Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:07, контрольная работа

Краткое описание

Гегель в своем идеализме пошел дальше Канта. Гегель тоже задавал себе вопрос: почему наше сознание может постигать мир? И вместе с другими идеалистами он отвечал: «Потому что мир подобен нашему сознанию». Но его теория была более радикальной, нежели Кантова. Он не говорил, как Кант: «Потому что сознание систематизирует или организовывает мир», а говорил, что «сознание есть мир» или еще: «разумное есть действительное; действительность и разум тождественны». Это и называется гегелевской философией тождества разума и действительности, или кратко: философией тождества.
Философия Гегеля была кульминационным пунктом развития немецкой философии, которая начинается с Канта. Хотя Гегель часто критиковал Канта, его система никогда не могла бы возникнуть, если бы не существовало системы Канта.

Оглавление

1. Критическая философия И. Канта
2. Объективный идеализм Гегеля
3. Разработка Гегелем диалектического метода

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 59.19 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Критическая философия И. Канта
  2. Объективный идеализм Гегеля
  3. Разработка Гегелем диалектического метода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

XX век ушел с исторической  арены, продемонстрировав возрастание  динамики социальной жизни, потрясая  наше воображение глубинными  переменами во всех структурах  политики, экономики, культуры. Человечество  потеряло веру в возможность  обустройства планеты, предполагающего  устранение нищеты, голода, преступности.

Цель - превратить нашу Землю  в общечеловеческий дом, где каждому  найдется достойное место под  солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно  перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над  тем, что же происходит в мире и  с людьми. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности  за свои поступки и выбор форм и  направлений своей деятельности становятся главным.

В становлении и формировании духовной культуры человека философия  всегда играла особую роль, связанную  с ее многовековым опытом критически-рефлексивного  размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали  на себя функцию прояснения проблем  бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.

На мой взгляд, философия  Канта является подходящей для рассмотрения влияния биологии человека на мышление и язык, не только благодаря научному стилю, но и благодаря научному духу, которым она пропитана. Несмотря на то, что многие исходные положения  кантовской философии устарели, тем  не менее, они могут быть органично  изменены и дополнены, не разрушая всю  остальную часть философской  системы. Эти изменения касаются, прежде всего, разделения чувственного и физического пространства, а  также эволюционного и социально-исторического  происхождения априорных форм. Впрочем, и без этих изменений 90% текста «Критики чистого разума» можно считать  современным и сегодня. Не случайно постоянное обращение к идеям  Канта представителей различных  наук: психологов, логиков, кибернетиков и др. В своей работе мне хотелось обсудить две стороны гегелевской  философии, - идеализм и диалектику. В обоих случаях Гегель находился  под влиянием некоторых идей Канта, но попытался пойти дальше. Чтобы  понять Гегеля, необходимо показать, следовательно, как он использовал теорию Канта. Кант исходил из факта существования  науки. Он хотел объяснить этот факт, то есть ответить на вопрос как возможна наука?, или почему человеческое сознание способно познавать мир?, или как наше сознание может понимать мир?

Гегель в своем идеализме  пошел дальше Канта. Гегель тоже задавал  себе вопрос: почему наше сознание может  постигать мир? И вместе с другими  идеалистами он отвечал: «Потому  что мир подобен нашему сознанию». Но его теория была более радикальной, нежели Кантова. Он не говорил, как Кант: «Потому что сознание систематизирует  или организовывает мир», а говорил, что «сознание есть мир» или еще: «разумное есть действительное; действительность и разум тождественны». Это и называется гегелевской философией тождества разума и действительности, или кратко: философией тождества.

Философия Гегеля  была кульминационным  пунктом развития немецкой философии, которая начинается с Канта. Хотя Гегель часто критиковал Канта, его  система никогда не могла бы возникнуть, если бы не существовало системы Канта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критическая философия  И. Канта

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге  в семье ремесленника Иоганна  Георга Канта.

Канта принято называть "основоположником немецкой классической философии". Действительно, почти все виды классического  и современного философствования так или иначе восходят к творчеству этого мыслителя. Его труды положили начало знаменательной традиции в европейском духовном развитии.

