Контрольная работа по "Философии права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:41, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. 3. Практическая философия права и общая теория права
11. Предмет философии права
12.Идея естественного права: история и современность
44. Правовой порядок как филосовско - правовая проблема
Задание 2. 1.Дать определение понятий философии права.
4. Составить список литературы, имеющейся в библиотеках г.Кирова в соответствии с разделами курса.
Задание 3.Сообщение по теме: Правовая аксиология как теоретическое направление

Файлы: 1 файл

контрольная вопросы.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

Отстаивая самостоятельное нравственное и духовно-культурное значение права, несводимое к категориям силы и расчета, его естественно-правовая доктрина должна была утверждать нравственное достоинство человека, наделенного  свободой и ответственностью. Успех действия права в жизни вообще обусловливается тем, насколько оно проникает в сознание членов общества и встречает в них нравственное сочувствие и поддержку.

Этим объясняется то, почему сами властвующие органы вынуждены искать для себя опоры в нравственном сочувствии подчиненных и, не довольствуясь одним фактом своего господства, пытаются освятить власть авторитетом истории, религии и т.п. С другой стороны, из естественной связи права с нравственностью вытекает их постоянное взаимодействие, одним из проявлений которого служит нравственная критика правовых норм 15.

По мнению П.И. Новгородцева, в осуществлении "права будущего" огромную роль играет личный нравственный идеал, который  определяет содержание и смысл естественного  права. Личность, духовно совершенствующаяся в порыве достижения нравственного идеала, обретает свои индивидуальные черты и становится важнейшим фактором социального преображения и государственного строительства 16.

Значительное внимание теории естественного  права уделялось в работах  Е.Н. Трубецкого. Анализируя проблемы соотношения права и нравственности, Е.Н. Трубецкой признавал тесную взаимосвязь, всеобщность и вечность начал права и нравственности. Неслучайно в своей работе "Энциклопедия права" Е.Н. Трубецкой называет нормы нравственности тем же, что и естественное право, "которые составляют основу и идеальный критерий всего правового порядка" 17.

Выдвигая в центр своих теоретических  построений вопрос о естественном праве, Е.Н. Трубецкой утверждал, что истинное право изначально покоится на абсолютном, безусловном праве человеческой личности, а все писаные и неписаные законы могут претендовать на обязательное значение лишь во имя естественного права человеческой личности. Как только отвергается право, как только личность перестает быть ценностью, весь правовой порядок рушится. Е.Н. Трубецкой писал, что естественное право "предписывает, чтобы каждое отдельное лицо пользовалось внешней свободой в тех пределах, в каких это требуется добром. Требование это может быть сформулировано еще и таким образом: отдельному лицу должен быть предоставлен максимум внешней свободы, совместимой с благом общества как целого. Право всегда должно проявляться как сила освобождающая: во-первых, оно всегда должно служить целям добра; во-вторых, его задача заключается в том, чтобы установить некоторую гармонию между внешней свободой индивида и благом общества как целого" 18.

Анализируя соотношение естественного  и позитивного права, Е.Н. Трубецкой  рассматривал позитивное право как  систему действующего законодательства, воплощающего в себе исходные начала, идеи и принципы естественного права. В этой связи важным представляется следующий вывод Е.Н. Трубецкого: "Естественное право есть синоним нравственно должного в праве. ...Оно (естественное право) есть нравственная основа всякого конкретного правопорядка. Всякое позитивное право может требовать от людей повиновения не иначе, как во имя нравственного права того или другого общественного авторитета, той или другой власти; поскольку существующий правопорядок действительно является благом для данного общества, естественное право дает ему санкцию и служит ему опорою" 19.

Е.Н. Трубецкой отмечает, что действующее  право не всегда соответствует требованиям  добра и нравственным принципам, а нередко находится в полном противоречии с ними. В этих случаях естественное право звучит как призыв к усовершенствованию. Оно играет роль движущего начала в истории, является необходимым условием прогресса, развития в праве. Е.Н. Трубецкой пишет: "Прогресс, т.е. поступательное движение права к добру, возможен лишь постольку, поскольку над правом положительным есть высшее нравственное или естественное право, которое служит ему основою и критерием. ...В истории права идея естественного права играет и играла роль мощного двигателя: оно дает человеку силу подняться над его исторической средой и спасает его от рабского преклонения перед существующим. Идея эта составляет необходимый элемент нашего нравственного и правового сознания" 20.

