Правовая регламентация правоохранительных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Во все исторические периоды государство как институт права и форма организации публичной власти выступало в качестве регулятора отношений субъекта с обществом, санкционировав для этих целей структурно взаимосвязанную систему правоохранительных органов, являющуюся частью механизма государственного аппарата, которая представлена в настоящее время следующими правоохранительными органами:
- правоохранительными органами внутренней безопасности (МВД, ФСБ);
-правоохранительными органами внешней безопасности (СВР, ГРУ);
-специальными службами (ФСО, ФСНП, ФПС, МЧС, внутренние войска, таможенные органы);

Оглавление

№ стр.
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________2

ГЛАВА I.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА_______________________________________________6

ГЛАВА II. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ ПРИЗНАКИ И ВИДЫ.______________________________________________________15

ГЛАВА III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ (ПРАВОВАЯ ОСНОВА) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ.___________21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________31

ЛИТЕРАТУРА_________________________________________________32

Файлы: 1 файл

Казанский филиал.docx

— 53.67 Кб (Скачать)

-конституционный  контроль;

-осуществление  правосудия;

-выявление  и расследование преступлений;

-прокурорский  надзор;

-организационное  обеспечение деятельности судов, оказание юридической помощи. Названные направления (функции) взаимосвязаны и дополняют

18

друг друга. Далее, в соответствующих лекциях, будет дана характеристика каждого  направления.

 

Система правоохранительных органов.6

 

Для выполнения направлений (функций) правоохранительной деятельности, государство создает  специальные органы, которые именуются  правоохранительными. В юридической литературе к числу правоохранительных органов обычно относят те, основным содержанием которых является правоохранительная деятельность в сфере защиты прав и свобод граждан и организаций.

Следует отметить, что в законодательстве нет понятия правоохранительного органа, нет и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. В связи с этим в юридической литературе выработан ряд признаков, которым должен соответствовать государственный правоохранительный орган.

Правоохранительные  органы уполномочены законом и реализуют  свою деятельность в соответствии с  ним.

Деятельность  правоохранительных органов процессуально  регламентирована и осуществляется на основе соответствующих правил и  процедур, нарушение которых ведет  к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Лица, состоящие  на службе в этих органах, должны иметь  специальную подготовку и в процессе своей деятельности имеют право  применять установленные законом  меры государственного принуждения  к лицам, допустившим правонарушение.

19

Решения правоохранительных органов обязательны  для исполнения должностными лицами и гражданами при условии их законности и обоснованности.

Таким образом, правоохранительный орган — это государственный орган, осуществляющий специализированную правоохранительную деятельность, направленную на защиту прав и законных интересов граждан, общественных и государственных институтов.

Следует отметить, что среди правоохранительных органов обычно рассматривают и  адвокатуру, хотя она и не является государственным органом и не обладает отмеченными выше признаками, но призвана осуществлять права и законные интересы как физических, так и юридических лиц.

В последние  годы появились и другие негосударственные  правоохранительные организации —  третейские суды, частные сыскные и охранные структуры, союзы потребителей и т.п., деятельность которых строится на нормативно-правовой основе. В связи с этим можно говорить о правоохранительных органах и организациях.

Исходя  из изложенного, правоохранительную систему в России составляют государственные и негосударственные правоохранительные органы и организации.

К государственным правоохранительным органам относятся:

-суд;

-прокуратура;

-органы внутренних  дел;

-органы предварительного  расследования;

-органы обеспечения  безопасности;

-органы юстиции.

 

20

К негосударственным правоохранительным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относятся:

-адвокатура;

-третейские  суды;

-частные  детективные и охранные предприятия;

-частные  нотариусы;

-союзы  потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

ГЛАВА III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ (ПРАВОВАЯ ОСНОВА) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ.

 

Классификация правовых актов, на основании которых  функционируют правоохранительные органы может осуществляться по различным  основаниям: по предмету регулирования (по их содержанию – т.е. конкретно  о каждом правоохранительном органе, когда соответствующие нормативные  акты определяют правовой статус отдельного правоохранительного органа); по юридической  силе. Мы рассмотрим акты, ранжируя их по юридической силе.

Конституция Российской Федерации, будучи основным законом страны, обладает высшей юридической  силой среди нормативных правовых актов, регулирующих организация правоохранительных органов. Систематический анализ статей основного закона позволяет сделать вывод о том, что организация и деятельность правоохранительных органов находятся в исключительном ведении Российской Федерации и урегулированы в федеральных конституционных и федеральных законах и принятых в соответствие с ними подзаконных нормативных правовых актах.

На этом же уровне условно можно распределить международные правовые акты (конвенции, соглашения, договора, пакты и т. п.), которые ратифицированы Российской Федерацией и признаны подлежащими  исполнению. Пункт 4 ст. 15 Конституции  РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Выделим т.н. акты общего характера:

22

-Всеобщая  декларация прав человека;

-Международный  пакт о гражданских и политических  правах;

-Конвенция  о защите прав человека и  основных свобод;

-Конвенция  Содружества Независимых Государств  о правах и основных свободах  человека и др.

На следующей  ступени иерархической лестницы нормативных актов по юридической  силе находятся федеральные конституционные  и федеральные законы, затрагивающие  непосредственно предупредительную  деятельность правоохранительных органов  либо правовую защиту объектов, охраняемых ими. В актах этого уровня и  решается большинство 

вопросов  организации и деятельности правоохранительных органов, которым доверяется осуществление  весьма ответственных функций, связанных  с охраной законности и правопорядка, защитой прав и законных интересов  граждан. Авторитет принимаемых  ими решений подкрепляется авторитетом  закона. В этом — одна из гарантий того, что их деятельность будет  осуществляться должным образом.

