Курс лекций по общей философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 03:56, курс лекций

Краткое описание

лекции по основным вопросам общей философии.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 50.64 Кб (Скачать)

К физикам примыкает  Демокрит, живший в 5-4 веке до н.э. и написавший работу «Мирострой». Высказал идею , что вещество состоит из атомов. Даже душа. Его философия- крайний материализм. Атомы движутся в пространстве, которое он считал пустотой. Но для Демокрита- это сколь угодно малая, далее не делимая частица. Физического представления об атоме и не было. Атомов бесчисленное множество. Это начало идеи бесконечности мира, хотя греки представляли мир как космос. А космос ограничен в пространстве. Это было учении умозрительное, как и вся древнегреческая философия. Но Демокрит оказал влияние на физику в период ее возникновения. Идею Демокрита заимствовал Ньютон.

Рубежной  фигурой философии  является Сократ и  софисты. Это начало классического периода.

Риторика- это искусство красноречия- и она становится царицей всех искусств. В судах и на районных собраниях данное искусство было чень важно. Поэтому возникают платные учителя, учащие мыслить и говорить по логике. Но софистов в споре не интересовала истина. Важно было развернуть доказательство и доказать можно было что угодно. Важно заметить, что софисты обратились не проблемам природы, а к проблеме человека. Его мышления и этических норм. Самый видный из Софистов- Протагор завил, что человек- мера всех вещей, существующих что они существуют и несуществующих, что они не существуют. Поставлена проблема роли человеческой индивидуальности. Во-вторых, здесь заложена идея нравственного релятивизма. Нормы морали относительны индивида. Не надо руководствоваться социальными нормами. Софисты заложили концепцию субъективного идеализма. Особое место в философии классического периода принадлежит Сократу, провозгласившего принцип: «Познай самого себя». Познай свой внутренний мир и нравственные нормы, на которых сроится поведение человека. Сократ мастер диалога, рассуждения в диалоге. Предмет диалога- нравственные понятия. Понимание добра основано на разуме- ведет к доброму поступку. И учил добру в диалогах. В отличие от софистов. Он считал, что есть общие морально-правовые нормы, которым должен подчинятся человек. Он учил искать истину. Истинное содержание нравственных понятий. Его этика была рационалистическая. Сократ внес огромный вклад в развитее логики, логики доказательства.

Учеником  Сократа был Платон, а Аристотель учился у Платона. Платон воспринял интерес  к нравственным проблемам, к человеку, к манере выражать мысли в  диалогах. Он создавал свою философию как  систему, включающую онтологию. Концепция  Платона- самый развитый идеализм. Бытие по Платону- это идеи или понятия, которым соответствуют вещи. Самое главное в том. Что не обращает внимание на сущность вещей. На природу понятий и создает вариант диалектики, как искусство классифицировать понятия. Из этой общей установке о мире вытекает его учение о человеке, о обществе. Человек- это единство двух частей- души и тела. Тело – необходимая темница для души, которую душа покидает, живет в мире идей и потом возвращается и поселяется в теле новорожденного. Душа также состоит из двух частей- высшая, разумная и низшая, чувственная. В тело приходит материя- познание. Его Платон рассматривает как воспоминание души, когда она жила в мире понятий.

Интересно учение Платона о  государстве, об обществе. Понятие государство  и общество не разделяли. Государство искусственного происхождения. Оно  создается по идее. Он заложил иди утопического социализма. Он выделял три слоя общества, в соответствии с душой человека- Мудрец, философ- это правители мира.  Если душа аффективна, которой свойственны благородные страсти, мужество. Умение подчиниться богу- то ты войн, страж. Который тоже необходим. Если же душа вожделеющая- это люди физического труда.

Сам работа : Платон мне друг, но Истина дороже.

Древневосточная философия:

  1. Возникновениние, основные периоды и системы древней индийской философии. Учение Будды и Махавиры. Материалистические философские движения Древней Индии ( Локаята)
  2. Особенности и специфика философии древней индии и ее важнейшие проблемы. Решение проблемы человека.
  3. Своеобразие древней китайской философии. Генезис философии в Древнем Китае. Основные школы и течения. Философия Конфуция и Лао-цзы
  4. Проблематика Древней китайской философии. Подход к проблеме человека
 

