Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 00:28, курс лекций

Краткое описание

Цель: формирование философского, мировоззренческого мышления человека, его гуманистических ценностей и основ взаимоотношения с природой и обществом на фундаменте духовной культуры, понимание общественно-исторической природы религии и её функционирование в современном мире, развитие логического мышления будущих специалистов.
Задание: заданием курса философии является формирование философской и профессиональной культуры специалиста по экономике и праву, его гражданской позиции и этики поведения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
4
Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, содержание и функции в обществе
5
Тема 2. Философия античного мира
6
Тема 3. Философия средневекового общества
16
Тема 4. Философия Возрождения и Реформации
23
Тема 5. Философия Нового времени и эпохи Просвещения
29
Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
44
Тема 7. Традиции и особенности развития философской мысли в Украине
55
Тема 8. Современная мировая философия
66
Тема 9. Онтология
76
Тема 10. Гносеология
80
Тема 11. Антропология
87
Тема 12. Социальная философия
96
Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия. Попова Н.В. КЛ. 2009 (рус.яз).doc

— 705.50 Кб (Скачать)

Донецкий университет  экономики и права

 

Кафедра философии  и гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

Н.В. Попова, канд. филос. наук, доцент

 

 

 

 

 

 

Философия

 

Курс лекций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк ДонУЭП 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ 

4

Тема 1. Философия как  мировоззрение, ее назначение, содержание и функции в обществе 

5

Тема 2. Философия античного  мира 

6

Тема 3. Философия средневекового общества 

16

Тема 4. Философия Возрождения  и Реформации 

23

Тема 5. Философия  Нового времени и эпохи Просвещения 

29

Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм 

44

Тема 7. Традиции и особенности развития философской  мысли в Украине

55

Тема 8. Современная  мировая философия 

66

Тема 9. Онтология 

76

Тема 10. Гносеология 

80

Тема 11. Антропология 

87

Тема 12. Социальная философия 

96

Список литературы 

98


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Внедрение кредитно-модульной  системы в процесс высшего  образования Украины существенно меняет методологию и методику преподавания нормативных дисциплин, в том числе и философии. Основная парадигма – комплексный подход к изучению, систематизация философского знания и формирование на этой основе у будущих специалистов целостного, системного, стратегического мышления.

Цель: формирование философского, мировоззренческого мышления человека, его гуманистических ценностей и основ взаимоотношения с природой и обществом на фундаменте духовной культуры, понимание общественно-исторической природы религии и её функционирование в современном мире, развитие логического мышления будущих специалистов.

Задание: заданием курса философии является формирование философской и профессиональной культуры специалиста по экономике и праву, его гражданской позиции и этики поведения.

Предмет: исторически изменяемые формы соотношение бытия и духовности, материи и духа, законы и формы мышления.

Новая система преподавания философии предполагает, что в  процессе самостоятельного изучения дисциплины необходимо выполнить индивидуальное задание, которое состоит из двух частей:

    1. Теоретическая часть
    2. Практическая часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ,

ЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ В ОБЩЕСТВЕ

 

Термин "философия" ("любовь к мудрости") ввел в  научный оборот Платон. Ранее слово "философ" употреблял Пифагор  для обозначения любителя высокой мудрости. В настоящее время мы воспринимаем философию прежде всего как мировоззренческую дисциплину. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов на мир и место человека  в этом мире. Мировоззрение предполагает осмысленное отношение человека к миру и к самому себе. Основная проблема мировоззрения "Я и Мир". Мир осмысливается человеком на повседневном уровне, когда он решает вопрос: "Каков мир и как в нём жить?" и на теоретическом. И в мировоззрении выделяется два уровня: обыденный, или обыденное сознание, и теоретический. Теоретический уровень включает в себя:

  1. Научное знание – это интеллектуальный аспект мировоззрения, или миропонимание. На этом уровне складывается научная картина мира.
  2. Ценности – это определение значимости для человека тех или иных предметов, явлений, отношений. Ценности различают нравственные, основанные на понятиях добра и зла, и эстетические, основанные на понятиях прекрасного и безобразного. Ценности формируют принципы и ориентиры поведения человека. Они отражают эмоционально-ценностное отношение человека к действительности.
  3. Убеждения – принципы действия. Это знания, усвоенные человеком и ставшие для него руководством к действию.
  4. Идеалы – высокая отдалённая цель, которая раскрывает перед человеком перспективу его деятельности и придает смысл нашей жизни.
  5. Программы поведения, которые связывают теоретические положения с практической деятельностью человека. Наличие мировоззрения у человека есть характеристика развитой личности.

Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и научное.

Миф (дословно – предание) – первая самая ранняя форма осмысления мира. В мифе ставились мировоззренческие вопросы: Откуда мир?. Какова роль человека в нём?. Нравственный облик человека, мотивы его поведения. Кроме архаичного мифа, сюжеты которого вошли в литературу и  искусство, в ХХ веке появился политический миф – красивая идеологизированная сказка, чтобы увлечь массы, управлять ими.

Религиозное мировоззрение  основано на вере в потусторонние  силы, которые управляют нашим миром.

Философия – теория мировоззрения, есть рационализированная система взглядов на мир и место человека в этом мире.. Мировоззренческая функция философии состоит в решении вопроса "Я и мир",  и решая его философия опирается на научное знание и логическое мышление. В системе "Я и мир" философия выделяет и исследует отношения: практическое, познавательное и ценностное. Европейская философия принимает человека как активное, деятельное существо – как практика и творца. Для практической деятельности человеку необходимы знания, и практика становится и целью познания и средством, условием для познания. В практике и в познании человек избирательно подходит к различным предметам и явлениям, даёт им оценку. Человечество на протяжении веков выработало ценностные ориентиры, которыми человек руководствуется в жизни.

В соответствии с исследуемыми отношениями в философии сложились её разделы: онтология (ontos – бытие) – учение о бытии; гносеология (gnosis – познание, знание) – учение о познании, теория познания; аксиология (acsis – ценность) – учение о ценностях. Содержание этих разделов будет рассмотрено в последующих лекциях. Основную философскую проблематику образно выразил немецкий философ 18 в. И.Кант: "Философия должна ответить на следующие вопросы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Чтобы ответить на эти вопросы, надо ответить на вопрос : "Что такое человек?". Проблема человека стоит в центре внимания философии. Но в связи с её сложностью в разные эпохи на первое место выходят то те, то другие вопросы. Например, в 17-18 вв. в эпоху научной революции на первое место вышло исследование познания, формирование методов получения научного знания. В 20 столетии – в центре внимания философов проблемы личностного существования человека, особенно его трагические аспекты.

 

 

ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ  АНТИЧНОГО МИРА

 

Начало рационалистической философии, а вместе с ней и науке положили древние греки (эллины). В VII–VI вв. до н.э. в Древней Греции сложились социально-экономические и политические условия, а также соответствующая духовная ситуация для развития свободного мышления. На островах и побережьях Древней Греции активно шла торговля, развивались ремесла, процветали города. Важнейшим условием свободного мышления стали политические свободы древних греков, демократическое устройство городов-государств (полисов). Активная общественная жизнь, ощущение свободы соответствовали складывающемуся пониманию человека как разумного существа, гражданина полиса. Такое понимание человека активизировало ум, благоприятствовало рождению новых идей.

Духовные предпосылки  для философского осмысления действительности были заложены в искусстве, в поэзии. Огромную роль в жизни древних греков играли поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Мир, изображенный в них, подчинен чувству гармонии и меры; действия людей мотивированы; описаны причины событий. У Гомера поставлен вопрос о назначении человека. Все эти вопросы позже будет разрабатывать философия.

В поэме Гесиода «Труды и дни» как высшая ценность рассматривается понятие справедливости. В изречениях семи мудрецов дано понятие «мера» и призыв к самопознанию. Орфики (последователи полулегендарного поэта Орфея) различали у человека тело и душу; душу почитали как бессмертную.

Развитию свободной  философской мысли способствовало и то, что в Древней Греции не было священных книг с их жесткой  догматикой, не было касты жрецов – хранителей догм.

Самостоятельная философская  мысль в Древней Греции сформировалась в VI веке до н.э. Философы (стремящиеся к мудрости) хотели понять мир в его целостности, т.е. сформировать понимание мира как гармонически целостного образования и выяснить начало всех вещей.

Методом понимания при  этом становилось рациональное мышление. Оно и отличило философию от искусства, основанного на мифе и фантазии, и от религии, основанной на вере.