Древнегреческий ученый впервые  в истории философии отвлекся от космоса и занялся изучением  человеческой природы. Для Канта  проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает о вселенной, но главная тема для него - человек. Он размышлял о законах бытия  и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально  они звучат на данном этапе развития человеческого общества - в период гуманизации всех отраслей знания, в том числе и философии.

Весной 1780 года Канту удалось  завершить работу «Критика чистого  разума». Первоначально Кант хотел  посвятить книгу Ламберту, проявившему  столь живой интерес к его  теоретическим исканиям, но того уже  два года не было в живых. В марте 1781 года философ написал посвящение министру Цедлицу, а в мае книга  увидела свет.

Кант видел себя продолжателем  идеи Френсиса Бэкона, который в  свое время, выступил с критикой схоластического  разума и житейского рассудка, с  требованием отбросить мертвые  догмы и укоренившееся предрассудки, проверять на опыте все положения, претендующие на истинность. Разум  у Канта не некая общая категория  и не объект поклонения. Он, как и  все, должен устоять в критическом  испытании, и тогда он выступит опорой познания. Ведь без определения границ познания вступать на этот путь опасно. Свою задачу философ видит в том, чтобы преодолеть две мировоззренческие  позиции, два вида одностороннего и, следовательно, ложного подхода  к проблеме познания - догматизм  и скептицизм. Одновременно это преодоление  Вольфа, которому принадлежала идея разделения всех философов на скептиков и  догматиков. Первые пребывают в сомнении относительно природы вещей, вторые на этот счет придерживаются четкого ("догматического") взгляда. Кант предлагает третий путь - единственно здравый, по его мнению, - путь критики. Причем речь идет не о  критике каких - либо книг и философских  систем, а о критике самого разума, взятого в чистом виде, то есть независимо от какого бы то ни было опыта. Философ намерен изучить инструмент познания, прежде чем пустить его в дело. Созрел ли разум для самокритики? Кант не сомневается в своевременности своего начинания.

 

§1 Критика чистого разума

Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается им. Часть наших знаний порождается  самой познавательной способностью, и носит, по выражению философа, "априорный" (доопытный) характер. Эмпирическое знание единично, а потому случайно; априорное - всеобще и необходимо. Априоризм Канта отличается от идеалистического учения о врожденных идеях. Во - первых, тем, что, по Канту, доопытны только формы знания, а его содержание целиком поступает из опыта. Во - вторых, сами доопытные формы не являются врожденными, а имеют свою историю. Реальный смысл кантовского априоризма состоит в том, что индивид, приступающий к познанию, располагает определенными, сложившимися до него формами познания. Если посмотреть на знание с точки зрения его изначального происхождения, то весь его объем в конечном итоге взят из все расширяющегося опыта человечества. Другое дело, что наряду с непосредственным опытом, есть опыт косвенный (усвоенный). Далее Кант устанавливает различие между аналитическими и синтетическими суждениями. Первые носят поясняющий характер, а вторые расширяют наши знания. Все опытные, эмпирические суждения синтетичны. Это очевидно. Вопрос в том, возможны ли априорные синтетические суждения? Это главный вопрос "Критики чистого разума". В том, что они существуют Кант не сомневается, иначе бы научные знания не были бы обязательными для всех. Проблема состоит в том, чтобы объяснить их происхождение. Главный вопрос работы - как возможно чистое, внеопытное знание - распадается на три. Как возможна математика? Как возможно естествознание? Как возможна метафизика в качестве науки? Отсюда три раздела основной части "Критики чистого разума": трансцендентальная эстетика, аналитика, диалектика. (Второй и третий разделы вместе образуют трансцендентальную логику). Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что она изучает переход в систему знаний условий опыта через познавательную способность. Трансцендентальное Кант противопоставляет трансцендентному, которое остается за пределами возможного опыта, по ту сторону познания. Здесь мы затрагиваем важную проблему кантовского учения, которую он ставит на первых же страницах своей работы. Речь идет о том, что опытные данные, поступающие к нам извне, не дают нам адекватного знания об окружающем нас мире. Априорные формы обеспечивают всеобщность знания, но не делают его копией вещей. То, чем вещь является для нас (феномен), и то, что она представляет сама по себе (ноумен), имеет принципиальное различие. В диссертации 1770 года Кант утверждал, что ноумены постигаются непосредственно умом, теперь он считает их недоступными никакому пониманию, трансцендентными. Сколько бы мы не проникали вглубь явлений, наше знание все же будет отличаться от вещей, каковы они на самом деле, и сколько бы не увеличивались наши знания, их границы не могут исчезнуть. Канта мучает и вопрос об истине, но он понимает невозможность однозначного ответа на него. Можно, конечно, сказать, что истина есть соответствие знания предмету, и автор неоднократно это говорит, но он знает, что эти слова представляют собой тавтологию. Правильно сформулированный вопрос об истине, по мнению Канта, должен звучать следующим образом: как найти всеобщий критерий истины для всякого знания? Ответ Канта: всеобщий признак истины "не может быть дан". Однако, философ отверг всеобщий критерий только относительно содержания знаний. Что касается их формы, такой критерий он знает: непротиворечивость рассуждений. Он понимает, что запрет противоречия представляет собой "только негативный критерий истины", но, руководствуясь им, все же можно возвести прочные конструкции науки. Важное место в философских построениях Канта отведено категории познания. Одна из частей познания - чувственное познание. По Канту, существуют две априорные, доопытные формы чувственности - пространство и время. Пространство систематизирует внешние ощущения, время - внутренние. Философ на отрицал эмпирической реальности пространства и времени. Его взгляд на пространство и время был в известной степени реакцией на механистические представления об абсолютной длительности и не связанном с ней пустом вместилище вещей. Кант рассматривает время и пространство во взаимной связи, но связь эта реализуется лишь в познающем субъекте. Вне человека, в мире вещей самих по себе возможны иные виды сосуществования и последовательности. Бесспорным достижением теории познания Канта был новый взгляд на соотношение созерцания и интеллекта.

