Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 00:28, курс лекций

Краткое описание

Цель: формирование философского, мировоззренческого мышления человека, его гуманистических ценностей и основ взаимоотношения с природой и обществом на фундаменте духовной культуры, понимание общественно-исторической природы религии и её функционирование в современном мире, развитие логического мышления будущих специалистов.
Задание: заданием курса философии является формирование философской и профессиональной культуры специалиста по экономике и праву, его гражданской позиции и этики поведения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
4
Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, содержание и функции в обществе
5
Тема 2. Философия античного мира
6
Тема 3. Философия средневекового общества
16
Тема 4. Философия Возрождения и Реформации
23
Тема 5. Философия Нового времени и эпохи Просвещения
29
Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
44
Тема 7. Традиции и особенности развития философской мысли в Украине
55
Тема 8. Современная мировая философия
66
Тема 9. Онтология
76
Тема 10. Гносеология
80
Тема 11. Антропология
87
Тема 12. Социальная философия
96
Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия. Попова Н.В. КЛ. 2009 (рус.яз).doc

— 705.50 Кб (Скачать)

Самый крупный представитель  философии Просвещения в Германии – Иммануил Кант. Ему принадлежит девиз Просвещения: «Имей мужество пользоваться собственным умом!» («Дерзай быть умным!»). Однако         И. Кант стал одновременно и критиком просветительской идеи.

Иммануил Кант (1724-1804 гг.) – философ, по происхождению из семьи шорника. Все достижения Канта – результат его трудолюбия, дисциплины и упорства. Когда в зрелые годы И. Кант выходил на свою ежедневную прогулку, жители его родного города Кенигсберга сверяли часы. После окончания Кенигсбергского университета он работал домашним учителем, при этом усердно занимался самообразованием. Позже он стал профессором этого же университета, дважды избирался ректором. Жизнь Канта бедна внешними событиями, его жизнь – это его книги.

И. Канту принадлежат  замечательные слова: «Две вещи наполняют  душу всегда новым и все более  сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это чистое небо над нами и нравственный закон внутри нас». Основные работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «Антропология».

В начале своей творческой деятельности И. Кант занимался естество знанием, ему принадлежит гипотеза о возникновении Вселенной из вращающихся туманностей. Она вошла в историю науки как гипотеза Канта-Лапласа. Дальнейшую свою жизнь он посвятил занятиям философией. Центральное место в его исследованиях занимают теория познания и этика.

В теории познания И. Кант, опираясь на предшествующие философские идеи о возможности получения истинного (в терминологии того времени – «всеобщего и необходимого») знания, вырабатывает свою концепцию познавательной деятельности человека, которую он сам называл «коперниканским переворотом». В чем суть этого переворота?

В теории познания XVII в. были четко разграничены объект и субъект познания, и основное внимание уделялось объекту познания. Ставился вопрос: каков объект сам по себе? Истина понималась как адекватное отражение объекта, и она должна быть максимально очищена от всего субъективного. И. Кант переносит внимание на субъект познания. Он ставит вопрос следующим образом: какова специфика познающего субъекта? Каковы структура и особенности познавательной человеческой деятельности, в результате которой конструируется предмет познания, его мыслимый образ. При этом И. Кант исследует не индивидуально-психологические особенности конкретного человека, а специфику человеческого познания как такового, т.е. то, что есть общего (надындивидуального) в человеческом познании. Через такую постановку вопроса Кант стремится установить границы и возможности человеческого разума, законы его функционирования. Термин «Критика …» в названии его работы  означает определение границ, возможностей и принципов познавательной  деятельности и познавательной способности человека.

И. Кант критически переработал  философскую традицию. Он отказался от крайностей рационализма и сенсуализма, взяв у них истинные моменты («рациональное зерно») в качестве необходимых предпосылок для дальнейшего развития теории познания. Он осуществил синтез накопленного до него материала по теории познания.

Сенсуалисты и рационалисты не видели принципиальной разницы между чувственным и  рациональным познанием. Сенсуалисты  разум рассматривали как обобщенный чувственный опыт, как бы усовершенствованную чувственность. Вспомним локковскую позицию: «Нет ничего в разуме, чего бы ни было сначала в чувствах». Для рационалистов чувственность была просто возможностью мышления. Кант чувственное познание и работу интеллекта рассматривает как самостоятельные, имеющие разные функции стороны одного и того же процесса познания. Он ставит вопросы: 1) каково содержание их деятельности? 2) как они взаимодействуют между собой? Только их взаимодействие и синтез, убежден Кант, дают научное знание.

Однако в познавательной способности человека Кант выделяет и исследует не две, а три подструктуры: чувственность, рассудок, разум.

