Личность. Проблемы свободы и ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 15:12, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрение проблем человеческой личности имеет длительную традицию. Начиная с древнейших времен, возник вопрос: "Что есть человек?". Многообразие ответов, принадлежащих различным философским школам и направлениям, свидетельствует о сложности проблемы, возможности различных аспектов рассмотрения. Целью данной контрольной работы является анализ свободы и ответственности личности. Актуальность данной тематики обусловлена тем, что право на свободу означает, что каждый должен иметь возможность по своему усмотрению и по своей воле совершать любые действия и вести себя в рамках закона и не нарушения прав и свобод других людей.

Оглавление

Введение
Человек, индивид, личность, индивидуальность. Биологическое и социальное в человеке.
Структура личности.
Закономерности формирования личности.
Свобода и ответственность личности.
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

философия - копия.docx

— 40.36 Кб (Скачать)
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
по дисциплине Философия

Тема: Личность. Проблемы свободы и ответственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

    Введение

  1. Человек, индивид, личность, индивидуальность. Биологическое и социальное в человеке.
  2. Структура личности.
  3. Закономерности формирования личности.
  4. Свобода и ответственность личности.

    Заключение

    Список используемой литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Введение.

Рассмотрение  проблем человеческой личности имеет  длительную традицию. Начиная с древнейших времен, возник вопрос: "Что есть человек?". Многообразие ответов, принадлежащих  различным философским школам и  направлениям, свидетельствует о  сложности проблемы, возможности  различных аспектов рассмотрения. Целью данной контрольной работы является анализ свободы и ответственности личности. Актуальность данной тематики обусловлена тем, что право на свободу означает, что каждый должен иметь возможность по своему усмотрению и по своей воле совершать любые действия и вести себя в рамках закона и не нарушения прав и свобод других людей.

Проблема свободы  является практически неисчерпаемой. Как философская, юридическая и  нравственная категория она обладает беспредельной глубиной и безгранично  многозначными определениями. Не будет  преувеличением сказать, что эта  проблема стала объектом рассмотрения в европейской философии, видимо, со времен Аристотеля. 
 

1.Человек, индивид,  личность, индивидуальность. Биологическое и социальное в человеке. 
При рассмотрении проблемы личности традиционно используется ряд понятий, среди которых наиболее распространены такие, как "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность". Эти термины однопорядковые, но, тем не менее, их содержание отлично и недооценка этого может привести к известной путанице. Кратко определим их содержание.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект исторической деятельности, наделенный разумом, свободной волей и словесной речью.

Под индивидом понимается отдельный человек в отличие от сообщества людей, коллектива. Содержание этого термина фиксирует единичные, неповторимые качества и особенности отдельного человека, не сводимые к каким-либо всеобщим признакам. Уникальная совокупность неповторимых проявлений человека составляет его индивидуальность. В истории философии противопоставление индивидуума и некоторой социальной общности является исходным пунктом различных концепций индивидуализма.