В XVII столетии соперничали  два противоположных направления  в теории познания - сенсуализм и  рационализм. Сенсуалисты полагали, что главную роль играет чувственное  познание, рационалисты, соответственно, отдавали предпочтение интеллекту. Ни та, ни другая школы не видели принципиальной разницы между обоими видами познания. Кант подчеркнул несводимость одного "ствола познания" к другому. Научное  знание, по его мнению, представляет собой синтез чувственности и  рассудка. Главной в гносеологии  Канта является идея активности познания. Именно в ней философ видел свою основную заслугу. Вся докантовская философия рассматривала интеллект человека как пассивное вместилище идей, которые поступают туда либо естественным, либо сверхъестественным путем. Новое, на чем категорически настаивал Кант, состояло в признании активной роли человеческого сознания. Учение философа об активности сознания помогло ему объяснить один из самых загадочных процессов - образование понятий. Кант видит в человеческом интеллекте заранее возведенную конструкцию - категории, но это еще не само научное знание, это только его возможность, такую же возможность представляют опытные данные. Что бы на базе этих возможностей возникло понятие требуется "продуктивное воображение". В работе недвусмысленно выражена идея бессознательного, притом активного, творческого начала. Кант говорит о "спонтанности мышления". Рассудок, благодаря продуктивному воображению, сам спонтанно, то есть стихийно, помимо сознательного контроля, создает свои понятия. Продуктивное воображение - это рабочий инструмент синтеза чувственности и рассудка. Такова одна из центральных идей "Критики чистого разума". Деятельное начало в интеллекте, которое Кант называл продуктивным воображением представляет собой разновидность интуиции. Помимо образования понятий, интуиция нужна еще в одном важном деле - в их использовании. Ученый должен не только располагать набором общих правил, законов, принципов, но и уметь применять их в конкретных, единичных обстоятельствах. Кант называет это интуитивное уменье способностью суждения. Таким образом, интуиция сопровождает познание при его движении в любом направлении: когда возникают абстракции, и когда эти абстракции применяются в конкретных ситуациях.

 

§ 2 Критика практического  разума

Веры требует наш практический разум, то есть наше нравственное сознание. Оно не зависит от чувственных  мотивов, и с его помощью человек  возвышается над природой.

