Правовая регламентация правоохранительных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Во все исторические периоды государство как институт права и форма организации публичной власти выступало в качестве регулятора отношений субъекта с обществом, санкционировав для этих целей структурно взаимосвязанную систему правоохранительных органов, являющуюся частью механизма государственного аппарата, которая представлена в настоящее время следующими правоохранительными органами:
- правоохранительными органами внутренней безопасности (МВД, ФСБ);
-правоохранительными органами внешней безопасности (СВР, ГРУ);
-специальными службами (ФСО, ФСНП, ФПС, МЧС, внутренние войска, таможенные органы);

Оглавление

№ стр.
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________2

ГЛАВА I.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА_______________________________________________6

ГЛАВА II. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ ПРИЗНАКИ И ВИДЫ.______________________________________________________15

ГЛАВА III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ (ПРАВОВАЯ ОСНОВА) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ.___________21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________31

ЛИТЕРАТУРА_________________________________________________32

Файлы: 1 файл

Казанский филиал.docx

— 53.67 Кб (Скачать)

-акты  об организационном обеспечении  деятельности судов, органах,  осуществляющих эту деятельность, их организации и функционировании: уже упоминавшиеся Законы "О  судебной системе РФ", "О  Конституционном Суде РФ", Федеральные  законы "О Судебном департаменте  при Верховном Суде РФ" от 08.01.98, "О судебных приставах" от 21.07.97 (в ред. от 07.11.2000), "О третейских  судах" от 24.07.2002, "Об органах  судейского сообщества в РФ" от 14.03.2002 и т. п.        Указанные акты направлены на  обеспечение нормальных условий  функционирования судебной системы:

-акты  о прокуратуре и прокурорском  надзоре: Федеральный закон "О  прокуратуре РФ" от 17.01.92 (в ред.  от 25.07.2002), Положение о военной  прокуратуре, принятое Верховным  Советом СССР 04.08.81, и т. п. 

27

Указанные акты определяют организацию, порядок формирования и полномочия органов прокуратуры, принципы, порядок осуществления 

прокурорского надзора, средства прокурорского реагирования, статус прокурорских работников и другие вопросы прокурорского надзора  и прокуратуры;

-акты  о выявлении и расследовании  преступлений: Уголовно-процессуальный  кодекс РФ от 18.12.2001 (в ред. от 25.07.2002), Закон Российской Федерации  "О, Федеральный закон "Об  органах федеральной службы безопасности  в РФ" от 03.04.95 (в ред. от 25.07.2002) и мн. др. Эта группа нормативных  актов определяет вопросы организации  и деятельности большого круга  органов по выявлению и расследованию  преступлений, их полномочия и обязанности в сфере выявления и расследования преступлений, процедуру расследования преступлений;

-акты  об организации юридической помощи: Основы законодательства Российской  Федерации о нотариате, принятые  Верховным Советом РФ 11.02.93 (в ред.  от 30.12.2001), Федеральный закон "Об  адвокатской деятельности и адвокатуре  в РФ" от 31.05.2002 № 63-ФЗ и др. Эти акты регулируют вопросы  организации и деятельности различных  органов, оказывающих юридическую  помощь (адвокатура, нотариат), определяют  полномочия, права и обязанности  указанных органов.

Организация каждой из систем правоохранительных органов (суда, прокуратуры, ФСБ и  др.) регулируется специальными законами федерального уровня.

Важнейшими законами, регламентирующими  организацию судебной системы, основные начала ее деятельности, являются, помимо Конституции РФ, Закон “О статусе  судей в Российской Федерации”, Закон “О судоустройстве РСФСР”, Федеральный  закон “О судебной системе 

 

28

Российской  Федерации”. Два последних закона взаимодополняют друг друга, поскольку, хотя Закон о судебной системе  был принят в 1996 году, а 

Закон о судоустройстве - в 1981 году, часть положений, закрепленных Законом  о судоустройстве, не вошла в новый  закон, не была им изменена и, следовательно, продолжает действовать в настоящее  время.  
Закон “О судебной системе РФ” закрепил понятие “судебная власть”, раскрыл его содержание, дал понятие и содержание основных принципов правосудия. В Законе определена судебная система Российской Федерации, компетенция судов, входящих в эту систему, их структура. В нем также указано, как, в каком порядке назначаются судьи и на кого возлагается организационное обеспечение деятельности судов.  
Как уже указывалось, часть норм Закона “О судоустройстве РСФСР” продолжает действовать и в настоящее время. Это прежде всего относится к разделу 5 Закона, посвященному присяжным заседателям. В нем определяются требования, предъявляемые к присяжным заседателям, их правовой статус. Действует и часть норм, подробно регламентирующих структуру судов общей юрисдикции, организацию их работы.  
Закон “О статусе судей в РФ” закрепляет требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности, порядок отбора кандидатов, права и обязанности судей, гарантии их независимости и неприкосновенности. В нем также определены органы судейского сообщества, их задачи, предусмотрены меры социальной защиты судей.  
Помимо названных законов следует указать Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” и Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации”. Первый определяет задачи, полномочия Конституционного Суда РФ, принципы деятельности, статус судей Конституционного Суда РФ. В нем закреплен порядок образования

