Анализ внешнеторгового оборота РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Переход Республики Беларусь к рыночной экономике со всей остротой поставил перед ней проблему интеграции в мировую экономику. Активизация участия нашей страны в мировом хозяйстве, протекающих в нём процессов должно оказать благотворное влияние на её экономику, позволить получить дополнительные стимулы, приступить к структурной перестройке внутренней экономике и внешнеполитических связей, приспособить национальные экономические механизмы к современным требованиям и таким образом ускорить создание цивилизованного рынка.

Оглавление

Введение 4
1 Теоретические основы международной торговли 6
1.1 Сущность, функции и роль внешней торговли 6
1.2 Направления и формы внешней торговли 9
1.3 Показатели внешней торговли…………………………………………....15
2 Анализ внешней торговли Республики Беларусь Ошибка! Закладка не определена.8
2.1 Анализ внешней торговли Республики Беларусь в 2009 г. по группам товаров Ошибка! Закладка не определена.9
2.2 Анализ структуры внешней торговли в 2009г. 22
3 Перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь 26
Заключение 35
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

100%курсовой.docx

— 99.57 Кб (Скачать)

Что касается товарооборота  Беларуси со странами дальнего зарубежья, то он составил 3,271 млрд долларов или 112,2% к уровню января-февраля 2009 года. При  этом экспорт увеличился на 23,2% и  составил 1,871 млрд долларов, импорт вырос  на 0,1% до 1,399 млрд долларов. [10]

Проведенный анализ внешней торговли Республики Беларусь показал, что переход на чистые кварталы позволяет говорить о начале кризисных явлений и их развитии, выявлять тенденции изменения цен и физических объемов поставок, а также указывать проблемные зоны для принятия антикризисных управленческих решений. [8]

В отношении  импорта статистикой по итогам трех кварталов 2009 г. было зафиксировано падение самой объемной импортной группы — промежуточных товаров на 37,2%, которое было обусловлено падением цен и физических объемов (соответственно на 27,4 и 13,5%). Расчеты показали, что в отношении физических объемов падение удалось стабилизировать во втором-третьем кварталах на среднем уровне 88—89% от квартальных результатов 2008 г. В то же время падение импортных цен на промежуточную продукцию продолжается, и в тертьем квартале цены упали до отметки 70% от значений квартального показателя 2008 г. Опережающее падение цен на промежуточную продукцию при стабилизированных объемах физических поставок свидетельствует о том, что создан ценовой задел для последующего сокращения экспортных цен на те белорусские товары, при производстве которых используются импортные промежуточные составляющие. В отношении инвестиционных товаров на фоне стабилизации цен на уровне 90% от квартальных результатов 2008 г. падение физических объемов импорта пока не удалось преодолеть, и они продолжают сокращаться (до уровня 66% от показателя третьего квартала 2008 г.). Это говорит о том, что цена инвестиционного импорта остается по-прежнему высокой и в Беларусь его поставляется все меньше. Кроме того, расчеты показали, что в группе потребительского импорта существует достаточно заметная подгруппа, где после кризиса цены на товары продолжали расти и физические объемы поставок сократились незначительно. Безусловно, эта группа потребительского непродовольственного импорта (без легковых автомобилей и запчастей) является проблемной и требует особого внимания со стороны государственных органов и банков, осуществляющих контроль импорта и финансирование импортных контрактов. [8]

В отношении  экспорта было установлено следующее. Падение физических объемов белорусского экспорта в 2009 г. удалось стабилизировать на отметке 88—90% от прошлогоднего уровня, при этом по кварталам 2009 г. наметилась тенденция роста физических объемов к концу третьего квартала (96% от уровня третьего квартала 2008 г.), при этом экспортные цены упали на треть и по кварталам ведут себя достаточно стабильно. [8]

В отношении  промежуточного экспорта, составляющего  свыше 2/3 экспорта, общие тенденции  сохраняются: цены по кварталам 2009 г. стабилизированы на уровне 60% от квартальных значений 2008 г., физические объемы имеют хорошую тенденцию преодоления падения, что позволило к концу третьего квартала 2009 г. достичь квартального уровня физических поставок 2008 г. и даже превзойти его на 4%. Практически те же результаты зафиксированы для потребительского экспорта, где после кризиса экспорт сократился, но по кварталам 2009 г. физические объемы поставок постепенно начали восстанавливаться, и к концу третьего квартала прошлогодний квартальный уровень был превышен на 9%, в то время как экспортные цены, стабилизировавшись в падении, остановились на отметке 80% от уровня 2008 г. Поведение двух указанных групп экспорта в целом демонстрирует наличие естественной адаптации экспортных цен к условиям кризиса, которая произошла в том числе за счет снижения после начала кризиса цен на импортное сырье, комплектующие, оборудование. [8]

