Морфемный состав слова

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 04:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить морфемный состав слова и методику изучения в начальных классах.

Объект исследования: дети младшего школьного возраста средней школы № 25 г. Витебск

Задачи:

- подобрать, изучить и систематизировать литературу по теме;

- описать морфемный состав слова в современном русском языке;

- рассмотреть методы и приемы работы по изучению состава слова;

- изучить опыт работы учителей школ по данной теме;

-провести экспериментальное исследование.


Предмет исследования: методика изучения состава слова в начальной школе на уроках русского языка.

Гипотеза исследования: профессионализм, любовь к детям, ответственное отношение к их судьбе, к их будущему, постоянное самообразование, поиск, творчество помогут каждому учителю уже при обучении детей составу слов, заложить прочные основы последующих шагов ребенка в овладении богатствами родного языка в развитии и совершенствовании своей речи.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА.

1.Морфемика и понятие морфем.

2. Виды морфем.

3. Значение морфем.

4.Парадигматические отношения между морфемами.

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

1. Причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе слов по составу.

2. Распределение программного материала и содержание работы.

3. Методы и приемы изучения состава слов.

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА.

1.Морфемика и понятие морфем.

2. Виды морфем.

3. Значение морфем.

4.Парадигматические  отношения между морфемами.

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

1. Причины трудностей  и ошибок младших школьников в разборе слов по составу.

2. Распределение  программного материала и содержание  работы.

3. Методы и  приемы изучения состава слов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Тема  данной дипломной работы «Морфемный анализ в начальной школе на уроках русского языка» значима в современном языкознании, потому что задача пропедевтической работы состоит в подготовке учащихся к пониманию семантической (смысловой) и структурной соотносимости, которая существует в языке между однокоренными словами. Такая задача обусловлена, во-первых, тем, что понимание семантико-структурной соотносимости слов по своей лингвистической сущности является основой усвоения особенностей однокоренных слов и образования слов в русском языке. Во-вторых, указанная задача продиктована трудностями, с которыми сталкиваются младшие школьники при изучении однокоренных слов и морфем.

     Цель  работы: изучить морфемный состав слова и методику изучения в начальных классах.

     Объект  исследования: дети младшего школьного возраста средней школы № 25 г. Витебск

     Задачи:

     - подобрать, изучить и систематизировать  литературу по теме;

     - описать морфемный состав слова  в современном русском языке;

     - рассмотреть методы и приемы  работы по изучению состава  слова;

     - изучить опыт работы учителей школ по данной теме;

          -провести экспериментальное исследование. 

     Предмет исследования: методика изучения состава слова в начальной школе на уроках русского языка.

         Гипотеза исследования: профессионализм, любовь к детям, ответственное отношение к их судьбе, к их будущему, постоянное самообразование, поиск, творчество помогут каждому учителю уже при обучении детей составу слов, заложить прочные основы последующих шагов ребенка в овладении богатствами родного языка в развитии и совершенствовании своей речи.

     Задачи исследования:

     - подобрать, изучить и систематизировать  литературу по теме;

     - описать морфемный состав слова  в современном русском языке;

     - рассмотреть методы и приемы  работы по изучению состава  слова;

          -провести экспериментальное исследование и на основе сравнительного анализа полученных экспериментальных данных оценить эффективность данной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА I. МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА. 

  1. Морфемика и понятие морфем.

         Термин “морфемика” в современном языкознании употребляется в двух значениях:

1.Для  обозначения одного из языковых уровней.

2.Для  раздела языкознания, занимающегося изучением данного уровня языка.

Термином  “морфемика” обозначается сложная система морфем и их отношений, существующая в языке на данном этапе его развития. Главная задача морфемики, определенная ее объектом, состоит во всестороннем изучении названных единиц – морфем и других внешне подобных им частей слов, их классификация по разным признакам, анализ формальных видоизменений морфем, пути, способы вычленения морфем в составе слова. При этом морфемы и другие части слов изучаются в морфемике не сами по себе, а как структурные элементы слов, с учетом связей и взаимоотношений между ними, особенностей их сочетаемости в составе слова. Иными словами одной из важнейших задач рассматриваемого раздела языкознания является морфемный анализ слова как последовательности морфем.

