Личность и система ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 18:08, реферат

Краткое описание

Целью моей работы является выявление взаимосвязи системы личностных терминальных ценностей и типа межличностных отношений в зависимости от рангового положения терминальной ценности в системе ценностей личности.
Для реализации поставленной цели были сформированы следующие задачи:
Охарактеризовать понятие личность
Установить взаимосвязь понятия «личность» и «система ценностей»
Определить роль ценностей в жизнедеятельности общества
Изучить иерархию ценностей и их классификацию

Оглавление

Введение____________________________________________ 3
1. Что такое личность? Личность и общество________________ 4
2. Ценности и их роль в жизнедеятельности личности________ 10
3. Система ценностей и их иерархия_______________________ 17
Заключение__________________________________________
Список литературы___________________________________
23
24

Файлы: 1 файл

реферат по философии.doc

— 124.00 Кб (Скачать)
        Кафедра философии
 
 
 
 
 

        РЕФЕРАТ

        по  философии 
     
     
     

        на  тему: Личность и система ценностей 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

СОДЕРЖАНИЕ 

  Введение____________________________________________ 3
1. Что такое личность? Личность и общество________________ 4
2. Ценности и их роль в жизнедеятельности личности________ 10
3. Система ценностей и их иерархия_______________________ 17
  Заключение__________________________________________

Список  литературы___________________________________

23 

24


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

  Оценка  роли личности в истории относится  к категории наиболее трудно и  неоднозначно решаемых философских проблем, несмотря на то, что она занимала и занимает по сей день многие выдающиеся умы.

  Системы личностных ценностей представляют собой важную научную проблему и требует изучения. Понятия «ценности» и «отношения» трудами многочисленных отечественных и зарубежных ученых приобрели статус системных научных понятий с четким содержанием и объемом.

  Целью моей работы является выявление взаимосвязи системы личностных терминальных ценностей и типа межличностных отношений в зависимости от рангового положения терминальной ценности в системе ценностей личности.

    Для реализации поставленной цели были сформированы следующие задачи:

  1. Охарактеризовать понятие личность
  2. Установить взаимосвязь понятия «личность» и «система ценностей»
  3. Определить роль ценностей в жизнедеятельности общества
  4. Изучить иерархию ценностей и их классификацию

    Теоретическую базу исследования составили работы таких ученых, как: Н.И.Лапина, А.Н.Леонтьева, Е. М. Дубовской и других.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Что такое личность? Личность и общество

   Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе.

   Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только и не столько  с лицом человека, но и со всем его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие «жизненность» куда входят и духовные, и телесные качества индивида.

   Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего «лица», т.е. личности - это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица земли.

   Таким образом, с самого начала в понятии «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли - некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим.

   Интересно отметить, что латинский термин «homo» восходит к понятию «гумуса» (почвы, праха), из которого произведен человек, а в европейских языках «man» производится от «manus» (рука). В русском языке слово «человек» имеет корень «чело», т.е. лоб, верхняя часть человеческого существа, приближающая его к творцу.

   Следовательно, даже личностные характеристики человека несут разную смысловую нагрузку в зависимости от той или иной культуры и цивилизации.

   Первым  понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является «индивид». Дословно оно значит неделимую дальше частицу какого-то целого. Отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы в истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм - философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида.

   Гораздо более содержателен другой термин «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь, «случайный индивид», потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа, и затем как личность. Личность тем значительнее, чем больше в её преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.

   Обратимся к проблеме генезиса, происхождения личностных особенностей человека. Возникает вопрос – когда рождается личность?

   Очевидно, что к новорожденному ребенку  термин «личность» не приложим, хотя все  люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Под последним  понимается то, что в каждом новорожденном ребенке уникально неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория.

   Многие  предпосылки личностного развития закладываются еще во внутриутробном периоде, что требует соответствующее  осмысление в рамках определенного мировоззрения.

   «Кризис рождения» имеет не только физиологическое  значение, но во многом определяет параметры  психической деятельности взрослого  человека. Первый крик  - это крик «нет!», подчеркивают современные специалисты  это отказ от того, что называют жизнью. Отражение насильственной, обижающей, репрессивной по своей природе обстановки рождения человека исследовал С. Грофф. Он систематизировал и обобщил эмбриональные  переживания пациентов,  находящихся в измененном состоянии сознания, и на этой основе разработал методику «второго рождения».

   В плане личностного самоопределения  человека важно подчеркнуть, что  человек приходит в жизнь с  опытом рождения, а к рождению с  опытом пренатальной общности. Более  того, последние данные науки по поводу специфики генома человека говорят о том, что мы находимся в глубочайшем родстве с живой и неживой природой и в этом смысл предпосылки личности каждого во многом определяется природным обоснованием человека.

