Материалистическое понимание истории. Сущность и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 03:52, контрольная работа

Краткое описание

Целью этой работы является знакомство с данной дисциплиной в рамках общеобразовательной программы с использование полученных знаний и навыков в дальнейшем обучении и работе. Задачами дисциплины является формирование первоначальных знаний в области философии, изучение основных закономерностей их возникновения и развития, освоение навыков самообучения.

Файлы: 1 файл

Rabota.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

     Введение. 

     Сегодня „Основы современной философии” представляет собой составную часть фундаментальной профессиональной подготовки специалистов в различных областях деятельности человека.

     Философия – дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия это не только теория или наука, но и одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания и формулировки.

     Философия одна из важнейших областей культуры человечества, которая знакомит его с опытом мировой философской мысли в исследовании всеобщих проблем бытия человека и общества, в осмыслении реальностей современной эпохи. Курс философии тесно связан с историей, политологией, социологией и другими дисциплинами. Поэтому изучение этой науки имеет большое значение для специалистов различных областей. Если мы хотим мыслить с ясным сознанием и по существу, мы должны непременно опираться на принципы и формы философского мышления

     Целью этой работы   является знакомство с  данной дисциплиной в рамках общеобразовательной программы с использование полученных знаний и навыков в дальнейшем обучении и работе. Задачами дисциплины является формирование первоначальных знаний в области философии, изучение основных закономерностей их возникновения и развития, освоение навыков самообучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Объекьтивные закономерности развития науки. Концепции развития научного знания.
 

     Наука является субъектом познания окружающего мира, природы, общества самого человека, его психической деятельности. Иначе говоря: наука - надежный инструмент постижения явлений действительности.

     Наука – это и форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.

     Наука – это и творческая деятельность по получению нового знания, результатом которой является совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов. Особенностями научной деятельности являются универсальность, уникальность, дисциплинированность, демократизм, коммуникабельность.

     Cуществуют три основные концепции (модели) науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт.

     В " Философском энциклопедическом словаре" дано следующее определение: "Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности".

     Таким образом, наука представляет  собой иерархически упорядоченную  и логически непротиворечивую  систему истинных знаний, и деятельность  по их производству [1].

     Цель и назначение науки как социального института -    производство и распространение научного знания,   разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

     Обычно называют две главные функции науки - познавательную и практическую. Основные функции науки обычно представлены в такой последовательности:    познавательная, объяснительная, практически-действенная прогностическая, мировоззренческая и функция социальной памяти.

     Науку как специфический тип знаний изучает логика науки. Специфику науки как познавательной деятельности исследует методология науки.

     Главной целью логики науки  является выявление и экспликация тех специфических признаков науки, которые являются необходимыми и достаточными для её отличия от других форм познания – обыденного, религиозного, художественного, философского. [1]

     Критериями отличия научного  знания от других форм познавательной  деятельности являются: предметность; однозначность; определенность; точность; системность; доказательность; обоснованность; проверяемость; логическая непротиворечивость; полезность (практическая применимость).[1]

     Наука как познавательная деятельность имеет следующую структуру:

  1. цель – получение любого истинного знания;
  2. предмет – эмпирическое или (и) теоретическое знание о проблемной ситуации для разрешения которой нет необходимого знания;
  3. средства – имеющиеся у научного сообщества средства и методы получения необходимых для решения научной проблемы знаний.

     Являясь субъектом познания окружающего мира, природы, общества  и одной из формой его деятельности, наука не представляет собой некую застывшую форму деятельности или субстанцию, а находится в постоянном непрерывном изменении и развитии в соответствии с окружающим ее миром, природой, обществом. Кроме того, существуют объективные закономерности определяющие ее развитие, а именно [1]:

    • Эволюционное развитие имеющее непрерывно-дискретный характер.
    • Куммулятивный рост научных знаний, экспоненциальное накопление научной информации.
    • Последовательное усложнение структуры научного знания и технологии его производства.
    • Развитие средств и методов научного познания.
    • Непрерывное удорожание как фундаментальных, так и прикладных научных исследований.
    • Увеличение значимости науки в сфере материальной и духовной культуры цивилизации.
 

     В настоящее время можно выделить три основных концепции развития научного знания:

     Радикальная концепция, представителями которой являются Бэкон Френсис (1561 – 1626); Галилео Галилей (1564 – 1642); Декарт Рене (1596 – 1650. Согласно данной концепции наука возникла в результате победы над мифологическими представлениями, суевериями и предрассудками. Существуют абсолютные истины и достижимо абсолютно достоверное знание, которое однажды полученное научным методом, уже ничем и никогда не может быть опровергнуто.

     Континуалистическая концепция утверждает, что научные знания не могут быть опровергнуты, но могут быть изменены, модифицированы, путем расширения границ их применения. Представителем данной концепции является Дюгем Пьер (1861 – 1916).

