Марксистская диалектика и исторический материализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:09, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является подчеркнуть научную значимость творческого наследия Карла Маркса. Почему же он считается одним из самых выдающихся мыслителей в истории человечества? Рассмотрим сходства и различия марксистской диалектики и диалектики Гегеля. Исследуем значение исторического материализма.

Оглавление

1. Введение .……………………………………………………………..2 стр.
2. Почему К. Маркс, считается одним из самых выдающихся мыслителей в истории человечества?.........................................................................3 стр.
3. В чем сходство и различия марксистской диалектики и диалектики Гегеля? …………………………………………………………………………… 5 стр
4. Каково значение исторического материализма?........................... 8 стр
Заключение………………………………………………………………12стр

Файлы: 1 файл

философия марксизма.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

      Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева»

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

                Марксистская диалектика и исторический материализм

 

 

 

                                                                               Выполнили: студент                                                           
                                                                               факультета управления

                                                                              Федоров Сергей        

                                                                               Проверил: Русков

                                                                               Дмитрий Владиславович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Чебоксары – 2012

 

 

 

 

Содержание

 

1. Введение .……………………………………………………………..2 стр.

2. Почему К. Маркс, считается одним из самых выдающихся мыслителей в истории человечества?.........................................................................3 стр.

3. В чем сходство и различия марксистской диалектики и диалектики Гегеля? …………………………………………………………………………… 5 стр

4. Каково значение исторического материализма?........................... 8 стр

Заключение………………………………………………………………12стр

 

Введение

 

Вряд ли кого-либо из живущих не интересует история человечества, выяснение тех факторов, которые определяют его существование и развитие. Надо прямо сказать, что не только столетия назад, но и в настоящее время единого мнения об истории становления и развития человечества не выработано. Удивляться этому не стоит, так как человеческое общество ещё хранит немало непознанных и необъяснимых человеческим умом тайн.

Наиболее авторитетной и разделяемой большинством учёных-обществоведов  концепцией по философии истории  является концепция, согласно которой  история человечества представляет собой единый закономерный процесс, в котором все явления и процессы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Свой вклад в развитие такого подхода внесли многие выдающиеся мыслители, и среди них основоположник марксизма – Карла Маркса (1818 – 1883).

Философия марксизма  представляет собой колоссальную по уровню своей логической обоснованности и идеологического влияния систему научных знаний о человеке, обществе, государстве. Именно она еще так недавно играла огромную роль в жизни нашей страны, являлась идеалом мировоззрения для миллионов людей. И на сегодняшний день, несмотря на утрату былой популярности, она продолжает впечатлять глубиной и точностью умозаключений, неопровержимостью своей логики.

Карл Маркс положил начало новой философии – диалектическому материализму.

Целью данного реферата является подчеркнуть научную значимость творческого наследия Карла Маркса. Почему же он считается одним из самых выдающихся мыслителей в истории человечества? Рассмотрим сходства и различия марксистской диалектики и диалектики Гегеля. Исследуем значение исторического материализма.

 

1. Почему К. Маркс считается одним из самых выдающихся мыслителей в истории человечества?

 

Биография Карла Маркса, его философско-социологические взгляды.

К. Маркс родился в  городе Трире в семье адвоката. После окончания гимназии учился на юридическом факультете Боннского и Берлинского университетов, где изучал философию и историю. В возрасте 20 лет входил в кружок молодых критически настроенных социал-радикалов и философов, известных как младогегельянцы. Будучи еще вполне гегельянцем, он сравнивает взгляды основоположника и последователя, делает выводы о влиянии на философию особенностей исторической эпохи. Он связывает изменения в истории с прогрессом самосознания, которое осуществляется в лице отдельных философов. Но философия для Маркса уже не способ удовлетворения собственной любознательности и форма самоутверждения, а путь к разумному переустройству мира, путь к практике.

Маркс защитил докторскую диссертацию по теме «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура».

