Метафизика как метод и учение о фундаментальных основах бытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 14:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть метафизику как метод и учение о фундаментальных основах бытия

Оглавление

Введение 3
I. Сущность и понятие метафизики 4
II. Философские взгляды на метафизику 7
Заключение 13
Список используемой литературы 14

Файлы: 1 файл

С 10040610(о) Коррекция к.р. Философия.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

     Актуальность темы: Составные части метафизики: онтология, космология, философия, антропология, теология.Онтология от греч. он – сущее, онтология – учение о сущем. Термин "онтология" использовал нем. философ Гоклениус (1547-1628), затем ученик Лейбница Х.Вольф (1679-1754), он же учитель М.В.Ломоносова. Х.Вольф написал книгу «Первая философия или онтология».

     Термин  «первая философия» использовал Аристотель в «Метафизике» в качестве обоснования основы философии. В новое время онтологию развивал Н.Гартман (1882-1950). Н.Гартман использовал термин "критическая онтология", понимал критическую онтологию как категориальный анализ, выделяет различные категории: мир состоит из слоев, каждый из которых описывается своими категориями. Для сознания не имеет значения категория пространства, а только категория времени. Другие слои описываются другими категориями. Есть категории, которые проходят через все слои.

     Кроме онтологии, в состав метафизики включается космология, философская антропология, теология. Это членение имело смысл  в средние века и имеет смысл и в настоящее время.

     Учение  о бытии тесно связано с  учением о космосе. Сейчас космология становится наукой и выходит за рамки  метафизики, но есть какие-то метафизические проблемы космологии, то, что существенно  для метафизики и выходит из космологии.Антропология – тоже становится наукой, исследует учение о человеке. Существуют метафизические проблемы антропологии, космологии и теологии.

     Цель  работы: рассмотреть метафизику как метод и учение о фундаментальных основах бытия

     Задачи:

     1. раскрыть сущность и содержане метафизики

     2. рассмотреть основные взгляды  на метафизику

 

I. Сущность и понятие метафизики

     Термин  «метафизика» распространился с  легкой руки Андроника Родосского, назвавшего так в техническом  смысле то, что Аристотель именовал «первой философией», рассматривающей «первые начала и причины». Используемый позднее на протяжении веков как синоним для «философии» вообще, этот термин становится фактически названием того типа философствования, которое господствовало в то время. Неудивительно поэтому, что радикальные критики, начиная уже с Гегеля, явно обозначают свою программу как антиметафизическую (в отличие, например, от Канта, который еще полагал возможным построить истинную метафизику в противовес догматической). Крупнейшие мыслители ХХ века – Хайдеггер, Витгенштейн и Деррида (продолжая и развивая традицию принципиально неклассических способов философствования, заложенную Ницше, Фрейдом и Марксом), часто не соглашаются друг с другом и с предшественниками, критикуя оппонентов как раз за более или менее явные пережитки метафизики, что только подтверждает общую тенденцию.

     В книге «Метафизика» Аристотель пишет  о том, что «есть некоторая  наука, исследующая сущее как  таковое, а также то, что ему  присуще само по себе. Эта наука  не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-то часть его, исследуют то, что присуще этой части…»1. Такой наукой у Аристотеля и является первая философия, т. к. в ее задачи входит поиск начал и высших причин по ту сторону физической реальности, в отличие от науки о подвижных структурах природы, названной им физикой или второй философией. С I в. до н. э. синонимом «первой философии» становится метафизика.

     Со  временем это понятие стало применяться  и как метод философского исследования. В результате метафизическим познанием  считается познание, опирающееся  не на чувственное созерцание, а  на умозрение, на созерцание интеллектуальное, когда ум «видит» в вещи ее сущность. Умозрительные науки предпочтительнее практических, производящих знание ради достижения морального совершенствования, и продуктивных, направленных на создание определенных объектов, т. к. позволяют человеческой мысли выйти за пределы эмпирического мира, чтобы постигнуть его неподвижную и вечную сущность. Поэтому метафизика, по Аристотелю, наиболее возвышенная из наук, ибо не преследует практические цели и не связана с материальными нуждами. Неподчиненность этим целям делает ее самоценной и единственно свободной наукой, существующей ради самой себя, т. е. ради знания и понимания. В этой связи Аристотель приводит четыре определения метафизики: 1) исследование первых начал и причин; 2) познание «бытия, поскольку оно бытие»; 3) знание о субстанции; 4) знание о Боге и субстанции сверхчувственной. Эти определения гармонично связаны между собой и являлись фундаментальными критериями для становления проблемного поля классической метафизики вплоть до XIX в.1

     В этот период основным постулатом метафизики выступал принцип тождества бытия и мышления, задающий истинный образ реальности и обладающий аксиоматическим статусом как самоочевидным. Знак тождества между бытием и мышлением означал, что среди множества мыслей, представляющих человеческие способности, есть такие, которые выводят человека за пределы субъективности, что в конечном итоге обеспечивает не только достоверность разума, но и процесс его самообоснования.

