Контрольная работа по "Основам философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 22:23, контрольная работа

Краткое описание

Слово «Философия» существует уже 2,5 тысячи лет. На древнегреческом языке оно означает «любовь к мудрости». Сущность философии- не предмет (который сделал бы философию похожей на науку), а свободное философское мышление. Рождение философского знания- всегда внутренний акт, который вспыхивает, опосредуя собой другие действия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Задание 1. Материя, ее сущность и атрибуты.……………………………….3

Задание 2. Человек в системе социальных связей. Гражданское общество

и государство.…………………………………………………………………...7

Задание 3. Как вы понимаете смысл высказывания Ф. Ницше: «Человек

- это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком,- канат над

пропстью»?………………………………………………………………………12

Список литературы……………………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

контрольная но философ.docx

— 37.34 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3

Задание 1. Материя, ее сущность и атрибуты.……………………………….3

Задание 2. Человек в системе социальных связей. Гражданское общество

 и  государство.…………………………………………………………………...7

Задание 3. Как вы понимаете смысл высказывания Ф. Ницше: «Человек

- это  канат, натянутый между животным  и сверхчеловеком,- канат над 

пропстью»?………………………………………………………………………12

Список  литературы……………………………………………………………...15

 

Введение

    Слово «Философия» существует уже 2,5 тысячи лет. На древнегреческом языке оно  означает «любовь к мудрости». Сущность философии- не предмет (который сделал бы философию похожей на науку), а  свободное философское мышление. Рождение философского знания- всегда внутренний акт, который вспыхивает, опосредуя собой другие действия. Именно поэтому подлинная философия личностна, несет в себе особенности мышления философа, его Я. Философами же, называли мудрецов, распологающих знаниями о мире во всех его проявлениях и на всех уровнях, в том числе о человеке как частице, элементе космоса.

    . Многие проблемы, которые рассматриваются в философии, длительное время ставились и по-своему решались в рамках мифологии, которая возникает задолго до философии на 50 - 90 тысяч лет. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и социальной действительности, возможности человека в познании и преобразовании мира. Философию изучали и развивали и в Древней Греции, в Средневековье и в эпоху Возрождения, Нового времени и современности. Во все времена люди стремятся к ней и изучают ее, считая ее чем-то весьма важным для образованного человека. 

    Задание №1. Материя, ее сущность и атрибуты. 

    Философия как наука играет огромную роль в  исследовании понятий абстрактного характера или обобщенных понятий мира материального. Материя, как философское понятие, имеет весьма продолжительную и объёмную историю исследования, философского поиска наиболее полного определения. Она является одним из первичных предметов философского поиска, поскольку расценивается как первооснова окружающей нас реальности.

    Ещё древние философы, представители  домарксистской философии, уделяли  огромное внимание изучению материи. В  этот период сложилось несколько основных концепций: атомистическая - представителем которой был Демокpит; эфиpная - Декаpт; вещественная - Гольбах. Общим для всех концепций было отождествление матеpии с ее конкpетными видами и свойствами или с атомом, как с одной из пpостейших частиц лежащих в основе строения матеpии.

    К. Маркс и Ф. Энгельс - основоположники  направления диалектического материализма, исследуя понятие материи, имели в виду объективный миp в целом, всю совокупность составляющих его тел. В. И. Ленин, опираясь на результаты их трудов, развил это понятие в дальнейшем в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм».

    От  философского понятия материи нужно  отличать естественнонаучные и социальные представления о ее видах, стpуктуpе  и свойствах. Философское понимание  материи отражает объективную реальность мира, а естественнонаучные и социальные представления выражают его физические, химические, биологические, социальные свойства.

    Всеобщими атрибутами и основными способами существования матеpии являются движение, пpостpанство и вpемя. Существуют pазличные взгляды на вопpос зависимости вpемени и пpостpанства от матеpии. Так, философы - идеалисты pассматpивают вpемя и пpостpанство то как фоpмы чувственного созеpцания, то как фоpмы индивидуального сознания, то как категоpию абсолютного духа.

