Лекции по "Основам философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 02:07, курс лекций

Краткое описание

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом, на свое место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия», ведь мировоззрение присутствует и на житейском уровне у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать. Соотношение философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.
Философии как форме общественного сознания исторически предшествовали: миф, религия, научное знание.

Оглавление

Тема 1. Предмет, основной вопрос и система философии………………………………...5
1. Философия и мировоззрение. Особенности философского мышления…………...5
2. Предмет и основной вопрос философии…………………………………………….9
3. Функции философии…………………………………………………………………11
4. Основные разделы и направления в философии…………………………………...12
Тема 2. Зарождение философских воззрений и философия античности……………….13
1. Философия Древней Индии и Древнего Китая…………………………………….14
2. Предпосылки расцвета философии в Древней Греции
и особенности античной философии……………………….…………………………18
3. Основные этапы развития античной философии………………………………….19
А) натуралистический период………………………………………………..19
Б) гуманистический период…………………………………………………..22
В) эллинистический период………………………………………………….29
Тема 3. Философия средних веков………………………………………………………….30
1. Специфические черты философии средних веков………………………………...31
2. Патристика. Августин Блаженный…………………………………………………33
3. Философское учение Фомы Аквинского…………………………………………...34
Тема 4. Философия эпохи Возрождения……………………………………………………35
1. Характерные черты философии эпохи Возрождения……………………………..36
2. Философия Н. Кузанского…………………………………………………………..37
3. Философия Дж. Бруно………………………………………………………………38
4. Философия М. Монтеня……………………………………………………………..39
5. Социологические идеи Т. Мора…………………………………………………….40
Тема 5. Западноевропейская философия XVII-XVIII вв. ………………………………43
1. Характерные черты философии Нового времени…………………………………43
2. Воззрения виднейших философов XVII в.: Р. Декарта, Б. Спинозы,
Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Б. Паскаля…………………………………………………...45
3. Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма…………………………………...50
4. Философия эпохи Просвещения……………………………………………………51
Тема 6. Немецкая классическая философия………………………………………………56
1. Характерные черты немецкой классической философии………………………...57
2. Трансцендентальная философия И. Канта…………………………………………58
3. Субъективный идеализм И. Фихте…………………………………………………60
4. Объективный идеализм Ф. Шеллинга……………………………………………...62
5. Диалектический идеализм Г. Гегеля………………………………………………63
6. Антропологический материализм Л. Фейербаха………………………………….66
Тема 7. Русская философия XIX – XX вв…………………………………………………..67
1. Особенности русской философии…………………………………………………..68
2. Философия западников и славянофилов..………………………………………….72
3. Философские воззрения Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского…………………...77
4. Материалистические традиции русской философии……………………………...80
5. Русская религиозная философия……………………………………………………82
6. Русский космизм……………………………………………………………………..86
Тема 8. Философия XX века………………………………………………………………....90
1. Особенности философии XX века………………………………………………….91
2. В преддверии философии XX в.: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше,
С. Кьеркегор, К. Маркс……………………………………………………………...93
3. Позитивизм и неопозитивизм……………………………………………………..101
4. Постпозитивизм……………………………………………………………………104
5. Прагматизм…………………………………………………………………………106
6. Экзистенциализм…………………………………………………………………...110
7. Психоанализ………………………………………………………………………...116
8. Феноменология……………………………………………………………………..121
Тема 9. Философская теория бытия (онтология)…………………………………….….122
1. Проблема бытия в философии. Категории бытия и его формы………………...123
2. Философское учение о материи…………………………………………………..126
3. Движение и его основные формы…………………………………………………131
4. Пространство и время……………………………………………………………...135
5. Диалектика и метафизика………………………………………………………….137
Тема 10. Философская антропология………………………………………………..……144
1. Проблема человека в истории философии……………………………………….144
2. Проблема происхождения человека………………………………………………146
3. Сущность человека………………………………………………………………...151
4. Смысл жизни……………………………………………………………………….154
Тема 11. Социальная философия…………………………………………………………..158
1. Общество как объект познания……………………………………………………159
2. Сущность исторического процесса. Смысл истории…………………………….164
3. Понятие «культуры». Функции культуры………………………………………..171
4. Культурные ценности……………………………………………………………...173
5. Структура и формы общественного сознания…………………………………...177
Тема 12. Проблемы гносеологии…………………………………………………………...180
1. Понятие и содержание сознания………………………………………………….180
2. Познание: возможности и границы……………………………………………….184
3. Философское учение об истине…………………………………………………...191
Тема 13. Философия науки…………………………………………………………………194
1. Проблема отношения философии и науки……………………………………….195
2. Сущность и социокультурная роль науки………………………………………..200
3. Основные закономерности развития науки……………………………………...202
4. Методы и формы научного познания…………………………………………….204
5. Проблема языка науки…………………………………………………………….206
Тема 14. Философское осмысление взаимоотношений общества и п

