Личность и система ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 18:08, реферат

Краткое описание

Целью моей работы является выявление взаимосвязи системы личностных терминальных ценностей и типа межличностных отношений в зависимости от рангового положения терминальной ценности в системе ценностей личности.
Для реализации поставленной цели были сформированы следующие задачи:
Охарактеризовать понятие личность
Установить взаимосвязь понятия «личность» и «система ценностей»
Определить роль ценностей в жизнедеятельности общества
Изучить иерархию ценностей и их классификацию

Оглавление

Введение____________________________________________ 3
1. Что такое личность? Личность и общество________________ 4
2. Ценности и их роль в жизнедеятельности личности________ 10
3. Система ценностей и их иерархия_______________________ 17
Заключение__________________________________________
Список литературы___________________________________
23
24

Файлы: 1 файл

реферат по философии.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

    2. Ценности и их роль в жизнедеятельности личности

    Ценности - это материальные или идеальные  предметы, обладающие значимостью для  данного социального субъекта с  позиций удовлетворения его потребностей и интересов. В такой обобщенной формулировке можно представить те многочисленные определения ценностей, которые существуют в отечественной науке. Производные же от них ценностные ориентации есть установки личности на ценности материальной и духовной культуры.

    Основной  функцией ценностей и ценностных ориентаций является регулятивная функция, а именно регулирование поведением личности в определенных социальных условиях. Каким же образом осуществляется эта функция ценностей?

    Личность, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, должна оценивать себя свою деятельность и свое поведение с позиций соответствия их требованиям культуры. Соответствие жизни и деятельности личности принятым в обществе нормам и правилам создает у нее ощущение собственной социальной полноценности, которая является условием нормального социального самочувствия, и напротив, ощущение несоответствия поведения требованиям общества погружает человека в состояние дискомфорта, может стать причиной тяжелых переживаний личности. Таким образом, человек нуждается в постоянном контроле за степенью своей социальной полноценности. Внешний контроль за степенью социальной полноценности осуществляется благодаря институту общественного мнения, правовым органам и т.д. Внутренний контроль осуществляется самим индивидом с позиций норм и требований общества, усвоенных им в процессе социализациии, и выступает как самоконтроль. Самоконтроль является действенным механизмом развития личности, так как предполагает последующую корректировку поведения ее в соответствии с указанными нормами.

    Для осуществления самоконтроля за степенью своей социальной полноценности  личности необходимо сопоставить себя с определенным, принятым в обществе идеалом, необходим взгляд на себя со стороны, с позиций другого человека. Возможность занять такую позицию дает человеку зеркало. Так, глядя в обычное оптическое зеркало, он оценивает социальную полноценность своей внешности, соответствие ее нормам, регламентирующим внешний вид членов социума. Но, когда социальные нормы распространяются на другие, невидимые аспекты бытия человека - на его поведение, взгляды, уровень знаний - нужны другие, а именно социальные зеркала. В качестве таких зеркал, по мнению Б.Л. Борухова, выступают культурные институты и образования, и в этом смысле "культура в ее многообразных проявлениях выступает как громадная система социальных зеркал, обслуживающих ту или иную сферу социальной жизни" [1, с. 82].

    Оценка  личностью своей социальной полноценности  осуществляется благодаря ценностям, которые выступают как "один из присущих личности шаблонов для оценки, для осознанного или неосознанного "измерения" допустимых в конкретных обстоятельствах образцов социального поведения" [5, c.263]. В.Б. Ольшанский сравнивает ценности со своеобразными маяками, помогающими "заметить в потоке информации то, что наиболее важно (в позитивном или негативном смысле) для жизнедеятельности человека; это такие ориентиры, придерживаясь которых человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения" [10, c.471].

    Ценности  выступают критериями оценки, как  всей жизни личности, так и отдельных  ее поступков и действий; так как  они дают основания для выбора альтернативных способов действия, для  отбора и оценки этих альтернатив. Эта  деятельность оценивания осуществляется личностью не с точки зрения полезности или нужности, а с точки зрения представлений о хорошем и плохом, с точки зрения должного. Ценности являются критериями оценки и окружающей действительности: через систему ценностей как бы фильтруется вся воспринимаемая и перерабатываемая личностью информация. «Призма ценностей» 1 усиливает одну информацию и, наоборот, ослабляет или игнорирует другую. Все явления и события, происходящие в мире, представляются ей в различном свете, согласно той позиции, с которой она смотрит на них. Поэтому ценности определяют как «локаторы нравственного сознания личности»2 , главной функцией которых является создание упорядоченной, стабильной, имеющей для человека значение картины мира.

