Морфемный состав слова

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 04:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить морфемный состав слова и методику изучения в начальных классах.

Объект исследования: дети младшего школьного возраста средней школы № 25 г. Витебск

Задачи:

- подобрать, изучить и систематизировать литературу по теме;

- описать морфемный состав слова в современном русском языке;

- рассмотреть методы и приемы работы по изучению состава слова;

- изучить опыт работы учителей школ по данной теме;

-провести экспериментальное исследование.


Предмет исследования: методика изучения состава слова в начальной школе на уроках русского языка.

Гипотеза исследования: профессионализм, любовь к детям, ответственное отношение к их судьбе, к их будущему, постоянное самообразование, поиск, творчество помогут каждому учителю уже при обучении детей составу слов, заложить прочные основы последующих шагов ребенка в овладении богатствами родного языка в развитии и совершенствовании своей речи.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА.

1.Морфемика и понятие морфем.

2. Виды морфем.

3. Значение морфем.

4.Парадигматические отношения между морфемами.

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

1. Причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе слов по составу.

2. Распределение программного материала и содержание работы.

3. Методы и приемы изучения состава слов.

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

     А значение производных слов определяется значением слов простых, мотивировано им, подобно тому, как свойства химических соединений зависят от свойств входящих в них элементов».

     Слова, имеющие общую мотивацию, составляют группы однокоренных слов. То, что в  лингвистике трактуется как общая  мотивация, в школьной практике называют сходством по смыслу. Однако слово «смысл» нередко для ребенка оказывается лишенным определенного содержания. Если же регулярно показывать, что родственные слова соотносятся с одним и тем же словом, у детей сформируется способ (действие), с помощью которого они будут устанавливать наличие или отсутствие родства слов, и в то же время наполнится конкретным содержанием выражение «сходны по смыслу». Возьмем, например, слова зимовать, зимник, зимовье, зимний. Работая с ними, не следует ограничиваться указанием на то, что эти слова имеют общую часть зим- и сходны по смыслу, нужно проанализировать значение каждого из слов, обратившись к мотивирующему: зимовать – проводить зиму, зимник – дорога для езды зимой, зимовье – помещение, где живут зимой, зимний – относящийся к зиме и т.п.

     Материал, позволяющий учить детей устанавливать смысловые связи между словами, имеется в учебнике. Это упражнения, где сопоставляются слова, одно из которых простое, а другое производное, например: цветы – цветник, соль – солонка, и др. более того, в учебнике дается образец рассуждения, в который входит обращение к мотивирующему слову: «хлебница – это посуда, в которой хранят хлеб».

     Однако, как показывает практика, многие учащиеся при определении родства слов предпочитают опираться только на внешний  признак: зрительно воспринимаемый одинаковый отрезок анализируемых слов. Неоднократно было замечено, что не только школьники, но и учителя проявляли беспомощность, когда им предлагали задание – «ловушку»: доказать, что слово печник, лесник и сапожник не родственные, хотя имеют одинаковую часть – ник и сходны по смыслу – называют человека по его профессии. Чтобы обосновать отсутствие родства названных слов, нужно показать, что каждое из них объясняется другим словом: печник – от печь, лесник – от лес, сапожник – от сапог. Иначе говоря, если с самого начала определить, что сходными по смыслу считаются слова, которые объясняются с помощью одного и того же слова, интуитивное решение задачи заменяется конкретным способом действия. Причем в этом случае действие становится легко контролируемым.

     Например, учащиеся нашли группу однокоренных слов: сила, сильный, усилие. Затем они  проверяют, действительно ли в эти  словах общий корень сил-: сильный, обладающий силой, усилие – напряжение сил. Если же продолжить подбор родственных слов, общее значение станет еще яснее: силач – человек, обладающий большой физической силой, силища – огромная сила.

     Ни  в коем случае не следует упускать возможность пополнять группы однокоренных слов с помощью примеров, предложенных детьми. Это развивает речь учащихся, заинтересовывает их, рождает стремление непременно найти еще одно слово. Конечно, при содержательном анализе родства слов обойтись без использования толкового словаря при подготовке к урокам невозможно. Хорошо, если в классе постоянно имеются толковые словари, с которыми тут же в классе работают педагог и дети.

     Приставки и суффиксы главным образом являются словообразовательными аффиксами: с их помощью образуются новые  слова, однако в ряде случаев они  выполняют роль средства выражения  грамматических значений.

     Приставкой  называется значимая часть слова, находящаяся  перед корнем или другой приставкой и используемая для образования  новых слов или разных форм одного и того же слова.