Файлы: 1 файл

КОНСПЕКТ лекций по философии.doc

— 1.56 Мб (Скачать)

 

1. Специфические  черты философии средних веков

 

Понятие «Средневековье»  впервые было введено в XV в. гуманистами Возрождения. В XVIII в. оно приобрело уничижительный смысл «темного времени», но затем он был пересмотрен. Средневековье – это богатейший период истории духовной культуры. Сейчас общепринят взгляд на философию средних веков как на итог своеобразного слияния христианства с достижениями античной мысли. Мировоззренческое основание средневековой философии – христианство (в форме католицизма). Поэтому не случайно философию того времени называли «служанкой богословия». Философия формировалась как осмысление христианского вероучения, религиозного опыта и образа жизни. Религия в свою очередь обращалась к философии за поддержкой и обоснованием своих учений (прежде всего, использовались труды Платона). Философия призывается на службу вере с тем, чтобы представлять и объяснять религиозные истины в категориях разума. Почти все средневековые философы были священнослужителями, а философия была для них подспорьем в проповедовании христианского учения.

Традиционно выделяется два основных периода в средневековой  философии: 1) патристика (II-III по VIII вв. н.э.); 2) схоластика (с IX в. по XIV в.).

Выделим специфические  черты философии средних веков.

1) В период Средневековья философия  развивалась преимущественно в  лоне теологии (theos – Бог, logos – слово, учение), для которой характерны теоцентризм и монотеизм (признание источником бытия, блага и красоты единого Бога, познание которого возможно только с помощью веры), креационизм (учение о сотворении мира Богом из ничего). Основными направлениями теологии являются: 1. апологетика (совокупность раннехристианских трудов авторов, обосновавших и защищавших христианское вероучение от нападок языческих светских властей и ученых); 2. патристика (совокупность учений «отцов церкви», утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией); 3. схоластика (учения, ставившие своей целью рациональное обоснование теологического вероучения с использованием идей античности).

2) Провиденциализм – специфическая черта, характеризующая исторический процесс как реализацию божественного промысла. Природное и социальное бытие – результат божественного предопределения. Следствие этого тезиса – идея мировой гармонии и целесообразности. Именно в средние века появляется впервые концепция линейного времени истории человечества – от грехопадения до Страшного суда.

3) Человек понимается  как персона, неделимая личность, обладающая разумом, свободой  воли и совестью. Носителем человеческой личности является душа, созданная Богом. Цель и смысл жизни человека – служение Богу, преодоление своей греховности. Высочайшая добродетель – не разум, а добрая воля и повиновение заповедям Бога.

4) Большинству средневековых философов  присуще догматическое мышление, основанное на доскональном знании формальной логики, которая становится незыблемым каноном. Методы этого мышления – суммарный обзор, комментарии, цитирование.

5) Важнейшими проблемами  средневековой философии являлись: вопрос соотношения веры и разума; проблема доказательства бытия Бога; проблема универсалий (общих понятий). В решении последней проблемы выделились три направления: 1. реализм (Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Р. Бэкон) – общие понятия существуют объективно, до единичных вещей и до всякого познания их человеком; 2. номинализм (Росцелин, У. Оккам, Ж. Буридан) – общее реально не существует ни в уме Бога, ни в вещах, существует только единичное, произвольность (уникальность каждой вещи) божественного творчества определяет относительность всех нравственных норм; 3. концептуализм (Петр Абеляр, Иоанн Солсберийский) – общее не существует вне человеческого ума, до вещей или в самих вещах, общее находится в уме познающего, т.е. универсалии возникают в чувственном опыте человека, индивидуальная вещь без упрощающего обобщения открыта только божественному уму.

6) В средневековой  философии возник ряд еретических  учений, подорвавших авторитет религиозных идей и положивших начало философии Нового времени: учение о двух истинах (истине веры и истине знания (Д. Скотт)); учение о свободе воли и ее относительной детерминированности (Ж. Буридан); учение об опыте как мериле истинности понятий (У. Оккам). 

 

 

 

2. Патристика. Августин Блаженный

 

Патристика – это  философия и теология первых христианских богословов, Отцов церкви, развернувших истины веры в целостное и творческое философско-религиозное мировоззрение.

