Марксистская диалектика и исторический материализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:09, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является подчеркнуть научную значимость творческого наследия Карла Маркса. Почему же он считается одним из самых выдающихся мыслителей в истории человечества? Рассмотрим сходства и различия марксистской диалектики и диалектики Гегеля. Исследуем значение исторического материализма.

Оглавление

1. Введение .……………………………………………………………..2 стр.
2. Почему К. Маркс, считается одним из самых выдающихся мыслителей в истории человечества?.........................................................................3 стр.
3. В чем сходство и различия марксистской диалектики и диалектики Гегеля? …………………………………………………………………………… 5 стр
4. Каково значение исторического материализма?........................... 8 стр
Заключение………………………………………………………………12стр

Файлы: 1 файл

философия марксизма.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Маркс и Энгельс приложили немало сил для разработки проблемы материалистического понимания истории. Так в работе «Немецкая идеология» они подвергли резкой критике принципы идеалистического понимания истории, согласно которому представления, понятия, идеи, производят, определяют и держат под своей властью действительную жизнь людей, их материальный мир.

Этим взглядам они  противопоставили материалистическое понимание истории, которое явилось  результатом распространения Марксом  и Энгельсом на область социальных явлений материалистического решения  основного вопроса философии, вопроса  об отношении сознания к бытию. Люди в обществе не только живут, производят и развивают формы своей общественной жизни, но и отражают в своем сознании данное бытие, размышляют о нем, воссоздают его в виде образов, идей и теорий. Если общественное бытие есть жизнь непосредственная, то мысли об этой жизни есть жизнь опосредованная, отраженная в сознании. Общественное сознание есть сознание общественных отношений, отражение общественного бытия.

Рассмотрим некоторые положения метода материалистического понимания истории.

Раскрывая положение, что развитие общества есть объективный естественноисторический процесс, независимый от воли и сознания людей Маркс указывал, что ход исторических событий определяется объективными законами, вытекающими из материальных отношений. Все законы общественного развития принято разделять на общесоциологические и социологические. Общесоциологические законы составляют ядро материалистического понимания истории.

Исходным коренным положением материалистического понимания  истории является положение о том, что основу, главную движущую силу общественного развития следует искать не в головах людей, не в идеях, а в материальном производстве. Маркс доказывал, что «существование классов связано лишь с определёнными историческими фазами развития производства». Достижение пролетариатом своей цели – ликвидация классового и построение бесклассового общества, возможно только путём социалистической революции.

Центральное место в  методологии исследования К. Маркса занимает его концепция базиса и  надстройки, о которой он заявил еще в 1859 г. в работе “К критике политической экономии”. В законе, определяющем роль экономического базиса по отношению к общественной надстройке, Маркс определил базис как совокупность производственных отношений, как экономическую структуру общества. Основными структурными элементами базиса являются отношения собственности на средства производства, отношения места и роли различных социальных групп в производстве и отношения распределения и потребления, материальных благ. Надстройка включает в себя три группы общественных явлений: идеологию и общественную психологию; различные организации, социальные институты и организации (государственные и общественные); отношения между людьми в сфере духовной.

Базис и надстройка находятся  в непосредственном взаимодействии. Надстройка складывается на конкретном базисе и определяется им, базис порождает надстройку для своего укрепления и защиты. Изменения в базисе ведут к изменениям в надстройке.

Указывая на решающую и определяющую роль базиса по отношению  к надстройке, Маркс и Энгельс отмечали вместе с тем относительную самостоятельность в развитии и функционировании надстройки в законе обратного воздействия надстроечных элементов на породивший их надстроечный базис. По существу, это и есть проблема субъективного фактора в историческом процессе, роль которого трудно переоценить.

Маркс и Энгельс доказывали, что экономической основой социальных революций является такое состояние производительных сил и производственных отношений, когда постоянно существующие между ними противоречия переросли в конфликт. В способе производства и в общественном бытии людей – все источники и причины классовых столкновений, политической и идейной борьбы. Разрабатывая теорию социальной революции, особое внимание было уделено исторической необходимости пролетарской социалистической революции. Социалистическая революция должна привести не к замене одной формы частной собственности к другой, как предшествующие ранее социальные революции, а к полной её ликвидации.

В «Критике Готской программы» Маркс сформулировал положение о неизбежности двух фаз в развитии коммунистической общественно-экономической формации: социализма и коммунизма.

В законе повышения роли народных масс в ходе общественного прогресса основоположники марксизма пришли к выводу, что историю творят не выдающиеся личности, не герои-одиночки, а народ, трудящиеся.

Метод материалистического  понимания истории позволил основоположникам марксизма предложить оригинальную трактовку закономерностей доклассовой и государственной стадии развития человечества, происхождения таких важнейших общественных явлений, как семья, род, частная собственность, государство.

Было разработано материалистическое понимание истории, сделано обобщение, из которого следовало определение классов. Ранее история как наука представляла собой лишь перечень событий, фактов и соответствующих дат. Она была только летописью. Маркс показал, что история имеет логику, подчиняется определённым законам, она является историей социального прогресса.

 

Заключение

 

Итак, рассмотрев основное содержание философии Карла Маркса, можно сделать следующие выводы. Смелость и оригинальность учения К. Маркса состоит в его попытке показать: всё в истории, в социальной жизни есть продукт активности человека, человеческого труда. Человек может преодолеть своей активностью отчуждение себя от своей родовой сущности. Человек может победить власть экономики над своей жизнью. Этим определяется скачок из царства необходимости в царство свободы, что означает резкое разделение на прошлое, где человек был полностью зависим от экономики, и будущее – полная свобода социального человека от какой либо зависимости, рабства, угнетения челове6ка человеком. Свобода понимается как осознанная необходимость, но это осознание, эта активность может перерождать жизнь.

К. Маркс создал уникальное учение, вобравшее и критически оценившее  с позиции материализма и диалектики, ведущие направления и школы прошлого – от древности и до конца XIX века.

Маркс показал, что история  имеет логику, подчиняется определенным законам. Она является историей социального прогресса.

Карл Маркс как один из создателей классической политической экономии оставил заметный след в истории экономической мысли. Его идеи выходят за рамки непосредственно экономических проблем, сочетаясь с философскими, социологическими и политическими.

Одним из важнейших открытий Маркса является его указание на то, что во все времена свобода  человека в значительной степени  была ограничена экономической зависимостью. Благодаря этому его учение актуально  не только для XIX столетия, но и для XXI.




Информация о работе Марксистская диалектика и исторический материализм