Материализм и Идеализм в русской философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:15, контрольная работа

Краткое описание

Русская философия — это феномен мировой философской мысли. Феноменальность русской философии объясняется историей развития философской мысли. Особенность развития заключается в том, что русская философия существовала исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейских и мировых философских течений, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, идеализма, рационализма и других. Одновременно русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада .

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика материалистической традиции в России. Философия Н. Г. Чернышевского ………………………………………………………………………5
Глава 2. Общая характеристика русской религиозно-идеалистической философии. Философия B. C. Соловьева …………………………………………................12
Глава 3. Вклад русской философии в сокровищницу мировой философской мысли……………………………………………………………………………………………………………….18
Заключение ………………………………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 45.21 Кб (Скачать)

К. Маркс и Ф. Энгельс  изучали сочинения Чернышевского  и называли его "... великим русским  ученым и критиком...", "... социалистическим Лессингом...". В. И.Ленин считал, что Чернышевский "... сделал громадный шаг вперед против Герцена. Чернышевский был гораздо более последовательным и боевым демократом. От его сочинений веет духом классовой борьбы". Чернышевский ближе других мыслителей домарксистского периода подошёл к научному социализму. В силу отсталости русской жизни он не смог подняться до диалектического материализма Маркса и Энгельса, но, по словам Ленина, он — "... единственный действительно великий русский писатель, который сумел с 50-х годов вплоть до 88-го года остаться на уровне цельного философского материализма...".

Произведения Чернышевского  и самый облик революционера, стойкого в своих убеждениях и  поступках, способствовали воспитанию многих поколений русских передовых  людей. Он оказал большое влияние  на развитие культуры и общественной мысли русского и других народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

Глава 2. Общая характеристика русской религиозно-идеалистической философии. Философия В.С. Соловьева.

 

         Идеализм (французское idealisme от греч. idea- идея) - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное - первично, основоположно, а материя, природа, физическое - вторично, производно, зависимо, обусловлено. И, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, такт и в сфере познания. Хотя идеализм возник более двух с половиной тысячелетий тому назад, термин этот, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в начале 18 века.

 

Предшествующая философия  в разработке проблемы человека не удовлетворяла русского философа. Рационализм, являясь важнейшим этапом развития европейской философии, утвердил представление  о человеке как "свободно-разумной личности", но при этом были попраны "права материи". Натуралистическая и материалистическая философия "восстановила и развила значение материального начала в мире и человеке". В материалистических школах человек "полюбил и познал материальную природу как нечто свое близкое и родное, развитие материализма и натурализма составляет такую же заслугу философии, как и развитие рационализма, в котором человек узнал и определил силы своего разумно-свободного духа". Однако и рационализм, и материализм как теоретическая философия Нового времени оказались односторонними, поскольку не смогли понять, что "рядом с миром вечных и неизменных образов предметного бытия и познания существует другая, изменчивая, волнующая действительность, субъективный мир хотения, деятельности и жизни человеческой. Рядом с теоретическим вопросом: что есть? существует вопрос практический: что должно быть? т. е. чего мне хотеть, что делать, во что и из-за чего жить. На этот вопрос теоретическая философия по существу своему не могла дать никакого ответа" (Там же). Задача современной философии - соединить противоположности и разорванность отвлеченного рационализма и эмпиризма, связав их с сущим в его абсолютности. Такая философия должна быть антропологической.

Философия В.С. Соловьева.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900), создатель философии всеединства, гениально совместил в своем  творчестве антропологические искания  всей предшествующей отечественной  и западной философии и одновременно определил многие черты последующих  связанных с философской антропологией  школ русской философии.

При всей религиозной ориентации философских построений В. С. Соловьева  именно человек представляет центральный  элемент бытия, культуры, истории, высший смысл богочеловеческого процесса. Он одновременно и божество, и ничтожество: "Человек совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной великой противоположности между безусловным и условным, между абсолютною и вечною сущностью и преходящим явлением или видимостью. Человек есть вместе и божество и ничтожество". Соответственно этому положению определялась и задача философии: "Философия, осуществляя собственно человеческое начало в человеке, тем самым служит и божественному, и материальному началам, вводу и того, и другого в форму свободной человечности".

Выстраивая новую богочеловеческую концепцию антропологии, философ  проанализировал все предшествующие религиозные и философские, далекие  от религии, представления о человеке и пришел к выводу об их недостаточности. Он считает, что в новом основанном им принципе всеединства философии должны быть объединены вера в Бога и вера в человека. "Старая традиционная форма религии, - пишет В. С. Соловьев, - исходит из веры в Бога, но не проводит этой веры до конца. Современная безрелигиозная цивилизация исходит из веры в человека, но и она остается непоследовательною - не проводит своей веры до конца; последовательно же проведенные и до конца осуществленные обе эти веры, вера в Бога и вера в человека, сходятся в единой полной и всецелой истине Богочеловечества".

