Мир глазами древнеримских философов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:39, реферат

Краткое описание

У каждой науки и у каждого учёного, философа, свои представления о мире. Так же и у каждого человека всё представления о нём. Стоицизм - учение одной из наиболее влиятельных философских школ античности, основанной около 300 г. до н.э. Зеноном из Кития; её название происходит от "Расписного Портика" - "Стои" в Афинах, где преподавал Зенон. История Стоицизма традиционно делится на три периода: Ранний (Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики, III-II вв. до н.э.), Средний (Панэтий, Посидоний, Гекатон и др., II-I вв. до н.э.) и Поздний (или Римский) Стоицизма (Сенека, Мусоний Руф, Гиерокл, Эпиктет, Марк Аврелий, I-II вв.н.э.).

Оглавление

1.Введение………………………………………………….3
2.Мир глазами Гая Плиния Секунда Старшего………….4-5
3.Мир глазами Луция Аннея Сенека…………………….6
4.Мир глазами Клавдия Галена…………………………..7
5.Мир глазами Пифагора………………………………….8-9
6.Мир глазами Архимеда………………………………….10-11
7.Приложение………………………………………………12
8.Вывод……………………………………………………..13
9.Список литературы………………………………………14

Файлы: 1 файл

Реферат по истории.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

     Министерство  образования Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная

школа №30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по истории на тему:

«Мир глазами древнеримских философов»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: ученица 10 «И»2 класса

Палкина

Анастасия

 

Проверила: учитель по истории

Филипповская Л.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Березники 2010

Содержание

 

  1. Введение………………………………………………….3
  2. Мир глазами Гая Плиния Секунда Старшего………….4-5
  3. Мир глазами  Луция Аннея Сенека…………………….6
  4. Мир глазами Клавдия Галена…………………………..7
  5. Мир глазами Пифагора………………………………….8-9
  6. Мир глазами Архимеда………………………………….10-11
  7. Приложение………………………………………………12
  8. Вывод……………………………………………………..13
  9. Список литературы………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

У каждой науки и у  каждого учёного, философа, свои представления о мире. Так же и у каждого человека всё представления о нём.

Стоицизм - учение одной  из наиболее влиятельных философских  школ

античности, основанной около 300 г. до н.э. Зеноном из Кития; её название происходит от "Расписного Портика" - "Стои" в Афинах, где преподавал Зенон. История Стоицизма традиционно делится на три периода: Ранний (Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики, III-II вв. до н.э.), Средний (Панэтий, Посидоний, Гекатон и др., II-I вв. до н.э.) и Поздний (или Римский) Стоицизма (Сенека, Мусоний Руф, Гиерокл, Эпиктет, Марк Аврелий, I-II вв.н.э.). Цельные сочинения сохранились лишь от последнего периода. Это делает неизбежной реконструкцию Стоицизма, который в настоящее время рассматривается как строгая система (окончательно оформленная Хрисиппом). Стоицизм (подобно кинизму, эпикуреизму и скептицизму) - "практическая" философия, ориентированная на обоснование "мудрости" как этического идеала, хотя логико-онтологическая проблематика занимает в ней принципиально важное место. Этика Стоицизма формировалась под киническим влиянием, которому у Хрисиппа и в Средней Стое стало сопутствовать платоническое и перипатетическое.

Стоицизм делится на логику, физику и этику (наиболее важную и исторически влиятельную часть  Стоицизма, обоснованию которой подчинены прочие части учения). Структурная взаимосвязь трех частей выступает как доктринальное выражение всеобщей "логичности" бытия, или единства законов мирового разума-Логоса (прежде всего, априорного закона причинно-следственной связи) в сферах познания, мироустроения и морального целеполагания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мир глазами Гая Плиния Секунда Старшего

 

Во время пребывания Плиния старшего в этой должности  произошло известное извержение Везувия. 24 августа 79 г. н. э., чтобы лучше  наблюдать грозное явление природы, Плиний старший подошёл на судне слишком близко к месту катастрофы, и в Стабиях уже на суше пал жертвой своей любознательности и стремления помочь людям, отравившись серными испарениями. Подробности этого события изложены его племянником, Плинием Младшим, в длинном письме к Тациту.

