А.С.Макаренко об игре и игрушке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:21, реферат

Краткое описание

Игра и игрушка - обязательные спутники детства. Н. К. Крупская писала, что у каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением знакомиться с окружающим, подражать взрослым, активно действовать. Игра — своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ освоения впечатлений жизни. «Малыши, ведь, подражают взрослым в своих играх. А самостоятельная подражательная игра, которая не помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое»,— отмечала Н. К. Крупская.

Оглавление

Введение
1. Жизнь и деятельность А. С. Макаренко
2. Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко
3. Игра в жизни ребёнка
3.1. Значение игры для ребёнка
3.2.Стадии руководства детской игрой
4. Значение игрушки
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

    В игре на всех трёх стадиях вы должны воспитывать стремление к более полному удовлетворению, чем простое глазение, простое удовольствие, воспитывать мужественное преодоление трудностей, воспитывать воображение и размах мысли. А на второй и третей стадиях вы должны всегда иметь в виду, что здесь уже ваш ребёнок вступил в общество, что от него уже требуется не только умение играть, но и умение правильно относиться к людям. 
 

    4. Значение игрушки

    Игрушки бывают следующих типов:

    Игрушка готовая, механическая или простая. Это - разные автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мышки, ваньки-встаньки и пр.

    Игрушка полуготовая, требующая от ребёнка  некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разборные модели.

    Игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди.

    У каждого из этих типов есть свои достоинства и недостатки. Готовая  игрушка хороша тем, что она знакомит ребёнка со сложными идеями и вещами, она подводит ребёнка к вопросам техники и сложного человеческого хозяйства. Поэтому такая игрушка вызывает более широкую деятельность воображения. Паровоз в руках мальчика настраивает его воображение на определённый транспортный лад, лошадь вызывает представление о жизни животного, заботу о кормлении и использовании. Родители и должны следить, чтобы эти хорошие стороны такой игрушки действительно были заметны для ребёнка, чтобы он не увлекался только одной стороной игрушки, её механичностью и лёгкостью для игры. И в особенности важно добиваться, чтобы ребёнок не гордился тем, что вот папа или мама купили для него такую хитрую игрушку, да ещё не одну, а много, а у других детей нет таких хороших игрушек. Вообще эти механические игрушки полезны только тогда, когда ребёнок действительно с ними играет, а не только бережёт для того, чтобы похвастаться перед соседями, и играет при этом, не просто наблюдая движение игрушки, а организуя это движение в каком-нибудь сложном предприятии. Автомобили должны что-нибудь перевозить, ванька-встанька должен куда-нибудь переезжать или что-нибудь делать, куклы должны и спать и бодрствовать, одеваться и раздеваться, ходить в гости и совершать какую-нибудь полезную работу в игрушечном царстве. Для детской фантазии в этих игрушках заключается большой простор, и чем шире и серьёзнее развёртывается эта фантазия с такими игрушками, тем лучше. Если мишка просто перебрасывается с места на место, если его только тормошат и потрошат, это очень плохо. Но если мишка живёт в определённом месте, специально для его жизни оборудованном, если он кого-то пугает или с кем-то дружит, это уже хорошо.

    Второй  тип игрушки хорош тем, что  здесь ставится пред ребёнком какая-нибудь задача - обыкновенно такая, которую  нужно решить с известным напряжением, которую сам ребёнок никогда  бы поставить не мог. В разрешении этих задач уже требуется заметная дисциплина мышления, требуется логика, понятие о законном отношении частей, а не простая вольная фантазия. А недостаток этих игрушек - в том, что задачи эти всегда одни и те же, однообразны и надоедают своими повторениями.

