Контрольная работа «Философия Платона»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:25, контрольная работа

Краткое описание

Тот, кто даже очень мало знает о философии, тем не менее, слышал имя Платона, выдающегося мыслителя античности. Интерес к его творчеству, не ослабевает, а даже усиливается в наше время, потому что, мнение человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе.
Платон (427-347 гг. до н.э.) – родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа. У Платона сформировался свой взгляд на государственный строй, он сформировал учение о бытие и небытие, идеалистическую диалектику. Иначе говоря, Платон внес большой вклад в историю философских учений.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...
3
1.
Платон – великий греческий ученый………………………………….......
3
2.
Онтологические и гносеологические взгляды Платона………………….
5
3.
Основные положения учения Платона о государстве и человеке……….
8
4.
Сходство и различие в понимании диалектики у Гераклита, с одной
стороны, и Сократа и Платона, с другой………………………………….
11
Заключение……………………………………………………………………....
15
Библиографический список…………

Файлы: 1 файл

к.р платон.docx

— 48.56 Кб (Скачать)

 

 

 

Контрольная работа «Философия Платона»

Содержание

Введение………………………………………………………………………...

3

1.

Платон – великий греческий  ученый………………………………….......

3

2.

Онтологические и гносеологические взгляды Платона………………….

5

3.

Основные положения учения Платона о государстве и человеке……….

8

4.

Сходство и различие в  понимании диалектики у Гераклита, с одной

стороны, и Сократа и  Платона, с другой………………………………….

11

Заключение……………………………………………………………………....

15

Библиографический список…………………………………………………….

17


 

 

 

Введение.

 

     Тот, кто даже очень мало знает о философии,  тем не менее,  слышал имя Платона, выдающегося  мыслителя античности.  Интерес к его творчеству, не  ослабевает, а даже усиливается в наше время, потому что, мнение человека, жившего две с половиной тысячи лет назад,  интересно само по себе.

   Платон (427-347 гг. до н.э.) – родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа. У Платона сформировался свой взгляд на государственный строй, он сформировал учение о бытие и небытие, идеалистическую диалектику. Иначе говоря, Платон внес большой вклад в историю философских учений.

  Объект данной работы: Платон. Предмет: философия Платона.

Ключевые слова:

Идеализм - (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи (см. основной вопрос философии). Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии.

Идеализм утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному. Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона. Выделяется две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.[9]

Материализм - (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество и человека.[9]

  Онтоло́гия — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.[9]

Бытие - в самом широком значении — существование.[9]

Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания. [9]

Диале́ктика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления.[1] Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.

Цель моей работы – раскрыть основные аспекты философии Платона: онтологию и гносеологию, социальные и политические взгляды Платона, а также показать уникальность мыслителя  в истории человечества. Основные задачи: объяснить смысл понятий «онтология» и «гносеология», проанализировать основные положения учения Платона о государстве и человеке, раскрыть сходство и различие в понимании диалектик у Гераклита, Сократа и Платона.

 

  1. Платон - великий греческий ученый

    Большинство жизнеописаний  великих личностей древнего мира  неминуемо страдает одним крупным  и существенным недостатком–  неполнотою. Дело в том, что  написанное слово не может  устоять ни против влияний  долгих веков, ни против превратностей  судьбы.

    В биографах  Платона недостатков не было: целый ряд поклонников и писателей  оставили после себя описания  его жизни и учения. Платон  был первым крупнейшим философом,  сочинения которого почти полностью  дошли до нас. Однако проблема  подлинности произведений Платона  составила так называемый «платоновский  вопрос». Список произведений  Платона, сохранившихся в рукописи, включает 34 диалога, «Апологию Сократа»  и 13 писем. 

  Платон (427-347 до н.э.)  считается величайшим из учеников Сократа (427-347 до н.э.). Он стал основателем мощного направления в философии - объективного идеализма. В молодости он много занимался спортом, писал стихи. Но однажды, услышав диалоги Сократа, оставил эти занятия и навсегда посвятил себя философии. [5.c.39]

  Греческий философ  Платон был одним из величайших  мыслителей человечества. Он принадлежал  к аристократическому афинскому  роду, предпочитал духовные, а не  материальные ценности. После того  как учителя осудили на смерть  и казнили, Платон вынужден  был покинуть Афины. Он много  путешествовал по Греции, побывал  в Южной Италии, на Сицилии,  в Египте. На его воззрение  немалое влияние оказали последователи  Пифагора, а так же восточные  мудрецы. Вернувшись в Афины,  Платон основал свою школу  – Академию. Академия просуществовала  около 900 лет, а затем была  закрыта.