Плиний был человек  необыкновенного трудолюбия. Не было такого места, которое бы он считал неудобным для ученых занятий; не было такого времени, которым бы он не воспользовался для того, чтобы  читать и делать заметки. Он читал, или ему читали в дороге, в бане, за обедом, после обеда, причем отнималось время и у сна, насколько это было возможно, так как он считал потерянным всякий час, не посвященный умственным занятиям. Читались всякие книги, даже и плохие, так как, по мнению Плиния Старшего, нет столь дурной книги, из которой нельзя было бы извлечь какой-либо пользы.

Подробности об этом изумительном трудолюбии сообщает Плиний Младший, в одном  из своих писем , в котором перечисляет  и ряд сочинений дяди: «О кавалерийском метании» , «Биография Помпония Секунда» , три книги риторических сочинений , восемь книг грамматического содержания , тридцать одна книга истории, начинавшейся с того пункта, где кончил свою историю Ауфидий Басс, вышеупомянутое сочинение о Германии и, наконец, тридцать семь книг «Естественной истории» . Кроме того, после смерти его осталось сто шестьдесят книг мельчайшего письма с выписками или заметками, какие он делал при чтении.

Основная тема сочинения – природа, священная родительница и искусная созидательница всего существующего. Плиний о своем труде писал так: «Здесь повествуется о природе вещей, то есть о жизни, и притом о наиболее грязной ее части». Восторгаясь творящей мощью природы, автор отмечал: «Многие вещи покажутся невероятными и странными. Величие и могущество природы таковы, что любое проявление ее можно подвергнуть сомнению, если воспринимать части, а не целое». Неотъемлемой частью природы является человек. Плиний считал, что «первенство на Земле по праву принадлежит человеку, ради которого великая природа и породила, видимо, все остальное». Именно человеку посвящена седьмая книга, перевод которой и публикуется ниже. В ней Плиний много сообщает о всякого рода чудесах, в одни из них веря, другие высмеивая как лживые измышления, к иным относясь скептически или с некоторым сомнением.

 

 

 

 Чем дальше он продвигается  в своем рассказе к пределам  ойкумены, тем баснословнее чудеса. Его вера и сомнения одновременно  связаны прежде всего с его  мнением о всемогуществе природы,  от которой можно ожидать всего. Плиний старается рассказать обо всем, о чем пишут по интересующим его вопросам.

Высказывания о мире:

«Итак, есть мир и в нем имеются земли, народы, моря, необыкновенные острова и города. Природа живых существ в нем почти совсем не изучена, хотя, впрочем, человеческий дух и не в состоянии исследовать все. Первенство же по праву будет отдано человеку, ради которого могущественная природа, кажется, породила все остальное, воздав суровой платой за свои столь щедрые дары, так что трудно определить, была ли она человеку больше родительницей или злой мачехой.»

«Прежде всего, из всех живых существ его одного она украшает чужими средствами, остальным дарует свое различное покрытие: раковины, панцири, шкуры, иглы, мохнатую шерсть, щетину, волосы, пух, перья, чешую и густую шерсть. Даже стволы деревьев она защитила от холода и зноя корой, иногда двойной. Человека столь голого и на голой земле в день рождения она побуждает постоянно к крику и плачу и, как никакое другое из всех животных, к слезам, и это в самом начале жизни. А также, клянусь Геркулесом, этот ранний и самый скоро наступающий смех никому не дается раньше 40 дня.»

