Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:17, контрольная работа

Краткое описание

Ответы на вопросы по философии второго курса факультета географии

Файлы: 1 файл

философия ответы на вопросы.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Важнейшей отличительной  чертой мировоззрения эпохи Возрождения  оказывается его ориентация на искусство. Если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой художественно-эстетической. И если в центре внимания античности была природа, космос, в средние века - бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек.

В эпоху возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеку во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивидуума. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и оценить это своеобразие. Оригинальность, непохожесть на других становится здесь важнейшим признаком великой личности.Именно эпоха Возрождения дала миру целую плеяду выдающихся индивидуальностей, великих гуманистов, обладающих ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией. Но философия Возрождения была переходной ступенью к философии зрелого буржуазного общества. В ХVII-ХVIII вв. начался следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени.

В это время  вследствие интенсивного развития промышленности, мореплавания, торговли и великих географических открытий поток информации резко возрос, в результате чего колоссально расширился кругозор европейских ученых. Благодаря великим открытиям Н.Коперника (1473-1543), Г.Галилея (1564-1642) и И.Кеплера (1571-1635) возникает новое естествознание. Его отличительная черта - соединение теории, сформулированной на языке алгебры и геометрии, с заранее запланированным наблюдением и экспериментом. Быстро развиваются новые отрасли естествознания - механика, физика, химия, экспериментальная биология. Чем больше накапливается сложных научных проблем, тем острее ощущается потребность в философском анализе знаний - в общей методологии познания. Вместе с тем новые знания коренным образом меняют научную картину мира. Познание становится центральной проблемой философии, а его отношение к изучаемым материальным предметам - стержнем новых философских направлений. Этот период в развитии философии получил название гносецентристского (от греч. gnosis - знание,познание). Одно из таких направлений рационализм (от лат. ratio-разум) - выдвигает на первый план логические основания науки. Главным источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, которые якобы изначально присущи человеку или являются его врожденными способностями. Но ответить на вопрос, каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об окружающем мире, что гарантирует истину, рационализм не может. Наиболее яркими представителями рационализма в то время были Р.Декарт (1596-165О), Б.Спиноза (1632-1677), Г.Лейбниц (1646-1716) и ряд других мыслителей.

Другое философское  направление - эмпиризм (от греч.empiria - опыт) утверждает, что все знания возникают  из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают  научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф.Бэкон (1561-1626), Т.Гоббс (1588-1679) и Д.Локк (1632-1704).

10. Представление о  природе человека  в античности, в  Средневековье и  в Новое время. 

Природа и сущность человека — философское понятие, обозначающее сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия[1], или его естественные свойства,[2] в той или иной мере присущие всем людям[3]. Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.

В философии единого  и однозначного определения  человека и его  природы не существует. В широком смысле, человека можно описать  как существо, обладающее волей,[5] разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации[6] и труду[7].

Демокрит, как и многие античные мыслители, считал человека микрокосмом. Платон представлял человека как существо, раздвоенное  на материальное (тело) и идеальное (душа) начала. Аристотель рассматривал душу и тело как два аспекта единой реальности. 

Человеческая  душа в трудах Августина  становится загадкой, тайной для самого человека. 

Тело  в философии Нового времени рассматривается  как машина, а душа отождествляется  с сознанием.

Христианство  называет человека «образом и подобием Бога», основной целью которого является спасение души для жизни вечной в раю. 

Средневековая философия — от святоотеческого  богословия до схоластики и мистицизма, как  основы отношений  человека и Бога в  мире, утверждает ценность и статус самой личности. 

Философия Возрождения признаёт самодостаточную  ценность человека. В своих творческих возможностях человек  подобен Богу, но актуализирован без  непременной соотнесённости с божеством, что  определило философию и идеологию гуманизма[18]. В отличие от средневековых философов, гуманисты ставят в центр своих интересов человека, а не Бога[19]. 

В философии и культуре Нового времени акцентируются  такие понятия, как  индивидуальность и  самосознание человека. Декарт заложил основу новоевропейского рационализма, постулируя мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования: «Я мыслю, следовательно, я существую» (лат. Cogito Ergo Sum). Разум становится определяющей характеристикой человека, рассматриваемого теперь как производное от природных и социальных обстоятельств. 

Согласно  принципу Коперника  Земля и возникновение  на ней разумной жизни  в виде Homo Sapiens —  скорее не уникальное, а рядовое явление. 

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"