Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 04:04, курс лекций

Краткое описание

Философия как наука, критерии научности в философии.
Философия – наиболее общее учение о мире и человеке, основа мировоззрения. Научная философия – синтез материализма и диалектики. Процесс становления философии как науки был длительнее, чем у конкретных наук: это связано с предельной широтой предмета философии.
предмет - наиболее общие стороны действительности, процессы ее развития и познания. Также предмет формулируется как сущность мира, человека, его места в мире и смысла его существования. Объект философии – вся действительность. Наука – адекватное (не противор. смыслом) отражение действительности.

Файлы: 1 файл

otveta_na_bilety_po_filosofii.doc

— 481.00 Кб (Скачать)
  1. Философия как наука, критерии научности в философии.

Философия – наиболее общее учение о мире и человеке, основа мировоззрения. Научная философия – синтез материализма и диалектики. Процесс становления философии как науки был длительнее, чем у конкретных наук: это связано с предельной широтой предмета философии.

предмет - наиболее общие стороны действительности, процессы ее развития и познания. Также предмет формулируется как сущность мира, человека, его места в мире и смысла его существования. Объект философии – вся действительность. Наука – адекватное (не противор. смыслом) отражение действительности.

Научная философия это система философских наук: общая и социальная философия. Предмет социальной философии – особенного рода особенное, т.е. человек и общество. По структуре философия делится на онтологию – учение о бытии; и гносеологию – учение о познании.

Критерии научности: 1. Наличие достаточной эмпирической базы, полученной путем наблюдений и экспериментов. 2. Существование научного метода исследования. включает в себя логику, принцип объективности, принцип конструктивного сомнения и доказательность. 3. Возможность практической проверки теоретических представлений. 4. Наличие категориального аппарата. Все отмеченные критерии научности применимы к части содержания философского знания, особенно к онтологии, гносеологии и методологии научного познания. Фсф стремится судить объективно о бескон. вселенной, но наталк. на парадокс бескон. (1ый-  Кант): человеч. опыт всегда конечен, мир же бесконечен, так можно ли на основе конечного опыта достоверно судить о все бескон.? (Кант считал, что люди могут к этому только стремится). Но бескон. – отрицание конечного, но такое отрицание, которое включает в себя отрицаемое (т.е. конечное). Если бескон. состосит из конечного, то в конечном она как составная своей части представлена > познавая конечное, мы одновр. познаем бескон. – это гноссеолог. вар-т решения. Онтологический вар-т: чел-к – универс. сущ-во, которое при том, что он конечный, уже имеет всю бескон. св-в, поэтому задается вопросом о бескон. и может её познавать > фсф – наука.

Ф-ции фсф: 1. Мировоззренческая 2. Теоретическая 3. Методологическая 4. ценностная 5. Просветительская 6. Воспитательная 7. практическая 8. Прогностическая.

 

  1. Философия и частные науки.

Частные науки, в отличие от философии, имеют своим предметом частную область и делятся на три группы – общественные, естественные и технические. Философия и частные науки взаимозависимы. В основе зависимости лежит взаимосвязь всеобщего и особенного. Философия выводит свою теорию из совокупного материала всех наук.  Частнонаучное мышление подготавливает базу для философских абстракций. Частные науки – эмпирическая база философии. Философия строит свою теорию на основе фактов и теорий частных наук. Философия вооружает частные науки правильной теорией мышления и общим методом для нахождения нужных решений. Анализ должен иметь критический характер, философия не должна принимать на веру факты.

Роль философии в развитии науки. Частные науки тоже зависят от философии. Частнонаучное описание  всегда неполно и должно дополняться философским дополнением. Выделяя предмет своего исследования, учёный исходит из представления о целостном внешнем мире, существующем вне сознания. Материалистическая философия – предпосылка частнонаучного мышления. Решение крупнейших узловых проблем частных наук. Несколько групп научных проблем, полное решение которых средствами частных наук невозможно: проблемы относительно природы областей действительности. Необходима разработка теоретических процедур выделения, обособления форм материи. 2-проблемы развития каждой из осознанных реальностей. Процесс развития имеет всеобщий характер, но в каждой из реальности выступает в специфической форме. 3– проблема человека. Человек универсален.

 

  1. Основной вопрос философии.

ОВФ – это вопрос об отношении сознания к материи. В структуре ОВФ три уровня:

Первый, фундаментальный уровень. Состоит из двух сторон. Первая из них содержит вопрос «что является первичным? материя или идея?». Эта сторона состоит из трех смыслов: 1) что существует первым? 2) что является свойством другого? 3) что отражает другое?

Решение вопроса о первичности имеет два подхода:

  1. Дуалистический – в основе мира лежит и сознание, и материя. Декарт считал материю и дух независимыми, а человека – их соединением. Кант полагал, что вещи существуют объективно вне зависимости от сознания, но отрицал познаваемость этих вещей человеком и рассматривал последнее как самостоятельную сущность. Дуализм назыв. эклектикой.
  2. Монистический – в основе мира лежит или сознание, или материя. В рамках этого подхода существует два течения: материализм и идеализм.