  «Однако сила и величие природы вещей в любой момент лишается доверия, если кто-то постигнет умом только ее части, а не всю целиком. Чтобы не упоминать о павлинах, пятнах тигров и пантер и столь многочисленных раскрасках животных, мало сказать, но можно бесконечно рассуждать, столько у народовнаречий, столько языков, такое разнообразие говоров, что чужеземец близок к судьбе человека.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мир глазами  Луция Аннея Сенека

 

В мировоззрении Сенеки как философа реализовалось основное направление эволюции стоической школы. Теоретические вопросы уступают место нравственно-религиозному учению, философия в конечном счете сводится к этике. Философия – «лекарство» для души, она «учит делать, а не говорить». Век человека недолог, и нельзя растрачивать его мелочи, когда мы не знаем, «как жить и как умирать».

Между тем знание физики необходимо постольку, поскольку, не понимая  природы космоса и мирового божественного разума, нельзя понять и самого себя. Согласно традиционному стоическому учению, мировым правящим божественным началом является пневма, пронизывающая космос во всех его частях, оно персонифицируется с Логосом и Юпитером, отождествляется с благим промыслом и активной творческой природой. Познавая единичные причины, человеческий разум восходит к божественной первопричине.

В этике конечная цель формулируется как «жизнь согласно природе», т.е. мировому разуму и собственному разумному началу. В этом заключено счастье, для которого достаточно одной лишь добродетели; внешние блага относятся к безразличному (они могут быть, но их может и не быть). Главная задача нравственной философии – объяснить, как вести себя в различных жизненных ситуациях (особенно таких сложных, как угроза смерти, болезнь, страдание). Мудрец умеет подавлять страсти и не доступен аффекту. Для того, чтобы жить добродетельно, мудрец ни в ком не нуждается: его цель – собственное совершенство, и он сам себе судья. Внутренний моральный закон, совесть как внутренний критерий нравственности требует поступать в отношении другого так, как он, на твой взгляд, должен поступать по отношению к тебе самому, не следует причинять зла. Излюбленная тема Сенеки – мудрая покорность промыслу: «Согласного судьба ведет, несогласного тащит». И только так, в руках божественного промысла и вдали от мирской суеты, возможна человеческая свобода.

 

 

 

 

 

 

 

 

Мир глазами Клавдия  Галена

Гален верил в единого  Бога-творца, вся его научная деятельность проникнута сознанием божественности творения всей природы и в первую очередь человека. Гален считал, что все в строении человеческого организма, вплоть до мельчайших деталей, было создано Богом. Излюбленным примером для доказательства этого служила Галену человеческая рука. Каждый ее мускул, сухожилие, нерв, кость, кровеносный сосуд созданы, по его мнению, настолько совершенным образом, насколько это вообще возможно. Рассуждениям о руке Гален посвятил немало страниц огромного труда О назначении частей человеческого тела. Правда, имеющиеся здесь описания относятся скорее к конечности макаки резус, чем руке человека. Гален хорошо знал человеческий скелет, однако внес путаницу в анатомию человека, пытаясь «навесить» на человеческий скелет мышечную систему обезьяны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мир глазами Пифагора

 

Что  же  касается  собственных  знаний,  то  Пифагору  приписывают  геометрические  открытия,  такие,  как  известная  теорема  Пифагора  о  соотношении  гипотенузы  и  катетов  прямоугольного  треугольника,  учение  о  пяти  правильных  телах,  в  арифметике – учение  о  четных  и  нечетных  числах,  начала  геометрического  истолкования  числа  и  т.д.

Пифагор  впервые  употребил  слово  космос  в  его  сегодняшнем  смысле  для  определения  всего  мироздания  и  его  важнейшую  сторону – упорядоченность,  симметрию,  а  значит,  и  красоту. Пифагорейцы  исходили  из  своего  главнейшего  тезиса  о  том,  что  “порядок  и  симметрия  прекрасны  и  полезны,  а  беспорядок  и  асимметрия  безобразны  и  вредны”.  Но  красота  макрокосмоса  -  Вселенной,  считали  пифагорейцы,  открывается  лишь  тому,  кто  ведет  правильный,  прекрасно  устроенный  образ  жизни,  т.е.  кто  в  своем  микрокосмосе  поддерживает  порядок  и  красоту. Следовательно,  пифагорейский  образ  жизни  имел  прекрасную  “космическую  цель – перенести  гармонию  мироздания  в  жизнь  самого  человека”.

