Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 13:18, контрольная работа

Краткое описание

Суть древневосточной философии: космоцентризм—восприятие окружающего мира как единого целого, а человека в нём—как неотъемлемой, но отнюдь не главной части. Зачатки философской мысли—в Древнем Египте и Междуречье. Но там не сложилось стройных философских систем. Таковые впервые возникли в древних Индии и Китае.

Оглавление

1.Какова основная проблема, поднятая древневосточной философией и средства ее разрешения в различных древневосточных философских системах?....................................................................................................стр. 2


2.В чем суть идеального общества «по марксизму» и каковы способы ее достижения?...............................................................................................стр. 6


3.Назовите основые признаки материи. …………………………………стр. 11


4.Взимоотношение человека и природы: история развития. …………..стр. 14



5.Список литературы……………………………………………………...стр. 21

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ Ф-ИЯ.docx

— 46.38 Кб (Скачать)

     Ведь  духовный мир, с точки зрения Маркса и Энгельса, является порождением  человеческого разума, другими словами—просто представлениями людей, которые  полностью зависят от сложившихся  общественно-экономических отношений.

      Но, дело в том, что люди не считают, что сознание есть порождение бытия—они, наоборот, полагают, что их бытие определяется их сознанием—т.е., их представлениями. Отсюда—люди находятся под властью порождённых их же сознанием представлений, которые человек принимает за данные некими высшими силами нормы и правила.

     Таким образом, складывается ситуация, при  которой не человек управляет  своим сознанием, а наоборот—сознание  управляет человеком. Т.е., сознание людей отчуждается (т.е., делается независимым) от их бытия —и тем самым, происходит отчуждение человека от самого себя.

     В этом—отчуждение сознания человека от его бытия, т.е.—его отчуждение от самого себя.

     Но: существующие в обществе нормы и  представления—лишь оправдания человеческих пороков (прежде всего—эгоизма, стремления жить за счёт других).

     И здесь возникает следующий вопрос—какова  же была причина появления эгоистических  наклонностей у людей? А причина  этого довольно проста: право частной  собственности. Из-за него люди начинают завидовать друг другу, бороться друг с другом за обладание ею—и, таким  образом, начинают относиться к другому  человеку не как к себе подобному, а как к средству или помехе для максимального удовлетворения собственных потребностей. А человек  по своей натуре—существо общественное, коллективное—но никак не эгоистичное. Таким образом, право частной  собственности приводит к искажению  самой сути человеческой природы. Это  явление Маркс и Энгельс назвали отчуждением человека от своей родовой сущности. Т.е., для его преодоления нужно просто ликвидировать право частной собственности. И тогда будет построено идеальное общество: коммунизм (от лат. “коммуна”—общность, общее)—тип общественного устройства, в котором, благодаря отсутствию права частной собственности, отсутствует почва для проявления и развития отчуждения людей друг от друга, и, таким образом, человеческие взаимоотношения строятся на основе не вражды и конкуренции, а сотрудничества и взаимопомощи.

     Однако  отменить частную собственность  не так-то просто—ведь это вызовет  сопротивление её владельцев. И в  этом случае, вполне допустимо и  даже зачастую необходимо насилие—для  подавления их сопротивления. Эти идеи развил

       Ленинизм: Основатель В.И. Ульянов (Ленин) (1870—1924 г.г.) (Россия—СССР)

     В.И. Ленин: философия—духовное оружие либо для сохранения, либо для изменения существующих общественных отношений. Т.е.—философия, с его точки зрения, носит практический характер. Отсюда также—критический характер философии ленинизма.

    Главные объекты критики:

     1. Философский идеализм — за то, что он является оправданием господствующих в обществе представлений как порождений некоего высшего духовного начала (хотя на самом деле, они—лишь плод нашего воображения и полностью зависят от нас, а не наоборот).

     2. Положение о непознаваемости  мироздания — т.к. непознаваемость мира не позволяет его изменять—что и надо заинтересованным в сохранении существующих общественных порядков. Т.е., с точки зрения марксизма, мир познаваем. Как следствие, они полагали, что познаваемый мир вполне можно изменять по своему усмотрению—на что и направлена вся философия марксизма.

     Вывод: познаваемый мир можно изменять. В этом—суть философии марксизма.
     А поскольку Маркс и его последователи  призывали изменить мир в интересах  всех людей—то можно также говорить о гуманистической (т.е.—человеколюбивой) направленности марксистской философии. Но, с другой стороны—в преобразовании действительности марксизм не отрицал  и положительной роли насилия, т.е.—антигуманных  методов. Поэтому марксизм—сложен  и противоречив, а потому—вполне  жизнеспособен (в духе воспринятой  им диалектики—развития через противоречия).

     Марксизм  появился как развитие идей немецкой классической философии и развивался параллельно с другим видным философским  течением, которое как развивало  определённые идеи немецкой классической философии, так явилось и реакцией на неё, во многом с ней не соглашалось. Речь здесь идёт о т.н. философии  жизни и философии человека. 

  1. Назовите  основные признаки материи

     Есть  точка зрения, что бытие — шире сознания, т.к. продукты нашего сознания — идеи, мысли и т.п. — являются частью бытия. Эту точку зрения отстаивают материалисты. Материалисты: Бытие шире сознания. Бытие определяет сознание. Продукты сознания материалистов — это духовное бытие. С точки зрения же идеалистов, всё наоборот. Идеалисты: Сознание шире бытия.

