Контрольная работа по "Основам философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 22:23, контрольная работа

Краткое описание

Слово «Философия» существует уже 2,5 тысячи лет. На древнегреческом языке оно означает «любовь к мудрости». Сущность философии- не предмет (который сделал бы философию похожей на науку), а свободное философское мышление. Рождение философского знания- всегда внутренний акт, который вспыхивает, опосредуя собой другие действия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Задание 1. Материя, ее сущность и атрибуты.……………………………….3

Задание 2. Человек в системе социальных связей. Гражданское общество

и государство.…………………………………………………………………...7

Задание 3. Как вы понимаете смысл высказывания Ф. Ницше: «Человек

- это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком,- канат над

пропстью»?………………………………………………………………………12

Список литературы……………………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

контрольная но философ.docx

— 37.34 Кб (Скачать)

  Чем больше развито гражданское общество в  смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.

    Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации - это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством.

    Таким образом, государство и гражданское  общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма

    В целом гражданское общество как  область частной жизнедеятельности  сочетает в себе интересы и потребности  различных социальных и политических субъектов, что довольно часто приводит к конфликтам, противостоянию между ними, которые могут дополняться противоречиями между частными и государственными интересами. Снимать остроту противоречий между субъектами гражданского общества, создавать некую социальную гармонию призваны не только сами граждане, а главным образом государство, являющееся верховным арбитром. Без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать: в нём могут начаться дезинтеграционные процессы распада и острого противостояния разных социальных групп, общественных организаций. И, наоборот, без свободного, саморазвивающегося гражданского общества государство никогда не будет демократическим, станет одной из разновидностей авторитарных режимов 

    Задание №3.  Как вы понимаете смысл высказывания Ницше: «Человек,- это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком- канат над пропастью»?

    Ф. Ницше родился в 1844 году, в семье  священника. С 1851 года, Ницше поступает  учиться, и его обучение, в разных образовательных учреждениях,  продолжается вплоть до 1869 года. После он занимается преподавательской деятельностью, до тех пор, пока позволяет здоровье. В то же время он начинает изучать философию, теологию, писать книги. Уже после окончания преподавательской деятельности он написал книгу «Как говорил Заратустра», в которой высказал множество разнообразных мыслей и идей. Это было новое и, если следовать генезису его мысли, - захватывающее произведение; без сомнения, им было задумано священное лирическое произведение В первой части Заратустры, «Предисловие Заратустры» Ницше преследует мысль о Сверхчеловеке, символе настоящего, определяющего все явления прогресса, обещании возможного освобождения от случая и рока.

    Заратустра  является предзнаменованием Сверхчеловека; это пророк благой вести. В своем одиночестве он открыл обещание счастья и несет это обещание людям; с благодетельной и мягкой силой он предсказывает людям великое будущее в награду за великий труд; в другое время Ницше заставит его держать более суровые речи. Читая эту первую часть книги, не надо смешивать его с теми, которые появятся потом: тогда только можно оценить всю здравость книги и всю мягкость его языка.

    Заратустра  Ницше возвещает о том, что  человек есть нечто, что должно преодолеть, что все существа создавали нечто, что выше их, люди же хотят стать отливом этой великой волны, они готовы вернуться к зверям, чем преодолеть человека. Подлинное же величие человека в том, что он мост, а не цель «Человек - это канат, протянутый между животным и сверхчеловеком, это канат над пропастью». Сверхчеловек - это соль земли, это смысл бытия. Место умершего Бога займет сверхчеловек. Идея сверхчеловека как цели, которую надо достичь, возвращает человеку утраченный им смысл существования, считал Ницше.

      «Я не хочу начинать жизнь сначала. Откуда нашлись бы у меня силы вынести это? Создавая Сверхчеловека и устремляя на него свои взоры, слыша, как он говорит «Да» жизни, я, увы, сам пробовал сказать да!»