Религия, в центре которой - единство человека и Бога, и философия  всеединства стали предметом  научных интересов русского философа, о чем он прямо заявлял: "Своего учения не имею; но ввиду распространения вредных подделок христианства считаю своим долгом с разных сторон, в разных формах и по разным поводам выяснить основную идею христианства, идею Царства Божия как полноту человеческой жизни не только индивидуальной, но и социальной и политической, воссоединяемой чрез Христа с полнотой Божества".

Метафизическим основанием религиозно-идеалистической антропологии В. С. Соловьева является его учение о сущем, Абсолюте и бытии. Абсолютное - это всеобъемлющее начало философии  всеединства, оно -"всеединое сущее", Бог, являющийся последней основой всякого бытия. В онтологии - Абсолютное, субстанциональное начало, в гносеологии - истина, в этике - благо, в эстетике - красота. Оно Единое, и в нем заключено "все". Абсолютное соотносится с Космосом, они "единосущны".

Абсолютное есть одновременно "ничто" и "все": как "ничто" оно не есть что-либо, не сводится к отдельному, а как "все" оно определяет, обнимает собой все сущее. Абсолютное, таким образом, выступает в качестве "всеединства", оно едино в себе самом и одновременно все во всем.

Абсолютное (Бог) в философии  всеединства распадается на абсолютное сущее и абсолютное становящееся. Абсолютное сущее - это собственно всеединое, являющееся обладателем "силы бытия", возможностью действительности. Абсолютное сущее представляется Соловьеву своеобразным организмом, обладающим двумя центрами. Первый центр - действующее начало безусловного единства, сводящее множество элементов к самому себе. Это начало свободно от каких-либо форм, свободно от бытия, оно лишь их потенция.

Второй центр - производящее начало, сводящее множественность форм к единому основанию. Оно означает единство в явлении, оно не бытие, а его образ, идея, проникнутая  началом Божественного единства. Оба начала в Абсолюте и противоположны, и едины как порождающее и  порождаемое. Таким образом, есть Абсолютное (Сущее) и Сущность как необходимость, идея бытия.

"Мировая душа" не забывает об отпавшем природном хаосе, она организует его "эволюцию", "собирание", развитие и преемственность в пяти царствах: минеральном, растительном, животном, человеческом, в котором человечество осознает идею безусловного совершенства Абсолютного, и Божьем, где человечество стремится эту идею осуществить, т. е. снова воссоединить мир с Богом. Таким образом, мировой процесс - это процесс космогонический, где "мировая душа" соединяется с отпавшим миром внешним образом, подготавливает следующую ступень этого процесса - теогонический процесс, где собственно и происходит это слияние, внутреннее единение Бога и природы, представленной человеком и его сознанием.

Из данных утверждений  следует, что русский философ  придерживается идеалистической точки  зрения, по которой все царства  едины, и единство это не в материальности, а в Боге, Абсолютном сущем. Эта  псевдоэволюционная концепция носит  телеологический и преформистский характер. Для Соловьева "причина изменения, идея и цель его" изначально заключаются в Абсолютном сущем, в Боге, поскольку иерархическая соподчиненность царств направлена к единой цели - осуществлению Царства Божия.

Соловьев различает идею как предмет, т. е. некоторое представление  вовне, и идею как субъект, т. е. некоторую  особенную действительность, возможность  "быть самостоятельным центром для себя... следовательно, обладать самосознанием или личностью". Таким образом, в философии всеединства все, от атома до Абсолюта (Бога), есть существо, т. е. идея и личность.

Связь с Богом делает человека уникальным существом в природе, вечным и бессмертным, как вечен  и бессмертен Абсолют. Другими словами, человек - это абсолютное становящееся, "второе абсолютное", духовный центр мира. Предназначение человека - осуществить связь между Богом и материальным миром, стать "проводником всеединящего божественного начала в стихийную множественность, устроителем и организатором вселенной".

