Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 04:04, курс лекций

Краткое описание

Философия как наука, критерии научности в философии.
Философия – наиболее общее учение о мире и человеке, основа мировоззрения. Научная философия – синтез материализма и диалектики. Процесс становления философии как науки был длительнее, чем у конкретных наук: это связано с предельной широтой предмета философии.
предмет - наиболее общие стороны действительности, процессы ее развития и познания. Также предмет формулируется как сущность мира, человека, его места в мире и смысла его существования. Объект философии – вся действительность. Наука – адекватное (не противор. смыслом) отражение действительности.

Файлы: 1 файл

otveta_na_bilety_po_filosofii.doc

— 481.00 Кб (Скачать)

- процесс познания - это  процесс расширения и углубления  людьми своих знаний о мире  и о себе, в том числе и  о формах познания и самопознания.

Принципы научн. гносеологии:

1. Признание объективной реальности (мир сущ-ет все зависимости от нашего сознания)

2.  Признание безусловной познаваемости объективной реальности

3. признание диалектического характера процесса познания (познание развивается): противоречие между знанием и незнанием, объективного и субъективного.

4. признание практики в качестве основы познания и критерия истины.

5. сознание выступает формой  отражения. Объективные свойства, качества, сущности вещей могут быть отражены сознанием не буквально, а субъективной добавкой, в субъективной форме. Отношение знания есть отношение сходства.

6. принцип абстрагирования для отвлечения от ненужных признаков объекта д. глубокого познания какого-то одного

Знак – материальный предмет или явление, приведённый в условное соответствие с каким-либо другим предметом или явлением, заменяющий, репрезентирующий последний (слово). Не имеет сходства с предметом. Значение – субъективный образ предмета, сходный с предметом.

2 ступени познания: чувственная  и логическая.

 

37. Чувственное  познание и его формы.

Чувственное познание – отображение внешних сторон действительности, или явления. Не все явления отображаются в чувствах. предметом и содержанием чувственного познания выступает явление. Явления несут в себе сущности вещей, ибо сущности существуют в явлениях, а не за явлениями. Это означает, что чувственное познание имеет двухъярусный характер. Отображая явления, чувственное познание тем самым отображает и заложенную в явлениях сущность. Оно имеет, следовательно, два уровня: непосредственно осознаваемых сторон явления как такового и скрыто отображаемой сущности. Чувственное познание противоречиво: оно есть единство непосредственно осознаваемого (явления) и неосознаваемого (сущности).

Основными формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления.

Ощущения – отражения отдельных внешних свойств вещи, которые осознаются нами в виде цветов, запахов, вкусов…. Анатомо-физиологическая основа – анализаторы, нервные структуры, состоящие из рецепторов. Ведущая роль у зрительного анализатора. Идентифицируя свойство предмета, ощущение производит синтез, отождествление внешнего воздействия с определённым классом внешних воздействий. Отражая явления, чувственное познание несёт и отражение сущности, которая ещё не осознаётся.

Восприятие – отражение предмета в целом. Включает в себя совокупность ощущений. На уровне восприятия возникает объективация, благодаря которой вещи воспринимаются нами как существующие вне сознания. На уровне восприятия предстаёт предметный мир. Ситуативно, не схватывает общих сторон вещей или ситуации.

Представление – образ предмета или ситуации, возникающий и тогда, когда предметы не действуют на органы чувств. Особенности: независимость от непосредственного воздействия предметов на органы чувств, обобщенность (отображение общих признаков вещей). Общее в представлениях имеет чувственный характер. Возникает способность воображения.

 

38. Фундаментальный  уровень логического познания.

Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов. В нем можно выделить три основных уровня: фундаментальный, обыденный и уровень научного познания.

Фундаментальный уровень логического познания составлен общими логическими процессами.

Обобщение – процесс выделения общего из единичного. Представляет собой извлечение существенно общего из чувственного единичного, благодаря чему возникают простейшие понятия о вещах и явлениях. Далее процесс обобщения оказывается выделением все более существенных признаков, однако при этом он постоянно обращается чувственному материалу, без которого утратил бы свой первоначальный источник.

Абстрагирование – процесс отвлечения существенных признаков вещей и явлений от несущественных. Абстрагированием называется также отвлечение одних существенных признаков от других.

