Курс лекций по общей философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 03:56, курс лекций

Краткое описание

лекции по основным вопросам общей философии.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 50.64 Кб (Скачать)

Философия

Преподаватель: Золотарева Лилия Николаевна

Тема: Философия: круг ее проблем  и роль в культуре и обществе.

Термин  философия греческого происхождения, означающий любовь к мудрости. Первоначальный смысл  заложил в этот термин древнегреческий  математик и философ  Пифагор. Платон употребил  данный термин для  обозначения особого  рода науки. Долгое время включая эпоху нового Времени, многие философы рассматривали философию как науку, при этом оговаривалось, что это особого рода наука. Философия по разному определялась, но в основном представление философии сводились к тому что предметом философии является бытие в целом, основные его формы и различные способы отношения человека к миру. Поэтому структуру философии изначально входит учение о бытии в целом ( онтология) 

И учение о различных  формах бытия: философия  природы, философия  человека ( антропология), философия общества, или социальная философия.

К основным формам отношения  человека к миру принадлежат  познавательные отношения  ( гносеология), практическое отношение ( праксиология), ценностные отношения ( аксиология). Начиная с 19 века, интерес к философии усиливается в культуре, как мире созданным человеком, возникает философия культуры. В 20 веке усиливается интерес философии к науке и технике и возникают такие области философии как философия науки и философия техники. В структуру философии также входит история философских учений.

Сложным является вопрос : Является ли философия наукой?. Нельзя резка отрицать принадлежность философии к науке, и в то же время считать, что философия только наука. Философия может быть научной и ненаучно( религиозная). Философию и науку роднит следующее:

  1. Проникновение в сущность вещей и обобщение в виде понятий
  2. Философия и наука схожи и по форме. Обе они имеют теорию, основанную на понятиях
  3. Их роднит стремление к истине

Между ними существует и  глубокое различие:

  1. Выводы философии в большей части лишены общей значимости, характерной для науки. Эти выводы расходятся в различных системах и направлениях философии.
  2. Философия не открывает законы природы и общества, а способствует их поиску, занимается их обоснованием и обобщением.
  3. Наука сосредоточена на объекте, на природе вещей. Субъективное в ней представлено в незначительной степени, по сравнению с философией. Философия же субъективно играет очень большую роль. В ней пересекаются существующее должное. Важную роль в ней играет идеал, как высшая цель стремления.
  4. Важнейший отличительный признак науки формаизуемость, изменяемость, вычисляемость изучаемых ей величин, и соответствующее ей опытно- экспериментальная проверка. В философии же неприменим критерии практики в узком смысле слова, а только в широком, как практика человечества в целом в историческом контексте. Ее основные общие выводы не подаются строгой и однозначной проверке.
  5. Во многом различны пути развития науки и философии. В науке имеет место исторический прогресс, и более позднее учение опирается на своих предшественников.  В истории же философии такого сквозного поступательного движения нет. Учения предшественников так же актуальны, как последователей. Огромную роль играет индивидуальность философа. И лидеры этих учений откладывают отпечаток на весь строй учений и часто носит их имя. Судьба творения и творца в философии не разделима. В этом плане философия похожа на искусство. Каждый философ занимает свое место в истории и не отменяется последующим развитием философии, что безусловно не исключает связи преемственности философа.

    Но тем не менее, судьба философии и науки, особенно западной философии тесно переплетаются. Философия была одной из первых теоритичской областей знания как математика. Из нее выросли все естественные науки, социально-гуманитарные. По мере формирования частных наук, перед философией стала проблема- чем ей заниматься.  Ее определенность стала связываться с тем, что она должна сосредоточиваться на мировоззренческих проблемах. И то общее, к чему можно отнести философию- это мировоззрение. Философия- это определенный исторический тип мировозренния.

    Мировоззрение- это система взглядов человека на мир, с целью определить свое отношение к миру, найти свое место, обрести смысл и значение. Каждый человек имеет мировозренние- индивидуальное. Но в обществе изначально формируются общие канон мировоззрения. В первобытном обществе- Мифология, в поздние времена- Религия, а позже- Философия. В структуру мировозренния входят :

    1. Наиболее общие знания о мире в целом
    2. Идеалы , верования, убеждения.
    3. Программа практического действия.

