Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 00:28, курс лекций

Краткое описание

Цель: формирование философского, мировоззренческого мышления человека, его гуманистических ценностей и основ взаимоотношения с природой и обществом на фундаменте духовной культуры, понимание общественно-исторической природы религии и её функционирование в современном мире, развитие логического мышления будущих специалистов.
Задание: заданием курса философии является формирование философской и профессиональной культуры специалиста по экономике и праву, его гражданской позиции и этики поведения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
4
Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, содержание и функции в обществе
5
Тема 2. Философия античного мира
6
Тема 3. Философия средневекового общества
16
Тема 4. Философия Возрождения и Реформации
23
Тема 5. Философия Нового времени и эпохи Просвещения
29
Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
44
Тема 7. Традиции и особенности развития философской мысли в Украине
55
Тема 8. Современная мировая философия
66
Тема 9. Онтология
76
Тема 10. Гносеология
80
Тема 11. Антропология
87
Тема 12. Социальная философия
96
Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия. Попова Н.В. КЛ. 2009 (рус.яз).doc

— 705.50 Кб (Скачать)

Систематизаторская  деятельность. Аристотель завершает классический период древнегреческой философии. Вместе со своими учениками он проделал огромную работу по собиранию, систематизации и классификации всего имеющегося естественнонаучного и философского знания. Он делал упор на собирании и классификации эмпирического материала. Им были выделены физика, метафизика (философия), биология, этика, политология, психология (учение о душе). Он является создателем логики (силлогистики).

  Философские школы эллинистической  эпохи

  Эллинистическая  эпоха начинается со времен  завоеваний Александра Македонского (356–323 гг. до н.э.). В результате этих завоеваний была создана огромная империя, в которой греческие города-государства стали терять свою свободу и независимость. В 147 г. до н.э. Грецию захватил Рим, и она стала одной из римских провинций. Духовная жизнь классической Греции захирела, полис как форма совершенного государства разрушался. Уже во время Александра Македонского возникло понятие «подданный» вместо классического греческого «гражданин». Управление государственными делами перестало быть гражданским делом каждого жителя города, теперь управляли присланные из центра чиновники. Подданные не могли уже влиять на ход общественной жизни и стремились найти себя в частной жизни с ее индивидуалистическими и эгоистическими ценностями.

Империя Александра, а  потом Римская империя смешивали  все народы с их разными уровнями развития. Греческая культура распылялась, ассимилировалась с другими культурами (восточными, «варварскими»). Возникли новые культурные центры: Александрия, Пергам, Рим. Новая реальность породила новые философские течения, в которых отражены ценности эллинистической эпохи, новый статус в ней человека.

Киники (от kine – «собака»). Наиболее известный из киников – Диоген Синопский. Киники отказались от всех материальных и духовных благ и вели аскетическую жизнь на площадях и улицах. Диоген жил в бочке. Его современники пишут, что он ходил с фонарем в руках по улицам днем, восклицая: «Ищу человека». Человека, который выше общественного ставит свою природу. Наиболее существенными потребностями человека он считал его биологические потребности. И чем меньше потребностей, тем больше свободы. Презрение к наслаждениям и комфорту, тренировка души и тела, готовность противостоять невзгодам, безразличие ко всему – вот характеристики жизни киников. Символичен легендарный эпизод: Александр Македонский в зените своей славы, проходя мимо Диогена, сказал ему: «Проси, что хочешь». Диоген ответил: «Отойди, не заслоняй мне Солнце». Киники выразили определенные настроения своей эпохи. Они разоблачали как иллюзии стремления, которые двигали людьми: погоню за удовольствиями, стремление к богатству, жажду власти, блеска и успеха. Но движению киников присущи экстремизм, анархизм и духовное убожество. Это антикультурное явление. Отрицая одни общественные ценности, они не выдвигали ничего взамен. Они сводили жизнь человека к животному состоянию.

Эпикурейцы. Основатель школы – греческий философ Эпикур (341–273 гг. до н.э.) Школа находилась в предместье Афин, в деревенской тиши, в саду, и называлась – «Сад». Из римских эпикурейцев наиболее известен Лукрецкий Кар и его поэма «О природе вещей».

Эпикур развил далее  атомистическую концепцию Демокрита, введя понятие «отклонение атомов», которое легло в основание  его этики. Это понятие  разбивало  представления о необходимости, судьбе, предзаданности мира, вводило элемент случайности, внутренней активности, спонтанности события. В центре внимания философии Эпикура находится отдельный человек как единичный атом. Сущность человека эпикурейцы определяли как стремление к счастью. Счастье – это отсутствие телесного страдания и беспокойства, невозмутимость души, наслаждение. Но эпикурейство – не обжорство и не лентяйство.