Следуя сенсуалистам, Кант считает, что наше знание имеет  опытную основу, но добавляет при этом, что знание может быть и результатом только нашей познавательной способности, т.е. иметь априорный (доопытный) характер. Понятие tabula rasa для характеристики новорожденного Кант отбрасывает, но он не признает и понятие «врожденные идеи». Он вводит понятие «априорные формы созерцания и рассудка», которое шире понятия «врожденные» и в каких-то аспектах включает его.

Работа органов чувств, по Канту, состоит не только в получении  многообразия ощущений от окружающего  мира, но и в первоначальной их обработке. Он отказывается от представлений рационалистов XVII в., что чувственное познание есть низшая форма познания, дающая лишь неясное и спутанное знание, которому только разум придает четкость и ясность. По Канту, органы чувств сами обладают способностью упорядочивать многообразие ощущений, организовывать их. Эта работа осуществляется через априорные формы чувственности: «пространство» и «время». В данном случае «априорные» означает «врожденные». Т.е. понятия пространства и времени, по Канту, человек получил не из опыта, они врожденные. «Пространство» как форма чувственности (т.е. способность органов чувств) систематизирует, упорядочивает ощущения от внешнего мира, а «время» организует внутреннее созерцание. Итак, Кант рассматривает пространство и время не как формы бытия вещей и процессов в мире, а как способность органов чувств именно так воспринимать мир. Т.е. мы смотрим на мир как бы через пространственные очки и потому все воспринимаем в пространственных отношениях. То же самое и со временем.

В соприкосновении с  внешним миром наши органы чувств доставляют множество ощущений, которые складываются в восприятия. Восприятие имеет субъективный и индивидуальный характер, дальнейшая его обработка осуществляется другой познавательной способностью – рассудком (мышлением). Эта обработка состоит в нахождении единства в многообразии ощущений и восприятий. Единство выражается понятием, которое есть исходная форма мышления.  Оно, по Канту, представляет собой априорную форму рассудка. Лишь форму, содержание ей поставляют ощущения. «Ни одну из этих способностей – пишет Кант – нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить». Научное знание есть синтез чувственных данных опытного знания и форм-конструкций мышления. Синтез этот осуществляется интуитивно, через «продуктивное воображение», так Кант назвал творческий процесс.

Обработка и систематизация чувственных данных идет через систему общих понятий – категорий, которые создаются в ходе развития теоретического знания, и в каждом конкретном акте познания они выступают как априорные. Способность рассудка (мышления) осуществлять свою функцию объединения многообразного материала присуща ему изначально и выражена в акте самосознания: «Я мыслю!» (Вспомним декартовское: «Я мыслю, следовательно, я существую!»).

Категории представляют собой скелет познания, который обрастает (наполняется) соответствующим содержанием. Кант выделил четыре категории: количество, качество, отношение, модальность. Они, соответственно, распадаются на три более конкретных, каждая из которых дополняется еще тремя, чтобы учесть все оттенки познавательных отношений.

Кант подчеркивает активность человеческого мышления: «Мы ничего не можем представить себе связанным в объекте, чего прежде не связали сами». И еще: «Рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает ей». Т.е. не наши знания должны сообразовываться с предметами, а предметы с нашим познанием. Здесь необходимо пояснить, что предметом познания Кант считает не «вещь саму по себе», а только явления, т.е. ту часть внешнего мира, которая включена в человеческую деятельность, сообразуется с нашими действиями и,  соответственно, с познанием. Эта сторона мира организуется человеческим опытом, фиксируется в языке и других формах культуры. Результат – картина мира, созданная человеком. Каков же мир в своей сущности, мы не знаем, считает Кант. Он для нас есть «вещь в себе».

Однако чувственность  и рассудок осуществляют только технологический процесс получения нового знания. Они не вырабатывают ни целей, ни регуляторов этой деятельности. Руководство и контроль над человеческой деятельностью, в том числе и познавательной, осуществляет разум. Разум включает в себя только безусловное, т.е. то, что ничем не обусловлено, а дано человеку изначально. Это идея бессмертной человеческой души, идея мира в целом и идея Бога. Идея у Канта обозначает понятие, которое не имеет опытного обоснования. Идеи выступают как ориентиры, идеалы, с которыми надо сообразовывать свое поведение. Они также априорны, изначально присущи человеку, т.к. необходимы ему. Например, идея Бога как высшего совершенства необходима человеку как нравственный принцип – точка отсчета в моральной оценке поведения. Так как идеи не выводятся из опыта, то доказательства бытия Бога не нужны. В него надо верить. Вопрос об истинности суждений здесь не встает. Верить в Бога означает  быть добрым. На этих принципах основана этика И. Канта.

Учение о человеке в философии Канта исходит  из того, что человек есть двойственное существо: а) природное образование – биологический организм, подчиненный причинно-следственым зависимостям и биологическим потребностям; б) разумное, нравственное существо, которое обладает свободной доброй волей и руководствуется ею. Каждый человек как разумное существо есть цель сама по себе,  не может быть использован как средство для чего-либо другого. «Во всем сотворенном, – пишет Кант, – все, что угодно и для чего угодно может быть употреблено лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе».