В 1848 году Карл  Маркс вместе с Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) составил «Манифест Коммунистической партии» – первый программный документ международного коммунистического движения. На протяжении своей жизни в сотрудничестве с Фридрихом Энгельсом Маркс систематически разрабатывал экономическую, политическую, философскую, историческую и моральную теорию капиталистической системы, которая возникла первоначально в Англии, а затем во всей Европе.

Результатом труда его жизни является книга «Капитал», она представляет собой исследование производительных сил капиталистического общества и важнейших производственных отношений. В отличии от многих своих последователей, Маркс всегда был готов вносить изменения в свои теории, учитывая новые данные. Среди наиболее значительных философских работ можно выделить следующие: «К критике гегелевской философии права», «Нищета философии», «Тезисы о Фейербахе», «Экономико-философские рукописи», а также написанные совместно с Ф.Энгельсом «Немецкая идеология» и «Святое семейство».

Научная значимость творческого наследия Карла Маркса

Каждый подлинный учёный по прошествии многих лет умственного труда задаётся вопросом – что сделано и что достигнуто? К. Марксом положено начало новой философии – диалектического материализма. Кроме этого Марксом открыта диалектика труда и на этой основе выработана концепция истории как закономерной последовательности общественных формаций: рабовладельческой социально-экономической формация, затем феодальной, капиталистической, социалистической, коммунистической.

Вопросы диалектики всегда были у Маркса в центре внимания. До Маркса школа материализма и школа диалектики существовали раздельно. И только Маркс осознал плодотворность единства этих двух направлений философской мысли. Он обогатил концепцию материализма, углубив представление о бытии на основе законов диалектики. Всякое бытие по Марксу обусловлено материальностью реального мира, в котором причиной всякого движения является диалектическое противоречие. Осуществив этот исторический синтез, он создал новую философию.

Основной вопрос философии об отношении мышления и бытия, духа и природы имеет две стороны. Первая сводится к проблеме о том, что первично – дух или природа, а вторая – к вопросу о познаваемости мира. Основной вопрос философии К. Маркс решал с материалистических позиций.

Связывая воедино учение о бытии, об объективном мире с учением об отражении его в человеческом сознании, эта философия представляет собой теорию познания и логику. Диалектический материализм выработал, в частности, новый взгляд на историю, на развитие общества, его законы.

Сегодня не существует ни одной науки, которую можно считать  свободной от влияния марксистской диалектики. Математика, физика, астрономия, биология и т. п., каждая из них обнаружила в себе диалектичность и своими достижениями блестяще подтвердила плодотворность тех философских концепций, которые сформулированы в трудах Маркса.

Большой вклад он внёс в политическую экономию и общественные науки. Его главное произведение "Капитал" представляет собой исследование производительных сил капиталистического общества и важнейших производственных отношений.

 

2. В чем сходство  и различия марксистской диалектики  и диалектики Гегеля?

 

Диалектика  Гегеля

Большим достижением всей философской мысли стала философия Гегеля (1770-1831). Рассматривая соотношения идеи и реальности, Гегель ставит проблему самой сути перехода от идеального (логического) к реальному, от абсолютной идеи к природе. Абсолютная идея должна «вырваться» из абсолютности, то есть сама выйти из себя и вступить в другие сферы. Природа оказывается лишь одной из этих сфер и, соответственно, этапом внутреннего развития идеи, её инобытием или её иным воплощением.

