Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 13:18, контрольная работа

Краткое описание

Суть древневосточной философии: космоцентризм—восприятие окружающего мира как единого целого, а человека в нём—как неотъемлемой, но отнюдь не главной части. Зачатки философской мысли—в Древнем Египте и Междуречье. Но там не сложилось стройных философских систем. Таковые впервые возникли в древних Индии и Китае.

Оглавление

1.Какова основная проблема, поднятая древневосточной философией и средства ее разрешения в различных древневосточных философских системах?....................................................................................................стр. 2


2.В чем суть идеального общества «по марксизму» и каковы способы ее достижения?...............................................................................................стр. 6


3.Назовите основые признаки материи. …………………………………стр. 11


4.Взимоотношение человека и природы: история развития. …………..стр. 14



5.Список литературы……………………………………………………...стр. 21

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ Ф-ИЯ.docx

— 46.38 Кб (Скачать)

    - законы  природы изменяются медленее, чем  законы развития общества;

    - невозможность  повторения общественных законов;

    - законы  общества проявляются не так  ясно и открыто, как в природе;

    - законы  общества носят статистический характер.

    4. Природы вечна и бесконечна. Общество исторически ограничено во  времени и пространстве. С этой точки зрения нельзя, полагают некоторые авторы, рассматривать природу и общество как единство противоположностей в онтологическом аспекте. Это противопоставление возможно лишь в рамках гносеологии и, следовательно, оно не обсолютно, а относительно.

     Говоря  о взаимосвязи природы  и общества, некоторые исследователи пытаются проследить ее через призму таких  категорий, как «биосфера» и «ноосфера».

     Учения  о биосфере:

        Основные положения  учения, по мнению некоторых исследователей, были сформулированы В.И. Вернадским (1867-1945) в 20-е годы XX века. Учение о биосфере, это учение о сфере живого. Что же нового предлагал В. Вернадский, многие ученые и до него изучали живые организмы на Земле. Заслуга же Вернадского в том, что он за многообразием отдельных живых существ увидел их единство, их структурную и функциональную связь, смог понять их как монолитное целое. Последнее он выразил через понятие «биосфера».

     Биосфера – это не просто одна из существующих оболочек Земли, подобно литосфере или атмосфере. Это организованная оболочка.

     Биосфера  имеет приделы, определяющие поле существования  жизни, то есть некоторые конечные размеры, в рамках которых она может  быть выделена и начно изучена.  Говоря о биосфере как сфере живого, В. Вернадский дает анализ понятия «живое», связывая его с наличием организованности, которая означает существование  определенных закономерностей в  развитии не только отдельных живых  существ, но и всей жизни на Земле. В основе существования живого лежит  его биогеохимическая работа. Живое вещество выступает как совокупность живых организмов: микроорганизмов, растений, животных и самого человека. Кроме того оно включает и количественные параметры: вес, энергия, атомный состав и т.д.

     В рамках биосферы осуществляется круговорот вещества и потоков энергии между  основными ее структурами компонентами, благодаря чему она сохраняется  и функционирует. Вовлечение в миграционные циклы одних вещественно-энергетических потков и выход из биохимических  циклов других приводит к непрерывному обновлению биосферы, способствует ее развитию, усложнению живого вещества, возрастанию многообразия живых  организмов.

     Возникновение биосферы означало появление нового аппарата,  с помощью которого происходит превращение крсмической  энергии в земную. Это превращение  приобретает новые формы и  выступает в виде фотосинтеза, химического  синтеза. В результате последних  происходит формирование новых видов  вещества, энергии. Однако в учении о биосфере остается еще много  открытых вопросов, один из которых  является загадкой, тайной: объяснение скачка от химической эволюции к эволюции биологической.

     Учение  о ноосфере:

     Впервые «ноосфера» прозвучало, по данным некоторых  исследователей. Во Франции с тенах  Колледж де Франц на лекциях фолософа и матемтика Эдуарда Леруа  в 1927/28 учебного года. Соавтором этой идеи является, с точки зрения ряда ученых, Тейяр де Шарден (1881-1955). Возникновение  учения о ноосфере связанно с признанием теории биосферы и является ее продолжением. Дословно с греческого «ноосфера» означает сфера разума. С этой точки зрения сфера разума противопоставляется биологической, неразумной сфере. Что из себя представляет новая сфера жизни? При ответе на этот вопрос возникает много проблем с различными вариантами ответов.

  1. Является ли ноосфера продолжением биосферы, ее частью или она формируется параллельно с ней? Если она является продолжением, то полностью, или частично она заменяет биосферу?
  2. Возникает ли ноосфера с появлением человекаили эта сфера есть результат деятельности человека, как завершение его развития, как переход от индивидуальной жизни к коллективной.

