Конституционная модель российской правовой государственности философско-правовая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день идеи господства права в масштабе того или иного государства или даже межгосударственных союзов, приоритета защиты прав личности, получили широкое распространение практически во всем мире, порицаются насильственные методы властвования и государственного управления, нарушения закона. Поэтому одной из основополагающих целей российских реформ является построение правового государства и гражданского общества, идеи которых носят универсальный характер в том смысле, что они практически присущи политической и правовой идеологии цивилизаций всех народов.

Оглавление

Введение 5
Глава 1. Правовое государство: история идей и современность 8
Становление и развитие идеи правового государства 8
Современная теория правового государства 15
Глава 2. Конституционная модель российской правовой государственности: проблемы и перспективы 23
2.1. Правовое государство и гражданское общество 23
2.2. Российский путь к правовой государственности 26
Заключение 43
Список литературы 47

Файлы: 1 файл

готовая курсовая_Конституционная модель российской правовой государственности философско_правовая характеристика.doc

— 206.00 Кб (Скачать)


      СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                               5

Глава 1. Правовое государство: история идей и современность                   8

    1. Становление и развитие идеи правового государства                           8
    2. Современная теория правового государства                                        15

Глава 2. Конституционная модель российской правовой государственности: проблемы и перспективы                                23

2.1.     Правовое государство и гражданское общество                                  23

2.2.     Российский путь к правовой государственности                                 26

Заключение                                                                                                         43

Список литературы                                                                                            47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

На сегодняшний день идеи господства права в масштабе того или иного государства или даже межгосударственных союзов, приоритета защиты прав личности, получили широкое распространение практически во всем мире, порицаются насильственные методы властвования и государственного управления, нарушения закона. Поэтому одной из основополагающих целей российских реформ является построение правового государства и гражданского общества, идеи которых носят универсальный характер в том смысле, что они практически присущи политической и правовой идеологии цивилизаций всех народов.

Россия преодолела тяжелый период постсоветской реформации, является очень молодой преемницей основ правовой государственности - этим я обусловливаю актуальность своего исследования. Я попробую отследить динамику этого процесса и отразить объективную картину на современном этапе, изучив и систематизировав теоретические основы концепции правового государства, и, на примере Российской Федерации, отследить становления правового государства в соотношении с феноменом гражданского общества.

Устоявшийся термин «гражданское общество» восходит к древнеримскому слову civitas, обозначавшему гражданскую общину римлян, сообщество римских граждан. Вплоть до конца XVIII в. отсутствовало четкое различение гражданского общества и политического государства. Идея правового государства, при этом всегда была актуальной и волновала умы передовых людей. Сам же термин «правовое государство» сформировался и утвердился довольно поздно — в немецкой юридической литературе в начале XIX века в работах К.Т.Велькера, Р. фон Моля. Однако, споры вокруг правового государства, как вокруг идеи, так и вокруг практики, ведутся с самого зарождения этой политико-юридической конструкции. При этом, не подлежит никакому сомнению, что теория правового государства занимает достойное место среди достижений человеческой цивилизации, потому, что она сориентирована на утверждение такого государственного союза, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих основах права и исключали бы взаимный произвол.

Правовое государство - это и определенная философско-правовая теория, и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека. Его общечеловеческая ценность определяет и современные установки, устремления и усилия по формированию и развитию начал правовой государственности в посттоталитарной России.

Специфика феномена правовое государство в общецивилизационном  смысле и в процессе формирования правовой государственности в России выступит предметом нашего рассмотрения.

Исходя из цели и учитывая специфику предмета исследования, задачи исследования определены следующим образом:

1. Анализ теоретических  основ концепции правового государства,  включающий: краткий экскурс в  историю зарождения и развития  идеи правовой государственности  и знакомство с исходными положениями  современной теории правового государства.

2. Рассмотрение особенностей  конституционной модели российской  правовой государственности.

Выделение проблем формирования правового государства в России.

И, в заключении - формулировка выводов.

