Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:09, курс лекций

Краткое описание

Философия представляет собой особую форму духовной деятельности человека, результаты которой (философские теории, идеи, понятия) воплощают в себе предельно общее знание о мире, в котором живет человек, и о его интеллектуальных возможностях, позволяющих ему познавать и преобразовывать этот мир. Философское знание – это предельно общее знание, ориентирующее человека на понимание закономерностей всего сущего, что помогает ему решать конкретные задачи в сферах практической и познавательной деятельности, рассматривая эти задачи через призму панорамного видения (с высоты птичьего полета).

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 98.05 Кб (Скачать)

        Рисунок 5 Агностицизм – проблема второй стороны основного вопроса философии

     

   Обе стороны основного философии  вопроса философии связаны между  собой и выступают как одно целое. Применительно к обществу основной вопрос философии рассматривается как соотношение общественного бытия и общественного сознания, которые в совокупности и представляют собой общественную жизнь.

   Основной  вопрос философии занимает особое место  в социальной жизни, поскольку является исходным при разработке социально-экономических и политических программ,  т.е. решения вопросов социальной организации и управления. Этим определяется  его идеологическая значимость и политическое воздействие философии на социальную жизнь. В. Ленин писал о борющихся партиях в философии, которыми были материалисты (линия Демокрита) и идеалисты (линия Платона) 
 

       4.2 Материализм  как философское  направление 

      Материализм – это философское направление, которое, исследуя сущность бытия, берет  за первичное, фундамент всего сущего, природу.  

      Рисунок 6. Материализм как философское направление 

        

Следует различить:

      1. Нефилософский материализм, который является предпосылкой философского взгляда на мир. Он проявляется в двух формах:
  • в форме здравого смысла, который присущ всем людям; т.е. люди рассматривают природу, условия своей жизнедеятельности как первичное и исходят из них при осуществлении своей деятельности; это непоследовательный материализм, который может включать элементы мифотворчества, мистики, субъективности;
  • в форме естественно-научного материализма, которого придерживаются большинство естествоиспытателей; он не является в полной мере философски осмысленным, поскольку не учитывает роли социальной практики в формировании сознания, а потому при решении мировоззренческих вопросов допускает моменты идеалистических решений.
      1. Философский материализм. Он опирается на науки (естественные, социально-гуманитарные, человековедческие) и социальную практику. Его исторические формы:
  • стихийный, наивный материализм древних философов Востока (Китай, Индия), а также древней Греции и Рима.(VII-IVв.в до н.э.);
  • метафизический, механический материализм включает: метафизические элементы в философии Древнего мира и механистический материализм 17-1/3 19 столетий, включая Л. Фейербаха; этот материализм философы разрабатывали, опираясь на естественно-научное знание и, прежде всего, механику;
  • материализм русских революционных демократов Герцена, Белинского, Чернышевского) которые, исследуя социальную жизнь русского общества с материалистических позиций, обосновали идею определяющей роли народных масс в ходе истории;
  • диалектический материализм, сформированный в середине XIX столетия К. Марксом и Ф. Энгельсом как целостная философия концепция, объясняющая с материалистических и диалектических позиций природную и социальную жизнь, а также человеческое мышление.

        

      4.3 Идеализм как философское  направление 

      Философский идеализм – это научно осмысленная, непротиворечивая система взглядов на мир, основанием которой рассматривается  духовное начало. 

      Рисунок 7. Идеализм как философское направление 

        

        Исторически сформировались следующие  формы идеализма: 

      Объективный идеализм, в соответствии с которым фундаментом, основой всего существующего рассматривается духовное начало, стоящее над материальным миром и порождающее его. Так, наиболее яркими представителями объективного идеализма являются: Платон (мир идей, как фундамент природного мира), Фома Аквинский (Бог - Творец всего сущего), Гегель (Верховный Разум – Творец всего сущего).

            Неотомизм – философия современной католицизма.

      Формой  объективного идеализма является также  иррационализм, который  рассматривает в качестве  основы бытия бессознательное волевое начало и «жизненный порыв», дающий импульс, толчок для развития материального мира.