Личность (лик, лицо), персона (лат. persona – маска; лицо, личность) . Приступая к рассмотрению понятия личности мы исходим из того, что ее носителем является человек, обладающий индивидуальностью, т.е. индивид. Но это самое общее, абстрактное понимание личности. Здесь констатируется бесспорный факт того, что все люди в равной мере обладают неповторимостью, уникальностью. Но утверждение этого далеко не раскрывает суть вопроса о том, что же составляет существенное содержание понятия личности. Ясно, что индивидуальность, индивидуальные качества человека далеко не исчерпывают понятие личности. Для этого требуются дополнительные критерии, позволяющие ввести признаки, определяющие личность индивида. Наиболее глубокой связью, лежащей в основе прагматического аспекта, лежит соотношение "Я" – "ТЫ". Языковая формула этого отношения определяет возможность дальнейшей конкретизации понятия личности. Личностные качества не просто индивидуальны, но они проявляются и существуют только через деятельность индивида. Именно в этом смысле личность издавна рассматривается как "социальная маска" по аналогии с маской актера, т.е. человека, совершающего определенное действие. Именно деятельность лежит в основе многообразных отношений человека к миру, обществу, самому себе. Через различные системы отношений индивид связан с обществом и в силу этого они носят социальный общественный характер. Поэтому личностные качества не замкнуты "телесными" контурами человека, а они проявляются в широких рамках общественных отношений. Рассмотрение, анализ этих отношений позволили К.Марксу сделать основополагающий вывод о том, что личность есть совокупность всех общественных отношений – экономических, политических, правовых, идеологических, нравственных, эстетических, религиозных и других. В этих отношениях проявляются сложные действия. Эти действия состоят из систем деятельностных актов, между которыми устанавливаются отношения координации и прежде всего,– субординации. Это делает возможным существование различных структур деятельности, когда одни "подключаются" к другим и в целом обеспечивают реализацию различных жизненных (индивидуальных и общественных) целей и задач, определяющих профессиональную деятельность, семейную жизнь, социальную и политическую активность индивида. Если индивида можно скорее охарактеризовать как воплощение физических, телесных качеств, то личность определяется социальными качествами, проявляющимися в ее деятельности через социальные отношения. Всякое действие, субъектом которого оказывается личность суть взаимодействие, лежащее в основе многоуровневых общественных отношений. Именно поэтому личность человека в существенном, главном определяется не физическими данными, а социальной значимостью, социальной ролью, которые проявляются в многообразных отношениях личности с другими личностями и обществом в целом. Личность тем значимее, насколько ее деятельность глубже и всесторонне соответствует нуждам и запросам общественного развития. Причем сама эта деятельность предстает как уникальное историческое событие, неотделимое от конкретного индивидуума, представляющего историческую личность, определенное "Я".

2.Структура личности. 

Выделяют, впервую очередь, так называемую физическую личность или физическое Я. Это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. Тело не только первый “предмет” для познания, но и обязательный компонент личностного мира человека, как помогающее, так и мешающее в процессах общения. К физической личности могут быть отнесены также одежда и домашний очаг. Известно, что многое о человеке можно сказать по данным элементам. Это же относится и к произведениям ручного или интеллектуального труда человека – украшение его быта, коллекциям, рукописям, письмам и т.д. Защита себя, своего тела, своей идентичности, равно как и своего ближайшего окружения, относится к числу древнейших личностных качеств человека и в истории общества, и в истории индивида. Как сказал Г. Гейне: каждый человек есть “целый мир, рождающийся и умирающий вместе с ним …”

Социальная личность складывается в общении людей, начиная  с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она представляет как система социальных ролей  человека, в разных группах, мнением  которых он дорожит. Все формы  самоутверждения в профессии, соперничестве  и т.д. формируют социальную структуру  личности. Психологи отмечают, что  довольство или недовольство собой  всецело определяется дробью, в которой  числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель – наши притязания.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего “Я”, на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они  могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о “душе” является квинтэссенцией личностного развития. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные  моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования  и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования  или подражания даже лучшим примерам.

Зачастую она  не только “держит” личность, подобно  стержню, но и является высшим благом, верховной ценностью, во имя которой  иногда жертвуют жизнью. Потребность  в духовном развитии личности в полном смысле слова не насыщаема, чего нельзя сказать о физических и социальных потребностях. В знаменитом выражении Паскаля о человеке как “мыслящем тростнике” подчеркивается сила духа, даже при самых суровых условиях бытия. Более того, история дает массу примеров того, как интенсивная духовная жизнь (мудрецов, ученых, деятелей литературы и искусства, религиозных подвижников) была залогом не только физического выживания, но и активного долголетия. Люди, сохраняющие свой духовный мир, как правило, выживали и в условиях каторг и концлагерей, что еще раз подтвердил горький опыт XX века.

Выделение физической, социальной и духовной личности (так же как и соответствующих потребностей) носит достаточно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Известны, скажем, периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности. Так или иначе, но какая-то черта принимает системообразующий характер и во многом определяет сущность личности на данном этапе ее развития, вместе с тем, возрастающие, тяжелые испытания, болезни и прочее могут во многом изменить структуру личности, привести к своеобразному ее “расщеплению” или деградации.