Человеческой жизнью, по учению эпикурейцев, должен управлять  разум, практическая мудрость. Эпикур делит потребности на три группы:

1) естественные и необходимые  потребности, удовлетворение которых позволяет человеку нормально жить (еда, питье, одежда, отдых);

2) естественные, но не  необходимые потребности; они  нарушают принцип «Ничего сверх  меры» – это изысканная пища и напитки, элегантная одежда;

3) потребности, не естественные и не необходимые – сюда относятся все формы человеческого тщеславия, стремление к роскоши, власти, славе; они опасны для человека.

Эпикурейцы пропагандировали уход от политической и всей общественной жизни, стремились жить обособленно, вдали от городской сутолоки и толпы. Они искали спокойствия и дружбы с близкими людьми. Смысл государства эпикурейцы видели в его полезности для людей. Из философии исчезла проблема человека-гражданина, гражданских доблестей и понимания государства как носителя высших моральных ценностей. Появилось понятие «полезности» государства, государства как средства обеспечения личного благополучия человека.

Стоики. Основатель школы – Зенон Китионский (333–262 гг. до н.э.) Школа находилась в Портике, по-гречески – «Стоя». Это самая знаменитая школа. Стоиками были Сенека (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.) и римский император Марк Аврелий (121–180 г. н.э.) Стоики занимались логикой и физикой. Но ведущее место у них занимала этика.

Целью человека стоики считали  достижение счастья, которое состоит в следовании своей природе, стремлении к самосохранению; чтобы жить в ладу с самим собой. Все, что происходит за пределами нашего личного бытия, политические и общественные потрясения – не должны нас тревожить. Стоики учили людей быть безразличными к внешним невзгодам. Они считали, что добро и зло находятся внутри нас, они зависят от отношения человека к происходящим событиям. Внутри нас рождаются мужество, выносливость и вера в себя. Не надо бояться смерти, несчастий, ударов судьбы. Человек должен избавиться от страстей. Стоики выработали учение об апатии (отсутствии страстей) и беcстрашии, безмятежности и покое души. Только эти качества ведут человека к счастью.

Согласно философии  стоиков, миром правит Логос. Действия человека должны быть согласованы с Логосом как  с естественной необходимостью. Основанием морали они считали понятие долга.

В духе своего времени  стоики выработали космополитический  взгляд на мир. По их учению, мир космополитичен, нет разницы между богатым и бедным, греком и варваром. В эллинистическом мире шло смешение народов, нравов, культур.

Из других философских  направлений известны скептицизм (Секст Эмпирик, второй век н.э.) и эклектицизм (Цицерон). Цицерон (106–43 гг. до н.э.) – римский философ, оратор и государственный деятель. Не дал новых идей, но он много сделал для систематизации, распространения и популяризации греческой культуры по всему миру.

В 3–4 вв. н.э. в Римской  империи были распространены различные  школы последователей Пифагора, Платона, Аристотеля. Последними крупными мыслителями греко-языческой культуры являются Плотин (205–270 гг. н.э.) и Прокл (412–485 гг. н.э.). Плотин учил подниматься над мирской суетой, вести созерцательную жизнь и стремиться к божественному. Прокл завершил и систематизировал неоплатоническую философию.

В первые века нашей эры  в огромной Римской империи распространялось христианское мировоззрение. В IV в. н.э. христианство стало государственной религией. В 529 г. император Юстиниан закрыл последние языческие философские школы.

 

 

ТЕМА 3. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБЩЕСТВА

 

Средними веками в  Европейской истории принято  называть время с V по XV века. Однако средневековый тип мышления формировался на основе распространяющегося христианства уже на протяжении I–IV столетий новой эры. В начале IV в. христианство после долгих гонений было признано Римом государственной религией. Никейский собор (325 г.) принял обязательный для всех христиан символ веры – систематизированный кодекс церковных догматов, после чего была проделана большая работа по систематизации, разработке и упорядочиванию обширного материала религиозного содержания. При этом закладывались основы нового, христианского, мировоззрения и новой философской мысли. Переоценка духовных ценностей античного мира производилась на основе Священного писания (Библии), которое теперь признавалось основой духовной активности человека. Так как чтение и понимание текстов Библии предполагает глубокую веру в «Слово Божье», вера становится обязательным атрибутом духовной культуры Средневековья. Вера в средние века оценивалась выше знания. Против интеллектуализма античной философии была выдвинута идея откровения.

Общая характеристика средневековой философии

В период раннего средневековья  ведущим направлением философско-религиозной мысли была патристика.

Патристика – совокупность теологических и философских учений раннего средневековья, в которых были разработаны и обоснованы принципы средневекового мировоззрения и средневекового типа мышления. Патристику называют учением отцов – основателей церкви (от лат. patres – “отцы»). Основные представители патристики: Тертуллиан, Ориген, Василий Великий, Григорий Нисский, Августин.