   Кроме того, что Платон был философом, он был еще и учёным, писателем,  художником, поэтом, драматургом. Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях. Учение, созданное Платоном, многогранно и обширно. Оно помогает нам лучше понять, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чём трудности его исканий и свершений, в чём их завлекающая сила. 

  В творчестве Платона  ярко проявились основные черты  классического периода античной  философии: формирование широких  философских систем, охватывающих  все основные сферы философского  знания; разработка ключевых философских  категорий, таких, как идеальное,  материальное, познание, чувственное,  рациональное и др.; выделение  истории философии как самостоятельной области знания.

   Идеализм, как учение  и мировоззрение, был осознан  и развит впервые Платоном. Материализм,  принципиально противоположный  идеализму, был развит и осознан  старшим современником Платона  Демокритом. С этого времени вся  последующая история философии  оказывается историей борьбы  материализма и идеализма, ‹‹линий  Платона и Демокрита››. 

 

  1. Онтологические и гносеологические взгляды Платона.

 

  Онтоло́гия— учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.[9]

Основной вопрос онтологии: что существует?

  Основные понятия  онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.[9]

  Онтология представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.

Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

  Ядром философского учения Платона является его теория о мире идей. Идея – это метафизическая сущность, которая оформляет класс вещей, но может находиться вне их. Это метафизическая сущность, так как она не обнаруживается в самих вещах как таковых. [4.c.238]

  Идеи для Платона  не есть просто продукт человеческого  мышления. Они – истинный, реальный  род бытия. Идеи представляют  собой источник, причину бытия  вещей.

  Идеи находятся в  особом «умном месте», расположенном  где-то в космосе, в мире  идей.

  Идеи обладают целым  рядом особых свойств. Они бестелесны, вечны, неизменны, недоступны  человеческим чувствам и постигаются  только разумом.

  Идеи иерархичны, как  бы соподчинены друг другу,  имеют структуру, подобную пирамиде. Вершину этой пирамиды образуют  идеи высшего ранга, такие,  как идеи блага, истины, прекрасного,  справедливости. Ниже располагаются  идеи, выражающие общие физические, природные процессы и явления,  идеи огня, движения, покоя, цвета,  звука. Третий ряд образуют  идеи основных групп, разрядов, классов, предметов и живых  существ, например, растения, животные, человек и т.д.

  Этому высшему миру  идей противостоит непосредственно  окружающий нас материальный  мир, мир вещей, который доступен  нашим чувствам, познается с их  помощью. Однако этот мир вторичен, он является всего лишь «тенью»  от мира идей. В то время  как идеи являются вечными  и неизменными,  вещи материального  мира непостоянны и конечны,  смертны. Например, по Платону,  вещественные столы, кровати и  т.д. представляют собой «тень»  вечных идей стола и кровати,  которые так или иначе проявляются  во многих столах и кроватях.

  Учение о мире идей  представляет собой главный вклад  Платона в становление философской  мысли. Однако оценка этого  вклада была и остается противоречивой. [5.c.40]

 

Предмет онтологии:

Основным предметом онтологии  является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.

  Реальность с позиции идеализма традиционно делится на материю (материальный мир) и дух (духовный мир, включая понятия души и Бога). С позиции материализма подразделяется на косную, живую и социальную материю.

  Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке в экзистенциализме бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей.

  Платон – первый  античный философ, создавший целостную  философскую систему, составными  частями которой выступают: онтология,  гносеология, учение о душе, учение  о политике.

  Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания. [9]

  Основная гносеологическая  схема анализа познания включает  субъекта, наделенного сознанием  и волей, и противостоящий ему  объект природы, независимый от  сознания и воли субъекта и  связанный с ним только познавательным  отношением.

  Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем, как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и другое.

 Гносеологическая проблематика  становится определяющей для  неокантианства и позитивизма.  Основания познавательной деятельности  классическая гносеология связывает  с «изолированным субъектом». Сознание  такого субъекта прозрачно само  для себя и является последним  источником достоверности. В таких  полаганиях действительность знания  и его содержание оказываются  ограниченными рамками индивидуального  сознания. Это препятствует выделению  категориальных характеристик знания  и приводит к психологизму (субъективизму).

  Критика оснований  классической философии, развернувшаяся  с конца XIX в. и продолжающаяся по сей день, привела к ломке традиционных представлений гносеологии и отказу от абстракций «самосознающего» и «изолированного» субъекта. Современные исследования познания, фиксируя ограничения субъект-объектных схем, вводят в качестве исходных, иные структурные расчленения и абстракции: предметная деятельность ( «практика»), культурная норма ( «парадигма»), язык и другое.

Информация о работе Контрольная работа «Философия Платона»