Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 04:04, курс лекций

Краткое описание

Философия как наука, критерии научности в философии.
Философия – наиболее общее учение о мире и человеке, основа мировоззрения. Научная философия – синтез материализма и диалектики. Процесс становления философии как науки был длительнее, чем у конкретных наук: это связано с предельной широтой предмета философии.
предмет - наиболее общие стороны действительности, процессы ее развития и познания. Также предмет формулируется как сущность мира, человека, его места в мире и смысла его существования. Объект философии – вся действительность. Наука – адекватное (не противор. смыслом) отражение действительности.

Файлы: 1 файл

otveta_na_bilety_po_filosofii.doc

— 481.00 Кб (Скачать)

Без мозга мысль не существует, но нельзя делать вывод, что мозг мыслит. Парадокс несоответствия субстрата (мозга) и атрибута (психики) -> как простое может облад. сложным?-> мозг не мыслит т.к. он слишком простое биологич. образование -> мыслит чел-к, но при помощи мозга.

– физиолог Сеченов: мысль сложнее физиологии, мышление как бы надстраивается над физиологическими процессами. рассматривал физиологические явления как основу более сложных — психических. Он выдвинул также идею о рефлекторной природе нервных физиологических путей, способа происхождения психики. При этом Сеченов он не отождествляет психику с рефлексами. Павлов там, где раньше видели только психическую деятельность, где, как считалось, обитает душа, обнаружил область чисто физиологических явлений. Мозг – физиологический орган, в нем нет души. В 50х его конц-ю изменили, сказали что у него психика – это рефлекс, восст. конц-я у Орлова.

Но откуда берется бесконечное мнгоообразие психич. образов? Основание сознания формируется в практич. деятельности чел-ка (преобразовывает предметы под свои потребности, учитывая физич формы объекта). Основание многообразия психич. образов в многообразии практических предметов.

 

28. Предмет и  структура диалектики. Особенности  диалектического метода.

 Диалектика - учение о развитии. Ее нередко определяют также как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика связана с решением 2ВФ - о развитии. Диалектика как наука оформилась в XIX в.  - Гегель (материализм – Маркс и Энгельс).

В структуре различают следующие разделы: 1. Общий хар-ка диалектики как науки.  2. Основные принципы диалектики. 3. Основные законы диалектики. 4. категории диалектики.

Общая характеристика диалектики:

Два смысла:

  1. Диалектика как наука.
  2. Сам действительный процесс развития как объективной реальности, так и процесса мышления.

Развитие – движение от простого к сложному.

В диалектике как действительном процессе развития выделяют 2 формы:

Объективная – процесс развития материального мира, включая человека.

Субъективная – процесс развития мышления.

2 формы субъективной диалектики:

1. Логика – процесс  развития мышления, который нами не отслеживается (не замечаем, что мы мыслим логическими категориями).

2. Гносеология – теория  познания (сознательно используем  законы мышления).

Диалектика как философская наука имеет двухуровневую структуру:

1 ур. (базовый) представлен абстрактно-всеобщей теорией развития, которая описывает общее в развитии за вычетом всего многообразия особенного. Позволяет описать развитие вообще (все развивается примерно одинаково). Вопросы о специфике развития не затрагивает. Оформлена Гегелем, пересмотрена Марксом и Энгельсом.

2 ур. – конкретно- всеобщая теория развития описывает как общее в развитии, так и в сжатом обобщенном виде все многообразие особенного в развитии. До сих пор эта теория окончательно не оформилась. Московская и пермская (Свидырский, Орлов) версии. М.– д. описывать все подряд. П. – д. описывать все в общем виде

Диалектика имеет всеобщий, универсальный характер, т.е. присуща бесконечному миру. Развитие мира никогда не начиналось и никогда не прекратится, т.е. бесконечно. Являясь теорией развития объективного мира и человеческой мысли, диалектика представляет собой способ мышления (входящий в состав материалистического образа мысли), бесконечно развивающийся и совершенствующийся. Поэтому недостаточно знать, что говорит диалектика о развитии мира и мысли, необходимо научиться мыслить диалектически. 

Диалектика, как и философская наука в целом, выступает в качестве теории, т.е. объяснения развития в природе, обществе и мышлении, и метода, т.е. способа, подхода к познанию и изменению мира. Диалектическая теория лежит в основе диалектического метода, поскольку подход к познанию и действию определяется теоретическим пониманием мира.

 

29. Принцип всеобщей  связи.

Основные принципы - наиболее широкие и фундаментальные положения науки, определяющие ее содержание и структуру.