 Морфемный  анализ имеет своей целью установление морфемного состава и его морфемной структуры. Под морфемным составом слова в современной лингвистике понимается совокупность морфем, входящими в состав определенного слова (определенной словоформы), последовательность в расположении морфем в слове (словоформе).

          Морфема – это наименьшая значимая часть слова и грамматических форм слова.

     Это минимальная значимая единица языка, характеризующая по сравнению со словом как общими для них (интегральными) так и различными (дифференциальными) признаками. Интегральными признаками морфемы и слова являются материальность, значимость и воспроизводимость. К числу дифференциальных признаков морфемы относятся ее минимальность, повторяемость, структурная соотнесенность со словом, а не со  словосочетанием или предложением.

     Однако  четкой границы между обоими типами признаков морфемы провести нельзя, поскольку ее интегральные признаки, внешне сходные с аналогичными признаками слова, качественно отличаясь от них, являются в то же время и дифференциальными.

     Морфема - это минимальная значимая единица  языка, у которой план выражения  может отсутствовать при сохранении известной смысловой целостности.

     Это наблюдается, например, у нулевых  морфем (стол - стола, стрел – стрелы, рад – рада, высох - высохла и  т.п.), представляющих собой значащее отсутствие звукового отрезка в  определенной точке речевой цепи.

     Для служебных морфем (аффиксов) характерны словообразовательное и грамматическое значение.

     Так, например, суффикс  - тель/- итель  в именах существительных, мотивированных глаголами (победи-тель, спаси-тель) имеют  словообразовательное значение «лица  – производителя действия», а в глаголе победи-л-ь суффикс –л– выражает грамматическое значение прошедшего времени.

     Окончания являются носителями сразу нескольких грамматических значений: рода, числа, падежа у имен, лица, числа у глаголов. Носителем лексического значения является только корневая морфема.

     Синкретические  морфемы, совмещающие словообразовательное и грамматическое значения,  в  языке немногочисленны. Это, главным  образом, глагольные приставки. Например, приставки в-/во-, до-, за- и др. в  сочетании с глаголом идти, выражая, например, движения (внутрь, к предмету, за предметом и т.д.) в то же время изменяют вид глагола, переводя его из несовершенного вида в совершенный.

     Два признака морфем – обобщенность и  нелинейность (парадигматический характер) – однозначно являются интегральным. Парадигматический характер морфемы проявляется в ее способности входить в сопоставление с единицами, обладающими структурной общностью, но различающимися по смыслу, что подтверждает ее типовой, а следовательно, и обобщенный характер. Это можно показать на примере имен существительных с суффиксом – щик – чик, обозначающими лицо по профессии или занятию: гардероб-щик -, морожен-щик -, прицеп-щик-, обход-чик - , рез-чик - , разнос-чик-, лет-чик -  – и т.д. Что касается слова, то оно изучается в морфемике с грамматической точки зрения. В этом плане наряду с его внутренним строением и членимостью на значимые части рассматриваются особенности его словоизменения и формообразования

     Кроме интегрально-дифференциальных у морфемы  есть и собственно различительные признаки.Наиболее важным из них являются признак ее минимальности, проявляющийся в невозможности дальнейшего членения морфемы на более мелкие части без нарушения ее смысловой целостности. В противном случае образуются незначимые единицы низшего уровня – фонемы.

     К различительным признакам морфемы  относится и ее структурная выделяемость в составе слова, поэтому морфема  связана с единицами высшего, синтаксического уровня не прямо, а  опосредованно, об этом свидетельствует  невозможность выступать в качестве члена предложения и занимать в нем определенную синтаксическую позицию.