В структуре мировозренния  два уровня

  1. Мировосприятие- это пассивное созерцание человеком мира на уровне явления, это восприятие эмоционально-окрашены.
  2. Миропонимание- более пассивная форма освоения мира. Э то постижение сущности мира и ее обоснование.

Три исторические формы  мировозренния : религия. Мифология и философия отличаются различным соотношением мировосприятия и миропонимания

Первой  исторической формой мировозренния была мифология. Миология это мировосприятие. Чувственно- образное отражение действительности. Обобщение логического характера в ней выражены слабо. Специфика мифологии как мировоззрения выражается и в том, что человек еще не выделяется из мира природы и тем более не противопоставляется ему.

Из  мифологии вырастает  религия. Религия  – это не только мировоззрение, но и  культ, и социальный институт. Особенности  религии как мировоззрения

Деление мира на естественный и сверхестествееный. Мир един – так как он объединяется. Естественное- это предмет общественного опыта и науки. Мир такой как он есть, а сверхественное- это предмет веры и убеждения. Религия не критина, а догматична. Философия тоже выросла из мифологии. Но в отличие от религии философия критична, все подтвергаеся суду разума ив  этом она и сходна с наукой. В философии миропонимание основное. Философия представлена в виде теории, в которых применяется логическое доказательство, но существует и иррациональные философии и философствования в виде художественного текста.

Философию можно определить, как теоритичски  осмысленное мировоззрение. Как теоритичсое  ядро философии как  мировозренния. Мировоззренческие  проблемы развертываются в виде логического  доказательства. Мировоззрение  людей формируется  и под влиянием и других форм культуры, но ни одна из них не ставит мировоззренческие проблемы на сознательный анализ.

Философские проблемы отличаются предельной общностью. Во-вторых, большинство  из них являются  вечными проблемами, в том смысле, что  они не имеют окончательного решения, ибо они  сложные и всеохватные. И всякий раз встают перед человеком  на новом историческом этапе и решаются определенным образом. Смысл- развитие общество ведет к развитию культуры. Среди всех философских проблем есть основная проблема или основной вопрос, при этом существует различие между философами понимания основного вопроса философии, но классическая философия делает акцент на том, что основным является вопрос об отношении сознания к материи, духа к природе. И вопрос ставится так : Что первично? Материя или сознание. Первично - значит вечно. Философское направление, которое в качестве первичного начала мира рассматривает материю, называется материализмом. Материя, природа, в каком- либо виде существовала всегда.

Идеализм- это философское направление, которое в к4ачестве первичного начала рассматривает сознание, идею, или идеи. Идеализм может быть объективным и субъективным. Объективный идеализм в качестве первоначала рассматривает абсолютную идею. Волю, существующую до мира до человека и определяет эту мир. Типичный представитель Гегель. Субъективный идеализм в центр мира ставит индивидуальное человеческое сознание. Мир такой - каким человек его воспринимает.  Мир - это наше ощущение. А ощущение - первичная реальность, с которой имеет дело человек.

Основными функциями философии  является- мировоззренческая, методологическая, критическая, прогностическая, и школа интеллектуального мышления.

Темы  для семинара:

Философия- смысл и предназначение.

  1. Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Типы мировоззрения.
  2. Философия как мировоззрение. Основные проблемы философии. Материализм и идеализм- два основных направления в философии.
  3. Специфика философского познания. Философия как методология.
  4. Место и функции философии в культуре.
  5. Философия и наука.

    Термины: Мировоззрение, мифология, религия, философия как мировоззрение, основной вопрос философии,  материализм, идеализм как направление, объективный идеализм субъективный идеализм, методология.

    Тема: Античная ( древнезападная) философия.

    В своем развитии она  прошла ряд этапов:

    1. От формирования древнегреческой философии до конца 5 века ( досократовским)
    2. Конец 5в – конец четвертого до новой эры- классический период
    3. Эллинистический( период распространение греческого мышления- связан с завоеваниями Александра Македонского) конец 4 – 2 век до новой эры. Это был период обоюдно влияния культур Востока и Греции)
    4. Римский период с первого века до новой эры- начало 6 века нашей эры.