принципы диалектики сформулированы Гегелем - 2 базовых: Принцип всеобщей связи, Принцип развития.

С позиций диалектики мир - единое целое, пронизанное всеобщей связью. Принцип всеобщей связи – все в мире взаимосвязано или все связано со всем. Связь – отношение одного предмета к другому. Основанием связи является тождество и одновременно различие предметов. Само это тождество и различие предметов в конечном счете основывается на тождестве и различии предмета с самим собой. Связи выделяются попарно:

- Связи непосредственные (связь одного предмета с другим) и опосредованные (связь одного  предмета с другим через 3ий). Непосредственные связи конечны поскольку время существования каждой вещи конечно, опосредованные всегда носят бесконечный характер,  опосредованно каждая вещь связана с каждой.

- Связь единичного с  единичным (связь уникального в  предметах) и единичного со всеобщим (связь уникального через общее  в предметах).

- Связи внутренние и  внешние. Внутренние – связи между  предметами одного класса (между студ. ипф). Внешние – между предметами разных классов (между истор. и политол.). Относительны, переходят одна в другую. У бесконечной материи есть только внутренние связи.

- Существенные и несущественные, прямые и обратные, случайные и необходимые, причинно-следственные, содержательные и бессодержательные.

Интегрированным типом связи является закон. Закон – повторяющаяся внутренняя, существенная, необходимая, прямая, причинная связь между предметами. Важнейшие признаки закона: 1. закон есть повторяющаяся связь. Обнаружение повторяемости в явлениях - первый признак существования законов. 2, закон представляет собой внутреннюю, существенную связь, момент или сторону сущности. Закон как необходимая связь. Необходимость – то, что есть, то, что существует, чего не может не быть (всегда существование). Случайность – то, что может быть, а может и не быть; то, что существует, но не всегда.

2 т.зр. до 19 в.: Фатализм: в мире нет никаких случайностей, все существует по необходимости. И субъективизм: в мире все случайно.

Крайности, не подтверждаются практикой. Диалектика: в мире все существует случайно и необходимо одновременно. Случайность является моментом, проявлением необходимости (монета падает орлом или решкой – случайность, падает – необходимость). Закон необходим, но всегда проявляется через случайное состояние.

2 модификации принципа всеобщей связи:

- Конкретно-исторический  принцип – все взаимосвязано. Сущность конкретно-исторического  подхода заключается в учете  всех связей и опосредований явления.

- Принцип основного звена  – из всего многообразия отношений (связей) одна является определяющей.

 

30. Принцип развития. Парадокс развития.

 Движение — это изменение  вообще, безотносительно к его  направлению и результату. Развитие  понимается как возникновение качественно нового. Развитие включает в себя движение.

Принцип развития сформулирован Гегелем: все в мире развивается. 3 основных подхода:

1.Циклическая. Представители:  Анаксимен, Гесиод – концепция «золотого века»: век золотой, серебряный, медный, героев, железный (век Гесиода, 7). Должен наступить золотой. В 50-60-х гг. в сов. науке ряд философов.

 Развитие – круговорот, цикл. Фиксирует повторяемость движения в развитии, но эта повторяемость абсолютизируется, опускается изменчивость. парадоксы: придется признать начало и конец развития (парадокс начала и конца- как нечто возникло из ничто, как что-то становится ничем). А может ли развитие начинаться? Развитие – движение от простого к сложному, появление нового. Развитие не может возникать по определению, т. к. само возникновение есть развитие. + Если развитие – круговорот, стало быть абсолютный прогресс сменяется абсолютным регрессом, прогресс и регресс равные! Но если противоположности равны, то они друг друга компенсируют - находятся в состоянии покоя, движения нет!

2. Линейная концепция. 1 ист. – ВЗ. Фиксируют изменчивость в развитии- появл. чего-то нового, но игнорируют повторяемость (ничто в развитии не повторяется). Отождествляют развитие с прогрессом. Трудности: если развитие есть абсолютный прогресс, тогда возникновение сложного приводит к полному уничтож. простого. А как тогда определить сложное, если простое исчезает?

3. Спиралевидная конц-я. Гегель. Фиксирует и повторяемость, и изменчивость в развитии. Изменчивость – абсолютна, повторяемость – относительна. В развитии все повторяется, но каждый раз на новом уровне сложности. Фиксирует как прогресс, так и регресс. Прогресс – абсолютен, регресс – относителен. Прогресс м.б. относителен: он всегда приводит к утрате и каких-то положительных черт реальности. Так, Прямая походка — отнюдь не самый экономичный способ движения. Она привела также к более трудным родам и т. д.