     При всей множественности характеристик  ноосферы можно, на наш взгляд, выделить наиболее общепринятые моменты. Понятие  ноосферы вводится дл обозначения новой  сферы, возникающей под действием  разумного начала. А так как  разум имеет, по мнению иногих исследователей, искусственное начало, то и ноосфера, часто употребляется в плане  «сфера искусственного». Эта сфера  отражает дальнейшее объединение людей, за счет создания новых средств сообщения, информации, носящей коллективный характер. Становление ноосферы это какбы  увеличение общезеного мозга. С этой точки зрения, говоря о перспективах развития ноосферы, некоторые сследователи предполагают, что оно будет отражать:

- все  большее планетарное единство  и умножение коллективной творческой  мощи человечества;

- рост  самопознания человека;

- переход  человека к высшему порядку  – духовному.

   Становление искусственной сферы означает возникновение  новой энергии и новых ее носителей (зданий, дорог, разлиных сооружений и  т.д.) Искусственная дополнительная емкость обиспечевает большие, чем  в биосфере, потоки вещества, энергии, информацию, что приводит к становлению  качественно новых форм организации  жизни. Вещество, энергия, информация, проходя через искусственно созданные  системы, по новому структурируются, формируя тем самым новые способы жизни. С этой точки зрения меньшие в  биосферном плане вещи оказываются  более развитыми в ноосферном.

       Говоря  о ноосфере, следует отметить, что  некоторые ученые высказывают сомнения о вожможности ее создания, так  как для этого необходимо наличие  такого количества энергетических и  трудовых затрат цивилизации, которые  она обесечивать не может.

            Однако соотношения  между человеком и природой довольно сложны. Но для того, чтобы разобраться  в их современном состоянии, нужно  проследить за историческим развитием этих отношений, например:

  1. Древний Восток и ранняя античность: принцип космоцентризма.

   При этом природа значительнее человека. Человек зависит от природы и  подчинён ей.

  1. Поздняя античность: принцип антропоцентризма.

     Человек—царь природы (с точки зрения теоцентризма—т.к. из всех природных объектов человек ближе всего к Богу), т.е., для этого периода было характерно покровительственное отношение к природе.

   3. Новое время: развитие принципов, заложенных в поздней античности и средневековье в смысле более высокого человека по сравнению с природой. Но в смысле характера взаимоотношений между ними наступили серьёзные изменения. Но связаны они были с общественными переменами, происходившие в Европе (и в мире в целом) в период Нового времени. А эти процессы были связаны, напомним, с утверждения нового общественно-экономического строя—капитализма. А с точки зрения капиталистической психологии, самой важной ценностью в жизни человека считается  материальное благополучие, получение прибыли. Т.е., всё начинает рассматриваться с практической точки зрения—как то, что помогает зарабатывать деньги или мешает этому. Для Нового времени характерно потребительское отношение к природе. Природа стала рассматриваться как мастерская, а человек—как работник в ней.

     Возникает вопрос: чем различаются между  собой потребительское и покровительственное  отношение? Различаются они следующим : покровительственное отношение (поздняя  античность и средневековье) подразумевает  заботу и ответственность, а потребительское (Новое время) — нет. Т.е., в период Нового времени человек фактически противопоставил себя природе. И в результате природа “отомстила” ему — наступил глобальный экологический кризис (в этом проявился один из парадоксов цивилизации — человеческий разум, показав всю свою мощь и силу, поставил человечество на край гибели). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  литературы:

  1. Аристотель Изб. В 4-х Т. – Т1. М., 1975. – с. 552
  2. Аксёнов Г.П. Живое вещество: между вечностью и временем // Прометей. 1988, №15 – с. 202-220
  3. Бердяев Н.А. О русской идее // О России и русской философской культуре – М., 1990, - с. 43-271
  4. Борисовский Н.И. Древнейшее прошлое человечества – Л., 1979, - с. 240
  5. Бурденко Н. Познание тайн материи // Н Бурденко – М., 1962, - с. 175
  6. Гегель Г. Энциклопедия философских наук // Гегель Г. // Соч. Т2. –М., 1974 – с. 450
  7. Жуков Н.И. Проблема сознания. – Минск, 1987
  8. Ляхович Е.С. Философский анализ проблемы сознания // Томск, 1986 – с. 24-35
  9. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритизм // Полн. собр. соч. – Т. – с. 29-752
  10. Маркс К. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42 – с. 41-174
  11. Муронов А.А. Философия // Учебное пособие для всех специальностей вуза; АлтГАКИ, кафедра истории и философии. – Барнаул, 2007
  12. Семенова С. Семья идей // Знамя – 1988, №3 – с. 185
  13. Уитроу Д. Естественная философия времени // Д. Уитроу. – М., 1964 – с. 431
  14. Энгельс Ф. Диалетика природы // Ф. Энгельс. // Маркс К. Соч. Т.20 //К. Маркс, Ф. Энгельс – с. 343-629
  15. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф., - Соч . Т.19 – с. 350-354

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"