Материализм предполагает первичность материи в трех указанных смыслах. Суть материализма в понимании мира как он есть, без введения посторонних факторов – бога, идей и других.

Выдел и вульгарный материализм (Фохт…) – абсолютизируют роль материи, игнорируют само сознание как сущность и его возможность влиять на материю.

Идеализм (осн. – Платон)исходит из первичности сознания. Высшая форма развития идеализма – философия Гегеля, а впоследствии он пришел в упадок. Идеализм существует в двух формах: объективный и субъективный. Объективный (Платон, Гегель) признает существование в основе мира некоего объективного сознания, не зависящего от человека. У Платона мир иллюзорен, он является лишь отражением реального мира – мира идей, Эйдесов. Гегель видел мир как порождение сверхидеи, существующей вне времени и пространства. Субъективный идеализм (Беркли, Юм) считает первичной реальностью человеческие ощущения. Мир является совокупностью наших ощущений. Основной тезис СИ – все, что мы знаем о мире, знаем при помощи наших ощущений. Последовательный субъективный идеализм приводит к солипсизму, т.е. признанию того, что для каждого человека существует он один, а остальные – лишь его ощущения.

Аргументы религиозного идеализма – доказательства бытия бога. 1. Космологическое – должна быть первопричина существования мира. 2. Телеологическое – раз есть целесообразность, должен быть породивший ее разум. 3. Онтологическое – всесовершенный бог должен существовать, так как существование – признак совершенства. Кант раскритиковал все, но вывел четвертое: признание бога есть нравственная потребность человека. Плюс есть еще деизм – признание наличия бога, который однажды все сотворил и не уч-вует далее в развитии, считали материю одухотворенной, не противопоставляли их.

Вторая сторона ОВФ это вопрос о познаваемости мира. Отрицание познаваемости мира – агностицизм (Юм, Кант). Материализм связан преимущественно с признанием познаваемости мира (но и не только, f.e. Гегель). 2 сторона делится на эмпиризм – в основе познания могут лежать лишь опыт и чувств ощущения (Бэкон), рационализм - знание только из разума, не зависит от чувственного опыта, т.к. есть либо самомнение, либо не нуждающиеся в опыте аксиомы (Декарт). + иррационализм – все в мире хаотично, не имеет логики, и не м. быть познано разумом.

Второй уровень ОВФ состоит из трех вопросов. 1. О сущности мира 2. О сущности сознания 3. О сущности отношения второго к первому.

Третий уровень ОВФ. Вопрос о сущности мира, сущности человека, его месте в мире и перспективах существования. Человек на этом уровне рассматривается как целостный материальный человек, наделенный сознанием.

Партийность философии. В широком смысле это деление на материализм и идеализм. Она коренится в решении ОВФ, который предполагает два взаимоисключающих решения.

 

  1. Второй вопрос философии.

Второй вопрос философии – это вопрос о развитии и движении – развивается ли мир, развивается ли человек, человеческое мышление. Мнения по этому вопросу разделились: диалектика – учение о развитии и метафизика, отрицающая развитие. Вопрос о развитии является модификацией ОВФ. Развивается ли мир и человеч. сущность; развилось ли следовательно сознание из материи?

Метафизика возникла в античности – элейская школа (Парменид, Зенон). Мир всегда покоится, изначально отрицание развития (Парменид), развитие как единство противоположностей и взаимосвязи между ними. Апории Зенона: «стрела» –летящ стрела покоится, т.к. в каждый момент времени наход в опр. т. пространств> движение – сумма моментов покоя > движение сущ-ет только в ложном чувственном восприятии.. «Ахиллес и черепаха» - Ахиллес не догонит черепаху, т.к. пока он проходит расстояние до черепахи, та сдвигается еще дальше, и так мир делится на бесконечно малые отрезки. Ответ: мир и делим, и неделим. «Дихотомия» - разделённость на 2, если мир делим, то движение не начнется, так как чтоб пройти расстояние, надо пройти сперва его половину, половину половины и так до бесконечности. Ответ тот же: мир и делим, и неделим. источник развития – внешняя сила, приложенная к телу. Механизация движения. Не может появится новое качество, ничто не ново. Рассматривает все явления как существующие сами по себе, изолированно друг от друга.

Диалектика признает развитие и движение. Родоначальник диалектики – Гераклит с выражением «все течет, все изменяется», внутренний источник развития в самом мире, в теле. Он внутренне противоречив. Единство и борьба противоположностей. Саморазвитие и самодвижение. Признаёт скачок в развитии. Спиралевидное развитие. Развитее через отрицание отрицания, движение от простого к сложному, от низшего к высшему. Всё взаимосвязано, нет изолированных явлений.

 

  1. Античный материализм.

человек – микрокосм, составляющий подобие и часть космоса. В силу этого он может познать мир-космос. Человек – телесное, материальное вещество, подчиненное законам природы.

Милетская школа. Фалес. Мир возник из первовещества – «воды». «Вода» - это первоисточник всего. Первовещество и все происшедшее от него не лишены одушевленности. Пример и доказательство всеобщей одушевленности - свойства магнита и янтаря; так как магнит и янтарь способны приводить тела в движение, то, следовательно, они имеют душу. Анаксимандр. Первовещество апейрон – неопределенное и беспредельное. Из него обособляются теплое и холодное, формирующие все остальное. Анаксимен, первооснова – воздух. Воздух сродни пустоте.

