Контрольная работа «Философия Платона»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:25, контрольная работа

Краткое описание

Тот, кто даже очень мало знает о философии, тем не менее, слышал имя Платона, выдающегося мыслителя античности. Интерес к его творчеству, не ослабевает, а даже усиливается в наше время, потому что, мнение человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе.
Платон (427-347 гг. до н.э.) – родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа. У Платона сформировался свой взгляд на государственный строй, он сформировал учение о бытие и небытие, идеалистическую диалектику. Иначе говоря, Платон внес большой вклад в историю философских учений.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...
3
1.
Платон – великий греческий ученый………………………………….......
3
2.
Онтологические и гносеологические взгляды Платона………………….
5
3.
Основные положения учения Платона о государстве и человеке……….
8
4.
Сходство и различие в понимании диалектики у Гераклита, с одной
стороны, и Сократа и Платона, с другой………………………………….
11
Заключение……………………………………………………………………....
15
Библиографический список…………

Файлы: 1 файл

к.р платон.docx

— 48.56 Кб (Скачать)

  Традиционная гносеологическая  проблематика включается при  этом в более широкий социокультурный  контекст, и, соответственно, более  широкую систему понятий. Центральную  позицию в рамках гносеологии   занимает методология науки и  эпистемология.

  По Платону познание – это воспоминание. До того как человек рождается его душа пребывает в мире идей. Все знания в душе есть, попав в тело человека, душа все забывает. Требуется усилие, чтобы вспомнить забытое. Если же мы, с помощью чувств познаем мир теней, то мы получаем иллюзии, т.е. не знание, а мнение.[8.c.30]

 

  1. Основные положения учения Платона о государстве и человеке

  Онтология, космология и теория познания в учении Платона выступают в качестве методологической и мировоззренческой базы для обоснования главной части этого учения – нравственно-этической. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание. Этим знанием обладает душа. Душа состоит из трех частей:

1) разумной;

2) пылкой (волевой);

3) вожделеющей (чувственной).

 Гармоническое сочетание всех этих трех частей души, под руководством разума, дает начало добродетели и справедливости. Платоновская этика ориентирована на самосовершенствование личности, на создание человеческого общества – государства. Этика Платона органически сочетается с концепцией государства.

  В философском мировоззрении Платона огромное место занимают его взгляды на общество и государство. Общественно-политическим вопросам Платон посвящает два наиболее крупных произведения – «Государство» и «Законы». Эти вопросы также рассматриваются в диалогах «Политик» и «Критон».

  Платон рисует идеальный тип государства, который якобы существовал в древние времена. Этому идеальному типу Платон противопоставил четыре типа государства: 

1) Тимократия -  власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

2) Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.

3) Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы тирании.

4) Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека тирана.

  Проект идеального государства Платона явился первой социальной утопией в истории общества. Это идеальное государство, согласно Платону, должно быть основано на принципах справедливости. Исходя из справедливости, каждый гражданин в этом государстве должен занимать свое особое положение в соответствии с разделением труда, хотя различие между отдельными группами людей у Платона определяется нравственными задатками. В соответствии с тремя частями души, Платон делит людей на три типа: носители добродетели мудрости – философы должны стоять во главе государства, управлять им. Мужество – добродетель стражей, задача которых защита государства от внешних и внутренних врагов. Добродетелью третьего сословия должно быть благоразумие, то есть добросовестное выполнение своих производственных функций. Четвертая добродетель – Справедливость - характерна для всего государства и выражается в том, чтобы «каждый делал свое». «Многоделание» причиняет огромный ущерб государству. [5.c.41]

  Огромное внимание мыслитель уделяет определению в государстве места правящего класса. По его мнению, правителями "идеального" государства должны быть исключительно философы, для того чтобы в государстве властвовали рассудительность, разум. Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость государства Платона, ведь им свойственны "...правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине". Благодаря философам правление и вся жизнь "идеального" государства будет построена по законам разума, мудрости, там не будет места порывам души и чувствам.

  Наилучшей формой правления Платон считает аристократическую республику. Характерная черта отрицательных типов государства, по Платону, - это наличие материальных интересов. Поэтому Платон выдвигает на первый план в своем идеальном государстве нравственный принцип, который должен выражаться в правильном образе жизни всех граждан этого общества.