    В ценностях резюмируется весь жизненный опыт личности, этот компонент структуры личности, с позиций ученых, «представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы» [4, c. 197-198]. По мнению А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова, наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека и обеспечивает его устойчивость и стабильность. Так, например, устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как активность жизненной позиции, упорство в достижении целей, верность определенным принципам и идеалам, цельность, надежность; и, напротив, противоречивость в ценностных ориентациях влечет за собой непоследовательность, непредсказуемость поведения человека; неразвитость ценностных ориентаций личности определяет ее инфантилизм, господство внешних стимулов в поведении личности, а следовательно, конформизм, безликость человека [3, c. 203],  [7, c. 23]

    Как подчеркивает Э. Фромм, большинство  людей колеблются между разными системами ценностей и потому никогда не развиваются полностью в том или ином направлении; у них нет ни особых добродетелей, ни особых пороков; они похожи на стершуюся монету, так как в них нет самости, нет тождественности себе [11, c. 289].

    Таким образом, ценности - это ядро структуры  личности, определяющее ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности.

    Другой  важной функцией ценностей является прогностическая функция, так как  на их основе осуществляется выработка жизненной позиции и программ жизнедеятельности, создание образа будущего, перспективы развития личности. Следовательно, ценности регулируют не только настоящее состояние личности, но и будущее ее состояние; они определяют не только принципы ее жизни, но и ее цели, задачи, идеалы. Ценности, выступающие как представления личности о должном, мобилизуют жизненные силы и способности личности на достижение определенной цели.

    Приобщение  личности к культуре есть, прежде всего, процесс формирования индивидуальной системы ценностей. В процессе овладения  культурой индивид становится личностью, так как личность есть человек, совокупность свойств которого позволяет ему  жить в обществе в качестве полноправного и полноценного его члена, взаимодействовать с другими людьми и осуществлять деятельность по производству предметов культуры.

    Личность  многими психологами и философами такими как: Б.С. Братусь, Л.П. Буева, М.В. Демин, И.О. Мартынюк, А.Г. Мысливченко, Г.Л. Смирнов трактуется как мера социальности в человеке, а так как социальность человека измеряется степенью усвоения ценностей общества, позволяющих ему жить и действовать в качестве его полноправного члена, то личность может быть определена как степень культурности человека. Именно так определяет культурность Е.И. Зейлигер-Рубинштейн: «Воспринятая и усвоенная отдельным человеком сумма культурных ценностей составляет культуру личности, или , лучше сказать, культурность» [2, c.19].

    Таким образом, культура личности есть система личностных свойств-ценностей (общезначимых принципов, идеалов, определяющих направленность и мотивацию человеческой деятельности, поведения, поступков), усвоенных личностью в процессе социализации. Однако индивидуальная система ценностей личности не является простым слепком с системы ценностей, существующих в обществе. Влияние культуры на личность носит противоречивый характер. С одной стороны, оно осуществляется как социализация, то есть приобщение личности к существующим в обществе ценностям, нормам, знаниям. С другой стороны, овладение культурой есть процесс индивидуализации, развитие неповторимых черт, способностей, дарований личности. Индивидуализация личности обеспечивается тем фактом, что освоение личностью всех накопленных обществом ценностей носит избирательный характер, так как выбор ценностей культуры ограничен:

    1. направленностью личности, то есть выбор ценностей - это выбор не только лучших, но и наиболее соответствующих направленности развития личности 3 ;
    2. "совокупным жизненным ресурсом личности", под которым понимаются энергия состояние здоровья, время, возраст, резерв жизненного времени, природные преимущества, пол, способности, социальные преимущества, образование, социальное происхождение, квалификация, профессия, самооценка, уровень притязаний личности 4 .

    Ввиду ограниченности индивидуального жизненного ресурса, личность вынуждена выстраивать  свои цели и ценности, определять для  себя их приоритеты. Практически это  выражается в том, что, чем меньше жизненный ресурс личности, тем жестче становится система ценностей личности, тем ярче проявляется ее иерархичность, а число элементов уменьшается.

    Таким образом, избирательность освоения ценностей культуры обеспечивает иерархичность  индивидуальной системы ценностей личности, ее неповторимое своеобразие и уникальность. В свою очередь уникальность и своеобразие индивидуальной системы ценностей определяет неповторимость и своеобразие самой личности, ведь ответить на вопрос: какова та или иная личность - это прежде всего ответить на вопрос: каковы ценности личности, определяющие ее отношение к основным сферам жизни - к миру, другим людям и самому себе.