    Философы - матеpиалисты подчеpкивают объективность вpемени и пpостpанства. Дpевние философы, основывались на атомистических учениях, естествоиспытатели вплоть до 20-го века сpавнивали пpостpанство с пустотой, считая его одинаковым и неподвижным всегда, а вpемя - как таковое, котоpое пpотекает pавномеpно. Так, естествознатели 18 - 19 вв., говоpя об объективности вpемени и пpостpанства, pассматpивали их как самостоятельные фоpмы, отpывая дpуг от дpуга, как существующие независимо от матеpии и движения.

    Пространство  и время как атрибуты материи  существуют в двух концепциях - субстанциальной и реляционной. Для субстанциальной пространство и время – это нечто самостоятельно существующее наряду с материей, как ее пустые вместилища. Пространство как чистая протяженность, а время как чистая длительность, в которые как бы «помещены» материальные объекты. Для реляционной пространство и время – не особые субстанционные сущности, а формы существования материальных объектов. Пространство выражает сосуществование объектов а, а время - последовательность их состояний»

    Категории «пространство» и «время» относятся  к числу фундаментальных философских и общенаучных категорий. И естественно, они являются таковыми, прежде всего потому, что отражают и выражают наиболее общее состояние бытия.

      Материя внутренне активна, она способна к качественным изменениям, и это говоpит о том, что она находится в движении. Движение не случайное, а неотъемлемое свойство матеpии. Именно английский философ Д. Толанд в XIII в. высказал убеждение, что "движение есть способ существования материи". Эта мысль была подхвачена и развита французскими материалистами.

    Само  понятие "движение", как и понятие "материя", есть абстракция. Нет  движения как такового, а есть движение конкретных материальных предметов. На основе развития частных наук, анализа  философских идей своих предшественников создатели диалектико - материалистической философии углубили понимание сущности движения, его непрерывной связи с материей, пространством и временем. Диалектический материализм утверждает, что материя без движения так же немыслима, как и движение без материи.

    Философы, мыслящие метафизически, если они понимали движение как только механическое, видели причину движения во внешних  обстоятельствах. На этой основе возникла идея первотолчка (Ньютон), которая вполне могла совмещаться с признанием какой-то загадочной силы и даже с существованием бога.

    С точки зрения диалектического материализма причины движения материи существуют внутри нее, определяются ее внутренней противоречивостью, наличием таких противоположностей, как изменчивость и устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречием между старым и новым, простым и сложным и т.д. Таким образом, движение есть результат внутренней активности материи, единство противоречий, есть ее самодвижение. Раздвоение единого на противоположности и борьба между ними раскрывают источник самодвижения материи.

    Вклад в изучение материи внесли крупнейшие философы и ученые других областей науки, причем происходило это на протяжении всей истории развития человеческого знания. Понятие материи есть результат обобщения всех понятий о материальном мире, начиная с обыденных понятий, так же понятий научных (естественных, технических, гуманитарных наук). Но философское же понимание этой категории является наиболее обобщающим. 

    Задание №2. Человек в системе социальных связей. Гражданское общество и государство. 

  Общество  на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении - это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество. Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не "сам по себе", не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, ,то есть. в системе его социальных связей.

