Курс лекций по общей философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 03:56, курс лекций

Краткое описание

лекции по основным вопросам общей философии.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 50.64 Кб (Скачать)

Неклассическая  философия  в ее первых вариантах  нигилистически относилась к этой основной проблеме классики. Философия  нигилизма  представлена в концепция Ницше, Шопенгаурера. Шопенгауэр- современник Гегеля, но по философским иеям – это противоположная ориентация.  Основное сочинение Шопенгауэра « Мир как поле и представление» свидетельствует о антигегельевской направленности. Субстанцией мира является не мировая идея,  а воля , неподконтрольная разуму.  В человеке главное не разум а воля. На первый план выдвигается нерациональное в мире и человеке.

Идеи  Шопенгауэра унаследовал  Ф.Ницше и реформировал их. Волю к жизни  – воля к власти. Ницше – родоначальник  философии жизни. Жизнь, по его мнению, это интуитивно воспринимаемая реальность, основной особенностью которой  является воля к власти. Человек- часть жизни и бытие человека он рассматривает как воля к власти. Боги мертвы и властвует сверхчеловек. Он аккумулирует в себе волю к власти. Он отрицает прежнюю мораль о добре и зле. Его мораль – по ту сторону добра и зла. Ницше отрицает все ценности прежней эпохи . Его идеал – сильная личность, которая не опирается на христианскую мораль, ибо она потакает слабости и всякой хилости. Он критикует демократию, как мешанину. Идеи сверхчеловека он развивает в своей работе « Так говорит Заратустра».  Сочинения Ницше не только по содержанию, но и по форме антиклассика.  Он не строит философию как систему . чаще всего он говорит афоризмами. Его слог ближе к художественному.

Вариант нигилистической  философии представил Хекельбор. Также  выразил идею недоверии разуму. Критикует Гегеля за слишком абстрактный подход к человеку. Он как раз призывал внимательно вглядеться и вчувствоваться в реальную человеческую жизнь, в личные страдания.  Несомненной заслугой Хекельбора является то, что он поставил собственно человеческие проблемы, проблемы субъективного бытия, сосредоточил внимание на страхе и ужасе непосредственно бытия ( работа «Страх и трепет»

  Все эти три  философа противопоставили  вере классической  философии в прогресс  ее оптимистическим  умонастроениям иные  подходы. Шопенгауэра  называют философом  вселенского пессимизма. Он не верил  в прогресс. Ницше  говорил не о  прогрессе а о  вечном возвращении . Хекельбор говорит, что сопровождает человеческую жизнь страх, ужас и трепет.

Проблема  нерационального  была в центре психоанализа.  Родоначальник психоанализа – Зигмунд Фрейд. Он проанализировал  структуру психики  человека и представил ее в виде трех уровне  : сверхЯ ( суперЭго) Я (эго) и либидо ( бессознаельное). Фрейд раздвинул представление о человеке, о его душевных уровнях. Он занимался структурой психики как врач-психиатар, но из своих исследований он сделал глубокие философские выводы: не разум, и даже не сознание определяют повеление человека , а бессознательное, и прежде всего инстинкты и влечении, т.е природную сущность. Среди инстинктов важнейшее место он отводил инстинкту продолжения рода  ЭРОС) и инстинкту смерти ( тонатос) культура по мнению Фрейда – это узда, наброшенная на инстинкты « Будущее одной иллюзии». Культура определяет высший уровень психики человека. СуперЭго – это усвоенные человеком культурные нормы.

Философская мысль 20 века является прагматической .  Появился в Америке. От классического варианта философии прагматизм отличается тем, что он рассматривает вопрос о субстанции материальной и духовной . Субстанции его – это практика . Философия должна помочь человеку приспособится к жизни, успешно действовать. Оригинально прагматизм определяет понятие истины. В классической философии истина- это то что соответствует действительности. В прагматизме- это то, что полезно.  

В 20 веке происходит новый  антропологический  поворот. Поворот  к человеку с оригинальной отличной от классики точки зрения. Это связанно с экзестициальной философией. Истоки этого направления философии заложены в трудах Хекельбора. Первые варианты экзестициальной философии возникли в России у Достоевского, у Бердяева, но своего расцвета это учение достигает в Германии после первой мировой войны и во Франции во время и после 2Мировой Войны. Суть этого долбанного поворота заключается в том, что в центре внимания оказывается отдельный индивид, человеческое существование. А сущность рассматривается как вторичная. Проблему человека он рассматривает: отдельное человеческое существование первично и мир имеет смысл пока существую Я! В рамках такого подхода были решены важнейшие проблемы : проблемы смысла человеческого существования, временности ео существования, обнаружение смысла в пограничных ситуациях. Короче, они поставили проблему человеческой свободы , свободы выбора и ответственности за выбор, ответственности человека за все происходящее в мире. Человек- это свобода! Говорил Жан Поль. Ограниченность этой концепции является то, что она не принимает во внимание роли объективных обстоятельств, влияющих на выбор . С другой стороны в одних и тех же обстоятельствах люди ведут себя по разному.

Оригинальным  течением философской  мысли 20 века относится  феноменология, структурорализм, постмодернизм.

Однако, ситуация 20 века не только давала повод усомниться в ценностях разума, ценностях науки, но и давала повод рассматривать науку как высшую ценность. Давала повод сциентистских взглядов. Сциентизм- это мировоззрение , суть которого в том, что   наука- высшая форма культуры. В 20 веке культ науки превращается в культ НТП, но с философской точки зрения идеи сциентизма обосновывает направление позитивизм и постпозитивизм.  Но идеи позитивизма- это не простое продолжение культ научного разума классической эпохи. Эта эпоха ( Гегель) философию рассматривала как науку наук, которая должна подчиняться наука. Позитивизм защищая науку как высшую ценность отказывает философии в праве считаться не только высшей наукой, но и наукой ваще.  Их лозунг « Философия – берегись метафизики». Метафизика – это первая философия по Аристотелю, учение об общих принципах бытия. Но развитие науки не может обходиться без философии. И позитивисты считали, что это должна быть особого вида философия, которая должна быть внутри науки, как метанаука. « Наука- сама себе философия». Философия внутри науки должна быть методологией. Позитивизм родоначальником которого был А.Конт прошел три этапа в своем развитии и сменился постпозитивизмом. Которые были тогда актуальны. Позитивная философия отразилась положительная оценка науки 19 века. К 19 веку наука сложилась как дисциплинарно- организованная система. Система фундаментальных наук была положена в основу образования . Возникают кроме естественных и другие науки.  Технические науки проникают в производство, соединяясь с инженерной деятельностью. Наука- движущая сила общества. Это фон, на котором развиваются эти идеи. Наука выросла из философии ( из метафизики) , но породив науку метафизика стала для нее ненужной.  Через все этапы позитивизма, проходят общие идеи, которая в неопозитивизме была сформулирована как программа реконструкции философии.

Информация о работе Курс лекций по общей философии