            Субъективный идеализм, как философское направление, сложился в результате развития теории познания. Поскольку познающий человек (субъект познания) способен получить исходное знание о мире (предметах и вещах его окружающих) только при помощи своих органов чувств, то  утвердился взгляд на познаваемые объекты как комплекс ощущений.  Исходное положение            субъективного идеализма:«Вещи суть комплексы «ощущений», а потому «без субъекта нет объекта» (Дж. Беркли). Однако здесь нужно добавить: нет не самого объекта, а его отражения в сознании познающего субъекта.

      На  позициях субъективного идеализма  стояли: Дж. Беркли, Д.Юм, Фихте, Мах, неопозитивисты.  Последовательный  субъективный идеализм приводит к солипсизму. Это крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида. Такие взгляды встречаются в философии крайне редко. Можно назвать французского философа  и врача XVII столетия К. Брюне. Чаще субъективный идеализм выступает в синтезе с объективным идеализмом. Так, Беркли говорит об ощущениях Бога, через которого они внедряются в сознание людей. Возникает вопрос: почему сформировался идеализм как философское направление? 

      4.3 Гносеологические  и социально-исторические  корни идеализма 

      Гносеологические (теоретико-познавательные) корни идеализма – это сложности процесса познания. Процесс познания можно графически изобразить как раскручивающуюся ввысь спираль, в которой взаимосвязаны чувственная и рациональная  стороны познания.

      Субъективный  идеализм формируется при абсолютизации в процессе познания роли ощущений как единственного источника знания о предмете. Кстати, ощущение представляет собой субъективную форму предмета, а не сам предмет, а потому нередко дает ошибочное знание. Поэтому в процессе познания следует различать субъективную форму воспринимаемого предмета (отношение к предмету) и объективные знания о предмете, в котором воплощена его сущность. Это и делает ученый, стоящий на материалистических позициях.

      Объективный идеализм абсолютизирует в познании  роль абстрактного мышления. Здесь идея вещи (ноумэн) – её сущность мыслится как существующая объективно и извечно. У Платона она – одна из многих в вечном мире Идей, а у Гегеля – одна из проявлений Абсолютной идеи. Импульс мыслительной деятельности человека дает якобы существующее независимо от человека духовное начало,  некая сверхъестественная духовная сила. Очевидно, что такое объяснение возникло потому, что человечество вплоть до настоящего времени не раскрыло до конца механизмы творческой деятельности, позволяющей открывать тайны природы и создавать принципиально новые вещи и предметы, не имеющие аналога в природе. Эту творческую активность человека объективный идеализм также связывает с автономным, объективным Духом, порождающим всё сущее.

      Социально-исторические корни идеализма:

  1. Отделение умственного труда от физического, которое произошло благодаря общественному разделению труда и образованию классового общества;
  2. Утверждение в классовом обществе приоритета духовной деятельности, ставшей монополией господствующих классов, над материальной деятельностью.
  3. Утверждение в общественном сознании иллюзорных представлений о том, что идеи, желания и стремления господствующих классов и, прежде всего, вождей, царей, государей являются определяющим фактором развития истории.

      В работе «Диалектика природы» Ф. Энгельс  писал: «Люди привыкли объяснять  свои действия  из своего мышления, вместо того, чтобы объяснить их из своих потребностей (которые при  этом, конечно, отражаются в голове, осознаются) и этим путём с течением времени возникло то идеалистическое  мировоззрение, которое овладело умами  в особенности со времени гибели античного мира».

      Использование идеалистических подходов в осуществлении  познавательной деятельности, способствуют расширению творчески-познавательных возможностей человека – воображения, интуиции, моделирования образа познавательного  объекта при недостатке информации. Полное преодоления идеалистических  подходов в понимании окружающего  мира возможно лишь с уничтожением его корней:

  • гносеологических, что предполагает объяснение в полной мере источников и механизмов познавательной и творчески-преобразовательной деятельности при исследовании и преобразовании природных и социальных процессов;
  • социально-исторических, что связано с преодолением отчуждения, как условия сохранения разделения труда на умственный и физический, что не позволяет социальному субъекту в полной мере реализовывать свой творческий потенциал.

