А.С.Макаренко об игре и игрушке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:21, реферат

Краткое описание

Игра и игрушка - обязательные спутники детства. Н. К. Крупская писала, что у каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением знакомиться с окружающим, подражать взрослым, активно действовать. Игра — своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ освоения впечатлений жизни. «Малыши, ведь, подражают взрослым в своих играх. А самостоятельная подражательная игра, которая не помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое»,— отмечала Н. К. Крупская.

Оглавление

Введение
1. Жизнь и деятельность А. С. Макаренко
2. Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко
3. Игра в жизни ребёнка
3.1. Значение игры для ребёнка
3.2.Стадии руководства детской игрой
4. Значение игрушки
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

    Для того чтобы руководить игрой ребёнка и воспитывать его в игре, родители должны хорошо подумать над вопросом о том, что такое игра и чем она отличается от работы. Если родители не подумают над этим вопросом, не разберутся в нём как следует, они не смогут руководить ребёнком и будут теряться в каждом отдельном случае, будут скорее портить ребёнка, чем воспитывать.

    Нужно, прежде всего, сказать, что между  игрой и работой нет такой  большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу. Это сходство очень велико, можно прямо сказать: плохая работа больше похожа на плохую игру, чем на хорошую работу.

    В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли. Если вы купите ребёнку заводную мышку, целый день будете заводить её и пускать, а ребёнок будет целый день смотреть на эту мышку и радоваться,- в этой игре не будет ничего хорошего. Ребёнок в этой игре остаётся пассивным, всё его участие заключается в том, что он глазеет. Если ваш ребёнок будет заниматься только такими играми, и него вырастет пассивный человек, привыкший глазеть на чужую работу, лишённый почина и не привыкший творить в работе новое, не привыкший преодолевать трудности. Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра. Как видите, в этом пункте игра очень похожа на работу.

    Игра  доставляет ребёнку радость. Это  будет или радость творчества, или радость победы, или радость  эстетическая - радость качества. Такую  же радость приносит и хорошая  работа. И здесь полное сходство.

    Некоторые думают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре нет ответственности. Это неправильно: в игре есть такая же большая ответственность, как в работе, конечно, в игре хорошей, правильной, об этом ниже будет сказано подробнее.

    Чем же всё-таки отличается игра от работы? Это отличие лежит только в  одном: работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы.

    Теперь  уже ясно, что нужно потребовать  от родителей в деле руководства  детской игрой. Первое - это следить, чтобы игра не делалась единственным стремлением ребёнка, чтобы не отвлекала его целиком от общественных целей. Второе - чтобы в игре воспитывались те психические и физические навыки, которые необходимы для работы.

    Первая  цель достигается, как уже было сказано, постепенным отвлечением ребенка в область труда, который медленно, но неуклонно приходит на смену игре. Вторая цель достигается правильным руководством самой игрой; выбором игры, помощью ребенку в игре.

    В настоящей беседе мы будем говорить только о второй, цели.

    Приходится  очень часто наблюдать неправильные действия родителей в деле руководства игрой. Эта неправильность бывает трёх видов. Некоторые родители просто не интересуются игрой своих детей и думают, что дети и сами знают, как лучше играть. У таких родителей дети играют, как хотят и когда хотят, сами выбирают себе игрушки и сами организуют игру. Другие родители много внимания уделяют игре, даже слишком много, все время вмешиваются в игру детей, наказывают, рассказывают, дают игровые задачи, часто решают их раньше, чем решит ребенок, и радуются. У таких родителей ребенку ничего не остается, как слушаться родителей и подражать им; здесь, в сущности, играют больше родители, чем ребенок. Если у таких родителей ребенок что-нибудь строит и затрудняется в постройке, отец или мать присаживается рядом с ним и говорит:

    - Ты не так делаешь, смотри, как  надо делать.

    Если  ребенок вырезывает что-нибудь из бумаги, отец или мать некоторое время смотрит на его усилия, а потом отбирает у него ножницы и говорит:

    - Давай, я тебе вырежу. Видишь, как  хорошо вышло?

    Ребенок смотрит и видит, что у отца вышло действительно лучше. Он протягивает  отцу второй листок бумаги и просит ещё что-нибудь вырезать, и отец охотно это делает, довольный своими успехами. У таких родителей дети повторяют только то, что делают родители, они не привыкают преодолевать затруднения, самостоятельно добиваться повышения качества и очень рано привыкают к мысли, что только взрослые все умеют делать хорошо - у таких детей развивается неуверенность в своих силах, страх перед неудачей.