     У идеалистов бытие — лишь проявление возможностей высшего разума (Бога, абсолютной идеи и т.п.) — и, естественно, оно не выражает его могущества полностью. Поэтому для них, во первых, бытие уже сознания, а, во-вторых—сознание определяет бытие. Рассматривая сознвние как высшую форму отражения, мы показали, откуда берется и что из сбя представляет этот уровень отражения по сравнению с более низшим, например, у животных. Мы рассматриваем сознание как целостное явление. Что же представляет из себя эта целостность? В связи с этим встает вопрос об элементах сознания, его структуры. Проблема структуры сознания со всей остротой встала лишь в самое последнее время в связи с интенсивным проникновением системно-структурного метода в различные области знания. Это, видимо, связанно с тем, что сам процесс познания переходит на качественно новый этап, от решения общих проблем, к их конкретизации. Если рассматривать сознание как систему, то в ней, необходимо выделить элементы, которые могут быть рассмотрены как нечто самостоятельное, и в тоже время как нечто зависимое друг от друга. В зависимост от критерия могут быть выделены различные элемент сознания. Само сознание, как уже отмечалось выше, рассматривается с позиции теории отражения как единство знания и поведения. Взаимосвязь последних и будет определять уровень развития сознания. Говоря о сознании, следует в первую очередь определить, о чьем сознании идет речь, кто является его носителем, субъектом. Взяв, таким образом, в качестве критерия носитель сознания, традиционно подразделяют его на индивидуальное и общественное. Выделение данных элементов предпологает нахождение разлиций и установления связей между ними. Т.е., здесь мы подошли к рассмотрению ещё одного критерия деления бытия. Но он актуален только для материалистов—поэтому мы для удобства примем их позицию.

     Итак, если принять точку зрения материалистов, то бытие можно разделить на материальное и духовное.

               Т.е. Бытие

               ↓                                                                            ↓

      материальное                                   духовное

(реальные, материальные вещи)                  (продукты сознания)     

Материальное  бытие тесно связано с понятием материи.

     Классическое  определение материи дал французский  вульгарный материалист эпохи Просвещения (XVIII в.) Поль Гольбах:

     Материя—это объективная реальность, данная нам в ощущениях, но существующая независимо от нас и наших ощущений. Материя обладает определёнными свойствами. Отметим основные из них.

   Основные  свойства материи:

  1. Нахождение в пространстве и во времени:

   Т.е. — материальные предметы поддаются измерению—их размеров в пространстве и их места во времени;

  1. Движение:

   Все материальные предметы находятся в  постоянном движении (хотя бы одновременном  с землёй, которая вращается вокруг солнца);

  1. Неуничтожимость:
   Это свойство лучше всего выражается в законе сохранения энергии, который  был открыт М.В. Ломоносовым. В его  формулировке он звучит так: “Если  сколько-нибудь от чего-то убудет—то  столько же к чему-то другому прибудет”.

В наше время формулировка этого закона звучит так, закон сохранения энергии: какие бы процессы ни происходили в мире, общее количество массы и энергии всегда будет оставаться неизменным.

     Природа—вся совокупность естественных условий  существования человека. В философии к понятию “природа” очень тесно примыкает понятие “биосфера”.

  Биосфера (сфера жизни)—совокупность всего живого на земле.

     Если  всего живого, то, значит, она включает в себя также и человека. И более  того—человек—один из важнейших  элементов природы, т.к. он не только существует в природе, но и преобразует  её. Именно благодаря человеку природу  можно разделить на две составные  части. 

            Природа

              ↓                                                  ↓

  “чистая”, нетронутая                                    очеловеченная

     природа                                                     природа

     Очеловеченная природа — совокупность предметов, явлений и процессов, в природе как таковой не встречающихся (домашние растения и животные). Очеловеченная природа делится на две составные части—материальную и духовную. В философии их принято обозначать терминами “техносфера” и “ноосфера”.

     Очеловеченная природа:

     1. Техносфера (сфера материального) совокупность материальных, технических достижений человечества.

     2. Ноосфера («сфера разума»--этот термин ввёл русский учёный биологи и философ первой половины ХХ в. В.И. Вернадский) совокупность духовных достижений человечества.

     А в основе очеловеченной природы  лежит антропосфера—совокупность всех людей и их взаимоотношений. И здесь встаёт следующий вопрос—о взаимодействии человека и природы. 

  1. Взаимодействие  человека и природы: история развития

       Определив основные характеристики общества, мы можем отметить наличие связи его с природой. Последняя может быть рассмотрена в двух аспектах:

    1. Исторический. Общество возникает на определенном уровне развития природы. Происхождение общества может быть рассмотрено как одно после другого. Развитие природы предшествует возникновение общества;
    2. Гинетический. Общество появляется и развивается не пераллельно с природой, а является результатом развития последней. Общество появляется из природы, как одно из другого.

     По  мнению многих исследователей единство природы и общества обусловлено:

  1. Связью всех форм движения материи;
  2. Наличием в мире явлени причинности и единых способов  связи, выраженных в законах диалектики.

     На  ряду с единством многие исследователи  выделяют и отличия, которые могут  быть сведены к следующим моментам:

  1. По способу сществования. Для природы в качестве носителя взаимодействия выступает природный, естественный продукт. Социальная система существует благодаря взаимодействию элементов, осуществляемого с помощью искуственного носителя (продукта труда, знания и т.п.);
  2. По форме отражения. «История развития общества, - писал Ф. Энгельс, - в одном пункте существено отличается от истории развития природы. В природе (поскольку мы оставляем в стороне обратное влияние на нее человека) действуют одна на другую лишь слепые , бесознательные силы… Наоборот, в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящимися к определеным целям. Здесь ничего не дается без сознательного намерения, без желаемой цели»;
  3. В отличие появления законов:

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"