Лекции по "Основам философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 02:07, курс лекций

Краткое описание

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом, на свое место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия», ведь мировоззрение присутствует и на житейском уровне у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать. Соотношение философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.
Философии как форме общественного сознания исторически предшествовали: миф, религия, научное знание.

Оглавление

Тема 1. Предмет, основной вопрос и система философии………………………………...5
1. Философия и мировоззрение. Особенности философского мышления…………...5
2. Предмет и основной вопрос философии…………………………………………….9
3. Функции философии…………………………………………………………………11
4. Основные разделы и направления в философии…………………………………...12
Тема 2. Зарождение философских воззрений и философия античности……………….13
1. Философия Древней Индии и Древнего Китая…………………………………….14
2. Предпосылки расцвета философии в Древней Греции
и особенности античной философии……………………….…………………………18
3. Основные этапы развития античной философии………………………………….19
А) натуралистический период………………………………………………..19
Б) гуманистический период…………………………………………………..22
В) эллинистический период………………………………………………….29
Тема 3. Философия средних веков………………………………………………………….30
1. Специфические черты философии средних веков………………………………...31
2. Патристика. Августин Блаженный…………………………………………………33
3. Философское учение Фомы Аквинского…………………………………………...34
Тема 4. Философия эпохи Возрождения……………………………………………………35
1. Характерные черты философии эпохи Возрождения……………………………..36
2. Философия Н. Кузанского…………………………………………………………..37
3. Философия Дж. Бруно………………………………………………………………38
4. Философия М. Монтеня……………………………………………………………..39
5. Социологические идеи Т. Мора…………………………………………………….40
Тема 5. Западноевропейская философия XVII-XVIII вв. ………………………………43
1. Характерные черты философии Нового времени…………………………………43
2. Воззрения виднейших философов XVII в.: Р. Декарта, Б. Спинозы,
Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Б. Паскаля…………………………………………………...45
3. Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма…………………………………...50
4. Философия эпохи Просвещения……………………………………………………51
Тема 6. Немецкая классическая философия………………………………………………56
1. Характерные черты немецкой классической философии………………………...57
2. Трансцендентальная философия И. Канта…………………………………………58
3. Субъективный идеализм И. Фихте…………………………………………………60
4. Объективный идеализм Ф. Шеллинга……………………………………………...62
5. Диалектический идеализм Г. Гегеля………………………………………………63
6. Антропологический материализм Л. Фейербаха………………………………….66
Тема 7. Русская философия XIX – XX вв…………………………………………………..67
1. Особенности русской философии…………………………………………………..68
2. Философия западников и славянофилов..………………………………………….72
3. Философские воззрения Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского…………………...77
4. Материалистические традиции русской философии……………………………...80
5. Русская религиозная философия……………………………………………………82
6. Русский космизм……………………………………………………………………..86
Тема 8. Философия XX века………………………………………………………………....90
1. Особенности философии XX века………………………………………………….91
2. В преддверии философии XX в.: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше,
С. Кьеркегор, К. Маркс……………………………………………………………...93
3. Позитивизм и неопозитивизм……………………………………………………..101
4. Постпозитивизм……………………………………………………………………104
5. Прагматизм…………………………………………………………………………106
6. Экзистенциализм…………………………………………………………………...110
7. Психоанализ………………………………………………………………………...116
8. Феноменология……………………………………………………………………..121
Тема 9. Философская теория бытия (онтология)…………………………………….….122
1. Проблема бытия в философии. Категории бытия и его формы………………...123
2. Философское учение о материи…………………………………………………..126
3. Движение и его основные формы…………………………………………………131
4. Пространство и время……………………………………………………………...135
5. Диалектика и метафизика………………………………………………………….137
Тема 10. Философская антропология………………………………………………..……144
1. Проблема человека в истории философии……………………………………….144
2. Проблема происхождения человека………………………………………………146
3. Сущность человека………………………………………………………………...151
4. Смысл жизни……………………………………………………………………….154
Тема 11. Социальная философия…………………………………………………………..158
1. Общество как объект познания……………………………………………………159
2. Сущность исторического процесса. Смысл истории…………………………….164
3. Понятие «культуры». Функции культуры………………………………………..171
4. Культурные ценности……………………………………………………………...173
5. Структура и формы общественного сознания…………………………………...177
Тема 12. Проблемы гносеологии…………………………………………………………...180
1. Понятие и содержание сознания………………………………………………….180
2. Познание: возможности и границы……………………………………………….184
3. Философское учение об истине…………………………………………………...191
Тема 13. Философия науки…………………………………………………………………194
1. Проблема отношения философии и науки……………………………………….195
2. Сущность и социокультурная роль науки………………………………………..200
3. Основные закономерности развития науки……………………………………...202
4. Методы и формы научного познания…………………………………………….204
5. Проблема языка науки…………………………………………………………….206
Тема 14. Философское осмысление взаимоотношений общества и п

