Материалистическое понимание истории. Сущность и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 03:52, контрольная работа

Краткое описание

Целью этой работы является знакомство с данной дисциплиной в рамках общеобразовательной программы с использование полученных знаний и навыков в дальнейшем обучении и работе. Задачами дисциплины является формирование первоначальных знаний в области философии, изучение основных закономерностей их возникновения и развития, освоение навыков самообучения.

Файлы: 1 файл

Rabota.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

социальной  революции.  Она  выступает  необходимой  составляющей  логической

системы  марксистской  философии. Сам термин «революция» обозначает коренные качественные  изменения  как общества в целом, так и его отдельных сторон - науки, культуры и так далее. Это всегда скачок в развитии общества, в ходе которого развивается  основное противоречие  системы,  происходит   отрицание   старого   новым.   Подобное отрицание выражается, с  одной  стороны,  в  ликвидации  всего  отжившего  в развивающийся системе, с другой – в преемственности между новым и старым  ее состоянием и наконец, в  порождении  таких  элементов,  которых  не  было  в старом,  отрицаемом  состоянии.   При  этом  революция  соотносится  лишь  с прогрессивным развитием, с переходом от низшего к высшему. По своему  историческому  значению  социальные  революции  –  важнейшие рубежи общественного развития,  не  только  отделяющие  одну  общественно-экономическую формацию от другой, но  и  выражающие  собой  преемственность, поступательный характер исторического движения. Без социальной революции  ни одна   общественно   экономическая   формация   не   может   занять    место предшествующей  формации. 

     В конечном итоге, социальная революция –  это  совокупность  переворота

материального,  в  экономических   условиях   производства,   и   переворота

идеологического, происходящего в политической, религиозной,  художественной,

философской  и  иных  сферах  жизни,  в  которых  люди  осознают  социальный

конфликт  и борются за его разрешение.  При  этом  основополагающей  движущей

силой  в  этом   процессе   выступают   противоречия   материальной   жизни,

существующий  конфликт  между  общественными  производительными   силами   и производственными отношениями.

    Социальные революции, таким образом, можно назвать выражением  сущности

естественно-исторического  процесса развития  общества.  Будучи,  по  Марксу,

неизбежными, они являются законом истории, ее  «локомотивами»,  обеспечивают

смену одной общественно-экономической  формации другой, более прогрессивной.

     Диалектический материализм   рассматривает   развитие   общества   как

естественно-исторический процесс, который никем  не  может  быть  отменен  и

который осуществляется на основе объективных закономерностей, проходя  через

исторически необходимые  этапы  поступательного  движения.  Эти  объективные

закономерности  действуют во всех общественно-экономических  формациях и в  то

же  время  конкретно  -  исторически  проявляются  в  специфических  законах

развития  каждой из них. По  словам  Т.  И.  Ойзермана,  «они  не  существуют

отдельно  от этих особенных, исторически преходящих законов, но и  последние…

неотделимы  от наиболее общих… закономерностей».

    Таким  образом,   марксистское   понимание   общественно-исторического

процесса  позволяет  различать  типы общественно-экономических  формаций и говорить об  изменениях  в  обществе  в процессе его  развития.  В  то  же  время  признание  Марксом  существования наиболее   общих   закономерностей   подтверждает   историческую   связь   и преемственность  между   различными   историческими   эпохами,   целостность исторического процесса. Общественные закономерности возникли с появлением общества. Они  имеют конкретно-исторический характер, так как неразрывно связаны с  определенными историческими условиями.

     Общественные  закономерности  выступают  как   устойчивые   тенденции   в

историческом  развитии. Значение их состоит  в  том,  что  они  обусловливают

развертывание событий в определенном  направлении,  благодаря  чему  история

движется  не хаотически, а с  объективно  необходимой  последовательностью  в

смене  явлений.  Из  одной  общественно-экономической  формации  закономерно

возникает другая, более  высокая по  степени развития,  в каждой  из  них

действует своя объективная логика событий.

     Исторический материализм рассматривает общественные закономерности не как внешнюю силу, раз и навсегда  предопределившую  каждую  ступень  в  развитии общества, каждое явление, а  как  внутреннюю  логику  исторических  событий, которая возникает в процессе их развертывания на основе деятельности людей. Маркс отмечает: «Люди сами делают свою историю, но они ее делают не  так,  как  им вздумается, при обстоятельствах, которые не  сами  они  выбрали,  а  которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого».

     Люди сами творят свою историю, но  при  определенных  обстоятельствах,

которые подготовлены предшествующим развитием  и не зависят от выбора  людей.

Изменение этих  обстоятельств  осуществляется  в  человеческой  практике  на

основе  использования общественных закономерностей.  В  ходе  диалектического

взаимодействия  объективных условий и человеческой  деятельности  совершается

исторический прогресс. Изменяя обстоятельства, люди изменяют самих себя.

Именно  народ,  создающий  материальные  ценности,  выступает также   творцом   духовной   культуры   человечества,   определяющей   силой общественно-политического развития. В. И.Ленин  указывал,  что  исторический материализм «впервые дал возможность  с  естественно-исторической  точностью исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих условий».