Анализ – мысленное расчленение целого на части. Первоначально анализ – мысленное расчленение целостного чувственного образа на логически мыслимые части.

Синтез – мысленное объединение частей в единое целое. Простейшая форма синтеза заключается в мысленном соединении признаков, полученных в результате анализа чувственных образов, в единый логический образ предмета.

Анализ и синтез – диалектически связанные противоположные мыслительные процессы. Анализ подготавливает материал для дальнейшего синтеза, синтез, соединяя продукты анализа, завершает каждый локальный цикл познания и дает начало новому циклу аналитико-синтетической деятельности. Ведущим оказывается анализ, поскольку он направлен на обнаружение различий и скрытых в них противоречий.

Индукция – движение мысли от единичного к общему, дедукция – от общего к единичному. Индуктивный ход мысли отправляется от чувственно единичных и переходит ко все более сложным обобщениям. Дедукция позволяет применять полученные обобщения к познанию более частных, в конечном счете – единичных вещей и явлений. Индукция и дедукция связаны.

Формы логического познания: понятие – отражение сущностных сторон вещи, не имеет наглядного характера, имеет содержание (совокупность существенных признаков предмета) и объем (совокупность предметов, обладающих этими признаками); суждение – связь понятий, форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предмета мысли; умозаключение – связь суждений, в которой из нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое значение (пингвин долетит до середины Днепра), делятся на дедуктивные и индуктивные.

Законы логического познания. Традиционная формальная логика – Закон тождества: А=А, противоречия: А не есть не А, закон исключенного 3: А есть либо В, либо не В, закон достаточного основания: если есть В, то есть его основание А (требование обоснованности). Второй уровень – математическая – исследует закономерности вывода знания с помощью математических средств. Диалектическая логика – высший уровень. В качестве законов – диалектические. А = А и вместе с тем не А.

 

39. Обыденное познание.

Обыденное познание связано с решением вопросов, возникающих в повседневной жизни людей, текущей практической деятельности, быту и т. д. Обыденный человеческий эмпиризм неспособен углубляться в законы действительности. В обыденном познании действуют преимущественно законы формальной логики, достаточные для отображения сравнительно простых сторон человеческой жизни. Обыденное познание основывается на здравом смысле, т. е. представлениях о мире, человеке, обществе, смысле человеческих поступков, сформировавшихся на основе повседневного человеческого практического опыта человечества. Здравый смысл – норматив или парадигма обыденного мышления. Важным моментом здравого смысла является чувство реальности, которое отображает исторический уровень развития повседневной жизни людей, общества, их нормы деятельности (Например, в докоперниканскую эпоху было здравомысленным полагать, что Солнце вращается вокруг Земли). Хотя обыденное познание всегда будет представлять собой относительно простой уровень познания, в настоящее время можно говорить о своего рода онаучивании повседневной жизни и здравого смысла. В силу своей относительной простоты и консервативности обыденное познание несет в себе остатки давно изжитых научной формы мысли, мышления минувших веков (религия). Вырабатываемый под влиянием повседневной практической деятельности здравый смысл несет в себе стихийно материалистическое и диалектическое содержание. Здравый смысл всегда ограничен и не располагает гносеологическими и логическими средствами решения сложных проблем человеческого бытия. Здравый смысл сам по себе не схватывает противоречивости предметов, единства волновых и корпускулярных свойств. В формах, присущих обыденному познанию, глубинное философское содержание выражается в народных приметах, пословицах и поговорках.

 

40. Научное познание, его уровни, формы и методы.

Научное познание – высший уровень логического мышления. Направлено на изучение глубинных сторон сущности мира и человека, законов действительности. Концентрированным выражением НП является научное открытие. 2 трактовки природы мыслительного творчества: интуитивизм (озарение) и механический поиск правильного решения (метод проб и ошибок). Мыслительное творчество даёт 2 стороны: содержательную и формальную. С первой, мыслительное творчество – получение нового мыслительного содержания (преодоление странности). Любое крупное открытие выступает как нарушение прежней конкретной логики, но всегда подчиняется законам формальной и диалектической логики. НП имеет 2 уровня – эмпирический и теоретический. Эмпирический включает в себя чувственный опыт и первичное теоретическое осмысление. Теоретический включает дальнейшую обработку эмпирического материала, выведение новых понятий, идей, концепций. Эмпирическое познание использует наблюдение и эксперимент – два источника знания научного факта.