  В проекте идеального  государства Платона жизнь его  граждан во многом регламентирована. Для высших сословий не допускается  частная собственность, она возможна  только для низшего. Для высших  сословий Платон не допускает  также существования семьи. Он  полагает, что браки возможны  только под наблюдением государства  и только для рождения детей.  Дети отбираются у родителей  и воспитываются в специальных  учреждениях. Мальчики и девочки  получают одно и тоже воспитание, так как, по Платону, женщина вполне способна выполнять те же самые социальные функции, что и мужчина. Социальная утопия, направленная на то, чтобы сделать счастливым все государство, приносит в конце концов в жертву отдельного человека. Идеальное государство состоит из людей, которые выполняют свои социальные функции без учета своих личных интересов и потребностей. Таким образом, сплоченность государства обеспечивается за счет жесткого ограничения и обеднения личной жизни людей, полного подчинения личности государству.

  Платоновское государство  – это теоретическая схема  утопического государства, в котором  жизнь общества подчинена строгому  государственному контролю.[5.c.42]

 

  1. Сходство и различие в понимании диалектики у Гераклита, с одной стороны, и Сократа и Платона, с другой.

 

  С Гераклитом связано  развитие диалектических идей  античной философии. Широко известны  его высказывания: «все течет», «нельзя  дважды войти в одну и ту  же реку». Согласно Гераклиту,  все явления переходят из одного  состояния в другое, и этот  переход совершается через борьбу  противоположностей. Эту борьбу  Гераклит называл Логосом, т.е.  всеобщем законом мироздания. Первоосновой  всего сущего он считал огонь.  Огонь – образ вечного движения. По Гераклиту мир не создан  никем, а был, есть и будет  вечно живым огнем, закономерно  зажигающимся и закономерно угасающим.  Огонь и Логос тождественны.

  Гераклита можно считать стихийным диалектиком. Его учение не было выражено в строгих понятиях. [8.c.47]

  Сократ не признавал проблем, характерных для философов той эпохи: о природе, ее первоначале, о мироздании. По его мнению, философия должна заниматься рассмотрением не природы, а человека, его нравственных качеств и сущности этики как определенной области знания. Вопросы этики – вот главное, чем должна заниматься философия, и это главная тема бесед Сократа.

  Для обоснования своих этических взглядов Сократ использовал разработанный им метод, который вошел в историю философии под названием сократического и который по сути своей был методом диалектического спора. Для Сократа диалектика – это метод, посредством которого представляются, развиваются и обосновываются этические понятия, а философия – процесс изучения конкретного нравственного явления, в ходе которого вырабатываю представление о том, что такое это явление с точки зрения его сущности.

  Все диалектические  рассуждения строятся по принципу  деления общего, родового понятия  на составляющие его виды. Следовательно,  согласно Сократу, диалектика  заключается в том, чтобы изучать  явление с самых разных сторон  и дать его наиболее точное, глубокое, разностороннее определение. В ходе такого изучения, по мнению Сократа, и рождается истина. Этот метод философствования называется также майевтикой (искусство оказания помощи в рождении истины).

  Беседы строились  по принципу постановки вопроса:  « что такое то-то или то-то?»  (добро, справедливость или другое  этическое понятие). Ответы на  этот вопрос отвергались один  за другим. В своих диалектических  спорах и рассуждениях Сократ  впервые использовал индуктивный  метод доказательства. Индукция  – философский и вообще научный  метод движения знания от отдельного, частного, особенного к всеобщему,  закономерному.[7.c.99]

  Философия, согласно  Платону, пользуется специфическим  методом познания действительности, который он называл диалектикой.  Точная природа платоновской  диалектики не ясна, но одно  важное ее положение очевидно: «философия развивается посредством  критики выдвигаемых мнений».  Даже математика, которую древние  мыслители ценили чрезвычайно  высоко, оказывается у них объектом  философской критики. По Платону,  математика основывается на не  выраженных явно допущениях. Задача  же философа состоит в том,  чтобы вскрыть и критически  исследовать любые основания.  Философу трудно укрепиться в  какой-нибудь мысли, считая ее  абсолютно точной, безупречной.[7.c.43]

  Таким образом, по  Гераклиту, все развивается по  Логосу, стихийно и подчинено  судьбе. Для Сократа и Платона  – истина рождается в споре.  Гераклит считал, что всем явлениям  присущи внутренние противоречия, а также противоречия между  ними. Для Сократа и Платона  противоречиво мышление.

