Правовая регламентация правоохранительных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Во все исторические периоды государство как институт права и форма организации публичной власти выступало в качестве регулятора отношений субъекта с обществом, санкционировав для этих целей структурно взаимосвязанную систему правоохранительных органов, являющуюся частью механизма государственного аппарата, которая представлена в настоящее время следующими правоохранительными органами:
- правоохранительными органами внутренней безопасности (МВД, ФСБ);
-правоохранительными органами внешней безопасности (СВР, ГРУ);
-специальными службами (ФСО, ФСНП, ФПС, МЧС, внутренние войска, таможенные органы);

Оглавление

№ стр.
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________2

ГЛАВА I.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА_______________________________________________6

ГЛАВА II. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ ПРИЗНАКИ И ВИДЫ.______________________________________________________15

ГЛАВА III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ (ПРАВОВАЯ ОСНОВА) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ.___________21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________31

ЛИТЕРАТУРА_________________________________________________32

Файлы: 1 файл

Казанский филиал.docx

— 53.67 Кб (Скачать)

 

10

собирать  централизованную дань в пользу военно-дружинной  знати - полюдье, осуществлять суд, наказывать виновных и облагать их штрафами-вирами.

Судебная  функция не была отделена от государственной - суд осуществлялся по Сборнику законов - “Русской Правде” с перечнем преступлений, закрепленными уголовно-правовыми  нормами и санкциями.

Функции по обеспечению порядка развивались  достаточно быстро. Изучение исторических материалов приводит к заключению, что с 10-го века на Руси санкционировалась  активная деятельность для “добычи” сведений, необходимых для обеспечения  внешней и внутренней безопасности, с использованием агентуры из “путных  людей”, купцов, тайных лазутчиков; однако вплоть до 15-го функции правоохранительных органов выполняли органы государственного управления. Удельные князья, воеводы  и полководцы занимались агентурной работой самостоятельно по собственному плану, индивидуально изыскивая  наиболее эффективные оперативные  пути решения возникающих проблем. Несмотря на определенное развитие и  совершенствование методов правоохранительной деятельности, их развитие не носило организованного  характера и во многом определялись личной инициативой субъектов власти. В рассматриваемый период не существовало специальных структур, создаваемых  для ведения оперативно-розыскной, разведывательной, контрразведывательной  и следственной деятельности, несмотря на то, что постоянная угроза агрессии извне, а также регулярно возникающие  внутренние конфликты и противоречия настоятельно требовали их создания.

Начало  процесса выделения правоохранительной функции приходится на 16-й век., характеризуется  формированием специальных ведомств - секретных Приказов и ведомств, в основах деятельности

11

которых заложены формы проведения расследования, следствия  и судебного производства. Одной  из первых форм правоохранительной деятельности Российского государства являлся  политический и уголовный сыск. Согласно Толковому словарю В. Даля, понятие  “разыскать”означало: разузнать допросами  и уликами, доискиваться до истины, делать розыск, дознание, следствие, а  сам розыск определялся как судебное понятие, в юридическом отношении - розыск, исследование, за которым логически  следует само законное действие3 . С правовой точки зрения сыск (розыск) - это “форма уголовного процесса, существовавшего до конца 15 века до судебной реформы 1864 г., для которой характерны сосредоточение функций обвинения, защиты и рассмотрения дела с вынесением решения”. Основным доказательством в суде считалось собственное признание обвиняемого. Методы и способы “добывания” доказательств в отличие от “законного следствия” процессуально не определялись и носили конфиденциальный характер. Главным источником информации служили доносы, которые практически не опровергались.              

Другой формой розыскной деятельности являлся  политический сыск. Наиболее конкретное определение политического сыска  содержится в энциклопедическом  политологическом словаре и трактуется как сбор информации в целях компрометации  и шантажа политических деятелей и рядовых участников оппозиционных  движений, засылание к ним провокаторов, задержание и аресты людей по действительным или инспирированным мотивам, применение других методов преследования действительной, предполагаемой и воображаемой оппозиции  в условиях тоталитарного государства.

