Литературная критика

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 14:55, доклад

Краткое описание

Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни); выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику.

Файлы: 1 файл

литературная критика.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

1.Предмет теории литературной критики

Литерату́рная кри́тика — область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения).

Занимается истолкованием  и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни); выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику. Часто носит публицистический, политико-злободневный характер, сплетается с журналистикой. Тесно связана со смежными науками — историей, политологией, языкознанием, текстологией, библиографией. Выделяется уже в эпоху античности в Греции и Риме, также в древней Индии и Китае как особое профессиональное занятие. Но долгое время имеет только «прикладное» значение. Задача её — дать общую оценку произведения, поощрить или осудить автора, рекомендовать книгу другим читателям.Затем, после длительного перерыва снова складывается как особый вид литературы и как самостоятельная профессия в Европе, начиная с XVII века и до первой половины XIX века (Т. Карлейль, Ш. Сент-Бев, И. Тэн, Ф. Брюнетьер, М. Арнолд, Г. Брандес).Критика рассматривает исключительно текущую литературу, она занимается современными явлениями и фактами: обсуждает, хвалит, указывает на недостатки. В ее задачу входит оценка нового произведения, помогает читателю установить уровень таланта художника и значимость его опубликованного произведения. Эта дисциплина активно участвует в литературном процессе и влияет на него, она оказывается на стороне какого — либо литературного направления или отдельного писателя, критик вступает в полемику со своими оппонентами, пытаясь отстаивать правильные или отвергать ошибочные принципы. Критика, таким образом, с одной стороны, помогает развитию творчества отдельного писателя, а с другой, она формирует читательское мнение, воспитывает эстетический вкус.

 

2. Теория литературной  критики и другие науки

 

Литературная критика  естественно соотносится со многими областями науки и культуры: с филологией, философией, историей, эстетикой, герменевтикой, культурологией, психологией, социологией, с публицистикой и журналистикой, с критикой художественной, музыкальной, театральной, телевизионной, с кинокритикой и др. Испытывая влияние смежных гуманитарных сфер, литературная критика, в свою очередь, способствует их развитию.

Существенная  особенность прежде всего русской литературной критики заключается в том, что литературно-критические высказывания в своем несомненном большинстве обращены к широкому спектру злободневных социально-нравственных вопросов, к живым потребностям общества. Литературный критик — сознательный или невольный посредник на пути литературного произведения от автора к читателю. В одном лице он нередко представительствует и писательский цех, и читательский мир. Общепризнанные свойства литературной критики в новой и новейшей истории — оперативность выступления, обращенность главным образом к современной литературной жизни, повышенный градус диалогической активности, нередко — публицистическая одушевленность, стремление соизмерять недавно созданное или опубликованное с давно известными текстами, прошедшими испытание историческим временем. Критик воспринимает современных ему авторов как бы в живом присутствии тех, кто был в литературе до них и сказал свое, незаемное слово.

 

 

 

3.Назначение литературной критики

 

Критика (от греческого kritike — разбор, обсуждение какого-либо предмета, явления, поступка) — род социальных отношений, предполагающих высказывания порицательного свойства об избранном объекте.

В отечественной  гуманитарной традиции литературная критика — род творческой коммуникативной деятельности, направленной на понимание и оценку по преимуществу современных словесно-художественных текстов, на формирование представлений о динамике общественно-литературной жизни.

Литературная  критика — литература о литературе. По справедливому заключению Ролана Барта, она «занимает промежуточное положение между наукой и чтением»1. Литературная критика стремится понять и объяснить художественное произведение, его невыразимые смыслы или предпосылки порождения этих смыслов,она подготавливает читателя к встрече с поэзией, целеустремленно или исподволь настраивает его на ожидание этой встречи, вступает в диалог с автором-творцом текста, с другими критиками —оппонентами или союзниками.Во взаимосвязи «художественная литература — литературная критика» первична литература: ее рассматривают, осмысляют, комментируют. Литературно-критический текст призван вторить литературе с существенной поправкой на очевидное сотворчество критика. Литературная критика — пристрастное, интуитивно-интеллектуальное осмысление-постижение словесно-художественных текстов, выявление их наследственного историко-культурного кода. Первостепенная роль в развитии литературно-критического сознания принадлежит художественному вкусу критика. Обаяние литературной критики — в разумной  мере ее субъективности, в энергии размышлений, сближающих художественное произведение с картиной мира, которая открывается критику. Литературная критика естественно соотносится со многими областями науки и культуры: с филологией, философией, историей, эстетикой, герменевтикой, культурологией, психологией, социологией, с публицистикой и журналистикой, с критикой художественной, музыкальной, театральной, телевизионной, с кинокритикой и др. Существенная особенность прежде всего русской литературной критики заключается в том, что литературно-критические высказывания в своем несомненном большинстве обращены к широкому спектру злободневных социально-нравственных вопросов, к живым потребностям общества. Литературный критик — сознательный или невольный посредник на пути литературного произведения от автора к читателю.