Выдвинутое в этот период учение о человеке как единстве телесного и духовного, взывающем к общению и активной деятельности, на пути которых только и осуществляется «причастность» человека к Богу, много позже станет называться теоцентрической антропологией. Задача человека постоянно преображать себя. Теоцентризм, креационизм и провиденциализм стали принципами, определяющими понимание человека в христианской философии.

В поисках философских  оснований христианства Иустин, Ориген, Климент Алксандрийский обращаются к идеям Платона и стоиков, чтобы представить греческую философию в качестве предшественницы Откровения, примирить знание и веру. Нетерпимостью по отношению к философии отличался Тертуллиан, для которого единственным критерием истины являются «правила веры».

С IV в. в патристике начинается новая эпоха, связанная с богословскими спорами, возникшими вследствие появления множества ересей (манихейство, гностицизм, арианство, несторианство, монофизитство), произвольно толкующих фундаментальные принципы христианства. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский (все они из Каппадокии) начинают «богословствовать по-философски», находить новый язык для объяснения истин христианской веры. Они разработали, в частности, непротиворечивое учение о сущности Бога и Его трех ипостасях (тринитарная проблема), используя диалектику целого и части, – доказывали, что наряду с тождеством Лиц в Боге, существует их  субстанциональное (не внешнее, а реальное) различие. Таким путем вырабатывался Символ Веры.

Виднейшим средневековым  мыслителем периода патристики был Августин Аврелий («Блаженный») (354-430 гг.), который систематизировал христианское мировоззрение, христианизировал платонизм. Его основные работы: «О граде Божьем», «О Троице», «О величине души», «О природе и благодати» и др.

Взаимоотношения Бога и  мира – центральная проблема в учении Августина. Он опирается на принципы теоцентризма и креационизма. Бог – абсолютная личность – творит мир по доброй воле из ничего по прототипам вещей, которые находятся у него в уме. Это положение получило название экземпляризма (лат. exemplar – образец). Бог передает в «пользование» природе законы, но Бог не забывает о мире, постоянно печется о нем.

Мир – это градация добра. Зло не «онтологично», не существует само по себе; зло – это «умаление  добра». Оправдание Бога за зло, существующее в мире, получило позже название теодицеи (богооправдания). Без контрастов добра и зла добро не имело бы цены. Человек наделен Богом свободой воли. «Первородный грех» – это свидетельство свободы человека, выбравшего зло. Зло – результат высокомерия человека.

Бог создал и тело, и бессмертную душу человека. Без помощи Бога человек не сможет встать на путь самосовершенствования. Только осознание собственного несовершенства, потребность в самоизменении и упование на бога ведут человека к Спасению. Развивая идею человеческого несовершенства Августин Блаженный произнес знаменитую фразу, которая спустя века будет признана как открытие «герменевтического круга»: «не понимать, чтобы верить, а верить, чтобы понимать». Приоритет веры над разумом заключается в избавлении от самонадеянности, безотказности разума.

Перспективы человечества Августин рассматривает в своем  учении о «двух градах». Две разновидности  любви порождают два града: любовь к себе, вплоть до презрения к Богу, рождает град земной, а любовь к Богу, вплоть до презрения к себе, рождает град небесный, который незрим. На этой земле гражданин первого царства выглядит повелителем, господином мира; гражданин небесного града – пилигримом, странником. После первого пришествия Христа, с появлением церкви град небесный расширился и будет расширяться, пока не совпадет с невидимым градом небесным. В этом заключается смысл человеческой истории.

Идеи Августина Блаженного повлияли на всю европейскую философию, непосредственно к нему обращаются такие современные философы, как М. Хайдеггер, К. Ясперс, Э. Фромм, М. Мамардашвили.

 

3. Философское  учение Фомы Аквинского

 

Центральной фигурой  периода схоластики был Фома Аквинский (1221-1274 гг.), соединивший интеллектуализм с неколебимой верой. Его основные сочинения: «Сумма против язычников», «Сумма теологии», «О спорных вопросах истины».