 

12

Уголовный и  политический сыск представляли собой  формы деятельности по розыску преступников. Причем, если в европейских странах  полицейские органы занимались всем спектром обеспечения безопасности и правопорядка, то в России функции  политической полиции и полиции  уголовной были разделены с момента  их образования и данное разделение не являлось формальным, а конкретным феноменом. Методы политического сыска  отличались от методов уголовного розыска  ведением судопроизводства и более  жесткими способами получения “признательных”  показаний. Подавляющее большинство  составов преступления, отнесенных к  компетенции политической полиции, в качестве меры наказания предусматривали  смертную казнь. При осуществлении  расследования составов преступления политическая полиция не учитывала  ни возраст, ни состояние здоровья, ни общественных положений лиц, попавших в поле ее деятельности.

 

Создание первых министерств и  правоохранительных органов.

 

Совершенствование форм и методов деятельности по охране порядка продолжили реформы Петра I (1676-1725), заложившие основы формирования полицейских ведомств и служб -сформирован центральный верховный орган государственной власти - правительствующий Сената и подчиняющиеся ему 11 коллегий, в состав которых вошла Юстиц-коллегия, занимающаяся вопросами судебного законодательства и судопроизводства и главный магистрат, руководящий работой городских магистратов, в ведении которых находились судебные функции, контролирование финансовых средств, сбор налогов и пошлин (Схема 4).

Государство нуждалось в эффективном контроле за деятельность государственных учреждений и местных органов власти, каковой  является

13

прокуратура. Первоначально функции прокуратуры  выполняли штаб-офицеры гвардии, в 1722 г указом “О должности генерал-прокурора” был учрежден прокурорский надзор, который являлся основным законодательным  актом о прокуратуре на протяжении всего 18 и 19-го столетия.

Полицейские ведомства наделялись специальными и чрезвычайными полномочиями и  выходили за пределы традиционной компетенции  этого ведомства и полиции  политической. Но изменив в соответствии с европейским стандартом российские законы и порядки практически  во всех сферах жизни общества, Петровские реформации не затронули существующей формы политического сыска, выработанные предшествующими поколениями. Политико-полицейская  функция государства вышла на первый план и нашла отражение  в организации постоянно действующих  государственных органов по борьбе и раскрытию политических и государственных -Преображенского приказа и Тайной канцелярии. Преображенский приказ был  первоначально государственным  органом, наделенным судебно-административной функцией, в задачи которого входило  управление “потешными” полками  Петра и руководство полицейской  службы главным образом в Москве. Кроме того, он выполнял функции  царской канцелярии, откуда шли специальные  распоряжения

царя, указы  в другие государственные учреждения и где по его указу расследовались государственные и уголовные  дела. Впоследствии, в конце 1696 г. Преображенскому  приказу было передано исключительное право расследования и судопроизводства по государственным преступлениям. Впервые в России государственный  орган получил правоохранительные полномочия, которые распространялись на всех граждан и подданных государства, без различения их сословий, званий и занимаемых должностей. 

14

Наряду  с Преображенским приказом, действующем  в Москве, расследования важных политических преступлений происходило в Тайной канцелярии, созданной в Петербурге. Они являлись звеньями одного государственного органа и наделялись равными правами  и обязанностями, первый принимал дела из Москвы и дальних губерний и  местностей, в то время как вторая из Петербурга и ближайших провинций  и губерний. Однако существенным различием  между Тайной канцелярией и Преображенским приказом являлось то, что деятельность Тайной канцелярии заключала в себе больший элемент юридической  специализации. В отличие от Преображенского  приказа, ведавшего, функциями расследования  и суда по политическим преступлениям, Тайная канцелярия занималась исключительно  следственно-судебной деятельностью, причем в основном по политическим преступлениям (примерно 70% всех дел). Для  централизации деятельности Преображенского  приказа и Тайной канцелярии в 1726 г. создан Верховный тайный совет - высший орган по расследованию и судопроизводству, которому подчинялись два вышеназванных.  

