Методологические основы исследования игры в философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 19:21, реферат

Краткое описание

Интерес к игре как философско-культурологическому феномену

наблюдался по существу на всех исторических отрезках развития человеческого общества. В европейской науке и культуре этот интерес стал проявляться со времен античности.

Комплексный, междисциплинарный научный подход исследователей к игре обозначился лишь в XX веке, когда игрология стала отраслью культурологического знания, и самих определений понятия «игра» в современной научной литературе накопилось достаточно много.

Оглавление

Введение :. ......3

1. Сущность, природа и функции игры

как философско-культурологического феномена 6

2. Теоретические проблемы языковой игры в современной

лингвистике 15

Заключение 27

Список литературы , 30

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

3)    Ироническая.

4)   Абсурдистская (генерируется обстановка абсурда).

5)  Маркировка  авторского   присутствия   и, как   следствие   этого, 
авторская характеристика персонажей.

6) Показ психо-эмоционального состояния героев. 

     Здесь особое значение приобретает прием  маскировки некоторых явлений языковой игры (о чем раньше не могло быть и речи), ведь она становится предметом поединка между читателем-эрудитом и писателем, который всячески старается затруднить прочтение, запутать читателя, заманить его в очередную ловушку. Как видно, комическая функция людических элементов в игровом тексте не имеет решающего значения.

     7. Думается, что особое место в лингвистическом игровом пространстве занимает языковая игра в современных СМИ, расположенная «на стыке» разговорной и.письменной речи [22]. Фундаментальным исследованием данного,языкового явления занимаются Е.А.Земская («Язык как деятельность. Морфема. Слово. Речь.», 2004), Г.Ф.Рахимкулова («Игровое пространство в современных медиатекстах», 2005).

     Г.Ф.Рахимкулова  утверждает, что существует особое массмедийное текстовое пространство, которое представляет собой «сложное многосоставное явление в системе культуры, изучение которого требует учета множества, разнообразных факторов и? как следствие этого, особого, специфического подхода к их описанию». Оно характеризуется прежде всего жанровой неопределенностью, привязанностью к каналу передачи, смешением устной и письменной речи, коллективностью сознания и получения текста. Как лингвистическое явление медиатекст представляет особый интерес с точки зрения культуры речи, позволяет судить об уровне языковой культуры своего времени, ведь он существует не сам по себе, а в культурной рамке общества, и потому неизбежно осмысление его в качестве источника получения информации о духовных импульсах, и материальной сфере человеческой деятельности. Тексты массмедиа всегда социально ориентированы, в них велик социокультурный компонент. Они обусловлены воздействием тех млн иных социальных и культурных факторов, состоят в многоаспектных интертекстуальных связях с различными фактами истории культуры, зачастую непонятны без учета тех аллюзий, реминисценций, цитат, которые

в изобилии в них встречаются, и, в конечном счете, сами могут рассматриваться в качестве одного из существенных факторов, формирующих культуру нашего времени.

     Все это стимулирует не только анализ отдельных «языков СМИ» — 
прессы, радиовещания, кино, телевидения и т. д., но и поиск некоторой 
общей теории, которая позволила бы дать трактовку массовой информации 
как единого текста 

     Очевидно, что на рубеже Х1Х:—XX вв. теоретические проблемы языковой игры необычайно активно разрабатываются в отечественной филологии. Многое здесь, как показывает сопоставление трудов ведущих специалистов, покa неоднозначно. Однако сопоставление всех шести выделенных подходов свидетельствует об отсутствии противоречий между ними! Каждый из них осваивает языковую игру в избранном аспекте либо как единое целое, либо как какую-то часть феномена. Важно лишь четко  определить, что конкретно является предметом изучения и как материал того или иного исследования соотносится со всем массивом проблем и фактов. И тогда многосоставное людическое поле обретет системность и безусловный смысл.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Как неисчерпаем  сам феномен игры, так неисчерпаемы и смыслы,

которые формируются, стабилизируются, объективируются, что собственно

и делает возможным  философско-культурологическое и филологическое осмысление этого феномена. Стремление исследователей XX века осмыслить проблему игры свидетельствует о том, что именно в настоящее время общая совокупность смыслов, накопленная данным понятием, выводит его на категориальный уровень.

     Общим для многих европейских концепций  игры является то, что в них, как  правило, дефиниция игры разрабатывается на основе выделения сущностно-универсальных характеристик, что позволяет поднять исследование игры как предмета философско-культурологического познания на новый уровень, рассмотреть игру как общественное и культурное явление, которому присущи черты, инспирируемые одновременно личным и социальным бытием человека. История игры - это «история превращения пустяка, забавы в инструментарий культуры и, далее, в философскую категорию онтологического и гносеологического значения, в категорию мировоззрения и мироошущения» [13].

     Игра  парадоксальным образом совмещаются  два основных плана -реальный и условный. Такая двуплановость дает возможность, с одной стороны, открывать различные социокультурные свойства, качества и отношения реальности, а с другой - вводить самого субъекта игры в мир - этих качества отношений, социализировать его.

     ММ  Бахтину и Ю.М. Лотману удалось  вскрыть более глубокий смысл  этой двуплановости: открытость субъекта игры миру возможного, будущего [31 ]. Благодаря такой открытости играющий может не только усваивать наличный социальный опыт, но и выходить за его пределы, строить иной мир по своим собственным правилам. Тем самым открывается творческая природа игры, а также высвечивается таящийся в ней потенциал свободы как

 

 

независимости от диктата других людей, как форма  свободного выбора игровых ситуаций, правил, как освобождение от бремени утилитарных целей.