Мораль не может быть теоретически обоснована. Она, как и религия, покоится на вере, но религия не является источником нравственных норм. «Религия ничем  не отличается от морали по своему содержанию, то есть объекту, ибо она касается долга вообще; ее отличие от морали лишь формальное, то есть религия есть законодательство разума, призванное придавать морали влияние на человеческую волю для исполнения человеком каждого  его долга при помощи созданной самим разумом идеи Бога».11 Кант И. Сочинения, т.6, М., 1966, с. 334

По мнению Канта, знания только тогда имеют ценность, когда позволяют  человеку стать лучше, гуманнее. Следовательно, практический разум выше, совершеннее  теоретического, а мораль автономна  от каких-либо условий жизни и  представляет собой область свободы, в которой властвует единое, внутреннее повеление, главный нравственный закон - категорический императив.22 Императив - (от латинского) повеление. Суть его философ сформулировал следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в тоже время иметь силу принципа всеобщего законодательства».33 Кант И. Сочинения, т.4, ч.1, М., 1994, с. 347 Это требование может противоречить внешним условиям существования и интересам отдельного человека, но оно запрещает действия, которые никогда не станут общечеловеческими нормами поведения.

Предмет практического разума - обнаружение высшего блага, то есть того, что необходимо для свободы  человека. Свободный человек свободно мыслит: вначале - дело и поведение, а затем - его осмысление.

Объясняя идею нравственного  закона, Кант выдвигает ряд постулатов. Постулат свободы воли говорит о  способности каждого определять свое поведение, проникаясь сознанием  долга. Если человек хочет быть моральным, то он следует долгу, а если он долгу  не следует, то должен понимать, что  ему придется отвечать за свои поступки. Постулат бессмертия души позволяет  рассчитывать на достижение нравственного  идеала и блаженства даже после смерти. Постулат о существовании верховной  причины «высшего блага», Бога, предлагает гарантию такого воздаяния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объективный идеализм Гегеля

(1770 – 1831)

Гегель относится к  тому разряду гениальных и великих  философов, которые своей целью  ставят создание такой философской  системы, такой философской теории, которая бы охватывала вне нас  существующий мир как целое, как  развивающуюся на своей собственной основе систему. Он видит задачу философии в том, чтобы «выявлять во всем конечном бесконечность и требовать усовершенствования конечного посредством разума» [2, т. 1, с. 198]. Под конечным в данном случае Гегель понимает наличествующую предметную реальность, в которой живет и действует человек. Для того, чтобы решить такую сложную задачу, необходимо создать систему категорий и понятий, которая в подробностях схватывает эту взаимосвязь конечного и бесконечного.

В создании своей философской  системы он исходит из самой простой  категории, без которой нельзя приступить к теоретическому, а тем более  философскому пониманию объективной  реальности. Такой исходной категорией является «бытие». И действительно, приступая к познанию, человек  сталкивается с тем, что вне нас  существует мир, о котором мы вначале  не можем сказать ничего, кроме  того, что он существует. Он непосредственно  предстает перед нами. Поэтому  вначале бытие есть чистое бытие, поскольку мы не располагаем никаким  знанием о его содержании. «В своем  истинном выражении простая непосредственность есть поэтому чистое бытие. Бытие и ничего больше, бытие без всякого дальнейшего определения и наполнения», подчеркивает Гегель в своей работе «Наука логики» [3, т. 1, с. 126]. А поскольку мы вначале не располагаем никаким знанием о содержании бытия, то само бытие предстанет как ничто, из которого и должно возникнуть «нечто». В этом ничто должна быть предпосылка, должно быть начало, из которого и возникает это нечто – предметная реальность с определенными свойствами, которые мы и можем познать. Поэтому исследование сущности бытия есть «начало философии», есть та «сохраняющаяся» на всех последующих этапах развития основа, есть то, что остается всецело имманентным своим дальнейшим определениям [3, т. 1, с. 128]. Но Гегеля интересует как это ничто, это чистое бытие приобретает свойства «нечто», которое в самой абстрактной форме уже есть вначале.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"