В своей этике И. Кант формулирует высший нравственный закон, категорический императив (повеление): «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла лечь в основу законодательства». Нравственные понятия, по Канту, не выводятся из опыта, действительность как раз говорит о другом. Они априорно заложены в разуме человека. Моральный поступок – результат внутреннего побуждения.

Основу категорического  императива у Канта составляет долг, долг не перед конкретным человеком или организацией, а перед человечеством, перед человеком как таковым. Категорический императив Канта – это призыв к человеческому достоинству и к человеческой совести как самоконтролю. Будь человеком и к другому относись так же, уважая его человеческое достоинство!

При этом Кант четко осознавал, что поведение, основанное на долге, чаще всего не приводит к счастью и удовольствию. Но у человека остается надежда и вера.

 Философия И. Канта  обобщила предшествующие философские  исследования и дала новые основания для дальнейших поисков. Самым важным поворотом после И. Канта стал перенос акцента на исследование субъекта и его деятельности. При этом рассматривался не индивидуальный, а трансцендентальный субъект, т.е. человечество в целом. Исследовался он в двух планах: гносеологическом (процесс познания, деятельность «чистого разума» в терминологии И. Канта) и социально-нравственном (деятельность «практического разума»).

В послекантовской  философии мир бытия был поделен  на бытие природное и бытие человеческое с четким обозначением их различия. Бытие природы характеризовалась как развивающиеся на основе закономерности и необходимости, в нем признавалась жесткая причинно-следственная детерминация. В человеческом же бытии подчеркивалось господство свободы и целеполагания. Философские исследования стали ориентироваться на вопросы бытия человека, истории и культуры; ставились проблемы специфики человеческого бытия и специфики методов анализа культуры.

Ближайшим учеником И. Канта  стал И.Г. Фихте, который продолжил его учение, одновременно критически пересмотрел и уточнил.

Иоганн  Готлиб Фихте (1762-1814 гг.) родился в крестьянской семье. Уже в раннем детстве обнаружились его способности к размышлению и сосредоточенности. Благодаря своей феноменальной памяти получил возможность поступить в закрытое учебное заведение для дворян. Учился позже в Иенском и Лейпцигском университетах. Затем – профессор Иенского и Берлинского университетов. Во время оккупации Германии французскими войсками он произнес в Берлинской академии «Речи к немецкой нации» (1807 г.), где выступил против тирании Наполеона и, обращаясь к самосознанию немцев, призывал  возродить величие и достоинство народа, доказать свое национальное превосходство и завоевать свободу. Умер, заразившись тифом в госпитале для раненых, где помогал жене ухаживать за больными.

Свою философию Фихте  строил как «науку наук» («наукоучение»). Научное знание оставалось главным предметом исследования философии

XVII–XVIII вв. Философия,  по мысли Фихте, также должна  быть строго научной. Характерной  чертой научного знания, считал он, является его систематическая форма. Систематичность же достигается тем, что все положения науки выводятся из одного принципа  и составляют единое взаимосвязанное целое. Но систематичность сама по себе не является признаком истинности знания, истинность системе задает исходный принцип, первое основоположение, из которого выводятся все определения. Отсюда особая требовательность к основоположению, которое   должно быть  достоверным само по себе.

Различие между философией и частными науками Фихте видел в том, что частные науки берут готовым исходный принцип, не доказывая его достоверность. Философия же этот принцип формулирует. Он должен быть одним, иначе получатся разные системы знания.  Самым общим исходным принципом, очевидным и самодостоверным, без которого сознание вообще невозможно, является принцип самосознания: «Я есть». Это принцип Декартовского cogito. И Фихте к нему обращается. Cogito есть акт теоретического разума (знания). Его главную функцию, считает Фихте, составляет продуктивная способность воображения, которая теоретически рождает  реальность.  Фихте занимал субъективно – идеалистическую позицию.

Основное внимание Фихте уделяет  практическому разуму, так как  считал, что он предшествует теоретическому.

Акт практического разума (воли) есть акт самополагания, т.е. самопорождения человеческого личностного «Я». Акт направлен на самого себя: здесь субъект и объект совпадают. Этот акт практически-нравственный, смысл которого в обретении человеком подлинного бытия – свободы. Фихте придавал ему такое большое значение, что считал свою философию философией свободы. Свобода, по Фихте, есть самотождественность «Я» и одновременно продукт его собственного действия. Первый акт свободы: полагание «Я есть». Он осуществляется благодаря интеллектуальному созерцанию. Свободно действующее «Я» создает (конструирует) свою реальность. Свобода выступает, как форма бытия «Я». Абсолютная свобода есть полное согласие с самим собой. Нравственный закон, по Фихте, означает: поступай всегда в соответствии со своими убеждениями!

Информация о работе Лекции по "Философии"