В качестве примера конституционного закона можно  назвать Федеральный конституционный  закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об  оперативно-розыскной деятельности». С введением Закона об ОРД в  действие удалось решить две основные задачи:

1) создать  правовую основу оперативно-розыскной  деятельности;

2) придать  официальный статус оперативно-розыскной  деятельности как государственно-правовой  форме борьбы с преступностью. 

Законом был предусмотрен ряд принципиально  новых правовых установлений, значительно  расширивших права и возможности  оперативных аппаратов в борьбе с преступностью; регламентированы

23

основания и  порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных  прав граждан при проведении оперативно-розыскных 

мероприятий; более четко сформулированы меры правовой и социальной защиты субъектов  ОРД – т.е. законодатель отреагировал на качественные изменения в преступности, создал условия для активизации  борьбы с преступностью.

Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел  Российской Федерации». Настоящий Федеральный  закон определяет назначение, правовые основы, принципы деятельности, полномочия внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, порядок  выполнения ими возложенных задач, устанавливает гарантии правовой и  социальной защиты военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел  Российской Федерации, граждан, уволенных  с военной службы в указанных  войсках, и членов их семей.

Отдельное рассмотрение правовой базы каждого  правоохранительного органа планируется  нами ниже в рамках параграфа, посвященного каждому органу.

Далее следуют  указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Содержание этих актов в общих чертах определяется Конституцией РФ и другими федеральными законами. Чаще всего они касаются тех правоохранительных органов, которые  входят в состав исполнительной власти. Указом может быть утверждено положение  о каком-то органе, о возложении на него дополнительных полномочий либо об освобождении его от таковых.

Несколько более низкую ступень занимают постановления  и распоряжения Правительства РФ. Эти акты не могут противоречить  ни Конституции, ни законам, ни указам и распоряжениям Президента.

24

Правительство вправе регламентировать только те вопросы, которые отнесены к его компетенции  актами более высокого уровня.

Ниже  следуют ведомственные (межведомственные) нормативные акты федеральных органов  исполнительной власти – приказы, инструкции, разъяснения Верховного Суда и Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации. Например, Приказ Генеральной прокуратуры  РФ от 21 марта 2003 г. № 57 «Об утверждении  Регламента Главной военной прокуратуры», Приказ Генеральной прокуратуры  РФ от 9 сентября 2002 г. № 54 «О разграничении  компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и  других специализированных прокуратур».

Деятельность  отдельных правоохранительных органов, например  органов внутренних дел, регулируется сотнями приказов и  распоряжений полномочных ведомств и министерств (в приведенном  примере – МВД РФ), многие из которых  носят «служебный» (закрытый) характер. Важно подчеркнуть, что такие  акты не должны противоречить законодательству, а в случае противоречия – должны применяться нормы закона, но не ведомственных актов.

Отдельное место в качестве источников нормативной  базы правоохранительных органов можно  назвать акты органов судебной власти. Важное значение для регламентации  деятельности правоохранительных органов  в последние годы приобрели постановления  Конституционного Суда РФ. Например, Постановление  Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений  пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и  пункта 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Помимо  актов Конституционного Суда РФ на процесс формирования системы правоохранительных органов оказывают влияние и  решения 

25

Верховного  Суда РФ (в частности, акты Судебного  департамента при Верховном суде РФ).

Не являются источниками права, однако имеют  большое значение для осуществления  правоохранительной деятельности:

• разъяснения  по вопросам судебной практики, даваемые Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным  Судом РФ в форме постановлении  Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего  Арбитражного Суда РФ. Указанные постановления  обязательны для всех нижестоящих  судов (постановления Пленума Верховного Суда РФ - для судов общей юрисдикции и военных судов, а постановления  Пленума Высшего 

Арбитражного  Суда РФ - для арбитражных судов). Применяются также и постановления  Пленума Верховного Суда СССР, если они не противоречат действующему законодательству и по затрагиваемым ими вопросам не даны иные разъяснения Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с их компетенцией. Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный  Суд РФ принимают также и акты организационного характера;

• постановления  Конституционного Суда РФ. касающиеся вопросов соответствия Конституции  РФ определенных нормативно-правовых актов о правоохранительной деятельности.

Классификация нормативно-правовых актов о правоохранительных органах в зависимости от их содержания:

• акты общего характера: Конституция РФ, Закон  Российской Федерации "О безопасности" от 05.03.92 (в ред. от 25.07.2002) и т. п. Указанные  акты имеют значение для организации  и функционирования всех правоохранительных органов, определения принципов  правоохранительной деятельности. Так, Конституция РФ определяет

 

26

основные (конституционные) права и свободы личности (гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина"), многие из которых  имеют прямое

отношение к  правоохранительной деятельности (право  на жизнь и личную неприкосновенность, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений  и т. п.). Кроме того, гл. 7 Конституции  РФ "Судебная власть" определяет основные принципы организации, функционирования и комплектования судебных органов.     Важное значение имеют и другие положения  Конституции РФ:

-акты  о правосудии судебной власти: Федеральные конституционные законы "О судебной системе РФ" от 31.12.96 (в ред. от 15.12.2001) и "О 

Конституционном Суде РФ" от 21.07.94 (в ред. от 15.12.2001), Закон Российской Федерации "О  статусе судей" от 26.06.92 (в ред. от 15.12.2001) и т. п. Указанные акты определяют общие принципы осуществления правосудия, вопросы организации и функционирования судебной власти, принципы и порядок  осуществления конституционного контроля, вопросы статуса судей и пр.;

Информация о работе Правовая регламентация правоохранительных органов