    Он  хочет верить и ему удается  уверовать в Сверхчеловека. Ему  хочется утвердиться в этой надежде; она очень подходит к смыслу его  произведения. Ницше хочет в своей  книге показать человечество, пробужденное к новой жизни прославлением  своего собственного существа, добродетелями  добровольного избранного меньшинства, которое очищает и обновляет свою кровь. Исчерпывается ли на этом вся его задача? Конечно, нет. Корни мыслей у Ницше всегда имеют важное и отдаленное происхождение. Последняя его воля заключается в том, что он хочет определить и направить деятельность людей: он хочет основать новые нравы, указать подчиненным их обязанности, сильным их долг и объем власти и вести все человечество к высшему будущему.

    В чем заключается смысл этой идеи? Это символ или реальная действительность? Иллюзия или надежда? Трудно ответить на эти вопросы. У Ницше чрезвычайно подвижный и восприимчивый ум; мощный порыв его вдохновения не дает ему ни времени, ни силы доводить свою мысль до конца; и он иногда не может ясно осмыслить волнующих его идей, и сам толкует их по разному. Иногда Сверхчеловек представляется ему вполне возможной действительностью, но иногда кажется, что он пренебрегает всяким точным изложением своей мысли и его идея делается тогда только лирической фантазией, которою он забавляется для того, чтобы возбудить низшие слои человечества. Но это иллюзия и иллюзия полезная, благотворная. Он тогда любил часто повторять изречения Шиллера: «Имей смелость мечтать и лгать». Нам кажется, что, главным образом, Сверхчеловек мечтательная ложь поэта - лирика. Каждый существующий вид имеет свои границы, которых он не может переступить; Ницше знает это и пишет именно об этом.

    Не  случайно, не красного словца ради поставил Ницше появление сверхчеловека  в зависимость от смерти богов. На первый взгляд, кажется, что Ницше  помещает человека на опустевшее место  Бога. Но это не так. Если Бог мертв, то его место так и остается пустым, и не созидание, а только господство над сущим в виде господства над Землей переходит к сверхчеловеку будущего.

    Сверхчеловек - это не вождь, возвышающийся над  массой людей, не фюрер, не дуче, не каудильо, не генеральный секретарь, как это, может быть, кое-кому хотелось бы думать. Это нравственный образ, означающий высшую степень духовного расцвета человечества, олицетворение тех  новых моральных идеалов, любовь к которым Ницше стремился сделать главным нравственным устремлением человечества.

      Очень просто возмутиться идеей сверхчеловека, но непозволительно представлять это возмущение, возможно и понятное, как опровержение Ницше. Он мыслил появление сверхчеловека как долгий процесс величайших самопреодолений, как великое торжество духовной природы человека, а не индульгенцию буйствующему произволу хамов.

      Сам Ницше за такие интерпретации  своего учения ответственности,  конечно, не несет. С другой стороны, он, как всякий подлинный философ, учит инакомыслию, т.е. учит мыслить самостоятельно, учит ставить новью вопросы. В конечном итоге большего от философа требовать нельзя.

 Список литературы:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005.
  2. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гранд; Фаир-Пресс, 2000.
  3. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник для вузов: В 2 ч. - Ч.1, 2. - М.: МГУ, 1993.
  4. Бессонов Б.Н. Философия: Курс лекций. - М.: АСТ. Астрель, 2002.
  5. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ПЕР СЭ, 2001..
  6. Вальяно М.В. Основы философии: Учебник. - М.: Дело и Сервис, 1999. Всемирная энциклопедия: Философия. - М.: АСТ; Минск:
  7. Гуревич П. С., Столяров В,И, «Мир философии», Москва, Издательство политической литературы, 1989
  8. Кальной И. И. Философия:Учебник.2-е изд. доп. –СПб.:изд «Юридический центр Пресс»,2002
  9. Фридрих Ницше «Так говорил Заратустра», Харьков «Фолио», 1999
  10. Краткая философская энциклопедия. Москва, издательская группа «Прогресс – Энциклопедия», 1994
  11. Философия. Учебник. Под редакцией проф. Митрошенкова. «Гадарики», 2002
  12. Философия. Учебник для вузов. Под ред. проф. В. П. Ратникова-3-е изд.: перер. и доп- М ЮНИТИ-ДАНА 2007
  13. Целлер Э. «Античная философия» С.-П. 1996 г.

Информация о работе Контрольная работа по "Основам философии"