Древние греки жили полисами( полис- это город + пригород). Философские школы складывались в них и носили одноименное название. В период рабовладения греки создали особую форму правления- рабовладельческую демократию. Полисы управлялись народным собранием, в которые выбирали на площадях. Были суды, представителей судов были выборные. Проходили дискуссии, споры и привычка спорить по политическим вопросам переносилась на мышление вообще. Именно древние греки превратили миф в философию, идеи которой критичны и могут быть опровергнуты. Тем самым они заложили научный стиль мышления. «Подарили» такую форму знания как теорию. И философия изначально была теорией и тяготела к науке. В начале философия включала все знание- это было стремление объять необъятное в самых общих понятиях. Но в какой-то мере появилась тенденция к выделению определенных областей знания. Первой выделилась математика. Есть мнение, что математика как наука возникает именно у древних греков и оформляется в эллинистический период Эвклидом и его книге «Начала». Ни создали доказательную математику. Начала математики безусловно возникли в Египте и Вавилоне, но только греки начали доказывать теоремы.

Основная  особенность древней  Греции – это ее онтологизм ( внимание к проблемам бытия. Космоцентризм и природоцентризм). Мир греки понимали как космос. Как единство природы, богов и людей.  Космос гармоничен- он живой, все в нем имеет душу. Даже Аристотель в период рассвета философии, говорил что души бывают растительные, животные и человеческие. Космос упорядочен. Термин философия ввел Пифагор и означал он «любовь к мудрости». Мудрый – это тот, кто живет в согласии с природой и руководствуется разумом. А Платон уже превратил ее в науку.

  До Сократа ( период физиков) именно потому, что основное внимание уделено природе, космосу. Философы ломали голову над проблемой начала мира и его сущности. А это научная проблема. К этому периоду принадлежит ряд школ – это Милетская школа. Гераклит, Пифагорейцы, эллиаты и по проблематике – атомисты.

Первая  школа была милетская- семь греческих мудрецов ( Фалес). Он первым начал создавать теорию о мире. Решал проблему его сущности и почему мир един и на основе чего един. Его философия достаточно близка к мифологии и это единство видел в воде. По его мнении вода- это принцип единения. Он создает философское учение, которое может быть опровергнуто. Другие представители милетской школы видели в других стихиях. Анаксимен считал, что это воздух. Он ближе к философии и считал основа снов- оперон – нечто бесконечное и неопределенное. Представителей этой школы можно отнести к раннему материализму ибо они объясняют мир без богов. В этот период можно обнаружить ранние эллинские школы- пифагорейцы. Основа мира по их мнению составляет число. Из них состоят геометрические фигуры, а из фигур – тела. Заслуга Пифагора в философии в том. Что он вне с конкретизацию в мир. Мир определен количественно, а не только качественно. Это повлияло на экспериментальную науку. В астрономии Пифагор ввел понятие земли и шара и высказывал предположение о том, что земля подвижна.

Философ- одиночка Гераклит. Он не оригинален в постановке вопроса о начале. Он считал первоначалом- огонь. Но также он заложил основы современной диалектики. Связывая ее с идеей изменчивости мира. Его диалектической противоречивости. Все в мире состоит из противоположностей. Это тало идеей современного мышления. Все у нас живое или мертвое. Свои идеи он высказывал  виде афоризмов. Один из известных : Все течет- все изменяется. В одну реку нельзя войти дважды. Это еще не идея развития, с которой связанна диалектика. Но уже намек на нее. Поскольку речь идет о том. Что через одну точку вещь проходит только один раз.

  Особое место в  истории философии  занимают эллиаты.  Лидер этой школы  Парменит. Он жил в 6- начале 5м века до н.э. Он ввел в философию самые фундаментальные и самые общие понятия. Понятия бытия и тем самым заложил основы онтологии ( учение о бытии) Он даже попытался определить это понятие, наделяя его следующими признаками: постижимость разумом ( мысль объединяет) бытие вечно , тождественно только себе. Бытие круглое, имеющее правильный центр, которым является земля. Бытие едино и неделимо. Только бытие существует. Существует только невидимый, неосязаемый мир, называемы бытие и только бытие мыслимо. Именно эллиаты отделили то, что существует по мнении., т.е в чувствах и что существует в разуме. Мнению доверять нельзя. Надо доверять разуму. Помогать доносить эту мысль стал младший товарищ, Апорий.

Информация о работе Курс лекций по общей философии