Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:09, курс лекций

Краткое описание

Философия представляет собой особую форму духовной деятельности человека, результаты которой (философские теории, идеи, понятия) воплощают в себе предельно общее знание о мире, в котором живет человек, и о его интеллектуальных возможностях, позволяющих ему познавать и преобразовывать этот мир. Философское знание – это предельно общее знание, ориентирующее человека на понимание закономерностей всего сущего, что помогает ему решать конкретные задачи в сферах практической и познавательной деятельности, рассматривая эти задачи через призму панорамного видения (с высоты птичьего полета).

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 98.05 Кб (Скачать)

  Протагор говорит: «Единое, в чём надо участвовать всем гражданам, - это справедливость, рассудительность и благочестие, это добродетели, которым люди учат друг друга». Но при этом возникает вопрос: что такое справедливость? Один из участников дискуссии,  опираясь на мнение поэта Симонида,  говорит: «Справедливо отдавать каждому должное».

     Сократ  соглашается, но в тоже время этот ответ его не удовлетворяет, ибо  он расплывчат, не точен. Сократ говорит: «Справедливо делать  что-то хорошее  своим друзьям, однако в этом случае справедливость выступает как нечто  воровское: направленное во вред врагам, но на пользу друзьям».  А как быть, если друзья люди непорядочные, а враги  люди вполне достойные? «Тогда может  быть, признать справедливостью добро, сделанное друзьями при условии, что они хорошие люди, и зло  сделанное врагам, если они –  люди негодные» –говорит Сократ. Когда  с ним соглашаются, Сократ опять  спрашивает: «Разве можно считать  справедливым человека, который делает что-либо негодное даже по отношению  к негодным людям? Справедливый человек  не должен вредить кому бы то ни было».

     Сторонник сильной власти Фрасимах говорит: «Справедливость  – это то, что пригодно сильнейшему. Во всех государствах независимо от их политического устройства, справедливым считается то, что пригодно существующей власти».

      Сократ, рассуждая о государственном  правителе по аналогии с врагом приходит к выводу, что управитель должен делать не то, что выгодно ему  самому, но то, что пригодно подчиненным  и что им подходит». И все увидели, что прежние объяснения справедливости обратились в свою противоположность. И справедливый человек, вставший  у кормила власти и заботящийся  о благе своих подданных, проиграет. Он не получает тех преимуществ, который  имеет человек несправедливый. Поэтому  несправедливость сильнее справедливости – в ней больше силы, свободы, властности. Несправедливость целесообразна  и пригодна сама по себе и  справедливость – это то, что присуще сильнейшему.

     На  этот убийственный довод Сократ отвечает: все люди мастера  в том или  ином деле, и все они сообща участвуют  в общем деле, которое приносит им пользу. И справедливость состоит  в том, чтобы «ладно применять  своё искусство быть полезным людям, это питает человеческую гордость  и порождает уважение сограждан».

     Сократ  учил своих учеников исследовать  явления, опираясь на свой жизненный  опыт, что позволяло им видеть эти  явления во всем многообразии их связей и отношений и угадывать за внешними свойствами внутреннюю сущность. Сократ считал, что человек сам  должен научиться отвечать на жизненно важные  для него вопросы. И чтобы  помочь людям самостоятельно мыслить, он разработал диалектический метод  мышления, который назвал «майевтика». Он спрашивал у сведущих людей  их мнения по разным вопросам. У стратега он спрашивал, что такое мужество, у софиста, что такое мудрость.  Сократ наводящими вопросами помогал  собеседнику увидеть за внешними свойствами объектов их глубинную сущность. Сделать первоначальное мнение  более полным и соразмерным объекту, то есть выявить его сущность, а  затем соотнести его с определенным понятием. Метод исследования Сократа  включает пять этапов:

  1. Сомнение как форма философско-этической рефлексии. «Я знаю  то, что я ничего не знаю, - говорил он, обращаясь к собеседнику, или собеседникам, но вы не знаете даже этого». Тем самым он подчеркивал неполноту или ограниченность того знания, которое люди осваивают в процессе повседневного опыта. Исходные противоречия процесса познания определяются:
      • противоречием между внутренними и внешними свойствами объекта;
      • противоречием между содержанием и формой объекта;
      • противоречием между сущностью и свойствами объекта.
  2. Ирония - выявление противоречия, присутствующего в знании на уровне всеобщей закономерности и частного случая её проявления.
  3. Майевтика - преодоление противоречия на основе снятия покровов повседневного опыта с сущности вещей.
  4. Индукция – движение мысли на основе логических размышлений  от частного случая к выявлению общих закономерностей на основе осмысления эмпирического материала.
  5. Дефиниция -  окончательное определение сущности исследуемого явления и закрепление за ним соответствующего понятия.