    Для античных философов характерны зачатки диалектики в объяснении развития мира, его познания и человеческого мышления. Так Гераклит указывал на развитие всего существующего от отдельной вещи до космоса: «все течет, все изменяется», «в одну реку нельзя войти дважды». Гераклит считал, что в основе развития всех явлений лежат присущие им внутренние противоречия, а также внешние противоречия между ними. «Все происходит через борьбу и по необходимости» считал он. Все изменения мироздания у Гераклита происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость – это всеобщий закон – «Логос» («слово», «разум», «закон»). В самом общем плане Логос Гераклита есть выражение логической структуры Космоса, логической структуры понимания мира, непосредственно данного живому созерцанию. Диалектика Гераклита еще не была выражена в понятиях, а строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах-понятиях и смыслообразах.

    Гараклитовская  космология строится на основе  стихийной диалектики.

    Таким образом,  Гераклит совмещает философский  и естественно-научный подход  в объяснении первоначала мира. Субстанция бытия отождествляется  с конкретной стихией, явлением природы.

    Сократ не признает  проблем, которые занимали философов  тех времен: природа, первоначало,  мироздание не интересовали его.  Вопросы этики -  вот главное,  чем должна заниматься философия.  При этом для обоснования своих  взглядов Сократ пользуется разработанным  им методом, вошедшим в историю  философии под названием сократического, а именно – диалектикой, искусством  диалектического спора. Диалектика  – метод, посредством которого  представляются и развиваются,  обосновываются этические понятия.  Для Сократа истина не возникала  и не находилась в голове  отдельного человека в готовом  виде, а рождалась в процессе  диалога между собеседниками,  совместно ищущими истину. Поэтому  свой метод Сократ называл  майевтикой, то есть повивальным  искусством, помогающим рождению  истины. Своими поисками Сократ  проложил путь к миру идей Платона и его диалектике.

    Диалектика Платона  – путь или движение мысли  через неистинное к истинному.  Вызвать душу к размышлению  может такое впечатление или  такая мысль, которые заключают  в себе противоречие. «То, что  воздействует на ощущения одновременно со своей противоположностью, я определил как побуждающее, - говорит Платон, - а что таким образом не воздействует, то и не будит мысль». Первая половина задачи диалектического, в платоновском смысле, исследования состоит в определении однозначного, точно фиксированного определения «вида». Необходимо, по словам самого Платона, «охватывая всё общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно, чтобы, давая определение каждому, сделать ясным предмет поучения». Вторая половина той же задачи состоит в том, чтобы «разделять на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них».

    Платон развивал  проблемы диалектики в форме  диалога, споров, дискуссии. «В  споре рождается истина»,- считал  он. Он рассматривал противоречивое  развитие  самого мышления, а также  противоречия взаимодействия мира  вещей и мира идей.

    Таким образом,  по Гераклиту, все развивается  по Логосу, стихийно и подчинено  судьбе. Для Сократа и Платона  – истина рождается в споре.  Гераклит считал, что всем явлениям  присущи внутренние противоречия, а также противоречия между  ними. Для Сократа и Платона  противоречиво мышление.

 

   

Заключение.

    Рассмотрев различные  стороны учения Платона, мы видим, что все они являются претворением концепции «идеи» в различных областях.

   Ядром философского учения Платона является его теория о мире идей.  Идеи для Платона не есть просто продукт человеческого мышления. Они – истинный, реальный род бытия. Идеи представляют собой источник, причину бытия вещей. Учение о мире идей представляет собой главный вклад Платона в становление философской мысли. Однако оценка этого вклада была и остается противоречивой.  [5.c.40]

 Теория «идей» Платона называется «наивной», так как она представляет собой стержневую линию его взглядов и не учитывает многих сложностей, а потому может быть подвергнута критике. Платон и сам почувствовал это, поэтому в диалогах «Парменид», «Филеб» и «Софист» он выдвигает против нее свои собственные возражения. Критика теории «идей» Платона раскрывается по линии ее дуализма. Он полагает, что «идеи» представляют собой противоречивое единство единого и многого. В этом проявляется диалектика позднего Платона, которая признает противоположности тождественными, когда одно определение переходит в свою противоположность. Так, бытие предполагает небытие, единое – многое, тождество – различие.

Информация о работе Контрольная работа «Философия Платона»