Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:07, контрольная работа

Краткое описание

Гегель в своем идеализме пошел дальше Канта. Гегель тоже задавал себе вопрос: почему наше сознание может постигать мир? И вместе с другими идеалистами он отвечал: «Потому что мир подобен нашему сознанию». Но его теория была более радикальной, нежели Кантова. Он не говорил, как Кант: «Потому что сознание систематизирует или организовывает мир», а говорил, что «сознание есть мир» или еще: «разумное есть действительное; действительность и разум тождественны». Это и называется гегелевской философией тождества разума и действительности, или кратко: философией тождества.
Философия Гегеля была кульминационным пунктом развития немецкой философии, которая начинается с Канта. Хотя Гегель часто критиковал Канта, его система никогда не могла бы возникнуть, если бы не существовало системы Канта.

Оглавление

1. Критическая философия И. Канта
2. Объективный идеализм Гегеля
3. Разработка Гегелем диалектического метода

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 59.19 Кб (Скачать)

Рассматривая историю  как прогресс объективного духа в  своей свободе, Гегель отмечает ступени  в истории с точки зрения полноты  воплощения разума и воли объективного духа. Он делит историю на четыре периода:

1) восточный мир (Китай,  Индия, Персия, Египет);

2) греческий мир; 

3) римский мир; 

4)германский мир. 

В то же время он высказывает  идею о развитии истории как смены  обществ, организационной формой которого является государство.

Государство, по Гегелю, есть конкретная форма организационного выражения народного духа, который  овеществляется в действиях граждан, наделенных волей и разумом. Поэтому  существование государства –  это «шествие Бога в мире, его  основанием служит сила разума, осуществляющего  себя как волю» [4, т.7, c. 268].

Историческим идеалом  государства, для Гегеля, является конституционная  монархия. А современная ему прусская монархия стала, по Гегелю, конкретным и наиболее полным выражением исторического  идеала государства в виде «народного государства» [7, c. 150–154]. В таком утверждении Гегель приходит в противоречие со своим собственным диалектическим методом, который подчеркивает, что ничто не может быть окончательно завершено, а все постоянно находится в развитии и самосовершенствовании.

Для того, чтобы государство воплощало в себе всеобщую цель, само государство должно опираться на гражданское общество, ибо без этого цель государства – «счастье граждан» не достижима, считает Гегель. Такое государство «стоит на слабых ногах». Основанием же гражданского общества он считает мораль и нравственность как важную ступень развития объективного духа.

Рассматривая мораль как  внутреннюю убежденность человека (индивида) в абсолютной ценности добра, он вместе с тем считает, что она наиболее полно реализуется в нравственности как системе моральных действия, поступков, традиций. Носителем нравственности, по Гегелю, является дух семьи и  народа. В отличии от Канта, он улавливает общественные корни морали, а не выводит ее из разума. Субстанциональной основой морали он считает семью как родовую ячейку общества. Из множества семей и возникает гражданское общество, если сами семейные отношения базируются на принципах морали. Развитие форм семьи влечет за собой и изменение морали. Семейные узы основаны на доброй воле и любви. Гегель считает, что подлинной основой семьи является даже не столько любовь между родителями и детьми, сколько между братом и сестрой. В отношениях между детьми (братьями и сестрами) больше бескорыстия, чем между мужем и женой. В такой форме Гегель пытается увидеть общественную природу морали. В нравственности он видит воплощение духа народа, а стабилизирующей основой единства народа и гражданского общества является привычка к нравственному как таковому. В такой форме воля духа возвращается к себе в виде добра.

Завершая свою систему  философии как учения о бытии  идеи и духа, Гегель приходит к выводу, что объективный дух достигает  высшей ступени в виде Абсолютного  духа, в котором сливается в  единство субъективное и объективное, когда объективный дух знает  сам себя и осознает себя. То есть, когда он обладает самосознанием, осознанием себя как тотальности, всеобщности.

«Первой формой этого постижения является непосредственное и потому чувственное созерцание, в форме  и образе самого чувственного и объективного элемента, в котором абсолютное становится предметом созерцания и чувствования». Такой первичной формой созерцания духа, по мнению Гегеля, и является искусство. «Именно искусство доводит до сознания истину в виде чувственного образа, и притом такого чувственного образа, который в самом своем  явлении имеет высший, более глубокий смысл и значение» [5, т. 1, c. 109]. Абсолютный дух предстает здесь в виде «прекрасного и художественного произведения», в виде художественного образа. В современной терминологии, это – сфера эстетического сознания как самосознания Абсолютного духа. Идея и дух предстают в искусстве в преобразованном виде – в виде художественного идеала. 

Второй формой самосознания абсолютного духа, по Гегелю, становится религия. Предметом ее является истина, бог и его раскрытие. В религии  истина Бога как совершенного воплощения объективного духа раскрывается в специфической  форме, отличающейся от искусства.