29

Конституционного  Суда РФ, его структура, особенности  производства по отдельным категориям дел. Второй определяет компетенцию  арбитражных 

судов, их систему, устанавливает структуру  арбитражных судов всех звеньев, порядок работы, их организационное  обеспечение.  
Организация и деятельность прокуратуры регламентируется Законом “О прокуратуре Российской Федерации”. Следует учесть, что в 1995 году в него были внесены настолько серьезные изменения и дополнения, что, по существу, был принят новый закон. В Законе определены задачи и роль прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, закреплена система органов прокуратуры РФ, структура каждого органа, установлен порядок назначения прокуроров, их компетенция, правовой статус, меры материального и социального обеспечения работников прокуратуры.  
Организация органов безопасности определяется федеральными законами: “О безопасности”, который дает понятие безопасности, перечисляет объекты безопасности и органы, которые обеспечивают безопасность, “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации”, “О внешней разведке”, “О федеральных органах правительственной связи и информации”, “О государственной охране”. Каждый из этих законов определяет цели и задачи, стоящие перед соответствующим правоохранительным органом, его структуру и компетенцию.  
Задачи, компетенция, система и структура органов налоговой службы и налоговой полиции определяются законами “О государственной налоговой службе в РСФСР” и “О федеральных органах налоговой полиции”. Таможенный кодекс Российской Федерации устанавливает понятие таможенного дела, систему таможенных органов, их структуру, полномочия.  
        Нет специальных законов, регламентирующих организацию органов предварительного расследования. Эти органы наделяются полномочиями

30

Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР.  
        Организация и деятельность органов внутренних дел и входящих в

них подразделений регулируется рядом  законов. В первую очередь это  Закон “О милиции”, определяющий ее задачи, разделение на милицию общественной безопасности и криминальную, подразделения, входящие в каждую из них, права и  обязанности работников милиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Завершая  работу, необходимо подвести итоги, сделать  основные выводы.

Признание и защита прав и свобод граждан  являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна реализация этих прав и свобод. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, - эта обязанность возлагается на правоохранительные органы. В Российской Федерации существует большая и развитая система правоохранительных органов. Их структура четко определена и регламентирована. Различные органы и структуры могут регулировать социально-правовую  деятельность практически во всех сферах жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32

ЛИТЕРАТУРА.

 

Нормативно-правовые акты.

 

  1. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации - 10 февраля 1997 г. - №6 - Ст. 711.

 

  1. Указ Президента РФ от 12 февраля 1993 г. № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации - 15 февраля 1993 г. - № 7 - Ст. 562.

 

  1. 3.Указ Президента РФ от 19 августа 2003 г. № 969 «Об общей штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации - 25 августа 2003 г. - № 34 - Ст. 3360

 

  1. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 21 марта 2003 г. № 57 «Об утверждении Регламента Главной военной прокуратуры» // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ. - Том 1. - 2004 г.

 

  1. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР - 22 апреля 1991 г. -№ 16 - Ст. 503.

 

 

Официальные акты судебных органов.

 

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации - 17 апреля 2000 г. - № 16 - Ст. 1774.

 

Специальная и научная литература.

 

 

  1. Голиков Н. Б. Органы политического сыска и их развитие в 16-17 вв. // Абсолютизм в России. Сб. ст. 1964, с. 258

 

  1. Сергиевский Н. Д. Наказания в русском праве 17 в. СПб., 1887, с. 159.

 

  1. Соборное Уложение 1649 года: Текст. Комментарии. Л., 1987, с. 20-21.

 

  1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955, т. 4, с. 55

 

  1. История древнего мира. Древний Рим. / А. Н. Бадак, Мн., Харвест, М., АСТ, 2000. С. 243-250.

 

  1. История древнего мира. Древний Восток, Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия. / А. Н. Бадак, Мн., Харвест, М., АСТ, 2000. С. 547-551.

 

  1. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1982, с. 32-37.

 

  1. Теория государства и права. / Ред. проф. В. В. Лазарева. М., Право и закон, 2001, с. 51-67.

 

  1. Правоохранительные органы Российской Федерации / В. К. Бобров. М., Моск. Акад. МВД РФ, Изд-во Щит, 2001,  с. 6-21.
  1. 1 История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1982, с. 32-37.

2 История древнего мира. Древний Рим. / А. Н. Бадак, Мн., Харвест, М., АСТ, 2000. С. 243-250.

3 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955, т. 4, с. 55

4 Рууд Ч. А., Степанов С. А., Политический сыск при царях. М., Фонтанка, 16, 1993, с. 4-5.

5 Правоохранительные органы Российской Федерации / В. К. Бобров. М., Моск. Акад. МВД РФ, Изд-во Щит, 2001,  с. 6-21.

6 Правоохранительные органы Российской Федерации / В. К. Бобров. М., Моск. Акад. МВД РФ, Изд-во Щит, 2001,  с. 6-21.


Информация о работе Правовая регламентация правоохранительных органов