Личность. Проблемы свободы и ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 15:12, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрение проблем человеческой личности имеет длительную традицию. Начиная с древнейших времен, возник вопрос: "Что есть человек?". Многообразие ответов, принадлежащих различным философским школам и направлениям, свидетельствует о сложности проблемы, возможности различных аспектов рассмотрения. Целью данной контрольной работы является анализ свободы и ответственности личности. Актуальность данной тематики обусловлена тем, что право на свободу означает, что каждый должен иметь возможность по своему усмотрению и по своей воле совершать любые действия и вести себя в рамках закона и не нарушения прав и свобод других людей.

Оглавление

Введение
Человек, индивид, личность, индивидуальность. Биологическое и социальное в человеке.
Структура личности.
Закономерности формирования личности.
Свобода и ответственность личности.
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

философия - копия.docx

— 40.36 Кб (Скачать)

Весьма специфической  является такая грань свободы  человека, которую условно можно  назвать свободой гносеологической. Напомним, что гносеология есть теория познания, и, таким образом, гносеологическая свобода может быть определена как  способность человека все более  масштабно и успешно действовать  в результате познания закономерностей  окружающего природного и социального  мира. В литературе нередко встречается  идущее от Гегеля положение, согласно которому "свобода есть осознанная необходимость", причем зачастую оно  трактуется расширительно, распространяется на все грани свободы, а не только на свободу гносеологическую. И тогда  мы попадаем в царство нонсенса. Скажем, человек находится в совершенно невыносимых политических условиях, но если он осознал их как необходимость - он... свободен? Впрочем, можно вспомнить, что в ключе подобного нонсенса ведут свое доказательство представители некоторых уже рассмотренных философских течений, например, экзистенциалисты. В действительности же гегелевское положение применимо только к свободе гносеологической: чем глубже и полнее мы познаем, тем большие перспективы открываются перед нами в нашей деятельности по овладению природой и нашими собственными общественными отношениями. Заметим, что в каждом конкретном случае индикатором того, что необходимость осознана адекватно, служит выбор нами оптимального варианта личного или коллективного действия. Максимализм же, равно как и минимализм, отражает поверхностность наших знаний либо их игнорирование в процессе практики

И все-таки свобода  является лишь одной стороной, характеризующей  социальный статус индивида. Она не может являться абсолютной, поскольку индивид живет в обществе подобных ему, а посему его свобода должна быть "притерта" к свободе других индивидов. Таким образом, свобода является относительной, и из этой относительности исходят все демократически ориентированные правовые документы.

Таким образом, общество, общественные условия - необходимое условие свободы  личности. Однако нельзя забывать и о внутренней свободе человека, его духовном самоопределении (свободе духа, власти человека над своим телом и душой). Ведь обстоятельства или мотивы, как говорил еще Гегель, господствуют над человеком лишь в той мере, в какой он сам позволяет им это. Именно поэтому подлинно свободной личностью может быть только духовно самостоятельный человек, способный "созидать свой дух из материала своих страстей и талантов", и только такой человек, который всегда ответствен за свой выбор и свои действия перед собой и другими людьми.

Личная свобода, следовательно, самым непосредственным образом связана с ответственностью человека за все свои дела и поступки. Ответственность - сознательная установка, готовность личности отвечать за себя и свои действия на предъявляемые  со стороны общества, группы, других индивидуумов требования. Ответственность, как и свобода, может быть только осознанной. Она принимается человеком  как его прямой долг, право, обязанность  поступать в сложившихся обстоятельствах  именно так, а не иначе, и брать  на себя всю полноту вины в случае поражения или неудач. Ответственность  как внутреннее чувство и/или  принцип мышления и действия личности не возникает спонтанно, она формируется  в процессе воспитания и является результатом всей ее практической деятельности. Ответственность, как и свобода, целостна, она либо есть, либо ее нет. Однако, как и свобода, она может  специфически проявляться в разных ее видах: правовой, нравственной, политической, экологической и т.д. Чем шире рамки свободы личности в обществе, тем более значима ее ответственность  не только за свои поступки, но и за действия других людей, и, наоборот, вместе с ограничением личной и общественной свободы сужается и ответственность. Ведь ответственность - это регулятор  поступков личности, она внутренняя пружина ее дисциплины и самодисциплины, не позволяющая рассматривать и  использовать свободу как вседозволенность. Именно такого рода связь свободы  и ответственности отражает объективный  конкретно исторический характер взаимоотношения  между личностью и обществом.

Свобода и ответственность  всегда проявляются в конкретной деятельности, когда человек, преследуя  свои интересы, совершает выбор цели и осуществляет осознанное действие по ее достижению. Достигнутые при  этом цели свидетельствуют об уровне (границах) развития его свободы  и ответственности. Человек не обладает полной (абсолютной) свободой, а следовательно, и ответственностью, какой бы силой духа, стремлений и желаний их реализовать, он не обладал. Сама свобода внутренне противоречива, неопределенна, может ответственно фиксироваться личностью только "здесь-и-теперь", то есть ситуационно. Индивид может со знанием дела и ответственно делать выбор из множества самых разных вариантов и осуществить автономное действие только в рамках своей конкретной деятельности и на ее основе. Выход человека за рамки ситуации своей конкретной деятельности обязывают его овладеть новым знанием дела, чтобы действовать свободно. И так постоянно. Получается, что, как сказал однажды Гете, "свободен первый шаг, но мы рабы другого". Иначе говоря, человеку все время нужно как бы завоевывать свою свободу, ставя перед собой все новые и новые цели. Однако сделать он это может, конечно, только вместе с другими людьми, делая свободным и общество, в котором он живет, ибо нельзя быть свободным для себя, будучи несвободным от других. Такое неустанное движение к свободе, ответственности, их постоянное достижение в жизнедеятельности человека способствуют реализации его личностного потенциала. 

 

Заключение.

В данной контрольной  работе были реализованы следующие задачи:

1.Соотношение  понятий «человек», «индивид»,  «личность», «индивидуальность».

2.Структура личности.

3.Формрование  личности: роль семьи, социализация.

4. Анализ свободы и ответственности личности.

И в заключение необходимо отметить, что свобода человека - это неотъемлемое, естественное свойство личности. Свобода и ответственность - это ЦЕЛОЕ. Они слиты воедино. Наш ум делит мир на противоположные части, мир ума двоится. Мы легко видим день и ночь, право и лево, конец и начало, жизнь и смерть, мужчину и женщину, верх и низ, плохое и хорошее, голод и сытость, тепло и холод - список бесконечен. Но ум не умеет видеть ЦЕЛОЕ, то есть ЕДИНСТВО этих противоположностей. А единство их в том, что друг без друга противоположностей не бывает. Свобода и ответственность представляются нам как противоположности. Нам говорят - без ответственности не бывает свободы. 

 

Список используемой литературы.

1.Бессонов Б.Н.  Гуманизм и духовное развитие  общества.- М.: Изд-во РАГС,2006.

2.Моисеева Н.А.  Философия: краткий курс. СПб.: Питер,2008.

3.Основы философии:  Учеб. пособие  / Под ред. Е. В. Панова. М.,1997.

4.Спиркин А.Г.  Философия: Учебник. М.: Гардарики, 2008.

5. Максимов А.М., Природа человека и его свобода., 2005.

Информация о работе Личность. Проблемы свободы и ответственности