Тема: Европейская средневековая  философия

  Средневековье занимает  отрезок истории  от распада Римской  Империи до эпохи  возрождения. Почти  штуку лет с  5 по 14 век новой  эры. Философия  средневековья начинает  зарождаться в  первом веке новой  эры, как осмысление  христианства. С первого  по пятый век  это переходный  период от античной  философии к средневековой. Средневековая философия имеет два истока : религия единобожия ( христианства) и античная философия. Прежде всего те мыслители, чьи идеи легче согласовывались с христианским вероучением. Это идеи Платона и преобразованные идеи неоплатонизма и учения Аристотеля. В эпоху средневековья- религия становится основной сферой культуры. Философия и наука становятся служанками теологии. Христианство создается в 1-2 веке нашей веры и становится основным учением в борьбе с язычниками. Основа христианства- иудейство, во главе с богом Яхве. Они приняли Ветхий Завет и создали свой. Один из источников христианского учения было философское мировозренние отца христианства Филона Александрийского. Жил он на рубеже 1 века до н.э и 1 века нашей эры. Он явился своего рода правовестником христианской религиозной философии. Был евреем и хорошо знал Ветхий завет. Также изучал стоицизм, который лег в основу этического учения христианства и неоплатонизм. Который оказал влияние на учение о бытии в христианкой философии. Основная особенность христианской философии- это теоцентризм. Бог в центре и все основные понятия соотносятся с богом.

В своем развитии христианская философия прошла ряд фаз. Можно  назвать два крупных  периода:

  1. Период патристики с первого по седьмой век новой эры. Патристика- это учение отцов церкви. В период патристики заложены основы христианской догматики, обоснована роль церкви. Один из выдающихся отцов церкви в католической ветви христианства был Аврелий Августин (354-430). Он заложил основы христианской философии и систематизировал христианское учение. Философия патристики- это теоретическое исследование в области богословия. Аврелий оставил огромное литературное наследие: исповеди в тридцати книгах, «О троице» и «О граде Божьем». В последнем труде он обосновал необходимость церковной организации как посредника между людьми и богом. Град божий по Августину, в котором любовь к богу доведена до презрения к себе. Град земной – противоположный граду Божьему, основа на любви к себе, доведенный до презренья к богу. Все Зло на земле- возвышения града Земного над Градом Божьем. Также Августин заложил основу истории, которую представил как борьба градов. Примером для него Града Земного был Рим.
  2. Период схоластики с 8 по 14, а может и 15й века. Расцвет схоластики- это 13 век. Самым выдающимся философом был Фома Аквинский ( 1225(27)-1274), по прозвищу « Ангельский Доктор».  Слово схоластика в буквальном понимании «школьная философия», которая преподавалась в монастырских школах и университетах. ЕЕ изучали будущие церковнослужители. Цель схоластики- поиск рациональных путей доказательства, истинности всего того, что провозглашала вера. Философия схоластов не является философией как таковой, если исходить из представлений греческой философии, которая была критична по своему существу. Схоласты же опирались на библию, применяли логику для доказательства истинности священного писания. Провозглашалась только одна истина- истина от бога. « Я есть истина»,- говорит бог в Библии. Различия между наукой и религий, между философией и теологией не допускалась. 

Между схоластикой и  патристик существуют различия Перед учителями патристики ставится задача создатб систематическую догматику из того, что ест в Священном Писании. Схоластики уже располагали основами и их задача была в упорядочивании ее и сделать доступной для неграмотных. Например для представителей народа. Которые переходили в христианство.

Основные  проблемы Христианской Философии

Это проблемы бытия, природы, человека, познания. Но решались они в  соответствии с культурой  этого периода. Бытие  – это есть бог.  Бог есть личность в  трех видах : Отец, Сын и Дух Святой. Бог это разум, воля , абсолютное добро, абсолютная истина Бог величина постоянная, он самотождественен. Ни от кого не зависит. Источник всего сущего. Мир – это творение Бога. Мир творение бога, причем творение это рассматривается как акт чистой воли. Природа создана богом и все в ней абсолютно все символично. Природа не самостоятельна . Космос замкнутый , в центре Земля, Бог за пределами мира. В отличие от космоса античности Так человек- венец творения бога . Тварь на всеми тварями.

Проблемы  познания как вечные проблемы философии  также специфически решаются. Познание рассматривается  как открытие. Познание должно опираться  на авторитет Священного Писания. И для  средневекового человека наука помогает ему  осмыслить истину.