Файлы: 1 файл

КОНСПЕКТ лекций по философии.doc

— 1.56 Мб (Скачать)

 

1. Характерные  черты философии эпохи Возрождения

 

Возрождение (или Ренессанс) – период в истории западной культуры в эпоху, переходную от средневековья к Новому времени. Приблизительные хронологические рамки Возрождения – XIV-XVI вв. Во всех странах Возрождение было связано с освобождением человеческого разума от незыблемых догм, расширением свободы индивидуальной деятельности. Это время мануфактур, географических открытий, торговли, личной предприимчивости, высвобождения человека от сословных ограничений.

Идейными источниками  философии этого периода считается  античная философия, раннехристианские  учения, средневековые ереси, отчасти  арабские и византийские мыслители. Изобретение телескопа, компаса, книгопечатания, научные открытия (гелеоцентризм Коперника, физика Галилея) и изобретения времен научной революции (XVI в.) вели к ломке традиционных представлений о мире и способствовали оформлению новых натурфилософских идей. Изучение классической греческой и латинской литературы, философии становится эталоном культурной деятельности.

Реформация католической церкви (XVI в.) привела к необходимости еще раз пересмотреть вопрос о природе веры и ее соотношении с разумом. Нужно было найти новый способ автономии разума, который бы оставлял бы место для веры. Мартин Лютер (1483-1546 гг.), обнародовавший 31 октября 1517 г. обращение к ученым и духовенству – «95 тезисов», осудил торговлю индульгенциями. По мнению Лютера, христианин достигает спасения не молитвами служителей церкви и не добрыми делами, а с помощью «истинной веры». Доктрина «добрых дел» отрицалась, ведь любое действие может быть чисто внешним поступком. Религиозный подвиг состоит в нравственном очищении каждого христианина верой в Христа. Спасение можно найти только в искренней вере и любви. Лютеранство, таким образом, освобождает церковь от спасения человека, он сам добивается своего спасения. Жан Кальвин (1509-1564 гг.), основавший протестантскую церковь, считал необходимым залогом спасения труд и накопление богатства, порицая щедрость как расточительство, а лень как величайший порок.

Все эти предпосылки предопределили специфические черты философии эпохи Возрождения.

1) Пантеизм в качестве господствующего мировоззрения характеризовался отрицанием божественного творения и обожествлением природы (Н. Кузанский, Дж. Бруно, М. Фичино). Природа трактовалась как одушевленная, гармоничная сила, изначально наделенная идеей первоначал вещей. Бог в философии Возрождения сливается с законом естественной необходимости, он непознаваем, а все наши идеи о нем – проекции конечности человеческого разума.

2) Гуманизм – мировоззрение, выдвигавшее идеал активного человека как творца земного бытия, способного постичь и обратить во благо все богатство окружающего мира. Целью философии Возрождения было раскрытие гармоничного единства божественного и природного, небесного и земного в человеке.

3) Антисхоластика, т.е. критика догматизма, преклонения перед авторитетом, в частности, церкви, что очень явно проявилось в Реформации. Философия этого времени противостоит системе схоластического знания.

4) Эстетический характер антропоцентризма. Гуманисты ставили человеческую индивидуальность, личность в центр мировоззрения. Однако антропоцентризм этого периода отличался, прежде всего, не нравственно-этической, а эстетической направленностью. Особую ценность в гуманистической среде получили такие качества, как изысканность вкуса, красота слога, утонченное отношение к жизни, умения и навыки. Доминирование эстетического понимания действительности над моралью привело к крайностям вседозволенности человека, кризису этики. Показательный пример тому – сочинение Н. Макиавелли (1469-1527 гг.) «Государь», в котором он отстаивает принцип в политике – «главное результат, а не средства его достижения», воля государя определяет закон и мораль. У Боккаччо, Саккети, Джованни мораль всех новелл: скрытый грех наполовину прощен.

5) Зарождение идей  о справедливом социальном устройстве  общества, общество во благо человека. Появляется утопический социализм – учение об идеальном обществе (от греч. u – нет и topos – место, т.е. место, которого нет), основанном на общности имущества, отсутствии частной собственности, обязательном труде и справедливом распределении, ценящем науку и использующем все ее достижения в производстве. Известными социальными утопистами в эпоху Возрождения были Т. Кампанелла («Город Солнца») и Т. Мор («Утопия»).