    Игрушки третьего сорта - различные материалы - представляют самый дешёвый и  самый благодарный игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят  к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценности и культуру. Если ребёнок умеет играть с такими игрушками, это значит, что у него уже есть высокая культура игры и зарождается высокая культура деятельности. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор и для фантазии, не простого воображения, а большой творческой рабочей фантазии. Если есть кусочки стекла или слюды, из них можно сделать окна, а для этого нужно придумать рамы. Следовательно, возбуждается вопрос о постройке дома. Если есть глина и стебли растений, возникает вопрос о саде.

    Какой тип игрушек самый лучший? Считается, что наилучший способ комбинировать  все три типа, но ни в коем случае не в избыточном количестве. Если у  мальчика или девочки есть одна-две  механических игрушки, не нужно покупать больше. Прибавьте к этому какую-нибудь разборную игрушку и побольше прибавьте всяких материалов, и вот уже игрушечное царство организовано. Не нужно, чтобы в нём было всё, чтобы у ребёнка разбегались газа, чтобы он терялся в обилии игрушек. Дайте ему немного, но постарайтесь, чтобы из этого немногого он организовал игру. А потом наблюдайте за ним, прислушивайтесь незаметно к его игре, постарайтесь, чтобы он самостоятельно почувствовал какой-либо определённый недостаток и захотел его пополнить. Если вы купили ребёнку маленькую лошадку, и он увлёкся задачей перевозки, естественно, что у него будет ощущаться недостаток в подводе или экипаже. Не спешите покупать ему эту подводу. Постарайтесь, чтобы он сам её сделал из каких-нибудь коробков, катушек или картона. Если он такую подводу сделает, прекрасно - цель достигнута. Но если ему требуется много подвод и самодельных уже не хватает, не нужно, чтобы он обязательно сделал и вторую подводу, вторую можно и купить.

    Самое главное в этой детской игре добиться следующего:

    1.   Чтобы ребёнок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал.

    2.   Чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца.

    3.   Чтобы в каждой игрушке видел определённую, нужную для будущего ценность, хранил её, берёг. В игрушечном царстве всегда должен быть полный порядок, должна производиться уборка. Игрушки не должны ломаться, а в случае поломок должен производиться ремонт; если он труден, то с помощью родителей.

    Особенное внимание должны обратить родители на отношение ребёнка к игрушке. Ребёнок не должен ломать игрушку, должен любить её, но не должен и бесконечно страдать, если она испортилась или поломалась. Эта цель будет достигнута, если ребёнок действительно привык считать себя хорошим хозяином, если он не боится ущерба и чувствует себя в силах поправить беду. Задачей отца и матери является всегда прийти на помощь ребёнку в подобных случаях, поддержать его в отчаянии, доказать ему, что человеческая находчивость и труд всегда смогут поправить положение. Исходя из этого, мы рекомендуем родителям всегда принимать меры к починке поломанной игрушке, никогда не выбрасывать её раньше времени.

 

    

    Заключение

    Игра  имеет важное значение в жизни  человека, она является подготовкой  к труду и должна постепенно заменяться трудом.

    Многие родители не обращают достаточного внимания на дело руководства игрой и либо предоставляют ребёнка самому себе, либо окружают его игру излишней заботой и излишними игрушками.

    Родители  должны применять различные методы на разных стадиях игры, но всегда должны предоставить ребёнку возможность самодеятельности и правильного развития его способностей, не отказывая в то же время в помощи ему в трудных случаях.

    На  второй и третьей стадиях нужно  уже руководить не столько игрой, сколько отношением ребёнка к  другим людям и к своему коллективу.

 

     Литература

  1. Сборник избр. педаг. произведений (2-е изд.) под общ. ред. Г.С.Макаренко. 
    Всесоюзное учебно-педагогическое изд-во Трудрезервиздат, Москва 1951
 
  1. http://www.gala-d.ru/parts/1106-part25.html
 
  1. Е. А. Флерина «ИГРА  И ИГРУШКА:Пособие  для воспитателя  детского сада. Под  редакцией Д. В. Менджерицкой,  Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1973

Информация о работе А.С.Макаренко об игре и игрушке