      Для Сократа истинной добродетелью является знание, которое способно сделать  поведение человека нравственно  ответственным и достойным. Он не допускал того, что человек может  владеть знанием истинно достойного поведения и в то же время вести  себя недостойно.

      Таким образом диалектика - это искусство  вести спор с целью выяснения  истины. Диалектический метод позволяет  глубоко и полно исследовать  сущность вещи, потому что его применение позволяет рассматривает вещь следующим  образом:

      • на основе внутренне присущих ей противоречий (справедливость по отношению к одному человеку, включает в себя несправедливость к другим);
      • во взаимосвязи с другими явлениями;
      • в динамике, развитии своих возможностей;
      • в единстве бытия и небытия, существования и несуществования.

      Такова  природная сущность вещи и эта  сущность схватывается  мыслью ученного и диктует направление его  мыслительных операций с целью операционального раскрытию этой сущности. Соответственно диалектика имеет две стороны: 

          1 Диалектика природа (объективная  диалектика, поскольку связи и  отношения в природе складываются  объективно, независимо от человека).

          2  Диалектика мышления (субъективная  диалектика, отражающая в мысленных  образах связи и отношения  природного мира).

     Диалектический  метод мышления опирается на следующие  исходные принципы:

    • принцип всеобщей связи, то есть каждое явление связано с другими явлениями; на основе анализа этих связей философы выходят на понимание сущностей исследуемых явлений;
    • принцип развития, источником которого является внутренне присущие исследуемому явлению противоречия между явлениями и сущностью, формой  и содержанием и др.
    • принцип причинности, определяющий условия возникновения и развития исследуемого явления;
    • принцип системности, позволяющей выявить те необходимые достаточные условия, при которых возникает явление и которые определяют его сущность.

     Применение  диалектического метода мышления позволяет  выявить закономерности возникновения, функционирования и развития природного и социального мира,  а также  человеческое мышление. Эти закономерности отражены в законах диалектики, которые  были разработаны с позиции объективного идеализма Гегелем. Их три:

    • закон единства и борьбы противоположностей, позволяющий осмыслить  источник развития;
    • закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (механизм развития);
    • закон отрицания отрицания (направленность развития).

      Принципы  исследования, а также законы и  категории, при помощи которых исследуются  явления, совокупности представляют собой  целостную теорию, применение которой  для решения познавательной или  практической деятельности позволяет  рассматривать её как адекватный природе метод познания и преобразования человеком окружающего   его  мира. 

      5.2. Метафизический метод  мышления 

     Противоположностью  диалектике является метафизика как философский метод, ориентирующий исследователя на построение  однозначной, статичной и умозрительной картины мира. Термин «Метафизика» первоначально обозначал группу трактатов Аристотеля (384-322г.г. до н.э.), в которых шла речь об особой сверхчувственной реальности, лежащей в основе природы. Эта сверхчувственная реальность, по мнению Аристотеля,  может быть постигнута только мысленным взором – умозрительно. Соответственно, метафизикой стали называть философию, которая содержит умозрительные размышления о сверхчувственной реальности – первоначалах и причинах, первых сущностях, как их называл Аристотель.

     На  современном уровне развития философского знания можно выделить три основных значения понятия «метафизика»:

  1. Философия как наука о всеобщем, первым прообразом которой и было учение Аристотеля о якобы высших недоступных органам чувств, лишь умозрительно постигаемых и неизменных началах всего существующего, обязательных для всех наук.
  2. Особая философская наука – онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от проблем гносеологии и логики.
  3. Определенный философский способ мышления (познания), противоречащий диалектическому методу как своему антиподу.

