Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:17, контрольная работа

Краткое описание

Ответы на вопросы по философии второго курса факультета географии

Файлы: 1 файл

философия ответы на вопросы.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

   Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она  не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

   Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления  многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных  вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

   Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом  всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления  сущего: есть действующая причина  — это энергийная сила, порождающая  нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть

   Цель  — «то, ради чего». Высшей целью является Благо. 

 
5. Учения Аристотеля о четырех причинах.

Аристотель 384-322 гг до н. э.

«Первая философия» Аристотеля (позднее названа  метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия.

Бытие — живая субстанция, характеризующаяся  специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:

   Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она  не может возникнуть из ничего, увеличиться  или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

   Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления  многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

   Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом  всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть

   Цель  — «то, ради чего». Высшей целью является Благо. 

 
6. Стоицизм, скептицизм, эпикурейство: основные  философские положения. 
 

Стоици́зм — философская  школа, возникшая  во времена раннего эллинизма. Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.

Учение  стоиков принято  разделять на три части: логику, физику и этику. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика — плодами.

Стоики  считали что спасение можно заслужить  делами. Поклонялись  космосу.

Стоики  не интересовались изучением человека, каков он есть. Они исследовали  его возможность стать мудрецом (каким он должен быть). Зенон и  Хрисипп считали, что моральное  совершенство не зависит от природных  склонностей человека, а исключительно от умственных упражнений, его интеллектуальных усилий, позволяющих быть безразличным к жизни и смерти, славе и бесславию, богатству и бедности, болезни и здоровью. Цель жизни — достижение счастья, согласованность мыслей, чувств и хотения. Добродетель — искусство правильной жизни. Высшая цель человека — жизнь, согласованная с природой.  

   Скептици́зм (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям.

Основатель  скептицизма Пиррон из Элиды (360 - 270 гг. до н. э.). он много путешествовал и его поразили китайские мудрецы, кот сомневались во всем. он отрицал истинность любого познания, проповедовал воздержание от суждений о вещах. Невозмутимость в суждениях и бездеятельность, молчание (афазия) и отрешенность, равнодушие (атараксия) — вот основания их философствования.  

Эпикуреи́зм — философское  учение, исходящее  из идей Эпикура и  его последователей. Эпикур основывает свою школу в 307 г. до н. э. в Афинах. Школа  находилась в саду философа, по этой причине  она получила название «Сад», а последователи  Эпикура стали  именоваться «философами из садов».

Эпикурейская  философия, в особенности  философия самого Эпикура, не имеет  конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед  собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания.Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:отсутствие телесного страдания; невозмутимость души;дружба.

Главный интерес для эпикурейцев  представляет чувственный  мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.

В отличие от стоиков, которые считали  рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Эпикуреец не боится смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет». Жизнь — вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина.

 
7. Особенности Средневековой  философии: теоцентризм,  учение о первородном  грехе,  
спасение души как высшая цель. Фома Аквинский о соотношении веры и знания.

с V по XV века. Распад римской  империи. Распространение  христианства вварварских  странах. Креационизм – божественное происхождение мира. Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога.

Одним из представителей ранней средневековой философии  является Блаженный  Августин Аврелий (354—430 гг.)

Манихейство - учение, в котором свет и тьма - двойное  начало и божественного и дьявольского происхождения. Между светом и тьмой идет постоянная борьба, то же и в душе человеческой. Искупление и спасение возможны без принятия веры в Христа, а лишь одним аскетизмом. Августин разочаровался в манихействе и стал одним из западных отцов церкви.

Философская система  Августина теоцентрична, Бог - высшая сущность, которая не зависит ни от кого и ни от чего, причем, все остальное зависит от него. Бог сотворил мир и продолжает его творить. Любое изменение происходит по воле Бога. Это приводит Августина к концепции фатализма. Если человек творит добро, он делает это по воле Божьей, если же склоняется ко злу, то это его воля. Бог ответственен только за добро, а зло - это просто отсутствие добра.  Спасение души высшая цель – спасение можно заслужить поклонением богу.

Перворо́дный (прародительский) грех — христианский богословский термин, означающий первый совершившийся на земле — прародителями Адамом и Евой — грех[1], вина и последствия которого переходит на всех живших или живущих на земле людей в силу наследования осуждённой и повреждённой человеческой природы. Термин «первородный грех» (лат. peccatum originale или vitium originis) был предложен Блаженным Августином (354-430)в 396 г. 