     Оба эти условия взаимосвязаны, одно порождает другое. Поэтому, преодоление  и снятие этих условий связано  с прогрессом социальных отношений  и деятельности в некоторой, достаточно отдаленной перспективе исторического  развития человечества.  
 
 
 
 

    1. Проблема  метода в философии. Диалектика и метафизика
 

      Термин  метод (греч. methodos – метод, способ) дословно обозначает путь, способов исследования или познания, а также теория, учение. Применение того  или иного метода определяется:

  • целью познавательной  или практической  деятельности;
  • предметом изучения или практики;
  • условиями, в которых осуществляется деятельность.

      Содержательной  стороной метода является совокупность приемов и операций для осуществления  познавательной и практической деятельности. Истоки различных методов  в практической деятельности людей. Для того, чтобы  практическая деятельность была успешной, необходимо решить следующие задачи:

  • найти такие приёмы, которые соответствовали бы природе вещей, с которыми взаимодействует человек в процессе познавательной и практической деятельности;
  • чтобы эти приёмы соответствовали законам той реальности, частью которой являются исследуемые объекты.

      Английский  материалист  Ф. Бекон, творивший  на рубеже 16-17в.в., сравнивал метод  исследования с фонарём, который  освещает дорогу путнику.

      Философский метод  выступает  как обобщенное содержание философской теории, когда  она служит для построения или  обоснования каких-либо философских  концепций, либо научных теорий в  других областях знаний. В философии  метод – это способ построения и обоснования системы философских  знаний.  В процессе  развития философии сформировались два метода философского познания диалектика и метафизика. Диалектика  разрабатывалась как в рамках идеалистического подхода (диалектика Платона и Гегеля), так и материалистического подхода (диалектика Гераклита, Маркса и Энгельса). Вторым философским методом является метафизика, которая также позволяет решать определенные научные проблемы, если они носят ограниченный, локальный характер. Философский метод задает:

    • общее направление исследования;
    • формирует принципы исследования, изучаемого объекта;
  • является отправной точкой при мировоззренческой оценке полученных результатов. 

     5.1 Диалектический метод  мышления 

      Остановимся на характеристике диалектический метод  исследования. Его  специфика состоит  в том, что мысль философа отслеживает  взаимосвязи исследуемого объекта  во всём их многообразии, поскольку  именно через взаимосвязи раскрываются свойства познаваемого объекта, а осмысление этих свойств позволяет выйти  на понимание его сущности (здесь  проявляется диалектика внешней  и внутренней сторон изучаемого объекта).

      Ф.Энгельс  писал: «Диалектика берёт вещи и  их умственные отражения в их взаимной связи, в их сцеплении, в их движении, в их возникновении и исчезновении». Этот подход соответствует окружающей человека природе, которая является «пробным камнем диалектики». «Когда мы подвергаем мысленному рассмотрению природу, или историю человечества, или  нашу собственную духовную деятельность, то перед нами сперва возникает картина  бесконечного сплетения связей и  взаимодействий, в которых ничто  ни остается неподвижным  и неизменным, а все движется, изменяется, возникает  и исчезает. Это понимали уже древние  греки». Эти мысли нашли отражение  в работе Ф. Энгельса «Общие замечания  к Анти-Дюрингу».

      Первые  подходы к пониманию сущности диалектического метода разработал Сократ, древнегреческий философ, который  жил в Афинах (ок. 470-399г.г. до н.э.). По словам Аристотеля, Сократ впервые  стал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения (индукция – это движение мысли от отдельных  свойств объекта через мысленное  обобщение их к пониманию сущности изучаемого объекта). Причем средством (методом) нахождения истины и выработки  понятия для обозначения сущности объекта были у Сократа диалогические  беседы. Анализ этих диалогических  бесед дан в работе Н.В. Мотрошиловой «Рождение и развитие философских  идей». Она анализирует диалог текст  диалога в трактате Платона «Протагор». В нём Сократ и  Протагор размышляют о том, чему и как учить людей, чтобы они обрели государственную  мудрость и способность управлять  обществом.

Информация о работе Лекции по "Философии"