Отечественная литературная критика последних столетий по сути выполняла функции, присущие многим демократическим институтам, отсутствовавшим в российской реальности. Далеко  выходя за круг литературных вопросов, печати общественно-политические, нередко прибегая к приемам эзопова иносказания, критики обсуждали в подцензурной правовые, социально-нравственные и другие животрепещущие проблемы. Критик живо интересуется и литературой так называемого беллетристического, явно или скрыто иллюстративного ряда, и «коммерческими» изданиями, рассчитанными на массовый читательский рынок («чтиво»). Литературный критик, как правило, одним из первых, не имея еще за собой традиций интерпретации новорожденного текста, стремится определить его ценностные параметры. Критик может обращаться и к давним по своему происхождению текстам, продолжающим властно влиять на умонастроение новых читательских поколений. Так, статья Д.И.Писарева «Мотивы русской драмы», содержавшая характеристику Катерины Кабановой — главной героини драмы А.Н.Островского «Гроза» и темпераментно спорившая со статьей Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве», появилась почти четыре года спустя после журнальной публикации пьесы и через три с половиной года после добролюбов-

ского выступления.

 

4. Профессиональная, писательская и читательская критика

 

В современной отечественной  филологии с точки зрения субъектов  литературно-критической рефлексии (с известной долей приблизительности) принято различать критику профессиональную, писательскую и читательскую.

Профессиональная критика — творческая деятельность, ставшая для автора основным, преобладающим родом занятий. ). Мера про ессионализма критика определяется умением оценить литературное произведение, исходя из внутренних свойств текста и современных духовных потребностей общества. ; С другой стороны, какова высокость принимаемой им на себя обязанности! Профессиональная критика немыслима вне атмосферы литературных споров и полемических дискуссий. Лидеров профессиональной критики писатели, близкие им по духу, по складу идейно-творческих интересов, по характеру эстетических и этических исканий, признают провозвестниками новых литературных на направлений, течений, школ. Так, «натуральная школа» в русской литературе 1840-х годов органично связывала себя прежде всего с именем В.Г.Белинского. Литературно-критическая деятельность В.С.Соловьева неразрывна с судьбой символизма в отечественной поэзии рубежа XIX—ХХ веков. Показателем устойчивой профессионализации литературной критики является учреждение особых рецензионных отделов и рубрик в периодической печати, в электронных СМИ, организация секций, объединений литературных критиков. Традиционные жанры профессиональной критики — литературно-критические статьи, циклы статей, обзоры, годовые или иные по хронологическим объемам обозрения, очерки, рецензии, программные манифесты, библиографические заметки, аннотации и т.п. Профессиональная критика — явление пограничное между художественной словесностью и литературоведением.

Писательская критика подразумевает литературно-критические и публицистические выступления литераторов, основной корпус творческого наследия которых составляют художественные тексты (в России это, к примеру, литературно-критические суждения и письма В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского. Писательская критика интересна, как правило, невольным или вполне осознанным стремлением понять «чужое слово» в свете собственной поэтической практики. Литературно-критическая позиция писателя выражается в эссеистских набросках, заметках, отрывках, раздумьях дневникового характера, эпистолярных признаниях, разного рода суждениях о современной литературе, включенных в образный строй собственных художественных произведений. Писательская критика — доверительные оценки и отклики лирического характера. . Особая разновидность писательской литературной критики — автохарактеристики, авторецензии и автокомментарии (см. «Наброски предисловия к «Борису Годунову» или «Заметку о «Графе Нулине» А.С.Пушкина. Принципиальная разность между критикой профессиональной и писательской отсутствует, когда писатель специально берется за литературно-критическое перо и осваивает один из привычныхлитературно-критических жанров, систематически сотрудничая в литературно-критических отделах журналов и других периодических изданий.