Однако несколько другие модели поведения прослеживаются по группе инвестиционного экспорта, где цены на продукцию по результатам трех кварталов 2009 г. упали незначительно (на 8%), а объемы сократились более чем наполовину (на 55%), что позволяет усомниться в адекватном поведении во время кризиса некоторых производителей инвестиционной продукции. Дополнительный анализ показал, что в группе инвестиционных товаров существуют две подгруппы, одна из которых демонстрирует достаточно странное экономическое поведение в условиях кризиса, когда цены на стандартную продукцию растут, а объемы ввиду невозможности реализации падают наполовину и ниже, поскольку производители даже не удосужились откорректировать цену продукции с учетом значительно подешевевших импортных составляющих. Другая группа производителей вполне успешно адаптируется к условиям кризиса и по результатам трех кварталов 2009 г. практически восстановила объемы производства 2008 г. за счет адаптации цен (снижение в среднем на 44%), что и способствовало восстановлению объемов продаж практически до предкризисного уровня. Безусловно, опыт управления производством в период кризиса предприятий второй группы должен приветствоваться, изучаться и поддерживаться на государственном уровне. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь

 

С учетом проблем развития внешней торговли РБ в условиях мирового финансового кризиса особую актуальность для Беларуси приобретают вопросы, связанные с процессами глобализации, особенно в контексте расширения Европейского союза (ЕС). Cегодня Беларусь оказалась между двумя гигантами - ЕС и Россией. Их воздействие на жизнь страны огромно, хотя и весьма различно по содержанию и направленности. Многовекторное участие Беларуси в международных экономических связях требует выработки стратегии внутренней и внешней политики, направленной на расширение отношений с ЕС в новых границах и на дальнейшее их развитие с Российской Федерацией. Национальный суверенитет в экономической сфере может быть обеспечен за счет диверсификации географической структуры внешней торговли и снижения сырьевой и энергетической зависимости белорусской экономики. Важной перспективной задачей для Беларуси является наращивание экспорта высокотехнологичной продукции в страны ЕС, что требует повышения ее качества и конкурентоспособности. С этой целью необходимо создание благоприятных общесистемных условий в экономической, институциональной, правовой и других сферах.

Для поддержания высоких  темпов роста белорусской экономики, представляющей собой экономику открытого типа, белорусские предприятия должны быть готовы к успешной конкуренции с зарубежными производителями на внутреннем и внешнем рынках. Однако многие производители сталкиваются со значительными трудностями, связанными с поддержанием ценовой привлекательности товаров и услуг. Более того, наблюдается вытеснение белорусских предприятий с внутреннего рынка. Финансовое состояние многих субъектов хозяйствования характеризуется низкой рентабельностью и ликвидностью. Замедленные темпы структурных преобразований снижают привлекательность белорусской экономики для инвесторов. В результате значительная часть производственного потенциала своевременно не обновляется, а уровень износа его активной части превысил критическое значение - 60%. [11] Наконец, серьезное беспокойство вызывает отставание Беларуси от стран ЕС.

Можно сформулировать ряд  мер, направленных на повышение конкурентоспособности белорусской экономики. В частности, необходимо уделить приоритетное внимание развитию отраслей, обладающих наибольшим экспортным потенциалом, в результате чего повысится уровень специализации белорусской промышленности и, следовательно, ее эффективность. Рекомендуются также меры, направленные на укрепление финансовой и платежной дисциплины белорусских предприятий. Для снижения издержек на приобретение сырья и энергоносителей предлагается ускорить переход на энерго- и металлоэкономные технологии. [11]

В качестве важного направления расширения экспортного потенциала следует  рассматривать выход на растущие рынки Латинской Америки, Азии и  Африки, несмотря на потери части прибыли  вследствие повышенных расходов на транспортировку продукции. Если учесть традиционно высокий уровень тарифной защиты молодой промышленности развивающихся стран, перспективной формой сотрудничества может стать не только экспорт готовых изделий, но и организация на их территории сборочных производств (трактора, грузовые автомобили, электротехника и др.) из белорусских комплектующих, предоставление научно-технических и консультационных услуг. Несмотря на различия в геоэкономических стратегиях, по-прежнему весьма актуальным остается вопрос о расширении внешнеторговых связей со странами Центрально-Восточной Европы, активизации сотрудничества с сопредельными государствами (Польша, Украина, Литва, Латвия). Особую важность в условиях глобализации приобретает вопрос взаимодействия национальной экономики и мировых ТНК в форме привлечения инвестиций в производство экспортной продукции и ее продвижения на зарубежные рынки.

Повышение эффективности внешнеэкономической  деятельности Беларуси необходимо связывать  в первую очередь с совершенствованием товарной структуры торгового обмена. В структуре экспорта республики преобладают товары массового производства со средним и низким уровнем наукоемкости, от выпуска которых развитые государства  предпочитают избавляться путем  переноса в развивающиеся страны, концентрируя усилия на высокотехнологичных  секторах экономики. Специализация  республики на производстве продукции, находящейся на конечной стадии "жизненного цикла", свидетельствует о значительном научно-технологическом отставании от высокоразвитых государств, обусловливает  обострение конкуренции на рынках сбыта. Повышенная доля сырья и продуктов  первичной переработки (лесоматериалы, металлоизделия и лом, удобрения) в  структуре поставок на рынки США  и Западной Европы указывает на деградацию структуры белорусского экспорта на рынки лидеров мировой экономики. Удельный вес высокотехнологичной  наукоемкой продукции в промышленном экспорте Беларуси в несколько раз  ниже, чем в экономически развитых странах. При этом основной объем  продукции высокотехнологичного сектора, не выдерживая конкуренции на западных рынках, направляется в Россию и  страны СНГ.