     Суффиксом называется значимая часть слова, находящаяся  после корня или другого суффикса и служащая для образования новых слов и разных форм одного и того же слова.

     Понимание приставок и суффиксов как  частей слова, с помощью которых  образуются новые слова, не вызывает особых затруднений, если последовательно  проводится работа по разграничению слов и изменений одного слова, а также если каждый из аффиксов анализируется с двух сторон: по значению и фонемному составу.

     К сожалению, на практике приходится наблюдать, что в качестве единственного  признака морфему используют ее местоположение: часть слова перед корнем – это приставка; отрезок между корнем и окончанием – суффикс. Но, во-первых, оставляя в стороне анализ значения словообразовательного аффикса, мы не реализуем всех возможностей, которые открывает эта работа для речевого и общего развития учащихся, а во вторых, при таком механическом решении задачи мы упускаем из виду, что отрезок слова перед и после корня может состоять не из одного, а из нескольких суффиксов: при-у-красит, укрот-и-тель, уч-и-л и т.п. Если даже учитель будет избегать таких слов, они могут оказаться среди подобранных детьми однокоренных слов. Наконец, оставляя без внимания внутреннюю сторону морфемы – ее значение, мы не создаем предпосылок для контроля за правильностью выполнения действия.

     Обычно  в младших классах проверяют, правильно ли выделено приставка или суффикс, подбирая однокоренные слова с другими приставками или без них, конечно. Если анализируется выехать или другое подобное слово, то при этом способе приставка будет найдена безошибочно: выехать, заехать, переехать, объехать и т.д. Но в словах,  о которых говорилось выше, так может быть найдена несуществующая приставка «приез-» или суффикс «ия» в глаголе прошедшего времени и т.п.

     Вспомним  всеобщий способ анализа морфемной  структуры слова в лингвистики. Морфема выделяется путем подбора слов, имеющих общий семантический признак и одинаковый по фонемному составу отрезок.

     Так, например, слово зимний анализируется в составе трех групп слов:

     1-я:  зимний, зима, зимушка, зимовье, зимовать, зимовщик и т.д.;

     2-я:  зимний,  теплый, синий, добрый, крепкий и т.д.;

     3-я:  зимний, умный, летний, пыльный, каменный  и т.д.

     В первый ряд вошли слова, имеющие  общую мотивацию: все они объясняются  с помощью слова зима. Сравнение  буквенного состава слов позволяет  выделить общий отрезок зим -  корень.

     Во  втором ряду-слова, имеющие со словом зимний одни и те же грамматические значения; именительный падеж, мужской  род, единственное число. Выразителем  этих значений служит окончание прилагательных           – ий/ый. Если изменить какое-либо из грамматических значений этих слов изменится и буквенный состав окончания.

     Наконец, третий ряд. Эти слова обозначают признак, свойственный предмету, названия которого содержится в корне. У всех этих слов есть часть –н-, она находится после корня. Значит, все эти слова образованы с помощью суффикса –н-.

     Всеобщий  способ нахождения в слове морфем, естественно, распространяется на приставки  и суффиксы. Отсюда следует, что, проверяя, верно ли выделена приставка или  суффикс, нужно подбирать разные слова, имеющие то же дополнительное значение и ту же по фонемному составу часть.  Конечно, это не значит, что нельзя использовать подбор однокоренных слов с разными приставками, просто нужно иметь в виду, что этот прием не гарантирует, как и всякий другой частный способ, от ошибок. Всеобщий же способ решения морфемных задач даёт однозначный.

     Кроме того, полезно иметь в виду некоторые  особенности приставок и суффиксов, которые подсказывают приемы работы с ними. Так, известно, что приставки  как бы «приклеиваются» к слову спереди. Отбрасывая приставку, получаем целое, ни в чем не деформированное слово той же части речи: от глагола – глагол (выбросил - бросил), от прилагательного – прилагательное (подводный - водный) и т.п. Конечно, это не относится к словам, образованным префиксально – суффиксальным способом (подснежник).

     За  то суффиксы часто «переводят» слово  из одной части речи в другую: от существительного образуют прилагательное  (сон - сонный), от прилагательных –  глаголы (белый - белить) и т.п. При  чем каждый суффикс сочетается с основой определенного типа. Так, суффикс–тьель- присоединяется к глагольным основам (учить - учитель), а суффикс – щик- к именам существительным (камень-каменщик) и т.п. Подсказывая способы контроля за правильностью выделения приставок и суффиксов, целесообразно обращать внимание детей на эти и другие особенности словообразовательных морфем.

     С помощью приставок обычно происходит образование новых слов в пределах одной и той же части речи: автор  – со-автор.,  носить – вы-носить, вне-из-вне и т.д.