Философское знание в  Древней Греции имело созерцательный характер. Аристотель утверждал, что мир вызывает удивление у человека и тем самым ставит перед ним вопрос о сути мира и месте в нем человека. С этого начинается философствование. Знание для древнегреческого философа не имело практической пользы, но оно обладало огромным моральным содержанием. Знание давало понимание мира и смысла жизни, оно задавало новую иерархию ценностей. Древнегреческие мудрецы считали, что стремление к познанию и философскому осмыслению действительности есть потребность человеческого духа.

Древнегреческие философы, найдя рациональный метод постижения мира, определили тем самым характер и пути развития западноевропейской культуры.

Натуралисты – досократики («физики»)

Милетская школа. Основная проблематика этой школы:

  1. стремление понять суть природы и объяснить мир, космос в его целостности;
  2. выяснить, найти первоначало мира, из которого все произошло и которое скрепляет мир воедино.

Фалес Милетский (625–547 г. до н.э.) – самый крупный представитель школы, один из семи мудрецов, философ, естествоиспытатель, политик. По преданию, много путешествовал по странам Востока, был знаком с египетскими жрецами и вавилонскими халдеями. Считается родоначальником античной философии и науки. На основе изучения небесного свода предсказал солнечное затмение 585 г. до н.э., он же разделил год на        365 дней.

Именно Фалес, стремясь понять единство и целостность мира, ставит вопрос о первопричине мира. Он считает, что первопричиной мира является вода. Воду он понимает не как конкретное вещество, а как первичную божественную сущность, праоснову, которая пронизывает все: «…все приходит из воды, находит свою жизнь в воде и заканчивает в воде».

Ученик Фалеса – Анаксимандр – воду считает производным, а за начало (архэ) берет «апейрон» – бесформенное, хаотичное начало, из которого структурируется мир. Это первоначало ничем не ограничено, оно дает начало всем другим вещам и управляет ими. Само оно бессмертно и неразрушимо, не имеет ни начала, ни конца.

Анаксимен, ученик Анаксимандра, первоначалом считал воздух, понимая его как бесконечную божественную субстанцию. Воздух подвижен и постоянно изменяется, поэтому он и дает различные вариации и превращения: охлаждаясь, превращается в воду, затем в землю; нагреваясь, становится огнем. Изменения порождают многообразие; мир представлен у него динамичным и гармоничным.

Гераклит из Эфеса. (544–483 гг. до н.э.) Фундаментальным первоначалом мира он считал огонь, который воплощает динамизм мира. Все многообразие мира – это превращение огня. «Этот порядок, один и тот же для всех вещей, не сотворен никем из Богов, и никем из людей, но всегда был, есть и будет вечным живым огнем, мерами возгорающимся и мерами затухающим». Образ огня воплощает в себе мысль Гераклита о всеобщем движении, изменении и одновременно гармонии мира. Его девиз: «Все течет» (panta rhei). «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды, и нельзя тронуть дважды нечто смертное в том же состоянии, но, по причине неудержимости и быстроты изменения, все рассеивается и собирается, приходит и уходит». Итак, и река изменяется, и мы меняемся.

У Гераклита есть глубокий вывод о том, что в основе движения лежит столкновение противоположных начал, их взаимопереход: холодные вещи раскаляются, горячие охлаждаются, влажные высыхают, сухие увлажняются и т.д. Эта борьба противоположных начал есть сущность мира. Но борьба предполагает и моменты совпадений, покоя и гармонии. Чередование противоположностей имеет свой смысл: «Болезнь делает сладостным здоровье, голод сообщает приятность сытости, а тяжкий труд дает вкусить отдых», «…невозможно было бы понять имени справедливости, когда бы не было обиды». Итак, гармонию мира, по Гераклиту, создает наличие и столкновение противоположных начал.

Пифагорейцы. Пифагор (VI в. до н.э.) – философ и математик. Много путешествовал по Востоку, познакомился там с таинствами египетских жрецов и с их ученостью. Пифагор и его ученики занимались математикой, философией и политической деятельностью. Они создали теоретическую математику, ввели доказательства, дали начало абстрактному мышлению. Манипуляции с числом, открытие числовых отношений и пропорций приводит их к выводу, что в основе мира лежит «число», понимаемое ими  как изначальная реальность и как согласование предельных элементов с беспредельными. Это согласование, гармония есть порядок. Порядок – по-гречески «космос». Небеса, вращаясь согласно числовой гармонии, создают божественный порядок – космос.

Информация о работе Лекции по "Философии"