В философии средневековья  поднимаются новые  проблемы: Проблем  Времени и Истории. Античную мысль не интересовали проблемы времени. В обыденной  жизни время понималось как циклическое, ибо соотносилось с природными процессами, а природа по их мнению не измена. Космос совершенен и изменятся его некуда.  Идея развития природы- то поздняя идея человеческой культуры и первый раз она была фундаментально обоснованна в учении Дарвина  происхождении видов.  Время в средние века начинает пониматься как линейное, которое имеет начало и конец- таковым представил время Августин. За начало времени принимается создание человека Богом в Старом Завете или Рождение Иисуса Христа.

Проблема  внутреннего человека также характерная  для времени Средневековья.

Одна  из важнейших проблем  чисто средневековой  философии- это проблемы Веры и Разума. Эта проблема обсуждалась схоластикой и имеет три варианта решения:

  1. Знание и вера противоположны. Вера не нуждается в знании, ибо она имеет своим основанием – откровение.  Представители этого подхода выдвигали идею о принципиальном непознавании бога.
  2. Знание и вера могут сосуществовать, ибо они имеют разные источники. Знание замыкается на разуме, вера на откровении. Все это выразилось в теории двойственной истинности.
  3. Знание и вера , философия и теология должны  объединится. Знание не мешает вере, а делает ее ясной и убедительной. Это союз Веры и Знания.

Числу специфических для  средневековых проблем  соотносится проблема сущности и существования, а также проблема универсалий. Проблема природы общих  понятий. Сущность и  существование есть только в боге.

Спор  между неореалистами  и реалистами. Реалисты считали, что общие  понятия существуют отдельно от вещей. Это  позиция крайнего реализма. Истоки которой в Платоновских идеях. Они считаю что реальность существует в вещах, а не в ней их . Неореалисты считают иначе.

Темы  к семинару

  1. Становление античной философии и ее разнообразие
  2. Этапы развития и основные школы античной философии( милетская школа), Гераклит, Пифагорейцы. Эллиаты, атомисты, софисты, школа Сократа, академия Платона, перипатетики Аристотеля и стоики.
  3. Основные проблемы античной философии. Философия природы и учение бытии
  4. Решение проблемы человека нравственности и общества.

    Суббота: с 16:00 325-4. Велком!

Тема: Философия нового времени( 17-18 век)

Эпоха нового времени начинается с 18 века и заканчивается  в конце 19 века. Эпохе  нового времени предшествует эпоха Возрождения. Это 15-16 век – переходная эпоха от средневековья  к новому времени  от аграрной цивилизации  к индустриальной.  В эпоху Возрождения начинается отвержение старого средневекового общества. Для нее характерна критика схоластики, изменение представления о мире, который мыслится не как конечный, а как бесконечный. Было положено начало отвержения авторитета религии и церкви и начало возвышения авторитета науки. Именно в этот период было сделано фундаментальное научное открытие- открытие Коперника об основании им гелиоцентрической системы вселенной. Эпоха эта художническая по своему содержанию. Именно в искусстве человек проявлял себя как творческая личность. Философия этого времени именно человека ставит в центр мира ( антропоцентризм) , причем акцент делается на человеке как личности, всесторонне развитой индивидуальности. Это эпоха гениев, прежде всего в искусстве. Эпоха предпринимателей, даже в определенной мере авантюристов. Открытия совершались не только в искусстве, но и Великие Географические Открытия. Было желание в постижение нового.

В духовной жизни наблюдается  секуляризация сознания, т.е освобождение сознания от религиозных догм. Церковь еще прочно держит свои позиции, что проявляется в судах инквизиции. Суд над Джордано Бруно- саамы яркий пример инквизиции.

В эпоху нового времени  в духовной жизни  продолжает наблюдаться  и усиливается  тенденция падения  авторитета церкви и  по настоящему проявляется рост авторитета науки и секуляризация сознания.

17 век вошел в  историю как век  Научной Революции.  Это была первая  глобальная научная  революция в естествознании и суть ее заключалась в возникновении современного естествознания, современной физики как экспериментально-математической физики. Первым разделом физики была механика и ее творцами были Галилей , Кейплейр, Ньютон. Ньютон вообще заложил основы классического естествознания. Естествознание стало математическим, потому что математика приобретает новую функцию- функцию языка науки. Первой на путь математиказации ступила физика и Ньютон был первым, кто сформулировал законы динамики на языке математики.

Если  наука выдвигается  в центр культуры, то совершенно естественен  интерес философии  к науке, к познанию вообще. В теории познания складываются 2 основных направления : Эмпиризм и Рационализм.

Информация о работе Курс лекций по общей философии