     Приставки в русском  языке чаще всего  используются для словопроизводства  глаголов, прилагательных, наречий.

     Для образования разных форм одного и того же слова приставки используются менее активно, чем суффиксы. Тем не менее,они могут быть и формообразующими: делать – с-делать, бледность – по-бледнеть, слепнуть – о-слепнуть.

     Приставки русского языка могут присоединяться к словам разных частей речи. Приставкам не свойственна закрепленность за определенными  частями речи в связи с большой  степенью ответственности и универсальности выражаемых ими значений. Так, приставка со- выражающая значение «совместности», возможна в составе существительных со- товарищ, со-участник; глаголов со-существовать, со-переживать; прилагательных со-звучный, со-предельный и др.

     Присоединение приставок к основам разных слов не меняет коренным образом их значение. Приставки придают этому значению новые смысловые оттенки. Так, глаголы у-бежать, при-бежать, по существу, обозначают то же действие, что и глагол бежать. Приставки показывают лишь разное направление этого действия. Наречие пре-отлично и прилагательное пре-семпатичный обозначают те же признаки, что и слова отлично и симпатичный, но приставка пре- придает значению данных признаков оттенок высшей степени качества.

     В отличие от приставок суффиксы могут иметь не  только широкие и отвлеченные значения, но также и конкретные значения. Суффиксы глаголов и прилагательных отличаются большой широтой и отвлеченностью значения. Так, суффиксы –н-, -ов-, -ск- передают лишь отношение к тому, что обозначено бызовым существительным: книж-н-ый (книга), берез-ов-ый (береза), мор-ск-ой (море). Глагольный суффикс – е- в глаголах типа бел-е-ть, красн-е-ть, имеет широкое значение «становиться, делаться, каким-либо». Суффиксы имен существительных более конкретны, чем у глаголов и прилагательных. Они используются для наименования лиц по профессии: столяр, маляр, токарь, пекарь, крановщик; по социальному положению: колхозник, школьник; по качественному признаку: мудрец, гордец, храбрец.

     Если  приставки не имеют закрепленности за определенной частью речи, то суффиксам такая закрепленность свойственна, и они не могут использоваться для образования разных частей речи. С помощью строго определенных суффиксов образуются существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Так суффикс–ец- употребляется для образования существительных, суффикс–и- только для образования глаголов (пилить, сулить), суффикс–чив- только для образования прилагательных (разборчивый, настойчивый).

     В некоторых словах суффиксы не получают своего материального выражения. В этом случае принято говорить о наличии в структуре данных слов нулевых суффиксов, например: притвор-а, отглагольных существительных, подобно слову притвор-а, относящихся к разговорному стилю и содержащих в своей структуре нулевой суффикс, в современном русском языке довольно много: рев-еть – рев-а (рев-а), и др. нулевые суффиксы используются при образовании имен прилагательных, различных глагольных форм.

     Так же как и корневым морфемам, приставкам и суффиксам русского языка свойственны различные чередования звуков в их структуре: вз-бираться – взо-браться (нуль звука //о); друж-ок – друж-к-а (о//нуль звука) и др.

     Окончанием или флексией называется изменяемая значимая часть слова, находящаяся после корневой морфемы или суффикса и служащая для связи данного слова с другими в составе словосочетания и предложения.

     Окончания присущи словам, обладающим формами  словоизменения: склоняемым существительным, спрягаемым формам глаголов, причастиям, прилагательным, местоимениям и числительным, с помощью окончания образуются не новые слова, а только формы одного и того же слова, необходимые для связи данного слова с другими, окончание является обычно показателем сразу нескольких грамматических значений, которыми обладают то или иное слово, например, окончание –у в существительном газету (я получил газету) показывает на принадлежность этого слова к грамматической категории женского рода, указывает на значение винительного падежа и единственного числа.

     Флексии, так же как и суффиксы, в русском  языке бывают двух типов:

     а) материально выраженные: радуг-а, ид-у, красив-ый, так-ой, перв-ый;

     б) нулевые, т.е. не имеющие материального, звукового выражения: ветер, ветра, ветру; шел, шла и т.д.

     В слове ветер по соотнесению с  другими падежными формами прошедшего времени, имеющими материально выраженные окончания, выделяются нулевое окончание, указывающее на именительный падеж единственного числа и на грамматическое значение мужского рода, свойственное данному существительному. В слове шел по соотнесению с другими глагольными формами прошедшего времени, имеющими материально выраженные флексии, выделяется нулевое окончание. Которое содержит указание на мужской род единственного числа этой глагольной формы прошедшего времени.

Информация о работе Морфемный состав слова