 Наблюдение – это целенаправленное и организованное чувственное познание действительности. Оно проводится с помощью человеческих органов чувств, приборами. Приборное наблюдение включает две формы, связанные с различием приборов: одни приборы увеличивают интенсивность внешних воздействий, не меняя их качественно (микроскоп); другие приборы осуществляют качественное преобразование внешнего воздействия, превращая его в чувственно воспринимаемое человеком (рентгеновские телескопы).

Эксперимент – изучение предметов посредством их целенаправленного изменения, активное вмешательство в объективные процессы с целью изучения «поведения» объекта в результате его целенаправленного изменения. Необходимым условием эксперимента является его воспроизводимость.

Источник научного знания – факт – зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление. Фактом служит само реальное событие, а его фиксация, делая событие «фактом для нас», выступает лишь в роли объективного, правдивого регистратора событий. Соотнесенность бытия, определяемого в качестве факта, не должна ничего изменять в содержании факта, иначе он перестает быть фактом. Одним из средств регистрации фактов выступает язык.

Осн. формы научного познания:

Проблема – научный вопрос. Вопрос как самостоятельная форма мысли, представляющая собой вопросительное суждение, возникает только на уровне логического познания. предмет проблемы - вопрос о сложных свойствах, явлениях, законах действительности. Проблема ставится наукой. Структура проблемы - 2 компонента: предварительное знание о предмете и незнание, выражающее основное направление исследовательской деятельности. Таким образом, проблем представляет собой противоречивое единство знания и знания о незнании. Различают конструктивные и реконструктивные проблемы: могут конструироваться до появления теории и реконструироваться на основе уже готовой.

Гипотеза – предположительное решение проблемы. множественность: каждая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез, из которых отсеиваются наиболее вероятные, пока не производятся окончательный выбор одной, или их синтез.

Теория – 2 значения: высшей формы научного познания и системы понятий, описывающих и объясняющих какую-либо область действительности. Важными частями «типической» теории выступают ее описательная и объяснительная части или стороны. Описание – характеристика существенных черт, форм. Объяснение отвечает на вопрос почему действительность такова, какова она есть. типы объяснения: на основе закона, причинное, генетическое, структурное. На основе закона: законы, как стороны сущности, порождают и определяют явления и служат, поэтому основой их понимания и объяснения. Генетическое объяснение связано с исследованием процесса возникновения явления. Структурное объяснение позволяет понять многие стороны явления, выводя их из структуры последнего.

Методы научного познания – способы познания, подходы к действительности. Они включают  наиболее общий метод, разрабатываемый философией, общенаучные методы, специфические частные методы отдельных наук. С методами связаны методики исследования. В современной науке применяется метод материализма и диалектики. К общенаучным методам относят: обобщение, абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, а также методы идеализации, формализации, математизации, моделирования.

 

41. Истина.

Непосредственная цель познания – постижение истины, т. е. действительного знания о мире и человеке. Гегель: истина – объективный процесс самопознания логической идеи, в котором каждая последующая ступень выступает в качестве истины предыдущей: истина бытия – в сущности, истина сущности бытия – в понятии. Так, логическая идея в конце достигает абсолютной истины, которая представляет вечное движение. Для субъективного идеализма истина – лишь осознание человеком своих собственных ощущений. Неопозитивизм – истина- проблема смысла предложений науки. В эмпирических науках имеют смысл те утверждения, которые могут быть верифицируемы, т. е. выведены из «атомарных фактов». «Атомарные факты» фиксируются первоначально в «протокольных предложениях». Впоследствии принцип верификации был дополнен принципами подтверждаемости, когеренции, фальсификации.

Объективная истина – адекватное, соответствующее действительности отражение (внешнего мира или человека). Оценивая знания, мы выясняем прежде всего, соответствуют ли они объективной реальности или являются ошибочными, ложными.

Конкретность истины. Объективная истина конкретна. Конкретное – действительность во всем многообразии ее сторон. Конкретному противопоставляют абстрактное, т. е. отдельное. Конкретность истины означает, что то или иное утверждение о действительности является истинным, если оно учитывает все ее стороны, связи и опосредования.

Информация о работе Лекции по "Философии"