Читательская критика — разнообразные аргументированные реакции на современную художественную словесность, принадлежащие людям, профессионально не связанным с литературным делом. Читательская критика отмечена печатью непосредственности, проникнута духом исповедальности. Распространенный жанр читательской критики — письма, адресованные художникам слова, профессиональным критикам, издателям. Случается, эти письма обретают вполне зримые жанровые очертания профессиональной и писательской критики (читательские рецензии, реплики, заметки, пародии, фельетоны и т. д.). В расширительном смысле читательская критика — все размышления (в письменной и устной форме, включая литературную молву,слухи, анекдоты и т.д.) по поводу современной литературной жизни. История читательской критики, сравнительно слабо пока еще изученная, включает представления о социологии чтения (социальный состав читателей, логика прихотливой читательской моды, динамика массовых и элитарных пристрастий и антипатий, соотношение читательского спроса и писательских предложений и др.). Подчас между профессиональной и читательской критикой возникает конфронтация, обусловленная разительным несовпадением эстетического опыта, художественных запросов и устремлений обеих сторон. А. Т.Твардовский в письме к А.М.Абрамову от 17 апреля 1962 г. признавался: «Я вполне разделяю Ваш взгляд на читательские суждения о литературе как на существенную часть того, что в целом называем «критикой». Правда, и здесь не все чисто и не все ясно; бывают письма, поразительные по глубине и верности оценки литературных явлений, бывают казеннообразные, стандартные «отклики», к каким приучают людей газеты, «организуя» от времени до времени подобный материал, бывают просто глупые и т.д., но в целом этот поток нельзя не принимать во внимание».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.История литературы и литературной критика.

 

Развиваясь  одновременно с литературой и  параллельно с ней, литературная критика пишет свою историю. И история эта (при всех очевидных и закономерных пересечениях и сближениях) не равна, не тождественна истории самой литературы.

Невозможно уловить  внутреннюю логику литературной эволюции, игнорируя мнения и суждения первых «оценщиков» важнейших произведений словесности. Учебный курс истории литературной критики ставит перед собой иную задачу — понять обусловленную многими эстетическими и внелитературными факторами логику самодвижения рефлектирующей мысли, пробующей проникать в глубь художественных текстов, дерзающей созидать и сокрушать авторские репутации, предсказывать успех или неудачу поэтических дебютов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Проблема переодизации в литературной критике

 

Каковы возможные  основания для периодизации истории литературной критики? Главный вопрос периодизации — вопрос границы, предела, рубежа. До начала 1990-х годов изложение истории отечественной литературной критики более или менее усердно следовало ленинской схеме революционного движения в России. При этом заметно утрачивалась специфика собственно литературного дела и его осмысления в разные исторические эпохи. Важными основаниями периодизации истории литературной критики следует признать эволюцию отношения критиков к глубине и объему исторической, историко-литературной, общекультурной памяти, способы реакции на социально-нравственный спрос литературной современности, собственно эстетические подходы критиков к феномену словесно-художественного текста. В любой истории, в том числе и в истории критики, важна проблема отбора необходимого и достаточного материала. Периодизация — это еще и род мозаики, исторический узор из скрепленных между собой и разных по своим очертаниям многоцветных фрагментов прошлого. Периодизация в историческом описании может быть уподоблена членению словесного текста на  части, главы, абзацы. В чем смысл такого уподобления? Трудно,согласитесь, будучи в ладах с объективно-историческими реалиями, представить такое описание истории русской критики первой половины XIX века, в котором творчеству Белинского был бы отведен крохотный абзац, а литературно-критическим суждениям издателя журнала «Маяк» Степана Бурачка — большой раздел. Мы ведем речь о справедливых, законных и естественных пропорциях в воссоздании панорамы реального исторического бытия. В мире словесно-художественных и литературно-критических текстов (при всей их разности) периодизация — это и деление на части, и одновременно указание на их безусловную связность.

 

8.Жанры литературной критики

Историко-критический  процесс происходит преимущественно  в соответствующих разделах литературных журналов и других периодических изданий, поэтому тесно связан с журналистикой этого периода. В первой половине века в критике преобладали такие жанры, как реплика, отклик, заметка, позже основными стали проблемная статья и обзор. Представляют большой интерес рецензии А. С. Пушкина — это краткие, написанные изящно и литературно, полемичные произведения, свидетельствовавшие о стремительном развитии русской литературы. Во второй половине преобладает жанр критической статьи или цикла статей, приближающегося к критической монографии.Белинский и Добролюбов, наряду с «годовыми обозрениями» и крупными проблемными статьями, также писали рецензии.

Информация о работе Литературная критика