Таким образом, природа принципиально объясняется из идеи, которая изначально лежит в её основе. В основе диалектики как особой модели философского подхода к миру лежат выделенные Гегелем основные законы диалектики:

    • Закон количественных и качественных изменений. Любой предмет или явление существует в определённых количественных пределах (граница меры). Как только эти пределы нарушаются предмет или явление переходит в новое качественное состояние. Дом, например, говорил Гегель, останется тем, чем он есть, независимо от того будет ли он больше или меньше, так же, как и красное останется красным, будет ли оно светлее или темнее.
    • Закон единства и борьбы противоположностей. В любом предмете, явлении, процессе, существуют противоположные стороны, противоречия. «Северный полюс в магните, –  писал он, – не может быть без южного и южный не может быть без северного. Вообще противоположность имеет в качестве противостоящего себе не просто некое иное, но своё иное».
    • Закон отрицания отрицания. В процессе развития, когда одна из противоположных сторон усиливается до границы меры и объект переходит в новое качественное состояние, это новое состояние отрицает прежнее, на новом уровне развития вновь возникают противоположности, одна из них усиливается, доходя до границы меры вновь происходит переход к новому качественному состоянию, которое отрицает предыдущее. Тем самым происходит двойное диалектическое отрицание. Таким образом, развитие происходит по спирали. На каждом новом уровне сохраняются основы всех прежних уровней развития.

 

Марксистская диалектика

Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом  решении основного вопроса философии  и не могла быть до конца последовательной. Маркс высоко оценил диалектику Гегеля. Вместе с этим он критиковал Гегеля за идеализм. Маркс доказал, что в гегелевской философии дана извращённая, мистифицированная картина мира, искажающая все действительные связи между сознанием и бытиём, человеком и природой. Чувственные материальные вещи, по Гегелю, производны от «самосознания», которое есть единственная и всеобъемлемая реальность. Как считали Маркс и Энгельс, главные пороки гегелевской диалектики заключаются, во-первых, в том что она представляла собой диалектику саморазвития абсолютной идеи как животворящей души всего существующего, то есть была идеалистической, и во-вторых в том, что она была ограничена пределами, поставленными ей метафизической системой.

Ценность гегелевской  диалектики определялась содержащимися  в ней гениальными мыслями о мире как саморазвивающемся поступательном процессе перехода количественных изменений в качественные и о борьбе противоположностей как вечном внутреннем источнике развития всего сущего.

Гегель не вмешивается  в политику, Маркс же « замыкает»  философию на классовую борьбу. В  своей работе «К критике гегелевской  философии права» он непосредственно  обращается к пролетариату как вождю народных масс и рассматривает свою философию как мировоззрение пролетариата, как идейное оружие его борьбы за революционное переустройство общества. «Подобно тому, – призывал Маркс, – как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии своё духовное оружие…».

Таким образом, диалектический материализм – это философское мировоззрение пролетариата, которое в корне противоположно гегелевскому диалектическому идеализму – мировоззрению буржуазии.

Применение диалектического материализма и вытекающего из него метода к политической экономии, к истории, к естествознанию, к философии, к мышлению и познанию, – вот в чем состоит гениальный вклад ученого в мировую науку.

 

 

3. Каково значение исторического  материализма?

 

Исторический материализм  совершил подлинный переворот в  развитии философии и обществознания. Появление исторического материализма позволило создать цельный научно-философский  взгляд на мир, включающий как природу, так и общество, конкретизировать общие принципы философского мировоззрения применительно к обществу, как особой, социальной форме движения материи, научно проанализировать особенности общественного познания, исследовать природу социальных понятий и диалектику их взаимоотношений.

Основными категориями исторического материализма являются общественное бытие, общественное сознание, общественно-экономическая формация, способ производства, производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка, социальная революция, формы общественного сознания.

Предметом исторического  материализма является общество как  целостная и развивающаяся социальная система, общие законы и движущие силы исторического процесса.

Социальные предпосылки  возникновения исторического материализма связаны с развитием капитализма, расширившим возможности общественного познания, и классовой борьбы пролетариата, породившей общественную потребность в объективном познании социальной действительности.

Исторический материализм  есть распространение положения  диалектического материализма на изучение общественной жизни, применение положений диалектического материализма к явлениям жизни общества, к изучению общества, к изучению истории общества.

Информация о работе Марксистская диалектика и исторический материализм