Схоластика- это 

Крупнейшим представителем схоластики в период ее расцвета (13 век) был Фома АквинскийВ вопросе об отношении веры и знания, религии и философии, Аквинский говорил, что религия и наука обладают разными способами достижения истины. Если религия свои истины обрела в откровении - Священном писании, то философия пришла к истине посредством опыта и разума. Но и в религии могут быть истины, обосновать которые можно с позиций философии. Приоритет всегда принадлежит вере, более того, все науки должны согласовывать свои положения. При этом Аквинский сделал теологию философичной. Док-ва существования Бога: 1 - самодвижение предметов невозможно, значит каждый предмет должен двигаться другим, значит должен существовать перводвигатель - Бог; 2 - исходит из понятия случайности и необходимости. В мире существует много случайностей, но если это не хаотическое существование => необходимость - Бог. 3 - в мире несколько степеней совершенства, должно быть идеальное - критерий - Бог. 
 

 
8. Философия эпохи  Возрождения: антропоцентризм,  расширение исторических  и  
географических горизонтов.

   Возрождение (XV — XVI вв). интерес к человеческой личности. Начиная с XV в. происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Они были связаны и с освобождением от церкви и религии и наступлением эпохи художественно-эстетической. Великие географические открытия. Человек — творец себя и своего места в мире природы. В эпоху Возрождения размывается грань между наукой как постижением бытия, практически-технической деятельностью или искусством и художественной фантазией. Возросла ценность отдельного человека, его оригинальностъ и непохожесть. Становление буржуазного общества. Возрождение античного философского наследия.

Антропоцентризм (от греч. άνθροπος —  человек и лат. centrum — центр) — ненаучное  идеалистическое[1] воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Представители : Франческо Петрарка, Леонардо Да Винчи, Джованни Пико делла Мирандола, Николай Коперник.

Освобождаясь  от пут феодальных отношений, человек  стремится к самоутверждению, к осознанию самого себя, к более верному пониманию своего места в мире.

С этим стремлением  связана новая эпоха культуры - эпоха европейского Возрождения  или Ренессанса. Хотя философы Ренессанса (ХIV-ХVII вв.) и считали, что просто возрождают интерес к античной философии и науке, они, часто того не видя, создавали новое мировоззрение. Для христианства и средневековья единственная творческая сила - бог. Даже человек, обладающий богоподобной душой, лишь червь земной. Зарождающийся капитализм развивал инициативу и активность личности, и мыслители Возрождения ставили в центре мироздания человека, подчеркивая, что именно человек является главной фигурой и высшим судьей своего разумного и целесообразного.

Отсюда и интерес  к человеческому достоинству, к  свободе и разуму человека. Постепенно освобождаясь от авторитета средневековой философии, мыслители эпохи Возрождения создают антропоцентристское (от греч 2. 0 antropos- человек) мировоззрение, приветствуя и обосновывая гуманизм и индивидуализм.

Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство. Если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой художественно-эстетической. И если в центре внимания античности была природа, космос, в средние века - бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек.

В эпоху возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеку во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивидуума. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и оценить это своеобразие. Оригинальность, непохожесть на других становится здесь важнейшим признаком великой личности.Именно эпоха Возрождения дала миру целую плеяду выдающихся индивидуальностей, великих гуманистов, обладающих ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.

 
9. Философия эпохи  Нового времени:  отказ от авторитетов,  рационализм, научная   
революция. 17-18 вв.

Освобождаясь  от пут феодальных отношений, человек  стремится к самоутверждению, к  осознанию самого себя, к более  верному пониманию своего места в мире.

С этим стремлением  связана новая эпоха культуры - эпоха европейского Возрождения  или Ренессанса. Хотя философы Ренессанса (ХIV-ХVII вв.) и считали, что просто возрождают интерес к античной философии  и науке, они, часто того не видя, создавали новое мировоззрение. Для христианства и средневековья единственная творческая сила - бог. Даже человек, обладающий богоподобной душой, лишь червь земной. Зарождающийся капитализм развивал инициативу и активность личности, и мыслители Возрождения ставили в центре мироздания человека, подчеркивая, что именно человек является главной фигурой и высшим судьей своего разумного и целесообразного.

Отсюда и интерес  к человеческому достоинству, к  свободе и разуму человека. Постепенно освобождаясь от авторитета средневековой философии, мыслители эпохи Возрождения создают антропоцентристское (от греч 2. 0 antropos- человек) мировоззрение, приветствуя и обосновывая гуманизм и индивидуализм.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"