    Третьи  родители считают, что самое главное  заключается в количестве игрушек. Они расходуют большие деньги на игрушки, забрасывают детей самыми разнообразными игрушками и гордятся этим. Детский уголок у таких родителей похож на игрушечный магазин. Такие родители как раз очень любят механические хитрые игрушки и заполняют ими жизнь своего ребенка. Дети у таких родителей в лучшем случае становятся коллекционерами игрушек, а в худшем случае - наиболее частом - без всякого интереса переходят от игрушки к игрушке, играют без увлечения, портят и ломают игрушки и требуют новых.

    Правильное  руководство игрой требует от родителей более вдумчивого и  более осторожного отношения к игре детей.

    Детская игра проходит несколько стадий развития, и в каждой стадии требуется особый метод руководства. Первая стадия - это время комнатной игры, время  игрушки. Она начинает переходить во вторую стадию в возрасте пяти-шести лет. Первая стадия характеризуется тем, что ребенок предпочитает играть один, редко допускает участие одного, двух товарищей. В эти годы ребенок любит играть своими игрушками и неохотно играет игрушками чужими. В этой, стадии как раз развиваются личные способности ребенка. Не нужно бояться, что, играя один, ребенок вырастет эгоистом, нужно предоставить ему возможность играть в одиночестве, но нужно следить, чтобы эта первая стадия не затянулась, чтобы она вовремя перешла во вторую стадию.

    В первой стадии ребенок не способен играть в группе, он часто ссорится с товарищами, не умеет найти с ними коллективный интерес. Нужно дать ему свободу в этой индивидуальной игре, ненужно навязывать ему компаньонов, потому что такое навязывание приводит только к разрушению игрового настроения, к привычкам нервничать и скандалить. Можно прямо утверждать: чем лучше ребенок играет в младшем возрасте в одиночку, тем лучшим товарищем он будет в дальнейшем. В этом возрасте ребенок отличается очень большой агрессивностью, он в известном смысле «собственник». Самый лучший метод заключается в том, что не нужно давать ребенку упражняться в этой агрессивности и в развитии «собственнических» побуждений. Если ребенок играет один, он развивает свои способности: воображение, конструктивные навыки, навыки материальной организации. Это - полезно. Если же вы против его ВОЛИ посадите его играть в группе, то этим самым, не избавите его от агрессивности, себялюбия.

    У некоторых детей раньше, у других позже ЭТО предпочтение одинокой игры начинает перерастать в интерес к товарищам, к групповой игре. Надо помочь ребенку с наибольшей выгодой совершить этот довольно трудный переход. Он труден потому, что у детей этого возраста еще не потухли наклонности индивидуалистические, есть склонность спорить и ссориться. Нужно, чтобы расширение круга товарищей происходило не сразу и в обстановке наиболее благоприятной. Обыкновенно этот переход происходит в виде повышения интереса ребенка к подвижным играм на свежем воздухе, к играм во дворе. Мы считаем наиболее выгодным такое положение, когда в группе мальчиков во дворе есть один более старший, который пользуется общим авторитетом и выступает как организатор более молодых.

    Вторая  стадия детской игры труднее для  руководства, так как в этой стадии дети уже не играют на глазах у родителей, а выходят на более широкую общественную арену. Вторая стадия продолжается до 11-12 лет, захватывая часть школьного времени.

    Школа приносит более широкую компанию товарищей, более широкий круг интересов и более трудную арену, в частности для игровой деятельности, но зато она приносит и готовую, более чёткую организацию, определённый и более точный режим и, самое главное, помощь квалифицированных педагогов. Во второй стадии ребёнок выступает уже как член общества, но общества ещё детского, не обладающего ни строгой дисциплиной, ни общественным контролем. Школа приносит и то и другое, школа и является формой перехода к третьей стадии игры.

    На  этой третьей стадии ребёнок уже  выступает как член коллектива, при  этом коллектива не только игрового, но и делового, учебного. Поэтому и игра в этом возрасте принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, т.е. связанной с определёнными физкультурными целями, правилами, а самое главное - с понятиями коллективного интереса и коллективной дисциплины.

    На  всех трёх стадиях развития игры влияние  родителей имеет огромное значение. Конечно, на первом месте по значению этого влияния нужно поставить  первую стадию, когда ребёнок не состоит ещё членом другого коллектива, кроме семейного, когда, кроме родителей, часто и нет других руководителей. Но и на других стадиях влияние родителей может быть очень велико и полезно.