Государственная служба регламентировалась “Табелью о рангах” (1722), содержащая 14 служебных  категорий (рангов) от низших - юнкера до самой высшего ранга - действительного  тайного Советника I-го класса.

Таким образом, вместо отмененного в 1682 г. местничества окончательно вводился принцип выслуги, “табель о рангах” давал возможность  дворянам, достигшим 8-го ранга (майор  на военной службе и коллежский асессор  на гражданской), получать потомственное  гражданство. Анализ деятельности полицейских  структур показывает, что русские  цари уделяли большое значение органам  обеспечения порядка.4

 

15

ГЛАВА II. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ ПРИЗНАКИ И ВИДЫ.5

 

В настоящее  время в России осуществляется процесс правовой реформы, конечная цель которой — построение демократического правового государства. Определение России в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности его преобладают, прежде всего, принципы права. Это достигается путем обеспечения верховенства закона, защиты и охраны интересов личности в обществе.

Исходя  из ст. 1 Конституции РФ правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Одной из важнейших функций, осуществляемых государством, является защита прав и свобод человека: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Человек реализует свои права и свободы  не только в личной, но и в общественной жизни — через различные общественные формирования (государственные или  негосударственные).

Провозглашая  права и свободы человека и  гражданина в качестве приоритетных, Конституция РФ в то же время не умаляет значения прав, свобод и законных интересов различных коллективных формирований граждан. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Итак, в  России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

16

Из сказанного можно сделать вывод: объектами правоохранительной деятельности являются права и свободы как граждан (физических лиц), так и организаций (юридических лиц).

Правозащитная функция (деятельность) государства  реализуется в двух формах:

Законодательная (нормативно-правовая), которая устанавливает следующие механизмы защиты прав и свобод:

-юридическую ответственность за правонарушения;

-государственный контроль за соблюдением прав (предупреждение, пресечение, выявление правонарушений);

-применение мер воздействия к нарушителям;

-восстановление нарушенных прав (возмещение или компенсация причиненного вреда.

Федеральные законы, указы Президента, постановления  Правительства, акты Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и др. являются средствами, с помощью которых государство реализует правозащитную функцию.

В то же время, законодательная, нормативно-правовая деятельность сама является предметом контроля, в частности, со стороны такого правоохранительного органа как Конституционный суд РФ. Немало случаев, когда Конституционный суд РФ признавал неконституционными те или иные положения федеральных законов, нарушающие права и интересы граждан.

Практическая реализация законов  и подзаконных актов осуществляется действиями непосредственно правоохранительных органов (суд, прокуратура, милиция и др.).

С учетом сказанного можно определить понятие  правоохранительной деятельности, под которой понимают государственную деятельность,

17

осуществляемую  в порядке, установленном законом, специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты прав и  свобод граждан путем применения юридических мер воздействия.

Основные  признаки правоохранительной деятельности:

-правоохранительная  деятельность осуществляется в  определенном порядке, установленном  законом;

-правоохранительная  деятельность осуществляется специально  уполномоченными органами;

-правоохранительная  деятельность строго ограничена  в применении мер государственного  принуждения;

-решения  государственных правоохранительных  органов обязательны для исполнения;

-решения  правоохранительных органов, затрагивающие  конституционные права граждан  и организаций могут быть обжалованы  в установленном порядке в  прокуратуру и в суд;

-должностные  лица правоохранительных органов  несут установленную законом  ответственность за вред, причиненный  своими неправомерными действиями.

Основные  направления (функции) правоохранительной деятельности

Правоохранительная  деятельность многообразна, и выражается в основных функциях (направлениях). Выделяют следующие направления деятельности:

Информация о работе Правовая регламентация правоохранительных органов