     Таким  образом,  исторический  процесс  имеет  в  своей   основе   ряд устойчивых  факторов,  которые обусловливают его прогрессивное движение. Иными словами, развитие общества подчинено идее исторической  необходимости, то есть обязательности проявления объективных законов истории. Эти законы  в своем  осуществлении  опосредуются   конкретными   условиями   исторического процесса, в силу  чего  в  реальности  проявляется  та  или  иная  специфика исторических  событий.[3]  Данный  факт,  однако,  свидетельствует лишь  о

сложности исторического процесса, ни в коей мере не опровергая общие  законы

и тенденции развития общества.

     Философия марксизма представляет собой колоссальную  по  уровню  своей

логической  обоснованности и идеологического  влияния систему  научных  знаний

о человеке,  обществе,  государстве.  Именно  она  еще  так  недавно  играла

огромную  роль в жизни  огромной  страны,  являлась  идеалом  мировоззрения  для

миллионов  людей.  И  на  сегодняшний  день,  несмотря   на   утрату   былой

популярности, она продолжает впечатлять глубиной и точностью  умозаключений,

неопровержимостью своей логики. 
 
 
 

    3. „Диалектический материализм больше относится к стратегии научного         исследования, чем к его тактике” (Дж.Бернал). Как Вы понимаете это высказывание? 

     Диалектический материализм, явившись методом познания исторического материализма совершил подлинный переворот в развитии философии и обществознания, что позволило создать цельный научно-философский взгляд на мир (включающий как природу, так и общество), конкретизировать общие принципы философского мировоззрения применительно к обществу, как особой, социальной форме движения материи, научно проанализировать особенности общественного познания, исследовать природу социальных понятий и диалектику их взаимоотношений.

     Открытие материалистического понимания истории посредством диалектического материализма, как уже отмечалось, означало научную революцию в философии. Поэтому Маркс совершает не только концептуальный, но и эпистемологический разрыв с прежней философией истории. Он разрабатывает категории своей философии истории (общественное бытие, общественное сознание, базис и надстройка, способ производства, производственные отношения, общественно-экономическая формация, экономическая структура и др). Эти категории представляют собой инструменты научного познания, с помощью которых можно анализировать и изучать общество во всех его проявлениях и всевозможных стадиях развития,  определяя и предсказывая его. Диалектико-материалистический  подход   к   пониманию   истории   стал предпосылкой,  обоснованием  формационной  теории.   Согласно   ей   каждый исторический тип общества  представляется  живым,  находящимся в развитии организмом, а история – закономерным  процессом смены общественных  форм, утративших свое прогрессивное значение,  новыми  формами,  создающими  более широкие возможности  для развития материального  производства,  общественной жизни в целом. К. Маркс писал: «Моя  точка  зрения  состоит  в  том,  что  я смотрю   на   развитие   экономической   общественной   формации   как    на естественноисторический процесс…». Общество «не может ни  перескочить  через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами».

     Таким образом, общество должно последовательно пройти все этапы своего развития, которые уже предопределены известной нам теорией, основанной на диалектическом материализме, объясняющим все закономерности общественных преобразований и отвечающим основным принципам диалектики (всеобщей взаимосвязи всеобщего изменения).

     Принцип диалектики как метода философского познания определяется тем, что объективный мир и человеческое познание как его продукт имеют одни и те же закономерности. Действительно, обыденный опыт и научное познание мира убедительно демонстрируют всеобщую взаимосвязь явлений и их изменчивость. Следовательно, для получения истинных представлений о мире необходимо учитывать взаимосвязи его объектов, явлений и процессов, и их изменчивость

     Теория есть система взглядов, идей и представлений, направленных на объяснение явлений материального мира и духовных процессов, но теория - это и форма организации знания, дающая целостное представление о законах и закономерностях той области действительности, которая является ее объектом. Иными словами, теория есть знание, отнесенное к объекту. Но наука не просто строит теоретический образ мира, она разрабатывает и программу деятельности, основанной на этих знаниях. В этом качестве теория представляет собой инструмент социально-практической преобразующей деятельности людей, т.е. метод практического действия. В сфере общественной жизни, где теория, если она истинна и соответствует интересам передового класса, определяет методы преобразования и развития социальной действительности. Таким образом, теория выступает как форма и метод освоения и преобразования мира, как программа действования и стратегия - определенная модель поведения и способ достижения  долгосрочных целей. Тактика является инструментом реализации стратегии, тогда как стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач. Именно диалектический материализм, как метод познания и мировозрения, который отвечает основным принципам диалектики (всеобщей взаимосвязи всеобщего изменения) и определяется свойствами самой материи (материя как объективная реальность несотворима, вечна и бесконечна) и способа ее существования (нет материи вне движения, а движение не может существовать вне материи) больше относится к стратегии научного исследования, чем к его тактике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Материалистическое понимание истории. Сущность и значение