     Что касается признака повторяемости морфемы, то это характерное для нее  свойство (большинство морфем употребляются  минимум в двух словах одного и  того же словообразовательного ряда: учи-тель, писа-тель, ваяя-тель, оформи-тель и т.п.) относится не всеми лингвистами к числу ее обязательных дифференциальных признаков.

     Таким образом, наиболее предполагаемым понятием морфемы является понятие, в которой  говорится, что морфема – это  минимально значимая единица языка, у которой план выражения может отсутствовать при сохранении известной смысловой целостности.

     Морфема – единица двуплановая, обладающая и формой и содержанием. Этим она  принципиально отличается от фонемы, не имеющей значения, а также от слога. Морфема – единица воспроизводимая, говорящий не создает морфем в речи, а берет их из хранящегося в памяти «инвентаря» языковых единиц, тогда как предложения относятся к числу единиц, создаваемых говорящим непосредственно в речевом общении. 

     2. Виды морфем. 

     Корнем, или корневой морфемой, является неделимая  общая часть всех родственных  слов, содержащая в себе основной элемент  их лексического значения.

     На  основе общности значения корневых морфем в словообразовательной системе  языка образуются гнезда родственных слов. При этом в составе корня происходят различные чередования как гласных, так и согласных звуков, например к//ч – волк, волч-ий; г//ж – сапог, сапож-н-ый; х//ш, о//нудь звука – мох, за-мш-ел-ый; м//мл – корм-и-ть, кормл-ени-е; и//е – замиро-а-ть, за-мер-е-ть и т.д.

     Чередование согласных.

 г  – ж: лягу – ляжешь, бегу  – бежишь;

 к  – ч: пеку – печешь, привлеку  – привлечешь;

 х – ш: ухо – уши, сухой – суше;

 д – ж - жд: водить – вожу – вождение;

 т – ч – щ: свет – свеча – освещение;

 з – ж: возить – вожу;

 к  – ц – ч: лик – лицо  – личный;

 ст  – щ: расту – выращенный;

 б  – бл: любить – люблю, дробить  – дроблю;

 п  – пл: купить – куплю, лепить  – леплю;

 в – вл: ставить – ставлю, ловить - ловлю;

 м  – мл: ломать – сломленный, утомить  – утомление;

 ф  –фл: графить – графлю. 

Чередование гласных.

о – а: поклон – кланяться, коснуться – касаться;

 е – о  (л) после мягких согласных: весло – вёсла, лечь – лёг;

 е – о  после твердых согласных: течь  – ток, несу – носить;

о – а: сон – сна, рот – рта;

 е – я: день – дня;

о –  ы – у – а: вздох – дышать – душно, посол – посылать – посулы – послать;

е –  и – о – ё:  упереться – упираться – упор – упрется;

у (ю) –  ов (ев): кую –ковать, клюю – клевать;

е –  ой: петь – пой;

ы –  ой: мыть – мой, крыть – крой;

и –  ой: забить – забой;

а (я) –  н, ин: жать – жну – пожинать, мять – мну – снимать;

а (я) –  м,им: жать – жму – пожимать, взять  – возьму – взимать.

     Корневые  морфемы могут быть свободными (молодой, молодость) и связанными (улица, переулок).

     Корень  это такая минимальная значимая часть, которая противопоставлена всем другим морфемам, т.е. аффиксам: приставкам, суффиксам, окончаниям и некоторым другим. Корень в отличие от аффиксов – обязательная часть в слове. Если слово состоит из одной морфемы, то это корень: тут, и, кино и т.п.

     Корень  составляет основу непроизводных, или  по-другому, немотивированных, слов: сын, голова, дом и т.п.

     Значение  таких простых слов «никак не связано  с их звуковым обликом, не вытекает из него, о нем нельзя догадаться, его нужно знать. Если вам не известно, что значат сочетания звуков, образующие слова собака, лошадь, стена, дело, окно, яйцо и другие подобные, то вы догадаться об этом не можете.

Информация о работе Морфемный состав слова