«Религия имеет формой своего сознания представление, так  как абсолютное (Бог как абсолютный дух – Г.Ч.) перемещается здесь  … во внутреннюю жизнь субъекта. Абсолютное дается теперь представлению  субъективным образом, так что сердце, душа и вообще внутренняя субъективность становится главным моментом. Религия  прибавляет к этому (искусству –  Г.Ч.) молитвенное преклонение субъекта перед абсолютным предметом (Богом – Г.Ч.). В религии устанавливается и интимнейшая связь с Божественным и закрепляется в культе общины и народа [5, т. 1, c. 112]. Гегель не противопоставляет религию и знание, что было характерно для философов-материалистов XVIII века. Она дает знание об Абсолютном духе, а следовательно и Боге как универсуме, в форме религиозных народных верований. Христианство, по Гегелю, есть высший этап развития религиозного самосознания. Правда, он отрицательно относился к усилению католической церкви в Германии в начале XIX века. Но его позиция отличается и от атеизма, и от пантеизма.

Третьей формой самосознания абсолютного духа является философия. Религия и философия обладают одним и тем же предметным содержанием  – Бог как абсолютная истина и  как абсолютный дух. Но философия  отличается от искусства и религии. «Религия хотя и погружается в  стихию внутренней энергии», «но не является высшей формой внутренней жизни» [5, т. 1, c. 112]. Высшей формой самосознания абсолютного духа Гегель считает философию как «чистейшую форму знания», поскольку она предстает в виде «свободного мышления», поскольку в ней «объединены оба аспекта – аспект искусства и аспект религии. «В ней объединены объективность искусства», которая утрачивает «характер внешней нравственности и заменяется высшей формой объективности, мыслью», и субъективность религии, которая здесь очищена и превращена в субъективность мышления» в виде понятий об идее и духе. Ибо только в мышлении объективная всеобщность «впервые оказывается в состоянии постигать себя в форме самой себя» [5, т. 1, c. 113].

Все системы философии, существовавшие до Гегеля, он считает закономерным развитием философской мысли  как таковой. Оценивая место своей  философской системы (объективно идеалистической  по содержанию и диалектической по характеру), он впадает в преувеличение. Гегель объявляет свою философскую  систему конечным и высшим пунктом  развития философии вообще.

Его система философии  приходит в противоречие с им же созданным диалектическим методом, который он считал душой философии. И все же, несмотря на ограниченность его философских воззрений, большей частью исторически обусловленной, и внутренние противоречия системы, философия Гегеля явилась большим шагом вперед в развитии не только европейской, но и мировой философской мысли. Она открыла новые горизонты для ее развития. Он сохраняет свое значение и для понимания современной истории.

 

Заключение

Центральное место в немецкой классической философии занимало исследование активности человека, т.е. практики, составляющей основу познания и преобразования действительности. Немецкие философы высказали немало плодотворных догадок, в частности  о тождественности законов исторического  процесса и деятельности людей, об общественной природе и др. Главные достижения немецкой классической философии лежат  в области теории познания. Попытки  преодоления созерцательности привели  к представлению об общественно  обусловленном и активно-творческом характере познавательной деятельности.

Одним из первых эти вопросы  поставил Кант. Признавая существование  объективного мира («вещь в себе»), Кант, однако, считал, что человеку доступен лишь мир явлений. Таким образом, в философии Канта сочетались идеи материализма и идеализма, агностицизма.

Гегель же положил в  основу всего сущего абсолютную идею, которая в процессе своего развития познает самое себя. Пройдя цикл развития в сфере «чистого» мышления, абсолютная идея превращается затем в природу и в заключение познает свое содержание в истории духа, т.е. в человеческой истории. В явно идеалистической форме здесь выражена мысль о тождестве законов природы, общества и мышления. Исходя из этого, Гегелю удалось представить деятельность человека в ее зависимости от развития всей истории человечества. Поэтому он близко подошел к пониманию обусловленности теоретического освоения мира его практическим преобразованием, к пониманию познания как вида деятельности и т.д.

Философия немецкой классики и в наши дни продолжает свою жизнь  как относительно единое образование. Но немецкая классическая философия - созвездие, которое состоит из ярчайших звёзд. На всю последующую жизнь  человечества они зажглись на небосклоне немецкой, европейской, мировой культуры. И одна из самых ярких этих звёзд - Иммануил Кант. Жизнь и поистине бессмертные идеи Канта стали  предметом размышлений в данной работе, хотя ее границы и не позволяют  подробно остановиться на рассмотрение трудов этих великих философов, я  постаралась выделить в ней основные моменты.

 

 

Библиография

  1. Вунут В. Введение в философию. – М.: Черо, 1998.Ггегель. Работы разных лет.– М.: Мысль, 1970–1971.– Т. 1.
  2. Гегель. Наука логики: В 3 т. – М.: Мысль, 1970–1972.
  3. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. –М.–Л., 1929–1959.–Т. 1–14.
  4. Гегель. Эстетика: В 4 т. – М.: Искусство, 1968.
  5. Гулыга А.В. Гегель. – М.: Молодая гвардия, 1977.
  6. Овсянников М.Ф. Гегель. – М.: Мысль, 1971.
  7. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.filosof-chel.narod.ru/

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"