Анализ внешнеторгового оборота РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Переход Республики Беларусь к рыночной экономике со всей остротой поставил перед ней проблему интеграции в мировую экономику. Активизация участия нашей страны в мировом хозяйстве, протекающих в нём процессов должно оказать благотворное влияние на её экономику, позволить получить дополнительные стимулы, приступить к структурной перестройке внутренней экономике и внешнеполитических связей, приспособить национальные экономические механизмы к современным требованиям и таким образом ускорить создание цивилизованного рынка.

Оглавление

Введение 4
1 Теоретические основы международной торговли 6
1.1 Сущность, функции и роль внешней торговли 6
1.2 Направления и формы внешней торговли 9
1.3 Показатели внешней торговли…………………………………………....15
2 Анализ внешней торговли Республики Беларусь Ошибка! Закладка не определена.8
2.1 Анализ внешней торговли Республики Беларусь в 2009 г. по группам товаров Ошибка! Закладка не определена.9
2.2 Анализ структуры внешней торговли в 2009г. 22
3 Перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь 26
Заключение 35
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

100%курсовой.docx

— 99.57 Кб (Скачать)

Велико значение внешней  торговли и для национального  бизнеса. Экспорт препятствует падению  нормы прибыли и решает проблему емкости рынка. Особенно это важно  для малых стран, так как они  больше зависят от внешней торговли, чем крупные. Одна из причин этой зависимости  состоит в том, что технология производственного процесса позволяет  фирме рентабельно выпускать  только «многотиражную» продукцию, превышающую спрос в своей стране. Например, у шведской компании «Вольво» с малой емкостью отечественного рынка потребность в экспорте значительно выше, чем у «Дженерал моторе», имеющей такой рынок, как США. [2, с. 27]

Многочисленность зарубежных покупателей уменьшает уязвимость производителя при потере нескольких клиентов или ухудшении условий торговли на внутреннем рынке. Выводя сбыт за пределы своей страны, производитель может свести к минимуму колебания спроса, поскольку циклы деловой активности в разных странах не совпадают, а одни и те же товары могут находиться на различных этапах

жизненного цикла.

Внешняя торговля способствует снижению издержек производства. Компании могут снижать свои издержки на 20—30% каждый раз, когда удваивается выпуск продукции. Это явление, известное  как кривая накопления опыта (experience curve), связано с несколькими факторами: с покрытием условно-постоянных издержек за счет выпуска большего объема продукции; повышением эффективности за счет опыта, приобретенного при производстве больших партий продукции; массовыми закупками материалов и перевозкой их крупными партиями. Поэтому очевидно, что лидер рынка получает преимущества в отношении снижения издержек производства перед своими конкурентами.

Внешняя торговля повышает прибыльность бизнеса. В зависимости от состояния конкурентной среды на иностранном и отечественном рынках, обусловленного этапом жизненного цикла товара, производитель может продать одну и ту же продукцию с большей выгодой за рубежом, чем у себя дома. Нахождение товара на этапе зрелости внутри страны приводит к снижению внутренних цен, в то время как нахождение его на этапе роста за рубежом не требует снижения цен. Повышение прибыльности может также произойти в связи с различиями внутри страны и за рубежом влияющих на нее государственных мер (например, различиями в налогообложении доходов или регулировании цен).

Внешняя торговля способствует эффективной организации производства, так как с ее помощью происходит обмен достижениями науки и производства, новыми технологиями, она стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Присутствие качественной продукции иностранных фирм на внутренних рынках заставляет национальных производителей переходить к технологиям с низкими издержками, изобретать и внедрять технические новшества и т.п. В результате удешевляется продукция и повышается качество национальных товаров.

Стимул к участию в  торговле может поступить не только от экспортера, но и от импортера в случае, если фирма ищет более дешевое или высококачественное сырье, комплектующие, готовые изделия, чтобы использовать их на своих предприятиях. Или же она хочет дополнить свой ассортимент новыми товарами, разработанными за рубежом. Это дает экспортерам возможность больше предложить на продажу, а импортеру — использовать избыточные мощности своей торгово-распределительной сети.

Если международные поставки сырья, материалов и комплектующих снижают издержки производства или повышают качество готовых изделий, то закупающая компания будет более стойко противостоять конкуренции со стороны импортируемых готовых изделий или же сама более эффективно конкурировать на экспортных рынках. Пример глобальной конкуренции демонстрирует автомобильная промышленность, где снижение издержек зависит от субподрядчиков, в том числе иностранных.