Личность–это  совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия  социальных факторов (среда, условия, нормы) и ее психосоциального ядра – “Я”. Оно представляет собой как бы внутреннее социальное личности, ставшее  феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, способ соотношения  своих интересов с общественными. Она же является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного долга, достоинства, ответственности, совести. Таким образом “Я” есть сущностный элемент структуры личности, это высший духовно-смысловой ее центр. Процесс соотнесения образа “Я” с реальными жизненными обстоятельствами, служит базой для самовоспитания, развития собственной личности. Человек как личность не есть некая законченная данность. Он – процесс, требующий неустанной душевной деятельности.

Одновременно  с формированием мировоззрения  складывается и характер личности – психологический стержень человека. Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность. Слово “характер”, употребленное в качестве синонима слову “личность”, означает, как правило, меру личностной силы, то есть силу воли, которая тоже есть результирующий показатель личности. Сила воли делает мировоззрение цельным, устойчивым и придает ему действующую силу. Люди с сильной волей обладают и сильным характером. Таких людей обычно воспринимают как лидеров, зная, чего можно ожидать от такого человека. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей.

Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение  индивида как личности.

Особым компонентом  личности является ее нравственность. Социальные обстоятельства нередко  ставят человека перед выбором, и он не всегда следует самому себе. В такие моменты он превращается в марионетку социальных сил, и это наносит непоправимый ущерб цельности его личности.

3.Закономерности  формирования личности.

Новорожденный — уже выраженная, яркая индивидуальность, и каждый день его жизни увеличивает  потребность в многообразных  реакциях на окружающий мир. Буквально  с первых дней жизни, с первых кормлений, формируется свой, особый стиль поведения  ребенка, так хорошо узнаваемый матерью. Индивидуальность ребенка нарастает  к двум-трем годам, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освоению собственного «Я». Большое  значение для дальнейшей судьбы имеют  особые «критические» моменты, во время  которых происходит запоминание ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом определяет поведение человека. Они носят название "импрессинга" и могут быть очень разными, например, музыкальной пьесой, потрясшей душу историей, картиной какого-то события или внешним видом человека.

Дальнейшее  развитие личности связано с «происхождением» других возрастных периодов и с, другой стороны, - с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек  и юношей. Возраст, как, профессия, круг общения, эпоха – все это формирует  личность. На жизненном пути неизбежны  и взлеты – как правило, в юности и в возрасте 30 - 40 лет и застои(25-30, 40-45). Рубежами в жизни человека становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей  и т.п.

Формирование  индивида, личности происходит в процессе социализации, т.е. усвоения им знаний, норм, ценностей, позволяющих ему  функционировать в качестве полноправного  члена общества. Человек появляется на свет божий как биологическое существо, которое по праву рождения занимает свое неповторимое место в социальной среде, является уникальной особью рода человеческого. По своему рождению человек, таким образом, не просто биологическое существо: он уже заключает в себе возможность человека, индивида, личности, т.е. он биосоциальное существо. Социальное в смысле возможности реализации своего уникального места, принадлежащего ему и которое ему предстоит еще освоить, занять, т.е. реализовать себя человеком. Личностные качества не встроены подобно инстинктам в биологическое тело особи. Существуют лишь определенные предпосылки (биопсихические) для формирования этих качеств. Как мы уже выяснили, формирование личностных качеств возможно лишь посредством и через коллективное тело рода человеческого. И поэтому по отношению к отдельному индивиду формирование личностных качеств выступает как процесс, обращенный извне, принуждающий человеческую телесность и внутренний мир к определенным изменениям, преобразованиям его души и тела.

Одной из важнейших  особенностей биологии человека, отмечаемой многими исследователями, является отсутствие заранее предопределенного  генами того или иного способа  жизнедеятельности. Подобная специализация  характерна для представителей животного  мира: птица воплощает функцию  полета, крот – копания, рыба – плавания. Образ жизни хищников, например, жестко обусловлен их телесной организацией и врожденными инстинктами – "сколько волка не корми, он все  в лес смотрит". Врожденная организация  тела человеческой особи максимально  пластична и именно поэтому оставляет  неограниченный простор для формирования прижизненных вариаций способа жизнедеятельности. Биологически человек имеет возможность  приспособления практически к любой  экологической нише в силу того, что он не приспособлен инстинктивно ни к одной в частности. Возможно, что именно эта парадоксальная черта  биологии человека напрямую связана  с его привилегированным положением на лестнице эволюции жизни на Земле. Э.Майом определяет специализацию человека как развитие в направлении все большей деспециализации (телесной). Именно деспециализация и заключает в себе возможность универсального развития человека.

