Морфемный состав слова

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 04:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить морфемный состав слова и методику изучения в начальных классах.

Объект исследования: дети младшего школьного возраста средней школы № 25 г. Витебск

Задачи:

- подобрать, изучить и систематизировать литературу по теме;

- описать морфемный состав слова в современном русском языке;

- рассмотреть методы и приемы работы по изучению состава слова;

- изучить опыт работы учителей школ по данной теме;

-провести экспериментальное исследование.


Предмет исследования: методика изучения состава слова в начальной школе на уроках русского языка.

Гипотеза исследования: профессионализм, любовь к детям, ответственное отношение к их судьбе, к их будущему, постоянное самообразование, поиск, творчество помогут каждому учителю уже при обучении детей составу слов, заложить прочные основы последующих шагов ребенка в овладении богатствами родного языка в развитии и совершенствовании своей речи.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА.

1.Морфемика и понятие морфем.

2. Виды морфем.

3. Значение морфем.

4.Парадигматические отношения между морфемами.

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

1. Причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе слов по составу.

2. Распределение программного материала и содержание работы.

3. Методы и приемы изучения состава слов.

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

     Основной, наиболее ответственной темой, связанной с изучением состава слова, и в частности, корня, являются тема «Правописание безударных гласных корня».

     Если  в первом классе усвоение правописания безударных гласных развивается  на фонетической основе, то дальше формирование навыка писать безударные гласные должно идти иначе. Уже во втором классе совершается переход на морфемную основу. Если ученик верно выделил в слове корень, прочитал его отдельно, обратил внимание на его графический образ, то этим уже в значительной мере обеспечено правильное написание гласной корня. Для усвоения правила правописания безударных гласных большое значение имеют разнообразные упражнения. Все упражнения сопровождаются дополнительными работами: дети ставят ударения, подчеркивают безударные гласные, иногда выделяют целиком корень, дают устные объяснения. При изучении безударных гласных в корне пользуются разными приемами проверки их правописания в зависимости от характера слов. Такими являются:

     1) замена единственного числа множественным:  гора – горы;

     2) замена множественного числа единственным: дома – дом;

     3) образование слов ласкательного  значения: трава – травка;

     4) нахождение к множественному  слову односложного слова: кормушка  – корм;

     5) замена существительного прилагательным: зима – зимний;

     6) замена одной формы глагола другой: пилил – пилят.

     Не  следует добиваться того, чтобы учащиеся запоминали и формулировали эти  способы проверки в виде правил. Упражнения, подобные перечисленным, развивают  грамматико-орфографическую гибкость, понимание смысловых связей между  словами, дети практически усваивают единство написания родственных слов.

     Имеет некоторое значение и порядок, в  котором изучаются безударные гласные; целесообразней всего давать для  изучения слова с противопоставляемыми буквами о-а, е-и-я (читаются одинаково, а пишутся по-разному) или же давать слова с разными буквами в перемешку. Не следует давать эти буквы отдельно каждую: сначала о, затем а и т.д.; целесообразно их противопоставлять.

     При прохождении раздела «Состав  слова» дети учатся распознавать и  писать не только корни слов, но также и приставками. Понятие о приставках дети получают путем сопоставления слов с разными приставками. При изучении же раздела «Состав слова» необходимо не только закрепить умения и навыки писать гласные и согласные в наиболее распространенных приставках (в, во, до, за, на, над, о, об, по, под, про, с, со), но и отличать приставки от предлогов и, следовательно, в отличие от предлогов писать их слитно со словами.

     При усвоении приставок ведется сопоставление  их с предлогами в двух направлениях.

     С одной стороны, устанавливается  сходство с ними в написании гласных  и согласных; если образ предлога ясен для ученика, последний усваивает  и правописание приставок. Гласные  и согласные в приставках пишутся  так же, как в предлогах –  таково правило правописания гласных и согласных в приставках.