Приоритетным  направлением структурной перестройки  национальной экономики должно явиться  ускоренное развитие и расширение экспортного  потенциала сектора услуг. В связи  с невысоким экспортным потенциалом  высокотехнологичных услуг информационного, делового и научно-технического характера, пользующихся повышенным спросом на рынках экономически развитых государств, в ближайшей перспективе следует  создать оптимальные условия  для развития сектора трудоемких услуг (транспортные, строительные, туристские и др.) с постепенным повышением уровня наукоемкости экспортируемых услуг  и товаров.[12]

В целом  развитие экспорта услуг необходимо осуществлять на основе использования  конкурентных преимуществ республики: наличие транзитного коридора и  рациональной системы подготовки кадров, сохранение большого числа научных  организаций, обслуживающих отдельные  отрасли сферы услуг.

Для развития экспорта услуг предстоит реализовать  комплекс мероприятий по созданию условий, благоприятствующих увеличению транзитных перевозок грузов и пассажиров через  территорию республики (развитие приграничной дорожной инфраструктуры; совершенствование  нормативной правовой базы, регламентирующей системы взимания сборов с транзитных перевозчиков и таможенные процедуры). Намечены меры по обеспечению сохранности  транспортных средств и безопасности грузов и пассажиров; созданию высокоэффективного и конкурентоспособного туристского  комплекса; модернизации сетей электросвязи с внедрением новых технологий, использованию  высоких технологий в электросвязи; созданию республиканского парка высоких  технологий, специализирующегося главным  образом на разработке программных  продуктов.

В системе  внешнеэкономических связей важнейшая  роль принадлежит сотрудничеству в  рамках экономической интеграции Беларуси и России, укреплению и углубленному развитию связей с государствами  – участниками Содружества Независимых  Государств, а также с другими  интеграционными образованиями.

Развитие  интеграционных связей со странами вне  СНГ предполагается направить на обеспечение сбалансированности торговых операций и создание условий для  закрепления белорусских производителей на освоенных рынках и расширения географии экспортных рынков, а также  на завершение процесса присоединения  Республики Беларусь к ВТО.

Одно  из направлений активизации внешнеэкономической  деятельности – развитие свободных  экономических зон в целях  наращивания экспортного потенциала, развития импортозамещающих производств.

При этом основным направлением импортозамещения должна быть организация производства тех видов продукции, которые  востребованы в республике, имеют  высокую добавленную стоимость  и затраты на организацию производства которых дадут наибольшую отдачу по сравнению с организацией производства другой продукции, ориентированной  на внутренний и внешние рынки.

По словам начальника управления Азии и Африки Министерства иностранных дел Республики Беларусь, решая задачи по укреплению международного авторитета страны, дальнейшей активизации торгово-экономических  связей Беларуси, в качестве одного из приоритетов рассматривается  развитие отношений со странами азиатско-африканского региона. В значительной степени  взаимный интерес к расширению двусторонних связей между Республикой Беларусь и странами Азии и Африки определяется схожестью подходов с большинством государств азиатско-африканского региона  ко многим региональным и глобальным международным проблемам.

С другой стороны, рынки государств Азии и  Африки привлекательны для нас ввиду  сохраняющейся на них конкурентоспособности  белорусской продукции, а также  имеющихся перспектив наращивания  белорусского экспорта. Заинтересованность Беларуси и азиатских стран в  активизации двустороннего торгово-экономического сотрудничества во многом связана с взаимодополняемостью наших экономик. В частности, быстрый рост населения вынуждает правительства азиатских стран предпринимать все меры по решению продовольственной проблемы и повышению урожайности в сельском хозяйстве. При этом большое значение придается использованию калийных удобрений, в то время как Беларусь является одним из ведущих экспортеров в мире данного сырья. Многие азиатские страны также заинтересованы в импорте нашей продукции машиностроения, сельскохозяйственной техники, электроники, товаров народного потребления, научно-технических разработок и т.д., которые при международных стандартах качества выгодно отличаются от западных аналогов более низкими ценовыми показателями.

Не следует  также забывать, что многие африканские  и азиатские страны являются для  Беларуси источником ряда товаров критического импорта, без которых невозможно нормальное функционирование промышленных предприятий. И речь здесь идет не только о простом сырье (каучук, продукты органической химии, красители, табак, какао-бобы), но и об электронной  аппаратуре и ее частях, промышленном оборудовании и станках, двигателях и насосах, научных и медицинских  приборах. Часть импорта из стран  региона имеет непосредственное отношение к потребительским  товарам. Это - витамины и антибиотики, другие лекарственные средства, бытовая  и офисная электроника, средства связи, свежие овощи и фрукты, соки, орехи, рис, чай.

Информация о работе Анализ внешнеторгового оборота РБ