Космогонию  пифагорейцев  можно  описать  так:  мир,  слагающийся  из  предела  и  беспредельного,  есть  сфера,  возникающая  в  беспредельной  пустоте  и  “вдыхающая”  ее  в  себя,  тем  самым,  расширяясь  и  расчленяясь.  Так  возникает  мировое  пространство,  небесные  тела,  движение  и  время.  В  середине  мира  находится  огонь,  дом  Зевса, связь  и  мера  природы.  Далее  идут  Противоземля,  Земля,  Луна,  Солнце,  пять планет  и  мир  неподвижных  звезд.  Противоземля  введена  для  круглого  счета,  как  десятое  небесное  тело,  с  ее  помощью  объяснялись  лунные  затмения.  Космические  тела  произошли  из  центрального  огня  и  вращаются  вокруг  него,  прикрепленные  к  хрустальным  сферам.  Планеты,  в  том  числе  Земля,  вращаются  с  запада  на  восток,  обращенные  к  центральному  огню  всегда  одной  стороной,  поэтому  мы  его  не  видим.   Наше  полушарие  согревается  отраженными  Солнцем  лучами  центрального  огня.

 Космология  пифагорейцев  представляет  значительный  шаг  вперед.  Отказ  от  геоцентризма,  признание  шарообразной  формы  Земли,  ее  суточного  обращения  вокруг  центрального  огня,  объяснение  солнечных  затмений   прохождением  Луны  между  Солнцем  и  Землей,  а  времен  года  наклоном  земной  орбиты  по  отношению  к  солнечной,  представляли  значительное  приближение  к  истине.       

 

 

 

 

 

 

Но  этой  физической  картиной  дело  не  ограничивается.  Пифагоризм  создает  определенную  логическую  схему  мироздания,  соотнесенную  с  нравственной  оценкой.  Эта  сторона  дела  представлена  в  учении  о  противоположностях,  что  представляется   так:  предел  и  беспредельное,  нечетное  и  четное,  единое  и  многое,  мужское  и  женское,  покоящееся и движущееся,  светлое  и  темное,  хорошее  и  дурное,  четырехугольное  и  разностороннее.

 Дело  не  просто  в  противопоставлении  -  противоположности  соединяются.  Говоря  о  Пифагоре  как  основателе  гражданского  воспитания,  Ямвлих  приписывал  ему  мысль  о  том,  что  ни  одна  из  существующих  вещей  не  является  чистой,  все  смешано, и  с  землею  огонь,  и  огонь  с  водой,  и  воздух  с  ними,  и  они  с  воздухом,  и  даже  прекрасное  с  безобразным,  и  справедливое  с  несправедливым.

 Следующая  идея  пифагорейцев  -  идея  гармонии.  Ее  истоки  можно  искать,  если  не  у  самого  Пифагора,  то  у  Алкмеона Кротонского,  представителя  пифагорейской  медицины.  Этот  врач  рассматривал  все  сущее  как  продукт  соединения,  смешения,  гармонического  слияния  противоположностей. Он  считал,  что  сохраняет  здоровье  равновесие  сил  влажного,  сухого,  холодного,  теплого,  горького,  сладкого  и  пр.,  а  господство  одного  из  них  есть  причина болезни.  Здоровье – есть  соразмерное  смешение  таковых  сил.  Это  соразмерное  смешение  и  получило  у  пифагорейцев  название  “гармония”,  став  одним  из  основных  понятий  их  учения:  все  на  свете  обязательно  гармонично.  Гармоничны  боги,  гармоничен  космос, т.к. все  составляющие  его  моменты  абсолютно  согласованы  в  единое  и  нераздельное  целое.  Гармоничны  государство  и  царь,  потому  что  от  него  зависит  сила  скрепления  всех  людей  в  единое  целое. 

Информация о работе Мир глазами древнеримских философов