Импортер, так же как и  экспортер, может распределить свои операционные риски. Расширяя круг поставщиков, фирма станет менее зависимой от диктата или судьбы единственного поставщика. Так, в США многие крупные потребители, в частности автомобильная промышленность, диверсифицировали закупки стали, привлекая европейских и японских поставщиков. Эта стратегия снизила риск недостаточного снабжения американской автомобильной промышленности в случае забастовок отечественных сталелитейщиков, но в то же время увеличила проблемы в сталелитейной промышленности страны. Таким образом, внешняя торговля развивается под влиянием множества факторов. Но и сама торговля является мощным фактором экономического роста. С ее помощью страны не только повышают производительность своих ресурсов, эффективность производства, но и увеличивают национальное богатство. [2, с. 27-28]

 

1.2. Направления и формы внешней  торговли

В зависимости  от предмета и объекта международная торговля может быть подразделена на:

- торговлю  товарами,

- торговлю  услугами и

- торговлю  результатами интеллектуальной  деятельности.

Эта классификация  определяет также основные направления  международной торговли. В этом случае выделяются:

- торговля  товарами в материально-вещественной  форме,

- торговля  результатами интеллектуальной  деятельности (научно-техническими  знаниями),

- торговля  услугами,

- международное  производственно-техническое кооперирование  и т.д.  [3]

На рубеже XXI века международная торговля использует следующие организационные формы экспорта и импорта:

1.Торговля  готовой продукцией.  Готовая продукция представляет собой следующие товары: машины, оборудование, аппараты, приборы, коммуникации, транспорт, вспомогательное оборудование. Экспортная ориентация готовых изделий показывает, что национальное производство основано на достижениях новых технологий, широком использовании современных патентов и лицензий, применении ресурсосберегающих и безотходных методов производства. Экспорт машин, оборудования и другой готовой продукции в странах с развитой экономикой достигает У всего экспорта страны и свидетельствует о современном уровне производства.

2.Торговля изделиями в разобранном виде. Экспорт готовой продукции в виде узлов и деталей применяется в международной торговле для повышения ее конкурентоспособности и преодоления таможенных и административных барьеров, направленных на ограничение импорта готовой продукции. На импорт готовой продукции в виде узлов и деталей устанавливаются низкие таможенные пошлины, что, в свою очередь, способствует организации сборочных производств за рубежом. Экспортеру такая форма торговли выгодна, поскольку он не несет расходов по сборке продукции в своей стране.

3.Торговля комплектным оборудованием. Экспорт комплектного оборудования отражает потребности мирового рынка капитального строительства. Экспортер имеет возможность расширить свои экспортные возможности. Кроме оборудования, он продает и сопутствующие услуги. Импортер за короткий срок получает новое современное оборудование.

4.Строительство объектов «под ключ» – одна из наиболее сложных форм международной торговли, включает следующие подрядные работы:

•подготовку технико-экономического обоснования объекта;

•разработку проектного задания, технического и рабочего проектов;

•поставку строительных материалов;

•сооружение промышленных и административных зданий и объектов инфраструктуры;

•поставку производственного  оборудования, инструмента и запчастей;

•монтаж, наладку  и пуск оборудования;

•обучение персонала.

Заказчик требует  от поставщика банковской гарантии должного исполнения контракта на весь гарантированный  период на случай покрытия убытков  или претензий по качеству. [4]

В соответствии с определением Комитета по развитию внешней торговли Европейской экономической комиссии ООН под договором «под ключ» понимается сделка, при которой контрагент заказчика берет на себя ответственность за сооружение объектов промышленного и непроизводственного назначения и представляет  заказчика в отношениях с другими юридическими лицами, участвующими в сооружении объекта. Контрагент передает заказчику объект, готовый к эксплуатации, согласно условиям договора, спецификациям  и гарантиям. [5, с. 93]

Основными преимуществами поставок «под ключ» является то, что:

- импортное оборудование  и технологические процессы, как  правило, уже отработаны на  заводах поставщика и доказали  свою эффективность и надежность;

- наряду с основным  оборудованием в объем поставок  входят также современное строительное  оборудование, а в состав передаваемой технической документации и ноу-хау — передовые методы строительства объекта, монтажа и эксплуатации оборудования;

- вся ответственность  за строительство и ввод в  эксплуатацию объекта возложена  на одно юридическое лицо —  генерального подрядчика. Заказчик обычно не несет ответственности за неполадки, возникшие в ходе строительства и при вводе оборудования в эксплуатацию. Наличие только одного контрагента, с которым имеет дело заказчик, способствует решению всех спорных вопросов, возникающих в процессе сооружения объекта;

предприятия на условиях поставки «под ключ» строятся быстрее, так  как проектирование объекта и  его строительство входят в обязательства генерального подрядчика. Он может комбинировать очередность работ и их совмещение. Кроме того, снижается вероятность конфликтов между проектировщиками и строителями.