Таким образом, естественное право, содержание которого, по мнению Е.Н. Трубецкого, включает в себя и нравственные предписания, составляет высшее основание положительного права, а вместе с тем и внутренний закон нашего разума. Оно, согласно Е.Н. Трубецкому, содержит в себе единство нравственных требований и норм, в свете которого позитивное право находит себе подтверждение или осуждение. Естественное право, будучи правом нравственным по своей природе, ориентирует положительное право на принципы абсолютного добра, требуя, чтобы внешняя свобода была предоставлена лицу в тех границах, которые оправдываются целями добра.

Естественное право есть основанная на общепринятом идеале добра и справедливости система убеждений о принципах  организации общества и государства  и месте и роли в них личности. Причем эта система убеждений  выражена как в естественном, так и в позитивном праве, которые не оторваны друг от друга, а выступают в роли формы и содержания, где естественное право играет роль содержания, а позитивное право - формы. Непосредственным источником естественного права, по Е.Н. Трубецкому, являются человеческие убеждения или сознание людей.

Всякий внешний авторитет может  иметь силу лишь до тех пор, пока люди убеждены в необходимости ему  подчиняться. Общим для любой  революции является тот факт, что  позитивное право теряет свое значение права, когда оно перестает быть предметом той или иной социальной среды. Следовательно, государство и право должны основываться на нравственных принципах и убеждении в том, что они несут обществу и отдельному человеку добро и справедливость. Эти убеждения цементируют всякий правопорядок и обеспечивают стабильность государственно-правовых институтов. А потому "всякая власть держится силой естественного или нравственного права" 21.

Думается, что подобная трактовка  имеет исключительное значение для  современного российского общества и государства, позволяет сегодня глубже понять сущность взаимодействия государства, права и нравственности, их назначение и роль в обществе, найти ответы на сложнейшие вопросы государственно-правового строительства любой страны.

На примере современной России к конституционно-правовым нормам, которые наиболее приближены к положениям естественного права следует отнести следующие.

Например, положения статей второй и третьей о том, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью... Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". В этом смысле человек с его правами и свободами ставится на вершину права потому, что он является главным субъектом права и как существо разумное может быть источником власти. Но нельзя забывать, что человек живет не один, и права животных, птиц и т.д. также должны защищаться законом. К сожалению, не все эти положения четко закреплены в наших законах, хотя и являются неотъемлемой частью естественного права.

В ст. 17 Конституции РФ говорится  о том, что в России признаются права и свободы человека и  гражданина согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права и  в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы  человека неотчуждаемы от личности, их носителя и принадлежат каждому от рождения. С одной стороны, Конституцией предоставляется широкий комплекс прав и свобод человека, но в то же время их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц. Это положение Конституции, бесспорно, заимствовано из идеи естественного права.

 

44. Правовой порядок как филосовско - правовая проблема

 

Ни одно новое знание не возникает  вне связи с уже имеющимися знаниями о предмете. При этом последние  имеют очевидное методологическое значение. Предзаданная познанию система знаний образует его смыслообразующий фон, как бы навязывает исследователю объем целеполагания и тип осмысления нового знания. Преодолеть ставшее настолько же недостаточным, насколько и привычным понимание предмета удается весьма не часто. "Каждому, кто когда-либо начинал трудный путь научной деятельности, - справедливо отмечает В.П. Малахов, - знакомо мощное давление авторитетов, признанных точек зрения, привычных дефиниций и аргументов, нередко растворяющих попытки интеллектуального творчества в стремлении заранее вписать новые решения в уже готовую систему взглядов на предмет, представляя их этапом в развитии знания о предмете"22. С учетом этого главная цель видится в том, чтобы раскрыть, теоретически объяснить и по возможности доказать самостоятельное значение и уникальные возможности категории "правовой порядок" как универсальной черты социальной жизнедеятельности с точки зрения философии права.

Разработка методологии  и определение перспектив дальнейшего  исследования проблем правового порядка требуют выявления причин растущего интереса к данным проблемам, узловых пунктов их соприкосновения с категориями общей теории права, их связей с практикой реализации самого права в современный период. Эти причины, а тем самым и цели дальнейшей разработки проблемы могут быть сведены к следующему.