 Если отдельные  люди, их объединения и действия  достаточно очевидны, наглядны, то связи и отношения между людьми зачастую носят скрытый характер, бесплотны, невещественны. Именно поэтому огромная роль этих незримых отношений в общественной жизни была понята не сразу. Понятие "общественное отношение" некоторыми философами рассматривается в качестве основной элементарной частицы общества наряду с такими понятиями как "социальный субъект" и "социальная деятельность". Именно входе своей деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми. Причем, будучи порождены деятельностью, эти отношения, в свою очередь, являются ее необходимой общественной формой. Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных отношений, поэтому важной проблемой социальной философии оказывается классификация всей совокупности общественных отношений, выделения среди них главных, определяющих, первичных. Можно разделить все общественные отношения на два больших класса - класс материальных отношений и класс духовных (и в этом смысле идеальных) отношений. Важнейшим признаком, свойством (атрибутом) материальных отношений является их объективность: они возникают в процессе становления и развития общества и существуют независимо от общественного сознания. В то же время и духовным общественным отношениям в определенной степени присуща объективность (правда, уже в ином плане, чем материальным отношениям - в плане выступает творцом своих собственных общественных отношений. В то же время они носят объективный характер. Это связано с тем, что люди сознательно (в большей или меньшей степени) совершая те или иные действия, ставя определенные цели и в большинстве случаев их достигая, как правило, не могут предвидеть вызванные своими действиями изменения своих общественных отношений. Поскольку отношения носят общественный характер, то единичные, индивидуальные действия людей и даже отдельных больших социальных групп не в состоянии полностью сознательно, рационально предопределить характер общественных отношений (не секрет, что даже индивид не в состоянии полностью контролировать все свои действия, что уж говорить о действиях массы индивидов, составляющих общество!). Следовательно, общественные отношения представляют собой особую объективную реальность, независимую от воли и желания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей жизнедеятельности. Таким образом, рассмотрение общественных отношений в рамках отдельных крупных сфер общественной жизни позволяет понять роль человека в этих сферах жизни общества.

      Само понятие "гражданское  общество" появилось в XVII в., в  частности в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, а затем получило свое развитие в XVIII в. в работах Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, В. фон Гумбольдта и др. Они уже не отождествляли гражданское общество с существующим государством или реальными формами государственного правления. При этом они исходили из теории договорного происхождения государства, в основе которой лежала идея общественного договора. Согласно этой теории, законно то правительство, учредить которое и повиноваться которому все граждане согласились по своей воле. Сторонники теории договорного происхождения государства отождествляли гражданское общество и государство, если последнее, основанное на общественном договоре, выражает интересы граждан. Но они понимали, что в действительности государство, как правило, подавляет гражданское общество, что, в частности, "абсолютная монархия, которую некоторые считают единственной формой правления в мире, на самом деле несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления". Понятие «гражданское общество», будучи давно известным, оказалось, тем не менее, для нашей науки относительно новым и неразработанным. И если концепция правового общества, выдвинутая в России официально в середине 1980-х годов, все это время активно обсуждалась, то о гражданском обществе заговорили относительно недавно, и главным образом в журнальной периодике.

    Многочисленные  трактовки гражданского общества выделяют два подхода, две концепции. Сторонники одного подхода рассматривают гражданское общество как своего рода социальную универсалию, как весь исторический комплекс общественных отношений, противопоставленных государству в любой его форме, то есть как всё, что не есть собственно государство, власть, администрация. Второй подход заключается в рассмотрении гражданского общества как конкретного феномена, то есть как формы существования рыночно - демократичного общества. Существует так же точка зрения, связывающая возникновение гражданского общества с возникновением гражданина, наделенного определёнными правами и обязанностями.

      Другими словами - нет единой  точки зрения, но анализируя современную научную и учебную литературу, можно сделать следующие выводы.

  1. Понятие “гражданское общество” и “государство” характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны глобального общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского.
  2. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни с другой.
  3. Гражданское общество - первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт - эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества. В некоторых специфических исторических условиях, например, в рамках господства более развитых в политическом отношении обществ над менее развитыми, возможен процесс формирования институтов гражданского общества под определяющим воздействием привнесенных в данную страну политических структур, но все же на существующей корпоративно-культурной основе.
  4. Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество - сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же - сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества.
  5. Объективность противоречия между общими и особыми (индивидуальными, групповыми и др.) интересами определяет противоречия между государством и гражданским обществом.

Информация о работе Контрольная работа по "Основам философии"