    В первой стадии материальным центром  игры является игрушка. 

    3.2 Стадии руководства детской игрой

    В процессе самой игры родители должны по возможности предоставить ребёнку  полную свободу действий, но только до той минуты, пока игра идёт правильно. Если ребёнок затруднился в каком-либо положении, если игра пошла слишком  просто, неинтересно, нужно помочь ребёнку: подсказать, поставить какой-либо интересный вопрос, добавить какой-либо новый, интересный материал, иногда даже и поиграть с ним.

    Таковы  общие формы метода на первой стадии игры.

    На  второй стадии от родителей требуется, прежде всего, внимание. Ваш ребёнок вышел во двор, попал в группу мальчиков. Вы должны внимательно изучить, что это за мальчики. Ваша девочка тянется к подругам во дворе, вы должны хорошо знать этих девочек. Вы должны знать, чем увлекаются дети, окружающие вашего ребёнка, чего у них не хватает, что плохо в их играх, бывает очень часто, что внимание и инициатива одного отца или одной матери помогают изменить к лучшему жизнь целой группы детей в том или другом месте. Вы заметили, что дети зимой спускаются, как с горки, с обледеневшей мусорной кучи. Сговоритесь с другими родителями, а если не сговоритесь, то и один помогите ребятам насыпать горку. Сделайте своему мальчику простые деревянные санки, и вы увидите, и у других ребят появится что-либо подобное. В этой стадии игры чрезвычайно важным и полезным будет общение родителей между собой, к сожалению, очень незначительное среди родителей. Бывает, что каждый родитель недоволен жизнью детей во дворе, но не поговорит с другим родителем, не придумают они вместе что-нибудь для улучшения этой жизни, а между тем это совсем не такое трудное дело, и каждому оно по силам. На этой стадии дети уже организуются в некоторое подобие коллектива: будет очень полезно, если и их родители также организованно будут руководить ими.

    Очень часто бывает на этой стадии, что дети ссорятся, дерутся, жалуются друг на друга. Родители поступают ошибочно, если немедленно принимают сторону своего сына или дочери и сами ввязываются в ссору с отцом или матерью обидчика. Если ваш ребёнок пришёл в  слезах, если он обижен, если он страдает и уже озлоблен, не спешите раздражаться и бросаться в атаку на обидчика и на его родителей. Прежде всего, расспросите спокойно вашего сына или вашу девочку, постарайтесь представить себе точную картину события. Редко бывает, что виновата какая-нибудь одна сторона. Наверное, и ваш ребёнок в чём-либо погорячился; растолкуйте ему, что в игре не всегда нужно быть неуступчивым, что нужно по возможности искать мирные выходы из конфликтов. Постарайтесь, во что бы то ни стало помирить вашего ребёнка с противником, пригласите этого противника в гости, и с ним тоже поговорите, познакомьтесь с его отцом, выясните положение до конца. В этом деле самое главное заключается в том, что вы не должны уже видеть перед собой только вашего ребёнка, но должны видеть перед собой всю группу детей и воспитывать её вместе с другими родителями. Только в таком случае вы принесёте наибольшую пользу и вашему ребёнку. Он заметит, что вы не увлекаетесь семейным патриотизмом, что вы совершаете общественную работу, и будет видеть в этом пример для своего поведения. Нет ничего вреднее горячей агрессивности отца или матери по отношению к семье соседей; такая агрессивность как раз и воспитывает злобность характера у ребёнка, подозрительность, дикий и слепой семейный эгоизм.

    На  третьей стадии руководство игрой уже не находится в руках родителей, оно передано школьной или спортивной организации, но у родителей остаются большие возможности для правильного влияния на характер ребёнка. Во-первых, нужно внимательно следить, чтобы увлечение спортом не принимало характера всепоглощающей страсти, нужно указывать ребёнку и на другие стороны деятельности. Во-вторых, нужно вызывать у мальчика или девочки гордость не только своим личным успехом, главным же образом, гордость успехом команды или организации. Нужно также умерять всякую хвастливость, воспитывать уважение к силе противника, обращать внимание на организованность, тренировку, дисциплину в команде. Нужно, наконец, добиваться спокойного отношения к удачам и неудачам. И на этой стадии будет очень хорошо, если родители ближе познакомятся с товарищами по команде сына или дочери.

    И на всех трёх стадиях родители должны зорко наблюдать, чтобы игра не поглощала  всю духовную жизнь ребёнка, чтобы  параллельно развивались и трудовые навыки.

Информация о работе А.С.Макаренко об игре и игрушке