В позднее Средневековье  господствовала схоластика. Схоластика (от лат. scholastica – «ученый», «школьный») – религиозно-философские учения, которые при разработке философской и теологической проблематики использовали рационалистическую методику с формально-логическими способами доказательств. Систематизация схоластики, а также синтез всей средневековой религиозной философии и теологии даны Фомой Аквинским. Его учение (томизм) стало идеологическим основанием для деятельности католической церкви.

Для философии средних  веков характерны следующие черты.

1. Так как вся духовная  жизнь, вся культура Средневековья  формировалась под влиянием христианства, то и философия того времени имела религиозный характер. Более того, философия в средние века была объявлена «служанкой богословия», она должна была распространять в доступной форме истины Священного писания среди населения. Философские идеи переплетались с религиозными, ведущие философы Средневековья были одновременно и теологами.

2. Для средневекового  мышления характерен теоцентризм – позиция, которая центром мироздания признает Бога, считает его началом и конечной целью развития мира. Религия в средние века определяла ценностные ориентации человека, приоритеты в общественной жизни, а также принципы и методы познания.

3. Основная идея средневековой  онтологии (учения о бытии) – креационизм. Креационизм – учение о творении мира Богом. По этому учению, Бог – творец создает мир из ничего, свободно, актом своей воли, ибо он всемогущ. Он сотворил и человека, дав ему жизнь. Бог постоянно поддерживает бытие мира. Сам он есть несотворенное бытие, абсолютное бытие.

4. В гносеологии (учении  о познании) основной идеей признавалась идея откровения. Сам Бог считался непознаваемым, истины же Божьи заложены в Священном писании и через толкование Священного писания они открываются человеку. Был выработан специальный метод толкования текстов Библии – герменевтика.

5. Основная идея в учении о человеке в средневековой философии – идея спасения. Согласно Библии, человек есть высшее творение Бога, в этом его превосходство над всеми существами на земле, а также возможность повелевать и владеть ими. Первородный грех человека – грех высокомерия, неподчинения богу и самонадеянности – искуплен страданиями Иисуса Христа. Человек в христианстве представлен в трех измерениях: «тело», «душа» и «дух». «Дух» – это соотнесенность человека с Богом посредством веры. Христианский гуманизм признает веру и любовь к Богу, а через него – к человеку. («Если мы любим друг друга, значит, Бог живет в нас»).

Средневековая философия, как и христианская религия, большое  внимание уделяет внутреннему духовному  миру человека, исследует мотивы поведения, открывает новое явление – самосознание человека и вместе с этим ставит вопрос о человеческой личности.

6. Философия истории  средневековья начала рассматривать  человеческую жизнь в связи с историей людей, в отличие от античности, где человек рассматривался как частичка природы, Космоса.

В философии средних  веков была исследована проблема времени и выделены периоды: до прихода  Иисуса Христа; приход и мученическая смерть Христа; будущее спасение верующих и царствие Божие на земле. Провозглашенный  церковью и ожидаемый конец света (эсхатологическое учение) ставило тем самым вопрос о смысле истории.

Средневековая философия  и теология выдвинула целый ряд  крупных мыслителей и ярких личностей. Самым влиятельным и почитаемым представителем патристики является Аврелий Августин.

          Аврелий Августин (354–430 гг.) – теолог и философ, классик патристики, самый яркий ее представитель. Родом из Северной Африки. Отец его был язычником, мать – христианка. От нее он принял христианскую веру в возрасте 33 лет. С 395 г. он епископ в Гиппоне, где ведет борьбу с еретиками и пишет свои сочинения. Из философских работ наиболее известны «Исповедь» и «О граде божьем».

В начале своей деятельности Августин явился как бы мостом между античной культурой и средневековой. В философии он опирался на идеи Платона и неоплатоников. Приняв христианство, он Библию сделал основанием нового мировоззрения; разрабатывал теологию и религиозную этику. Его по праву можно считать основоположником средневековой философии и средневекового типа мышления.

Основное в учении о бытии у Августина – это обоснование идеи Бога (Блага, Единого) как абсолютного бытия. Бог, по Августину, сотворил мир и творит его непрерывно. Красота, гармония и целесообразность мира есть результат деятельности Бога. Он есть всесовершеннейшее начало. Задача человека – познавать и созерцать мудрость Бога.

Человек, согласно учению Августина, не должен отвлекаться на познание материального мира, он должен направить свой взор внутрь себя. Августин пишет: «Хочу понять Бога и душу. И ничего более? Совершенно ничего». Он видит задачу философии в том, чтобы познать человеческую душу и Бога.

Для философского учения Августина характерен субъективизм и психологизм. Исходным пунктом его размышлений является субъект. Августин считал, что углубление в себя приводит к истине, которая есть в душе. И эта истина ведет к Богу.

Информация о работе Лекции по "Философии"