     С другой стороны приставка противопоставляется  предлогу, так как, в отличие от предлога, она пишется слитно со словами. Между предлогом и следующим  словом можно вставить слово, это  нельзя сделать в слове с приставкой. Предлог служит для связи слова с другим словом, посредством приставок образуются новые слова. Роль предлога учащиеся вполне уясняют при изучении падежей имен существительных: предлог служит для связи существительного с глаголом или с другим существительным. Такой роли приставка выполнять не может. Несколько позже учащиеся поймут, что глагол не изменяется по падежам, поэтому перед ним не может быть предлога.

     При изучении темы «Правописание приставок» учащиеся второго класса усваивают  материал подтемы «Употребление ъ». учитель выясняет роль ъ в сопоставлении с ь. Как тот так и другой являются разделительным знаком, в этом их сходство; следовательно, при ознакомлении с ъ следует прежде всего опереться на произношение. Однако тут же необходимо указать между тем и другим знаком. Путем наблюдений над словами дети могут легко установить, что ъ употребляется только после  приставок с согласными на конце перед корнем, начинающимся с гласной буквы е, ё, ю, я. Учитель учит детей приемам, посредством которых они могут безошибочно употреблять ъ:

     1) устанавливается раздельное произношение  согласного и следующего гласного  звука;

     2) слово начинается приставкой;

     3) корень начинается одной из  букв е, ё, ю, я.

     Следует предусмотреть и предупреждать  ошибки, которые встречаются в письменных работах учащихся. Для этого нужно систематически проводить соответствующие упражнения. Целесообразно также составление списков слов с ъ и словарная работа.

     При изучении состава слова дети знакомятся и с суффиксом. Суффикс так  же как и приставка играет словообразовательную роль. Однако между тем и другим существует различие. И оно не только в том, что приставка стоит перед корнем, а суффикс после корня.

     В силу сложности явления различие в начальных классах не выясняется. Но путем упражнений дети усваивают, что посредством суффикса от одного и того же корня можно образовать слова как одной и той же части речи, так и разных частей речи, что каждой части речи свойственны определенные суффиксы. И хотя программа не предусматривает усвоение учащимися орфографии суффиксов, однако в процессе словообразовательных упражнений они усваивают и написание многих суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

     Окончание при изучении раздела «Состав  слова» характеризуется тремя чертами:

     1) это часть слова, стоящая в конце;

     2) окончание противопоставлено по  своей роли корню: оно служит  для связи слов;

     3) окончание изменяется в зависимости  от связи с другими словами.

     Синтаксический  признак окончания очень важен  для понимания склонения и  спряжения, с которыми дети познакомятся несколько позже; кроме того, понимание синтаксической роли окончания вносит осмысленность в работу по установлению связи между словами при выделении пар слов, чем ученики второго класса должны серьезно заниматься.

     Чтобы учащиеся поняли синтаксическую роль окончаний, рекомендуется для наблюдений брать так называемые деформированные предложения; причем слова в этих предложениях берутся в начальной форме; требуется восстановить предложение, связав слова между собой; для чего, конечно, потребуется изменение окончаний. Работа над разделом «Состав слова» не может сводиться только к анализу слов, она предполагает и синтетические упражнения. Подбор однокоренных, или родственных слов – наиболее распространенный и полезный вид упражнений этого рода. Дается какое-либо слово (существительное, прилагательное, глагол), дети подбирают однокоренные слова. На первых порах ряд этих слов будет небольшим: 2-3 слова, но постепенно он расширяется, например, к слову корм подбираются слова кормушка, кормить, к слову боль – слова больной, болеть, больница, больно, к слову снег – снеговик, снегурочка и даже слово снежок, снежный, к слову лететь – летчик, полет, залететь и т.д. Такого рода упражнения очень важны для осмысленного усвоения правописания корней и приставок. Кроме того, они полезны и для развития представлений о смысловых связях слов друг с другом и для систематизации словаря.

     Очень удобными и полезными являются упражнения в анализе и подборе родственных  слов при изучении частей речи, когда  от слова, принадлежащего к одной части речи, образуются слова других грамматических разрядов. Вообще следует считать необходимым чуть ли не на каждом уроке проводить подбор однокоренных слов и анализ морфемного состава слов на каждом уроке грамматики и правописания во втором и третьем классах.

Информация о работе Морфемный состав слова