      Исследованию  метафизики как способа мышления и будет посвящен последующий  анализ. Метафизика отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия, абсолютизирует его статичность, неизменность, а потому для метафизического  метода главным является накопление предельно полной информации о познаваемом  объекте, которая затем мысленно  суммируется. Этот метод начинает играть важную роль в эпоху Нового времени (17-1/3 19 столетий), когда он выступает  как методология исследования   в естественных науках. Метафизика, как метод исследования, получила классическое  выражение в системах  Декарта, Спинозы и Лейбница.

     Энгельс писал: «Метафизический способ мышления рассматривает вещи и процессы природы  в их обособленности, вне их великой  общей связи и в силу этого  – не в движении, а в неподвижном  состоянии, не как существенно изменчивые, а как вечно неизменные, не живыми, а мертвыми». Применение метафизики как самостоятельного философского метода  исследования можно обнаружить уже у Платона.  В  то же время  в ряде своих диалогов Платон дает описание высшего типа знания, которое  формируется на основе восхождения  по «иерархической лестнице» понятий  от эмпирической реальности  к бестелесным  сущностям (идеям) и нисходящего  обратно к чувственному миру. 

     В 18 столетии метафизика пережила кризис  и уступила свою роль, как  определяющего  философского метода,  диалектике, поскольку  величайшие открытия Нового времени: закон  сохранения и превращения энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина и  открытие клетки как исходного кирпичика  живой материи подтвердили диалектико-материалистический взгляд на мир как сложно структурированную  и открытую систему, содержащую в  самой себе источники и механизмы  развития от низших форм к высшим.

     Рассмотрим  пример метафизического метода мышления на основе анализа фрагмента из трактата Т.Гоббса  «К читателю. О теле». Метод мышления Гоббс уподобляет резцу скульптора, при помощи  которого он, обрабатывая бесформенную материю, не творит форму, а выявляет её. Мышление, по мнению Т. Гоббса, «витает над хаотической бездной рассуждений  и экспериментов  и при его помощи все хаотическое  должно быть разложено на составные части, которые следует различать друг от друга. И всякая часть, получив соответствующее ей обозначение, должна занять своё прочное место. Метод мышления должен соответствовать  порядку творения вещей». Философское знание достигается, По-Гоббсу, посредством правильного рассуждения, объясняющего  действия или явления из известных нам причин, или производящих оснований, и, наоборот, возможные производящие основания – из известных нам действий. Для Гоббса рассуждение сводится к двум умственным операциям – сложению и вычитанию.

     Можно рассмотреть пример с характеристикой воспринимаемого тела, когда накопление информации о нем в конце концов  позволяют дать полную его характеристику:

  • находящийся на горизонте объект Т. Гоббс определяет как тело, поскольку он  имеет протяженность и занимает определенное пространство;
    • объект самостоятельно передвигается, значит это  одушевленное тело;
    • на близком расстоянии видно, что это человек;
    • общение с этим человеком позволяет судить о его разумности.

      Таким образом, идея данного тела раскрывается на основе  суммы идей, которые  в совокупности представляют идею разумного  человека. Мысль человека формирует  сущность вещей путем сложения различной  информации об изучаемом объекте. Т.Гоббс  придает огромное значение способности  правильно мыслить. Он пишет: «Знание  есть путь к силе». Всякое умозрение  в конечном счете имеет целью  какое-нибудь действие или практический успех. Те народы добились успеха в  развитии цивилизации, которые умели  правильно мыслить  и на этой основе развивали свою науку и технику.

      Формами проявления метафизического метода мышления являются софистика и эклектика.

      Софистика в переводе с греческого обозначает умение хитроумно вести беседу, дискуссию. Это рассуждение (вывод, доказательство), основанное на преднамеренном нарушении законов  и принципов формальной логики, на употреблении должных доводов и аргументов, выдаваемых за правильное, истинное. Пример античного софизма: «То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога, следовательно ты их имеешь». Здесь заключение делается от общего правила к частному случаю, который это правило не предусматривает. Софистика, как разновидность метафизического метода мышления, коренится в абсолютизации относительности познания. Нарушая требования формальной логики, софистика способствует утрате мышлением субъекта конкретности и определенности. Она отличается «чрезмерной гибкостью», при которой утрачивается сущностное значение понятия, определяющего сущность объекта.

Информация о работе Лекции по "Философии"