 

2. Философия  Н. Кузанского

 

«Первый философ Возрождения», по происхождению немец, Николай Кузанский (1401-1464 гг.) великолепно знал схоластику, усвоил философию античности и неоплатонизма, знал восточных Отцов церкви, профессионально владел математикой. С его именем связывают переход от средневекового к ренессансному стилю мышления.

Его онтологические взгляды  называются гилозоизмом, он считал, что мир погружен в Бога. Как диалектик, Н. Кузанский разрабатывает важнейший методологический принцип: совпадение противоположностей в едином предмете, а значит единое тождественно беспредельному и бесконечному – Богу. Божественное бытие-потенция – абсолютная возможность всего. Об этом всеобщем источнике и его творчестве можно что-либо высказывать только в виде предположений или догадок, поскольку безграничность его проявлений рано или поздно опровергнет любое частное утверждение, превзойдет любое определение: он все может, сам мир – произведение Бога. Бог как сущность этого мира, как чистая духовность есть форма всех возможных форм. Чтобы приблизиться к сущности Бога надо стать выше разума, чувства, и тогда Он сам обнаружит Себя перед теми, кто ищет Его в вере (эти воззрения очень близки к мистике М. Экхарта – средневекового философа).

Человек рассматривается Кузанским  как особый микрокосмос, как своеобразное подобие природы и Бога. Человеческий ум состоит из системы способностей, главными из которых являются чувство, рассудок и разум. Каждая из этих сил ума не действует обособленно, а функционирует при помощи других. Но именно разум – главное отличие человека от животных.

Поскольку Бог, создав человека, отделил, освободил его от Себя, говорит Кузанский, постольку сам акт Его творчества был призывом к диалогу, сотворчеству. Лишь когда человек выходит за собственные рамки, отказывается от себя, своего маленького «я» (собственной точки зрения, мироощущения, пристрастий), – тогда он способен к тому, что принято называть творчеством.

В философии Кузанского бытие и свобода предельно  конкретны, поскольку подлинная жизнь человека начинается в будущем, а настоящее и прошлое раскрываются только в связи с ним. В учении Кузанского о человеке жизнь не дается готовой, она богата необычайными возможностями, позволяющими многое сделать для себя, для других, «во имя Бога».

Философские идеи Кузанского настолько выходили за пределы существующих воззрений XV века, что они дали импульс не одному поколению философов к разработке сложных проблем бытия и познания. В частности, он оказал большое влияние на Дж. Бруно, которому особенно импонировало учение о бесконечности мира и гелиоцентрическое мировоззрение.

 

3. Философия  Дж. Бруно

 

Почетное место в  философии эпохи Возрождения  принадлежит Джордано Бруно (1548-1600 гг.). В молодости он был монахом доминиканского ордена, затем под влиянием гуманистических идей оставил монашеский сан и уехал из Италии. Активная философско-пропагандистская деятельность «подарила» Бруно множество врагов из лагеря сторонников теологического мировоззрения, что стало причиной его осуждения инквизицией и публичного сожжения на костре. Его основные произведения: «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме».

Философия Бруно в  целом материалистична, но по форме  это пантеизм. У него Бог окончательно растворяется в природе, которая, по его словам, есть «Бог в вещах». Природа бесконечна, поэтому Бруно отказывается от воззрения польского астронома Н. Коперника, согласно которому Солнце представляет собой абсолютный центр Вселенной. Такого центра во Вселенной, по мнению Бруно, нет. Солнце – лишь относительный центр нашей планетной системы. Во Вселенной есть бесконечное множество обитаемых планет: «другие миры так же обитаемы, как этот».

Атомистическую теорию он считал ценной для физики, в связи именно с этим признавал атом физическим минимумом. Что же касается философии, то признание атомов и пустоты он считал недостаточным для решения ее задач. Философу нужна «материя», которая бы «склеивала» атомы и пустоту. Поэтому философским минимумом он признавал не атом, а монаду, которой соответствует философский максимум – бесконечная природа в единстве всех ее форм.

Материя есть начало, которое  все производит из собственного лона. Она есть первооснова, субстанциальная причина всего существующего, Единое. В Едином заключена внутренняя активность, которую Бруно называет «душой мира», всеобщим разумом.

Большое значение для  развития философии имела теория познания Бруно. Познание должно начинаться с сомнения во всем. Лишь рассмотрев два противоположных суждения, лишь путем столкновения двух противоположных взглядов можно обнаружить истину. Существует три ступени постижения истины. Первая ступень познания – это чувство, ощущение, вторая ступень – разум и высшая ступень познания – ум. Полная истина познается лишь при помощи интеллекта, который познает внутренние связи вещей.