Парадокс развития. Развитие – движение от простого к сложному. Сложное – простое + некое приращение сложности (что-то новое). Возникает вопрос: откуда приходит это приращение сложности? Если оно приходит из простого (больше неоткуда взяться), т. е. в простом содержится, стало быть простое есть уже сложное => никакого развития нет.

Платон и Аристотель – концепция гилеморфизма, развитая Ф. Аквинатом. сложное в вещи возникает благодаря вселению идеи,  которые в интерпретации Ф. Аквината и неотомизма являются частицами божественной сущности.  Вопрос: откуда сложное в самой идее? В идее, по Платону, есть всегда=> развития нет.

- Концепция эмерджентной эволюции (С. Александер, Л. Морган,. XX в.). Сложное возникает в результате соединения вещи с неким духом (mind).

- концепции на осн. на дарвинизме: сложное приходит из среды (из вне). Но тогда кролик содержится в травке, которую кушает. Вопрос: откуда сложное в среде?

- холизм (Дж. Смэтс): сложное – результат соединения частей в целом. Но целое не значит сложное, оно приравнивается по сложности частям.

-концепция Гегеля. необходимо признать то факт, что сложное возникает из простого, поскольку ему неоткуда больше взяться. Но в простом как таковое оно не содержится, иначе простое окажется сложным. Сложное содержится в простом в качестве возможности (потенциального). НО почему эта возможность реализуется??.

2пол 20в.- Орлов. Как у Гегеля + как возможность становится действительностью? Чтобы возможность стала действительностью нужна необходимость. В качестве необходимости выступает направленность, т.е. простое обладает свойством быть сложнее себя.

Самопревращение простого в сложное, низшего в высшее — это коренной способ бытия материи, ее глубинная сущность.

Оппоненты – у Орлова решение тавтологическое: мир развивается, потому что развивается.

Если попытаемся синтезировать принцип всеобщей связи и принцип развития, получим принцип историзма – все в мире взаимосвязано, все развивается. Требует рассматривать все в связи и в развитии.

 

31. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. (закон единства качеств. и количеств. изменений). Гегель. В процессе разв-я качеств. и количеств. хар-ки меняются одновременно.

6 категорий: Качество – это внутренняя определенность предмета, его целостная хар-ка. Но чтобы определить кач-во предмета его необходимо поставить в отношение с др. предметом (связь). Но предметов, в отношение с которым мы можем поставить множество -> в отношении к каждому из предметов будет проявляться только одна сторона качества данного предмета (свойство). Свойство – внутр. определенность предмета, но в отличие от качества это его множественная хар-ка (кач-во одно (стол это стол), свойств – много (стол плоский, деревянный…).

Количество – внешн. определенность предмета. Качество и количество находятся в единстве как противоположности, нет качества без количественных характеристик, нет количества, лишенного качественной определенности.

Мера – единство качества и количества.

Предельные количественные значения, которые может принимать данное качество, границы количественных интервалов, в рамках которых оно существует, называются границами меры.

Если уменьшение или увеличение количества перейдет границы меры, то это приведет к изменению качества: количество перейдет в новое качество. Есть и обратный процесс, переход качества в количество. Вновь образованное (новое) качество означает новую меру, то есть новое единство качества и количества; и это новое качество открывает возможности для нового количественного изменения в рамках новой меры. Когда же рамки меры вновь будут преодолены количественным изменением, произойдет очередной переход к новому качеству. Таким образом, переход количества в качество и переход качества в количество – это циклический последовательный процесс. Скачок – смена одного качеств-количеств. состояния другим, переход от одной меры к другой (вода-газ-лед…к пр.)

 

32. Закон отрицания отрицания.

сформулирован Гегелем. 3 стадии: утверждение или положение (абсолютное), отрицание утверждения (относительное) и отрицание отрицания возврат к положению, обогащенному отрицанием. В процессе развития,  появления нового, старое не исчезает, а сохраняется в новом. Центр. категории: Отрицание – борьба нового со старым, сложного с простым; это отношение взаимоисключения взаимопредполагающих этапов развития. Преемственность – единство нового и старого, сложного и простого; отношение взаимопредположения взаимоисключающих этапов развития. Отрицание и преемственность находятся в единстве, но отрицание (новый этап не тождественен старому) -> абсолютная преемственность, относительное.

Информация о работе Лекции по "Философии"