Однако этот метод имеет  и существенные недостатки:

-  стоимость такого  строительства оказывается обычно  выше, чем при закупке отдельных  видов оборудования и услуг.  Как правило, в контракте оговаривается  общая сумма без ее разбивки  на отдельные статьи по видам  поставляемого оборудования и  услуг. Даже в редких случаях,  когда в контрактах указывается  стоимость отдельных видов оборудования  и услуг, заказчику очень трудно  определить сумму дополнительных  надбавок на каждой стадии  выполнения проекта, так как генеральный подрядчик на переговорах обычно  настаивает

на обсуждении стоимости  «технологических пакетов оборудования и услуг». С расширением обязательств генерального подрядчика ценовая проблема обостряется, поскольку он повышает цены на дополнительные услуги и стремится  получить компенсацию за дополнительный риск;

-  генеральный подрядчик  может включить в объем поставки  оборудование, не пользующееся спросом  на мировом рынке; 

- «строительство «под  ключ» не всегда способствует  техническому прогрессу в стране  заказчика, так как он принимает  минимальное участие в сооружении  объекта. [5, с. 94-95]

5. Торговля сырьевыми товарами. Положение экспортеров сырья, с одной стороны, ухудшается в связи с появлением новых синтетических заменителей, внедрением материало– и ресурсосберегающих технологий, а с другой – улучшается по мере роста промышленного производства отдельных стран. К сырьевым товарам относятся:

•минеральное сырье, продукты его обработки и переработки;

•сельскохозяйственное сырье;

•продукты химической промышленности.

Спрос и предложение  на минеральное и сельскохозяйственное сырье в большей степени зависят  от климатических условий.

6. Биржевая торговля. Товарная биржа как форма международной торговли представляет собой постоянно действующий рынок товаров, обладающих качественной однородностью и взаимозаменяемостью, что позволяет вести торговлю без предъявления и осмотра товара по образцам, согласно установленным стандартам. Это массовые сырьевые и продовольственные товары: нефть и нефтепродукты, медь, олово, цинк, свинец, алюминий, пшеница, рожь, каучук, хлопок, шелк, сахар, какао. Важнейшие мировые биржи сосредоточены в Амстердаме, Антверпене, Виннипеге, Гамбурге, Иокогаме, Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Сингапуре, Сиднее, Токио, Чикаго. [4]

Биржевые товары отличаются от других сырьевых товаров наличием у них некоторых общих признаков, характеризующих их как предметы биржевой торговли:

    1. биржевой товар должен быть однородным (заменимым), т.е. каждую партию данного товара можно без ущерба для потребителя заменить любой другой партией товара аналогичного качества и количества;
    2. биржевой товар должен быть пригодным для стандартизации, т. е. для создания классификационного стандарта, на основе которого заключаются сделки без наличия товара;
    3. биржевой товар не должен быстро портиться;
    4. спрос и предложения на биржевой товар должны носить массовый характер;
    5. предложение биржевого товара должно, как правило, превышать его спрос в течение достаточно продолжительного времени;
    6. величина спроса и величина предложения на биржевой товар должны быть легко прогнозируемы.

Хотя на современных биржах зачастую торгуют товарами, которым не присущи данные признаки, что связано с усилением влияния на биржевую торговлю техники осуществления операций, такие признаки, как заменяемость и пригодность к стандартизации, все же являются определяющими для биржевых товаров. [5, с.75-76]

7. Торговля продовольствием и товарами широкого потребления. Определяется большой неоднородностью качественных характеристик, сезонностью производства и потребления, ограниченностью сроков хранения. Торговля товарами широкого потребления имеет особенности, связанные с огромной номенклатурой производимых товаров и массовостью спроса, зависящего от запросов и вкусов, традиций, уровня занятости, платежеспособности населения.

8. Торговля результатами интеллектуальной собственности, к которым относятся:

•патенты и изобретения;

•промышленные образцы;

•товарные знаки;

•ноу-хау.

Права использования  этих продуктов в производственных и коммерческих целях являются предметом  международных сделок. Соглашение о  возмездном предоставлении прав практического  использования называется лицензионным, а стороны – лицензиаром (продавец) и лицензиатом (покупатель).

9. Торговля  инженерно-консультационными услугами.

Услуги оказывают  очень сильное влияние на международную  торговлю товарами, являясь дополнительным средством повышения их конкурентоспособности  и зачастую – необходимым условием продвижения товара на рынок.

10. Аукционная  торговля

Еще одним способом международной  торговли являются аукционы (торги), специализирующиеся на сбыте реальных товаров со строго индивидуальными свойствами. Они проводятся один или несколько раз в год, чаще всего в традиционное для каждого аукциона время. На аукционах принятые от продавцов товары сортируются в зависимости от качества по партиям (лотам), из каждой партии отбирается образец, а лоту присваивается номер. Затем выпускается каталог, который рассылается потенциальным покупателям, прибывающим на аукцион заранее, чтобы осмотреть товар.

Информация о работе Анализ внешнеторгового оборота РБ