     Концепция перманетных  революций утверждает, что периоды нормального развития науки с необходимостью сменяются научными революциями, которые радикально меняют основания науки и научную картину мира. Поппер Карл (1902 – 1994); Кун Томас (1922 -1996).

     Все вышеперечисленные концепции  развития научного знания нашли  свое отражение в науке как  познавательной деятельности на  протяжении различных исторических  периодов, отвечая определенному  отрезку времени и обретая эволюционный характер. При этом не взаимоисключая, а дополняя друг друга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Материалистическое  понимание истории.  Сущность и значение. 

     Философия, понимаемая как наука, подобно всякой науке, должна представлять собой единство теории и метода (методов). В философии известно два типа теорий: материалистическая и идеалистическая. И два типа методов: диалектический и метафизический. В силу того, что принципы диалектического и метафизического методов противоположны, а значит и взаимоисключающий, то сочетания двух типов методов дают четыре типа философских концепций [1].

    А именно:

    Диалектический  материализм

    Диалектический  идеализм

    Метафизический  материализм

    Метафизический  идеализм

     Если метафизический материализм неспособен объяснить происхождение вещей и явлений мира, то полной противоположностью и основой материалистического понимания истории является диалектический материализм.

     Материализм  - философская ориентация, которая  в противоположность идеализму  исходит из того, что:  
- мир материален, существует объективно вне и независимо от сознания;  
- материя первична, а сознание - свойство материи;  
- предметом познания является объективная реальность, которая познаваема

     Материализм (лат. materialis – вещественный) – философское миропонимание, основанное на признании в качестве первоосновы всех форм бытия материальное начало, материю. Признание первичности материи означает, что она никем и ничем не сотворена, а существует изначально и вечно. Формой существования материи является пространство – время. Мышление (сознание) понимается как функция материи, возникающая на высшем уровне ее развития.

     Материализм восходит своими истоками к античному атомизму (Левкипп (5 в. до н.э.); Демокрит (ок. 460 – до н.э.); Эпикур (341-270 до н. э.), получает дальнейшее развитие в философских воззрениях Френсиса Бэкона (1561 – 1626), Дени Дидро (1713-1784), Поля Анри Гольбаха (1723-1789) и др. В форме диалектического и исторического материализма получает широкое распространение в 19 – 20 веке благодаря работам Карла Маркса (1818-1883), Фридриха Энгельса (1820 – 1895) и Владимира Ленина (1870-1924). Во второй половине 20-го века получил развитие в форме научного материализма (Т.Феитл, Дж.Старт, Т.Нагель, П.Фейерабенд и др.).

     Начиная с эпохи античных атомистов, в эпоху Ф.Бэкона и Г.Галилея (1564-1642) и по настоящее время материалистическая философия является методологической основой научного познания, практические успехи которого служат доказательством истинности материалистического миропонимания [1].

     Многие домарксистские и современные теории исходили и исходят из того, что человеческое общество развивается при определяющем влиянии некоего духовного начала: мирового разума или же мировой воли, Бога, а также благодаря сознанию самих людей. Определяющим при этом выступает сознание, производным от которого оказывается бытие людей, их культура и образ жизни.

     Но открытие материалистического понимания истории совершило глобальный переворот и означало научную революцию в философии истории.

     С точки зрения Маркса, материалистическое понимание истории заключается в том, чтобы исходя, из материального производства непосредственных средств для жизни, сначала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем на этой основе - и политическое устройство обществ, право, мораль, религиозные и другие явления. Установление зависимости сознания людей от их общественного бытия и главного вида - материального производства - позволило Марксу переосмыслить роль духовной деятельности человека. По мнению Маркса, идеи и теории даже самые радикальные не могут служить причинами исторических изменений реальности. Они лишь отражают объективную реальность и могут быть применены лишь тогда, когда в этой реальности создадутся благоприятные возможности и предпосылки. Сознание есть ничто иное как отражение и осознание людьми своего общественного бытия, способа производства материальных блага, деятельности и межчеловеческого общения.

     Таким образом, можно выделить следующее:

     1. Бытие определяет сознание. Т.е. развитие производства, развитие ресурсов, науки, приводит установлению определенных производственных отношений, которые формируют основу общественно-экономической формации. 
     2. Роль личности и масс в истории. Историю вершат массы, историческая личность появляется когда в ней возникает необходимость. Она может влиять на конкретные проявления исторического развития, но не может определять ход развития истории.  
     3. История развивается не по кругу, а по спирали. Каждый виток внешне повторяет предыдущий, но на более высоком уровне. 
     4. Все законы диалектики очень четко проявляются в развитии истории.
 

     Выделяются две исторические эпохи в прогрессивном развитии материализма, которым соответствуют домарксистский материализм и марксистский материализм. Домарксистский материализм охватывает все формы материализма, которые исторически предшествовали возникновению диалектического материализма.

Информация о работе Материалистическое понимание истории. Сущность и значение