    Проблема  исследования ценностных ориентаций личности достаточно глубоко представлена в  работах отечественных социологов и психологов: М.И. Бобневой, А.Г. Здравомыслова, Н.И. Лапина, И.О. Мартынюка, Н.Ф. Наумовой, В.Б. Ольшанского, А.А. Ручки и др.

    Остановимся на наиболее существенных моментах данных исследований. Ценностные ориентации - сложное образование, в котором можно выделить 3 основных компонента: когнитивный, эмотивный и поведенческий. Когнитивный есть элемент знания, эмотивный - эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки; поведенческий - связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности. Из сказанного следует, что исследовать ценностные ориентации личности при помощи одного инструментария нельзя, ведь общеизвестно, что выраженная вербально (словесно) позиция человека по отношению к тем или иным ценностям культуры далеко не всегда совпадает с реальным, фактическим его поведением.

    Следовательно, для изучения ценностных ориентаций личности необходимо использовать пакет  инструментов, выявляющих когнитивную, эмоциональную и поведенческую  составляющие. Так когнитивная составляющая фиксируется при помощи вопросов, подобных тестовым упражнениям, выявляющим знания учащихся того или иного материала. Эмотивная - при помощи ряда оценочных суждений, которые позволяют выяснить отношение человека к ценности. В данном случае могут быть использованы широко распространенные и хорошо известные оценочные суждения, например, пословицы («Работа не волк - в лес не убежит» или клише, стереотипы массового сознания «Родина там, где мне хорошо»). И, наконец, поведенческий компонент может быть выявлен при помощи блока прожективных ситуаций, воспроизводящих факты реального действия. Прожективная ситуация должна быть также предельно узнаваемой, распространенной, позволяющей четко и однозначно выявлять определенную жизненную установку личности. Только соединение этих трех видов информации может дать более или менее объективную картину наличия или отсутствия ценностных ориентаций в структуре личности. Следовательно, разработка инструментария для исследования всех 3 компонентов ценностных ориентаций личности - задача чрезвычайно сложная и трудоемкая, и решена она может быть только специалистом-профессионалом: социологом, психологом, но никак не педагогом. Также специалистом-профессионалом должна осуществляться и интерпретация того материала, который получен в результате исследования. Однако в качестве дополнительных, вспомогательных источников информации о ценностных ориентациях учащихся могут быть использованы традиционные методы школьной педагогики, например, анализ художественных произведений, текстов творческих работ, сочинений учащихся и т.д.

    Одними  из самых распространенных методов  изучения ценностных ориентаций личности являются методы ранжирования и сравнения, которые могут дать не только представления  о жизненных приоритетах и  предпочтениях личности, но и весьма значимую для педагога информацию о каких-то негативных или позитивных тенденциях ее развития. Общеизвестно, что ценности по их роли в жизнедеятельности человека делятся на терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства, являющиеся методами достижения первых). Сравнение ранга терминальных и инструментальных ценностей в ценностной структуре личности способно выявить существенные противоречия как в развитии личности, так и в развитии общества.  

    3. Система ценностей и их иерархия

    Каждый  человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Причем разные ценности имеют для нее различное значение и с этим связана иерархия ценностей. Как и сами ценности, их иерархическая структура носит конкретно-исторический и личностный характер.

    Одни  и те же предметы и явления для  разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как  и в различное время у одного и того же человека. Сытый и голодный будут по-разному относиться к куску хлеба, а симфоническая музыка (или рок-музыка) могут вызывать у людей не только чувство глубочайшего наслаждения, но и раздражение.

    Другими словами, существует индивидуальная динамика ценностей и их иерархии. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентации, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие. При этом в соответствии с конкретной, индивидуальной, иерархией ценностей наблюдается относительный характер ценностных ориентации. Так, один учится, чтобы больше зарабатывать, а другой работает, чтобы иметь возможность учиться и самосовершенствоваться. Но, так или иначе, конкретная система ценностных ориентации и их иерархия выступают регуляторами развития личности. Они служат критерием норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит ее социализация. В литературе существуют разные способы и принципы классификации и иерархии ценностей. Так, выделяют:

    1. Ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности
    2. Ценности-средства (инструментальные ценности).

Информация о работе Личность и система ценностей