   Итак, новорожденный - уже выраженная, яркая индивидуальность, и каждый день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Буквально с первых дней жизни, с первых кормлений, формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими. Индивидуальность ребенка нарастает к двух-трехлетнему возрасту, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освоению собственного «Я». Большое значение для дальнейшей судьбы имеют особые «критические» моменты, во время которых происходит запечатлевание ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом определяет поведение человека. Они носят название "импрессинга" и могут быть очень разными, например, музыкальной пьесой, потрясшей душу историей, картиной какого-то события или внешним видом человека.

   Дальнейшее  развитие личности связано с «происхождением» других возрастных периодов и с, другой стороны, - с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек  и юношей. Возраст, как, профессия, круг общения, эпоха – все это формирует  личность. На жизненном пути неизбежны и взлеты – как правило, в юности и в возрасте 30 - 40 лет и застои (25-30, 40-45). Рубежами в жизни человека становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей и т.п.

   Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учиться вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т.д. все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Если нет тяжелых врожденных дефектов развития головного мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление личности – итог взаимодействия человека и общества. В течении жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний ЦНС и т.п. в принципе личность может «умереть» в еще живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена.

   Первая  грань Я – это так называемое телесное или физическое Я, переживание  своего тела как воплощения Я, образ  тела, переживания физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В  форме телесного Я  мы ощущаем  не столько личность, сколько её материальный субстрат – тело, через посредство которого она проявляет себя и иначе проявиться не может. Тело очень большой вклад в целостное ощущение собственного Я – об этом всем известно на собственном опыте. Особенно большое значение телесное Я  приобретает в подростковом возрасте, когда собственное Я начинает выходить из человека на передний план, а другие стороны Я еще отстают в своем развитии.

   Вторая  грань Я – это социально-ролевое  Я, выражающееся в ощущении себя носителем  тех или иных социальных ролей и функций. Доминирование социально-ролевого Я – характеризующая черта бюрократа всех времен и народов, который мыслит себя как воплощение определенных должностных функций и государственных интересов – и ничего кроме этого я не содержит.

   Третья  грань – психологическое Я. Она включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой я».

   Четвертая грань Я - это ощущения себя как  источника активности или, наоборот пассивного объекта воздействий, переживание свой свободы или несвободы. Его можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром.

   Наконец, пятая грань Я- это самоотношение  или смысл Я. Наиболее поверхностным  проявлением самоотношения выступает самооценка - общее "плюсы" или "минусы" отношение к себе. Следует различать самоуважение - отношение к себе как бы со стороны, обусловленное каким-то моими реальными достоинствами или недостатками - и самопринятие - непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение. Не менее важными характеристиками самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок.

   Выделяют  несколько крупных социальных типов  личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества:

   «Деятели» - для таких главное - активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя, «мыслители»- это люди, которые по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и требовать, а смотреть и размышлять, люди чувств и эмоций - которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Р. Гейне) проходит через их сердца, гуманисты и подвижники - отличаются обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая душевное и телесное страдании.

   В основных культурах и цивилизациях Земли сложились определенные типы личностей, отражающие особенности  Востока и Запада. Так, если сравнить европейский канон личности, отражающий идеал цивилизации Запада с японским, как моделью культур Востока, то очевидны существенные различия. В европейской модели личность понимается как определенная целостность, а для японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких «кругов обязанностей» - по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т.д.

   Наконец, существующие мировые религии выработали свой нормативный идеал личности, который отражает сущность и догматический  стержень каждой религии. Так, христианский идеал личности в основе своей  имеет любовь к Богу и любовь к ближнему, что неразрывно связано, в исламской модели личности строгое и безукоризненное выполнение воли Аллаха, для личности воспитанной в духе буддийской традиции, главным является осознание четырех «благородных» истине и готовность следовать «восьмеричному» пути достижения просветления. Т.о. в рамках трех мировых религий можно выделить и разные типы личности и пути ее совершенствования

   Разумеется, этим не исчерпывается диапазон данного  понятия и, очевидно, что большинство  людей сочетают в себе признаки разных типов личностей, а иногда происходит и смена ведущих установок. Здесь важно понять одно – выбор личностного пути и поле его деятельности – результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне  феномена свободы, а по слова Гегеля, истинная природа человека «есть свобода, свободная духовность». 
 
 
 

Информация о работе Личность и система ценностей