают уважение к труду людей по уходу и выращиванию животных. Особое внимание педагог обращает на заботливое и ласковое отношение к животным со стороны пер­сонала. Доярка, конюх или телятница могут рассказать ребятам о своей работе.

Если детский сад расположен так, что провести экскурсию невозможно, воспитатель использует картины, иллюстрации книг, художественную литературу, например рассказы Л. Воронковой «Кружка молока», «Маленький Соколик» и др.

Приведенные выше методические рекомендации следует учи­тывать и при наблюдении за некоторыми животными, живущими в естественных условиях.

Информация о работе Ознакомление с животными