Ксенофан. Светила - естественно возникли. Все возникает из земли и воды, люди – соединение земли и воды.

Гераклит Эфесский. 1 диалектик. Все движется и ничего не покоится: «нельзя дважды войти в одну реку», так как это будет уже другая река. Вечное движение есть вечное изменение. Как Первовещество выступает огонь, мир не сотворен, а был всегда, огонь в основе круговорота: вода-земля-воздух-огонь. Движение – борьба противоположностей.

Школа атомистов –Демокрит, Лукреций Кар (скалы иссекаются ветром > ветер состоят из невидимых частиц). В основе вещей лежат атомы и пустота, невидимые неделимые бескачеств.  частицы. Атомы различаются размером, положением, порядком. Если бы вещи делились до бескон > они бы состояли из ничто > есть неделимая частица – атом.

Демокрит: миры возникают из атомов, вещи – соединения атомов, а пространство – пустота, вместилище атомов. Концепция детерминизма - все в мире определяется положением атомов в изначальном вихре. Вселенная бесконечна и вечна, состоит из множества миров. Человеческая душа материальна и состоит из атомов. Познание(истина) при столкновении разума и чувств.

Элейская школа. Чувственно наглядный мир – мир чувст, искажающий реальный мир, за которым  неподвижное и неизменное бытие.  Парменид -1 метафизик. Мысль о предмете и предмет – это одно и то же. Мысль не может быть отделена от бытия. Поэтому небытия – пустоты – не бывает. Мир – сплошная шаровидная масса вещества. Мир неделим, нет множества отдельных вещей, а есть только единый мир. В основе всех явлений противоположность света и тьмы. Чувства не дают нам истинной картины мира. Истинная картина мира открывается и удостоверяется только умом. Картина состоит в том, что мир тождествен, не знает ни возникновения, ни гибели. Мир вечен, неизменен, неподвижен.

Зенон. Создатель апорий – доказательств неподвижности бытия. Апории – «стрела», «дихотомия», «Ахиллес и черепаха». «Стрела» – летящ стрела покоится, т.к. в каждый момент времени наход в опр. т. пространств> движение –сумма моментов покоя > движение сущ-ет только в ложном чувственном восприятии.

 

  1. Античный идеализм.

Для идеалистов человек – душа. Земная жизнь – отблеск «реальной жизни» в другом мире.

Пифагор и пифагорейцы. Верили в переселение душ. Мир – живое и огненное шаровидное тело. Мир состоит из материи и пустоты, которая разделяя материю, создает вещи. В основе мира лежат числа. Числа восходят к первичным понятиям «предела» и «беспредельного». Беспредельное – неоформленное вещество, а предел – начало оформления. Числовыми отношениями не только определяются отношения и порядок вещей, но числа принимаются поздними пифагорейцами за начала и в качестве материи вещей и в качестве выражения их состояний. Основная для пифагорейцев противоположность предела и беспредельного дает начало ряду производных противоположностей; нечетного и четного, единого и многого, покоящегося и движущегося. мир образуется в процессе гармоничного устроения противоположностей и в результате принимает форму шара.

Платон. существует мир идей и реальный мир, который является его отражением. Идеи воплощаются в бесформенную материю, порождая вещи. Эта концепция названа гилеморфизмом. Вещи конечны, а понятие остается всегда, поэтому идея первична. Человек – соединение смертного тела и бессмертной души. Процесс познания – воспоминание души о мире Эйдосов. Человек – соединение материального тела и души, которая является частью мира Эйдосов. Идеи – основа мира. Высшая идея – идея абсолютного блага (атагон), она же – мировой разум.

Аристотель. между материализмом и идеализмом, ближе к объективному идеализму. Истоки материализма в его учении о неразрывности сущности и формы. Сущность (материя) – пассивное начало, а форма – активное, делающее вещь тем, что она есть. Идея первична. В вещи важнее не материя, а форма. Вводит понятие «формы форм» - что-то вроде первоидеи, являющейся основой мира и приводящей его в движение. Бесформенная материя – небытие. Пять первоэлементов: вода, земля, воздух, огонь, эфир.

 

7. Философия Средних  веков.

Господствующее положение занимала схоластика, которая рассматривала в качестве пути постижения бога разум, логические рассуждения.

Теология и схоластика создали аскетическую концепцию греховного существа, которое должен испытывать презрение ко всему плотскому, стремиться к искуплению и потустороннему вечному блаженству. Возник также элемент, имеющий серьезный рациональный смысл – идея индивидуальной ответственности, индивидуальной греховности, индивидуального искупления. При этом признание индивидуальной ответственности человека за свои поступки вступало в неразрешимое противоречие с основополагающей идеей бесконечного всемогущества бога и всеобщего предопределения природных социальных явлений, всего человеческого поведения. Совместить эти две идеи не всегда удавалось.

Информация о работе Лекции по "Философии"