     Основные  предпосылки метафизики как систематической  философии: приоритет теоретического разума и созерцания как постижения истины; противопоставление бытия становлению, где первое представляется областью истинного знания, а второе – мнения; различение ноуменального (умозрительного) и феноменального бытия в рамках оппозиции двух исследуемых миров, с которыми имеет дело философия. Идеалы построения метафизики – создание универсальной теории, претендующей на всеобъемлющее описание и объяснение мира в целом и отдельных его частей, а также на абсолютную истинность собственных положений. В качестве конститутивной черты метафизического типа философствования можно выделить бинарную природу ее категориального аппарата, например, единое-многое, действительность-возможность, идеальное-материальное, рациональное-чувственное и т. д. Это означает, что в концептуальных системах формирующегося метафизического знания доминирующая позиция принадлежит первой категории в каждой из вышеуказанных пар, т. к. именно они участвуют в процессе построения истинной картины реальности, в то время как каждая вторая – описывает мир феноменального и изменяющегося бытия, а, значит, неистинного. Такое бинарное метафизическое мышление, работающее с наличным (всегда присутствующим) бытием, Ж. Дер-рида называет «метафизикой присутствия».

     Преодоление метафизики прямо формулируется  Хайдеггером как проблема разработки проекта требующих бескомпромиссной воли и концептуальных усилий свершений, задающих длительный и нелинейный процесс превосхождения, превозмогания определенного понимания западноевропейским человеком самого себя и мира – процесс, который может быть обозначен в наиболее общем виде как программа отказа от платонизма и трансцендентализма. Такой отказ никоим образом не должен трактоваться как отбрасывание и/или забвение, ибо в подобном случае неизбежно привел бы опять к восстановлению метафизики.2

     Для предотвращения путаницы и прослеживания  тенденций современных горизонтов и контекстов мысли представляется целесообразным поэтому терминологически развести различаемое концептуально. «Философию» оставить как уже  общепринятое (и закрепленное институционально) наименование для мыслительных традиций, понимаемых в максимально широком смысле (включающим образцы не только западные, но и восточные; не только рациональные, но и мистические; не только классические, но и современные; не только настоящие, но и будущие) – в этом смысле конец философии или отказ от философии не может не быть философским жестом, относящемся только к предшествующим способам философствования. «Онтологией» обозначать фундаментальную философскую дисциплину, составляющую основу любой философской концепции вместе с гносеологией и аксиологией, которые рассматриваются как три базовые стороны или три главные аспекта любого философского подхода. А за «метафизикой» закрепить исторически конкретный набор западноевропейских стратегий, господствовавших в мысли определенного периода.3

     Иначе получится некоторое смешение, как  например, в статье уважаемого А.Л.Доброхотова  «Метафизика» (из «Новой философской  энциклопедии»), где метафизика трактуется как «философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия», причем «слово» это «часто» употреблялось «как синоним философии», и тут же: «Близко ему понятие “онтология”»; а чуть позже: «метафизика как способ философского мышления возникает задолго до Аристотеля, по сути совпадая с первыми шагами философии» и так далее до заключительного вывода: «В целом философии 20 в. свойственно нарастающее тяготение к метафизике, но разброс позиций – от мягкого признания пользы, которую приносит метафизика, обобщая культурные феномены и строя картину мира, до радикального разрыва с традицией при сохранении сверхзадачи метафизического обоснования опыта – не позволяет пока дать этой тенденции четкую характеристику».

  II. Философские взгляды на метафизику

     . Были философы, которые всегда стояли на том, что метафизика нужна, необходима. Это самый характерный тезис экзистенциализма. Ярким представителем этого философского направления является М.Хайдеггер (1889-1976) – нем. философ, сыгравший решающую роль в становлении и развитии экзистенциализма. Цель философии – анализ человеческого существования и его предпосылок, прежде всего – это осмысление свободы, которой открыто все человеческое существо, в свободе сущее раскрывается в своей сути. Есть ряд работ, посвященных метафизике в сборнике "Время и бытие" (не путать с его монографией "Бытие и время"). В бывшем СССР работы М.Хайдеггера были под запретом. В последнее время к его работам возник интерес, может быть даже чрезвычайный.