Фома Аквинский, обращаясь  к Аристотелю, делает шаг, многим показавшийся еретическим: он пытается примирить великого грека с Христом. Аристотель для Фомы Аквинского – воплощение авторитета разума, с позиций которого он сам идет к вере. Размышляя над проблемой соотношения веры и разума, Фома утверждает, что бытие Бога не доказуемо, оно воспринимается только верой, тем не менее, человек нуждается хотя бы в косвенных доказательствах Его бытия. Предшественники Фомы Аквинского допускали возможность двух истин, поскольку наука познает одни объекты, теология – другие. Рациональная мысль Фомы Аквинского предлагает другое решение. Наука и теология направлены к одному и тому же, но идут разными путями, поэтому их методы различны. Теология идет «от Бога» к миру, к человеку, ученый, напротив, идет от фактов к обнаружению того, что стоит за ними, постепенно «восходит к Богу». Все, что нельзя доказать или проверить с помощью опыта, относится к сфере теологии. К истинам, не подлежащим вообще суду разума или науки, относятся догматы веры. Такое решение проблемы получило название «учение о двойственности истины», позже ставшее важнейшей стороной официальной доктрины Ватикана.

Фома Аквинский выводит пять возможных способов доказательства бытия Бога. Доказательство от движения: все движущееся приводится в движение чем-то иным. Перводвигатель – это и есть Бог. Доказательство от производящей, действующей причины: все в мире чувственных вещей имеет свою причину. Бог есть первопричина. Доказательство от необходимости и случайности: все случайное имеет необходимость в чем-то другом. Бог – первонеобходимость. Доказательство от степени совершенства: в мире имеются все ступени совершенства. Бог – первосовершенство, абсолютная ценность. Доказательство от божественного управления миром: все в мире ведет себя целенаправленно. Бог – первоцель и перворуководитель.

В споре реалистов  и номиналистов Фома Аквинский занял  позиции умеренного реализма. Реально  только отдельно существующее. Общее, универсалии, хотя и не ведут самостоятельного существования в эмпирической действительности, не лишены реального основания, ибо из него выводятся. Единственное абсолютное общее, являющееся единичностью – это Бог.

Человек – центр сотворенного мира. Каждый человек – особая мысль Бога. Всякий акт Богопознания есть познание человеком себя в соотнесении с абсолютным Божественным совершенством. Вещи, люди и Бог действительны, но по-разному. Действительность не только «есть» как нечто осуществленное, но она и то, чем может быть. Бог есть такое бытие, в котором сущность и существование совпадают, а человек наделен лишь потенцией «быть», он лишь причастен к бытию Бога.

Человек должен осознавать Бога не только как истину и благо, но и как красоту. Красота –  это освобождение от стремлений воли, это успокоенное созерцание в виде чистой формы, это как бы достигнутая цель. Красота, говорит Фома Аквинский, бывает трех видов – физическая, интеллектуальная, нравственная. Соответственно, на другом полюсе находится безобразие, которое воплощено в образах скелета, софиста, сатаны.

«Естественные» законы выражают причастность человека «вечным» законам через его разум. Моральная  ценность «законов человеческих» определяется правом «естественным» («делай добро и избегай зла», семья и воспитание детей, стремление к познанию и общению), «естественное» право базируется на «вечном». Наилучшая форма государства – монархия, способствующая единению людей и порядку. Вместе с тем, Фома Аквинский не является религиозным утопистом: государство не является основным орудием в достижении внеземного блаженства.

В 1879 г. в энциклике  Папы Римского Льва XIII система взглядов св. Фомы предстает как незыблемый фундамент, на который должны опираться католики в своих богословских, научных и философских исследованиях. Вскоре появляется современная версия учения Фомы Аквинского – неотомизм.

Тема 4. Философия  эпохи Возрождения

 

План:

 

  1. Характерные черты философии эпохи Возрождения
  2. Философия Н. Кузанского
  3. Философия Дж. Бруно
  4. Философия М. Монтеня
  5. Социологические идеи Т. Мора

 

Рекомендуемая литература:

 

  1. Алексеев П.В., Панарин А.В. Философия. М., «Издательство МГУ», 2001.
  2. Горбачев В.Г. Основы философии. Брянск, «Курсив», 2000.
  3. История философии в кратком изложении. М., 1991.
  4. Кузанский Н. Сочинения. В 2-х томах. М., 1979-1980.
  5. Макиавелли Н. Избранные сочинения. В 3-х томах. М., 1982.
  6. Монтень М. Опыты. В 3-х книгах. М., 1991.
  7. Перевезенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии: Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения. М., 1997.
  8. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., «Логос», 1996.
  9. Родчанин Е.Г. Философия. Исторический и систематический курс. М., ИКЦ «МарТ», 2004.
  10. Спиркин А.Г. Философия. М., «Гардарики», 2003.
  11. Философия. Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. М., ООО «Издательство АСТ; Филологическое общество «СЛОВО», 2000.
  12. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997.

Информация о работе Лекции по "Основам философии"