Проблема укрепления правопорядка, формирования навыков  правомерного поведения становится наиболее острой в период общественной трансформации, когда объективно происходит разрушение большинства институциональных и нормативных образцов, меняются цели, ценности, допустимые средства реализации социальных потребностей и интересов, в обществе устанавливаются новые правила правового взаимодействия.

В современном  российском обществе, раздираемом противоречиями, в основе которых лежат социальная напряженность, политическая нестабильность, усложнение криминогенной обстановки, юридический нигилизм, трудности вхождения в рыночные отношения, противоборство различных структур власти, коррупция и другие аномалии, эта проблема приобретает особенно обостренный характер.

В открытом письме к российским избирателям В.В. Путин  подчеркнул: "Наша другая большая  проблема - отсутствие твердых и  общепризнанных правил. Как и любой  человек, общество не может без них обходиться. А правила в государстве - это закон, это конституционная дисциплина и порядок" 23.

В этой связи  правовое строительство в современной  России должно быть ориентировано на формирование и поддержание системы, обеспечивающей в первую очередь  правомерное поведение всех граждан, входящих в разнообразные социальные группы, организации и институты. Вот почему построение правового государства - это важнейшая и актуальнейшая практическая задача современного этапа развития России. Создание же такого государства возможно лишь на базе прочного правового порядка.

Социально-политическая система нашей страны недавнего  прошлого, как известно, характеризовалась  ведущей ролью КПСС, ее основу составляла власть Советов. Соответственно этому  теория правопорядка в излишней степени была идеологизирована и не имела иной перспективы, кроме социалистической. Это, во-первых, а во-вторых, причина неизученности проблемы правопорядка - следствие господствующих в юридической науке подходов к пониманию права. Следовательно, неразработанность рассматриваемой проблемы определяется факторами как онтологического, так и гносеологического характера. И те и другие требуют серьезного научного анализа.

К онтологическим причинам следует отнести прежде всего правовой нигилизм, который  оказывал мощное давление на теоретическую мысль, сковывал ее творческое развитие. Возникшее в условиях "революционных преобразований" общество, утверждавшее себя на отрицании накопленных цивилизацией ценностей, изначально обрекло себя на выбор неправового пути развития. Самое большое, на что претендовало государство, - это установить революционные законность, порядок и дисциплину. Новая власть призывала трудящихся проявить непреклонную товарищескую дисциплину, создать и обеспечить строжайший революционный порядок 24.

Но поскольку  такая задача достигается революционными, а не правовыми по своей природе  мерами, то общество более правовым не становилось, несмотря на то что  развивалось "революционное правосознание", укреплялся "революционный порядок".

И для последующих периодов развития советского общества право оставалось средством государства, занимало подчиненное по отношению к политике отношение. Такой подход не мог не сказаться и на соответствующем понимании правового порядка. Так, В.В. Борисов писал: "Понятия "государственная власть" и "государственный порядок", "политический режим" и "политический порядок" весьма близки по значению, а подчас и совпадают. И то и другое суть отношения, область соотношения классовых сил, организованность общественной жизни. К тому же правовой порядок - его установление, обеспечение, функционирование и защита являются монопольным правом государственной власти".

Тоталитарная  система породила не только особый тип правового мышления, отрицающего  право, но и сформулировала особый тип  личности, не восприимчивый к праву, не умеющий и не желающий использовать правовые средства для достижения целей. Получивший широкое распространение правовой нигилизм является серьезной помехой утверждению господства права в обществе, утверждению демократического правопорядка, цивилизованных форм взаимоотношений между людьми, гражданином и государством. Выключая конструктивные, деятельностные способности людей, правовой нигилизм снижает реальную силу права, его творчески-сознательную роль в обществе.

Сдерживающие факторы дальнейшей разработки проблематики правового порядка обнаруживаются также и в отношении юридической практики к теории права.

Гносеологическим изъяном, оказывающим  негативное влияние на степень разработанности  проблемы правового порядка, является сугубо позитивистский подход к проблеме. Анализируя суть данного подхода, Ф.В. Тарановский отмечал, что "при этой разработке не подвергают действующее право критике, но принимают его положения как нечто непреложное; вся задача разработки сводится к возможно лучшему истолкованию действующих положений, которое облегчило бы приложение их к конкретным случаям практики". Сторонники данного направления видят в праве принудительный порядок общественных отношений25.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии права"