     Его стали активно переводить.В статье "Что такое метафизика?" (Введение и Послесловие) Хайдеггер предлагает разобрать отдельный метафизический вопрос. "Тем самым – замечает он, – мы сумеем, если удастся перенестись непосредственно в метафизику. Только так мы дадим ей реальную возможность представить саму себя". Начинать нужно с "развертывания" определенного метафизического вопроса. Всякое метафизическое вопрошание обладает двояким свойством. Во-первых, всякий метафизический вопрос охватывает всю метафизическую проблему в целом. Во-вторых, всякий метафизический вопрос может быть задан только так, по Хайдеггеру, что спрашивающий – в качестве спрашивающего – вовлекается в метафизику, т. е. подпадает под вопрос. 4

     Что же такое метафизика? Хайдеггер считает, что всякий метафизический вопрос затрагивает  особое свойство метафизики – ее целостность, вопрошающий идет от этой целостности. Этим метафизика отличается от науки, например, от физики. В физике мы можем  рассматривать вопросы, не затрагивая всю физику в целом. А в метафизике этого сделать нельзя.

     Вопрос  в метафизике может быть задан  только так, что сам спрашивающий в итоге опрашивания вовлекается  в него.

     В качестве примера метафизического  вопроса Хайдеггер рассматривает вопрос о ничто. Каждая наука что-то исследует, она имеет дело с НЕЧТО, с некоторыми сущностями и более ничего, кроме сущностей не изучает.

     Науки о ничто ничего не хотят знать. "Наука отбрасывает НИЧТО и оставляет его как не имеющее никакое значение". НИЧТО для науки – бред и вздор. В конце концов это и будет строго научной концепцией НИЧТО. Науки отказываются от изучения этого вопроса, науки равнодушны по отношению к этому вопросу и рассматривают его как то, что "не существует".

     Что такое ничто? есть ли ничто? если есть, то это уже не ничто, а некоторое нечто, которое существует как некоторое сущее. Но от сущего Ничто должно отличаться и задавая вопрос о ничто мы искажаем "предмет вопроса до его противоположности". Ведь мы, тем не менее, что-то можем говорить о ничто. В науке Ничто связывается со словом "нет", не существует. Ничто есть некоторое отрицание того, что есть.

     Что первично? Отрицание как специфическое  действие рассудка, или Ничто? Отрицание  Нет – первичны, потому, что имеется  Ничто. Ничто перво-начальнее, чем Нет и отрицание. Ничто более фундаментально белее существенно.

     Есть  такое настроение, которое способно нас приблизить к вечности. Это  настроение ужаса. Ужас отличен от болезни  и страха, поскольку они относятся  и касаются только определенных вещей. Мы боимся чего-то конкретного –смерти, бедности. Мы стремимся спастись от чего-то.

     Ужас  происходит не от определенной угрозы, а перед неопределенностью, неопределенной угрозой. И неопределенность есть не недостаток определенности, а принципиальная невозможность определенности.

     Ужас  приоткрывает Ничто. Ужас – это просто определенное умонастроение, связанное  с Ничто. Но это не есть способ постижения Ничто. Ужас – это приоткрытие Ничто, это переход за сущее в целом. Наше вопрошание про Ничто демонстрирует метафизику саму по себе. Метафизика это всегда мета –переход за рамки физики. Это выход за сущее.

     Этот  вопрос о Ничто – метафизический (выход за сущее). Ужас выдвигает  наше бытие в Ничто, ужас есть перешагивание  за сущее в целом, а это и  есть трансценденция. Вопрос о Ничто демонстрирует метафизику. Метафизика – это вопрошание сверх сущего, выход за его пределы.

     О Ничто издавна высказывается  в изречении – из Ничего ничего и не возникает. В античности Ничто  понималось в смысле не-сущего, т.е. неоформленного материала. Сущее всегда есть или представляет в зримом облике определенности. Ничто – антоним сущего, его отрицание.

     Основной  вопрос метафизики: почему вообще сущее, а не наоборот. Ничто? Лейбниц ставил вопрос – почему есть Нечто, а не Ничто? Лейбниц полагал, что Ничто – более простая категория, чем Нечто. Только по благости Бога существует Нечто, созданное им. Метафизика, по Хайдеггеру это центр учения в сфере философии. Что характерно для философии? – Шаткость ее принципов. Одни философы принимают одни принципы, другие – иные принципы. И в этой ситуации невозможно что-либо доказать или опровергнуть. Философия походит и на науку и на мировоззрение. В сущности, философия есть двусмысленность: она кажется наукой и не является ей, она кажется мировоззрением, но не является им. Философия хочет быть наукой и берет за образец математику. Вспомним надпись на академии Платона: «Не знающий математики не войдет сюда».

Информация о работе Метафизика как метод и учение о фундаментальных основах бытия