     Удовольствие  от игры сродни эстетическому наслаждению. Это объясняет сближение игры с эстетической деятельностью – искусством. Последнее же само является «продуктом свободной игры рассудка и воображения, логической способности человека и сферы его высших эмоций, а наслаждение искусством является соучастием в этой игре». (И. Кант)

     Языковая  игра как лингвистический феномен на сегодняшний день привлекает пристальное внимание специалистов. В современной металитературной прозе она является организующим, базовым элементом игрового стиля, его главным признаком. В связи с этим языковая игра   приобретает ряд специфических функций, нацеленных, прежде всего, на интеллектуальную игру с читателем. Таким образом подчеркивается элитарный характер соответствующих произведений, литературные и культурологические реминисценции которых, обусловленные феноменом игрового стиля, оказываются доступны, не для всякого читателя.

     Немаловажное  значение приобретает языковая игра не только на страницах модернистских и постмодернистских произведений, известных далеко не каждому. Это явление широко распространено и в более демократичной сфере нашей жизни - в современных СМИ, где игра доставляет удовольствие, возбуждает любопытство, помогает читателю оценить свой интеллектуальный потенциал, предугадать тему того или иного сообщения, статьи. Более того, языковая игра в современных публицистических изданиях выполняет важнейшую функцию. Вызывая определенные эмоции, она способствует тому, чтобы читатель увидел в авторе своего потенциального единомышленника, посылающего зашифрованные сигналы.

 

 
 
 
 
 
 

     Творчество, а вместе с ним и игра во всех ее многообразных проявлениях, из-за вечной неудовлетворенности миром обречены существовать всегда. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
29

 

          Список  литературы

1 . Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969.

2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

3. Бахтин М.М,   Творчество   Франсуа   Рабле   и   народная культура

    средневековья и Ренессанса. М., 1965. ~

4. Береговская  Э.М. Принципы организации текста как игровой момент. //

   Русская  филология. Уч. зап. Смоленского  гос. пед. ун-та, 1999

  5. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (наматериале русской грамматики). М., 1997

6. Витгенштейн Л. Философские исследования. М.,1968.   

  1. Владимирова Н.Г. Условность, созидающая" мир.' Поэтика'"условных 
    форм в современном романе Великобритании. Вёл.Новг.,2001
  2. Горелов И.П., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Учеб. пособие. 
    М., 1997.
  3. Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество. Екатеринбург.. 
    1996. 

10.Земская ЕА. Язык как деятельность. Морфема.  Слово. Речь. М, 2004, 11.Земская Е.А. Языковая игра. // Русская, разговорная речь; фонетика,

  морфология, лексика, жест. М, 1983. С.172.

12. Ильясова    СВ.    Словообразовательная    игра    как    феномен    языка современных СМИ. Ростов-на-Дону, 2002.

13. Кривко-Апинян Т.А. Мир игры, СПб., 1992. 14 Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М., 1996

15. Лотман Ю.М.  Культура и взрыв, М. 1992. 16.Люксембург A.M.. Рахимкулова Г.Ф. Магистр игры Вивиан Ван Бок.Ростов-на-Дону, 1996.

    14. Николина Н.А., Агреева Е. А., Языковая игра в структуре современного прозаического.текста. // Русский язык сегодня. Вып 1. Сб. статей. М., 2000

18.Норман Б.Ю.  Грамматика говорящего. СПб., 1994

19.0ртега-и-Гассет  X. Восстание масс // сб. Ортега-и-Гассет. М., 2002.

20. Ортега-и-Гассет   X. О   спортивно-праздничном   чувстве   жизни   // Философские науки. 1991. №12. С. 1.37 - 152

    21. Радзиховская В.К. К вопросу об экспрессивном "словообразовании'в 
    области русского глагола: На материале поэтической речи 
    В.В.Маяковского. // Вопросы, синтаксиса и лексики современного 
    русского языка. М., 1973. 

  1. Рахимкулова Г.Ф Игровое пространство в современных медиатекстах // 
    Язык как система и деятельность. Материалы всероссийской научной 
    конференции,   посвященной   80-летию   профессора   Ю.А.Гвоздарева. 
    Дополнения. Ростов-на-Дону, 2005.
  2. Рахимкулова   Г.Ф    Теоретические    проблемы    языковой   игры,   б 
    современной лингвистике на рубеже XX - XXI веков .// Язык как 
    система     и     деятельность.     Материалы     всероссийской     научной 
    конференции,   посвященной   80-летию   профессора   Ю.А.Гвоздарева. 
    Дополнения. Ростов-на-Дону, 2005.
  3. Рахимкулова    Г.Ф.    Игровая    поэтика    и    игровая    стилистика.    // 
    Филологический вестник РГУ. 2000. №1 С. 5 -10.
  4. Рахимкулова Г.Ф, Окказионализмы в прозе В.Набокова и проблемы 
    игрового стиля. / Текст. Интертекст, Культура: Сб. докладов междунар. 
    науч. конф., М.. 200К С. 331 - 342.
  5. Рахимкулова Г.Ф. Олакрез Нарцисса. Ростов-на-Дону, 2003.

27. Рчднев В. Энциклопедический» словарь культуры XX в. М., 2003, 
28. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М, 2002.

Информация о работе Методологические основы исследования игры в философии