Философия Бруно в  целом оптимистична. Мир гармоничен и совершенен, несовершенство и смерть присущи лишь единичным явлениям. Уничтожение кладет начало возникновению и наоборот. Источник этой связи противоположностей, их внутреннего родства – бесконечная субстанция, частицей которой является и человек.

 

4. Философия  М. Монтеня

 

Мишель Монтень (1533-1592 гг.) – французский философ гуманист, представитель возрожденческого скептицизма, автор знаменитых «Опытов», мастер тонкого психологического анализа человеческой души, про которого Вольтер сказал, что он «самый несистематичный из философов, но самый мудрый и занимательный».

Монтень показывает ограниченность возможностей индивида, разоблачает самоуверенность человека, надевающего маску вседозволенности. Для Монтеня главное – не «победить» общество, не конструировать социальную жизнь по собственной мерке, но – «выстоять» перед его натиском, сохранив себя. Человек, по мнению Монтеня, должен «прикладывать» к своим поступкам схемы философских решений. Вместе с тем, он критикует умозрительную философию, которая «не находит себе применения и не имеет ценности», и хочет построить новую «жизненную» философию, которая поможет человеку и в жизни, и в смерти.

Прежде всего, человек  должен научиться «играть» в социальные игры, но и не принимать их за действительную жизнь, необходимо отделять свое «я» от предписаний социальной роли. Человек должен смотреть на «вселенную как на свой родной дом, отдавая свои знания, себя самого, свою любовь всему человечеству». Но все же и человеку, и обществу необходимо соизмерять себя с чем-то внешним, иначе можно утратить импульс развития и совершенствования. Этим «внешним» для Монтеня оказывается не другой человек, не Бог, а природа.

Следование принципу согласования существующей социальности с «гармоничным, совершенным строем природы» способно вернуть культуре утраченное качество. Монтень провозглашал идею естественного равенства людей и идеализировал «естественное состояние» человечества, считая, что счастливая жизнь и высокие нравственные устои обусловлены отсутствием сословного и имущественного неравенства. Но все эти преимущества утрачены с развитием цивилизации. Эти идеи нашли свое яркое выражение в воззрениях Ж.Ж. Руссо.

Идеи Монтеня подготавливали теорию «естественного права», разработанную мыслителями эпохи Просвещения.

 

5. Социологические  идеи Т. Мора

 

Томас Мор (1478-1535 гг.) происходил  из  зажиточной  семьи лондонских бюргеров. Отличался редкой начитанностью в греческих и латинских авторов, как и в  библейских  текстах и произведениях отцов христианской  церкви.

Хорошо зная социальную и моральную жизнь своей родины, английский гуманист проникся сочувствием к бедствиям ее народных масс. Эти его настроения и получили свое отражение в знаменитом произведении, изданного в 1616 г., с длинным заголовком в духе того времени – «Весьма полезная, как и занимательная, поистине золотая книжка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия…». Повествование в ней ведется от имени вымышленного автором путешественника Рафаила Готлодея, что сообщило книге дополнительный литературный успех в эпоху географических открытий. Именно такой страной и была объявлена Утопия – греческое слово, образованное Мором, и обозначавшее буквально «место, которого нет» (сам он переводил название этой страны как «Нигдея»). Книга состоит из двух частей. Вторая, большая из них излагает утопийский образ жизни, в то время как первая часть, написанная после второй, дает, прежде всего, весьма критическое описание современной Англии.

В дальнейшем Мор стал ближайшим сотрудником короля Генриха VIII, который в своих политических расчетах оказывал известное покровительство гуманистам, используя их литературные и политические таланты. Мор получил рыцарское звание, был председателем палаты общин, а в 1629 г. занял высший государственный, став лордом-канцлером Англии. Однако судьба его круто изменилась, когда Генрих VIII решил стать на путь церковной реформы, чтобы завладеть богатствами католической церкви в Англии. Мор держался за идею духовного единства христианско-католического мира и был противником такой церковной реформы, которая один вероисповедный догматизм заменяла другим, столь же нетерпимым. Отказавшись присягнуть королю как новому главе церкви, лорд-канцлер в 1632 г. покинул свой пост, но был обвинен в государственной измене и по приказу короля заключен в Тауэр. Через три года король милостиво  разрешил отрубить ему голову.

Гуманистическое мировоззрение автора «Утопии» привело его к выводам большой социальной остроты и значимости, особенно в первой части этого произведения. Проницательность автора отнюдь не  ограничивалась констатацией  ужасной картины социальных бедствий, подчеркнув в самом конце своего произведения, что при внимательном наблюдении жизни не только Англии, но и всех государств, они не представляют собой «ничего, кроме некоего заговора богатых, под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах».

Информация о работе Лекции по "Основам философии"