В процессе социализации, индивид овладевает различными формами  деятельности, составляющими в своей  совокупности определенный способ жизнедеятельности. Человеческая речь, прямодвижение, человеческие способы удовлетворения потребностей, прижизненно приобретенные навыки от умывания лица до виртуозной игры на рояле – все эти и другие навыки не заключены в генотипе, а приобретаются в процессе социализации. Тоже самое наблюдается и в развитии органов зрения или речевого аппарата. С точки зрения биологии они заключают в себе лишь предпосылки их социальной функции, но от рождения вовсе не являются органами человеческой жизнедеятельности. Они становятся таковыми только лишь в рамках определенной системы социально-исторической культуры, как совокупности всех общественных отношений вплоть до самых глубоких и опосредствованных. Формирование личностных качеств не просто наложение определенных человеческих форм жизнедеятельности на индивида. Индивид формируется как личность, выступая и как объект общественных отношений и как субъект, активно воспроизводящий и творящий эти отношения. То есть формирование личности происходит тем более успешно, чем активнее позиция индивида в обществе, многообразнее его деятельностные связи с социальной структурой. Следует также отметить, что формирование личностных качеств происходит на фоне поступательного развития родовых свойств человеческого рода. Эти процессы тесно взаимосвязаны друг с другом. Возвращаясь к рассмотрению формирования конкретной личности можно сделать вывод о том, что этот процесс выступает как процесс преобразования биологических предпосылок материала силами социальной действительности, существующей до, вне и совершенно независимо от этого материала.

Но процесс  становления личности – это не гарантированный процесс обязательно восходящего движения ко все большему совершенствованию. В реальной действительности имеются примеры и деградации личности под влиянием неблагоприятных социальных условий, вследствие пагубного пристрастия к алкоголю, наркотикам, отсутствия устойчивых интересов и т.д. Утеря личностных качеств, массовая деградация – серьезная общественная проблема – явный признак социального неблагополучия.

4.Свобода  и ответственность личности. 
Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие из возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гейгеля, Шопенгауэра и Ницше, Бердяева и Соловьева.

В действительности же свобода личности есть понятие  многоплановое, многогранное. Речь идет прежде всего о свободе экономической, то есть в значительной степени о свободе от "эксплуатации, которая в свою очередь тоже не может быть сведена только к неравноправным отношениям между владельцами средства производства и лишенными таковых собственниками рабочей силы. Неэквивалентный обмен был и остается характерным для взаимоотношений между регионом развитых стран и третьим миром сегодня, зачастую он встречается и в отношениях между городом и деревней. Переход к патриархату, означавший всемирно-историческое поражение женщин, свидетельствовал о появлении еще одного вида эксплуатации - дискриминации половины человечества, ограничения прав женщин в обладании собственностью, в получении образования и профессии, в оплате труда и т.д.

Но экономическая  свобода по своему объему значительно  превышает свободу от эксплуатации, включая в себя, в частности, такой  важный момент, как свободу принятия экономических решений, свободу  экономического действия. Индивид (и только он) вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее (предпринимательство, труд по найму и т.д.), какая форма собственнического участия ему представляется наиболее целесообразной, в какой отрасли и в каком регионе страны он проявит свою активность.

Крайне важна  свобода политическая, то есть такой  набор гражданских прав, который  обеспечивает нормальную жизнедеятельность  индивида. При этом политическая свобода  не может рассматриваться только как средство реализации других свобод - экономический, идеологической и т.д. Потребность в политическом комфорте, обеспечиваемом демократией, является неотъемлемой чертой менталитета современного цивилизованного человека.

Еще одна сторона  социального комфорта обеспечивается свободой духовной - свободой выбора мировоззрения, идеологии, свободой их пропаганды. Особое место в системе духовной свободы  занимает то, что и в официальных  документах и в обществоведческой  литературе именуется "свободой совести". Хотя этимологически этот термин претендует на более широкое звучание, обычно при его употреблении имеется  в виду свобода человека исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой (быть атеистом), а также  право на религиозную либо атеистическую  пропаганду.

Информация о работе Личность. Проблемы свободы и ответственности