В религиозно-идеалистической  антропологии В. С. Соловьева человек - единственное активное, деятельное существо природы, осознающее свою деятельность, создающее идеалы. Философ утверждает, что он должен делать себя лучше, чем  он есть в действительности. Поэтому  человек должен оцениваться не по тому, что он есть, а по тому, что  он уже сделал или делает. "Человеку естественно хотеть быть лучше и больше, чем он есть в действительности... Если он взаправду хочет, то и может, а если может, то и должен". Это утверждение может показаться противоречивым и даже бессмысленным. "Да, - утверждает философ, - это есть бессмыслица для животного, так как для него действительность есть то, что его делает и им владеет, но человек, хотя тоже есть уже данной, прежде него существовавшей действительности, вместе с тем может воздействовать на нее изнутри, и, следовательно, эта его действительность есть так или иначе, в той или другой мере то, что он сам делает, - делает более заметно и очевидно в качестве существа собирательного, менее заметно, но столь же несомненно и в качестве существа личного".

Таковы основные черты  религиозной антропологии В. С. Соловьева, в которой человек, являясь образом  и подобием Бога, становящимся всеединым, утверждающим себя в высоких идеалах  нравственности, самоценен, ибо Бог  "определяет только то, чем он становится, содержание и цель его жизни; но что он этим становится - это имеет свое основание не в Божестве, отрешенном от всякого процесса, а в нем самом".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Вклад русской философии в сокровищницу мировой философской мысли.

 

История русской философии  насчитывает более тысячи лет. Возникла она вместе с появлением христианства на Руси (988 г), которое к X веку уже  опиралось на развитую систему философских  знаний. Представляет собой синтез теософии (божественная мудрость), антропософии (человеческая мудрость) и всей мировой  философии и культуры. В ней  также включена позиция, литература и искусства.

Русская философия очень  самобытна и критична, она всё  время находилась в поиске новых путей философствования. В ней всегда было представлено в единстве: космос, Бог и человек, а так же в неё были включены этико-эстетические идеи. Она искала Бога, правды и спасения, истину, добро и красоту.

 

Русская философия внесла свой вклад в сокровищницу мировой  философской мысли. Сила, ценность русской  философии в том, что она строила  свои идеи о человеке и обществе на основе литературной критики, анализа  художественной культуры, литературы, живописи, музыки, т. е. эмпирической базой  русской философии была русская  художественная культура. В этом ее главное достоинство. Западная философия  ориентировалась главным образом  на естественные науки, а русская  философия – на русскую литературу, на анализ ситуаций, образов, которые  давала русская художественная культура. Достоевский и Толстой – два  титана русской культуры – были философствующими писателями, и их литературные творения давали пищу для  размышления многим философам.

Вклад русской религиозной  метафизики в мировую философию  значителен, но не менее важен ее вклад в мировую христианскую теологию. Русская философия конца  ХIХ – начала ХХ века была ответом  на вызов времени, который привел, по выражению вселенского патриарха Афинагора, к неопатристическому синтезу. Надо иметь ввиду, что последний великий православный богослов – Григорий Палама – жил полтысячелетия назад, а за это время мир очень сильно изменился. И если православие не хочет остаться богослужебной традицией для узкого круга лиц, а хочет быть тем, к чему призывал Христос: проповедью Евангелия до краев земли, - необходимо отвечать на вызовы времени. В частности, если речь идет о научно-философском дискурсе, то надо учитывать идею историчности бытия, идею процессуальности не только отельных явлений, например общественной жизни, но и сущего как такового. Научная картина мира все более плотно подходит к концепции универсального эволюционизма. Верующий разум должен сформулировать свое понимание этой ситуации. Русские религиозные мыслители ХIХ - ХХ вв., сумели дать свое понимание основных истин христианства: истины Боговоплощения, Искупления, - но уже в свете новой картины мира. Им для этого надо было уточнить и конкретизировать концепцию Творения, убрать излишнюю антропоморфность в представлениях о творении мира, внести динамику в раскрытие понятия Сущего. Более того, именно в России, и только в России мы получили православно-христианскую метафизику культуры и истории. В византийской мысли этого не было, там были сугубо богословские разработки в области триадологии, сотериологии, христологии. Но именно русские религиозные мыслители внесли свой вклад в такие сюжеты как Церковь и история, Церковь и культура. Кроме того, есть прагматический аспект нашего интереса к русской религиозной философии, ведь никакой другой самостоятельной состоявшейся традиции у нас просто нет. Гегельянство, марксизм, психоанализ, - это внешние для нашей культуры течения, мы должны их изучать, но полностью раствориться в них не можем. Ни у кого не вызывает сомнения, что нужно изучать и осваивать литературное наследие Гоголя, Лермонтова или Чехова. А вот то, что в философии можно обойтись без Бердяева, Франка или Соловьева, для многих, к сожалению, вещь сама собой разумеющаяся.

Информация о работе Материализм и Идеализм в русской философии