Теоретическую базу исследования составили:

а)      правовые положения, изложенные в Конституции  РФ (1993г);

б)      научные  работы и тематические исследования в области государствоведения в  целом и посвященные концепции  правового государства в частности  таких авторов, как И.Кант, Гегель, П.И.Новгородцев, Н.М.Коркунов, Б.А.Кистяковский, В.М.Гессен, В.С.Нерсесянц, И.Ю.Козлихин, Е.А.Лукашева, Л.С.Мамут, М.Н.Марченко, и другие;

 

в)      публикации по теме исследования в специализированных изданиях: «Собрание законодательства РФ», «Законодательство», «Государство и право», «Российская юстиция», «Общественные науки и современность», «Вопросы философии» и другие.

Источниковедческую базу исследования составили информационные ресурсы справочно-правовой системы  «Консультант Плюс» и системы  ИНТЕРНЕТ.

Предлагаемая работа актуальна, так как посвящена  концепции правового государства, которую надлежит рассматривать  как потребность осознания особенностей функционирования российского общества, анализа взаимодействия личности и  субъектов политической системы с точки зрения оптимизации их взаимоотношений, обеспечения правовой защищенности, равенства всех перед законом, а также усиления взаимной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Правовое государство: история идей и современность

1.1 Становление  и развитие идеи правового государства

С древнейших времен человечество ищет оптимальные формы соотношения  личности и государства, сочетания  их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. Однако практика далеко не всегда достигала таких высоких идеалов и обычно останавливалась на более низких устремлениях — выгоде для государства, отдельных слоев, облеченных публичной властью. Еще Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой — подданных, общества.

Ведь государство, так  же как и всякий иной социальный институт, можно использовать по-разному, в различных целях. Оно может  служить и некоторым политическим группировкам, элитам, партиям, классам, но может действовать и в интересах всего общества. В первом случае оно выступает в роли «хозяина», во втором - в роли «слуги». Термин «слуга» используется не для того, чтобы «унизить» институт государственности, а чтобы показать его служебное положение, ведь, в конечном счете, данный институт существует не ради самого себя, а ради общества, в целях создания благоприятных условий для развития личности. Государство, подобно любому явлению, способно привносить в жизнедеятельность не только плюсы (позитивные результаты: упорядоченность, гарантии прав и свобод человека и гражданина, безопасность), но и минусы (негативные последствия: бюрократизм, произвол, злоупотребления властью, коррупцию, террор).

С возникновением государства  значительная часть людей оказалась неудовлетворенной тем, что данный социальный институт использовался не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в корыстных целях узкого круга лиц, групп, классов. В таких ситуациях государство из «слуги» общества превращалось в «хозяина», навязывало волю большинству, подавляло его, чинило произвол.

Любая власть, и главным  образом государственная, не знает  собственных границ, всегда стремится  к неограниченному расширению властного пространства, что ведет, как правило, к ущемлению интересов личности. «Каждый человек, - по Расселу, - изначально наделен двумя связанными, но не тождественными страстями - стремлением к власти и славе. Обе страсти ненасытны и бесконечны».1

С помощью чего государственную власть можно упорядочить, ограничить? Люди все больше и больше стали задумываться над такими вопросами: как сделать, чтобы государство не превращалось из «слуги» в "хозяина", как и с помощью чего направлять его силу и власть в русло общего блага, как минимизировать произвол и различные злоупотребления?

В качестве ответов на эти вопросы существует множество  мнений. Одни мыслители считают, что  в принципе ничего нельзя противопоставить человеческому желанию безграничной власти. Например, Л.Н.Толстой писал: «Сколько ни придумывали люди средств для того, чтобы лишить людей, стоящих у власти, возможности подчинять общие интересы своим, или для того, чтобы передавать власть только людям непогрешным, до сих пор не найдено средств для достижения ни того, ни другого...»2.

Другие ученые исходят  из того, что государственную власть вообще не надо ограничивать. Такие  идеи характерны этатистам (этатизм  — от фр. etat - государство), таковыми были авторитетнийшие русские ученые В.И. Вернадский, С.Ф.Ольденбург, А.А.Шахматов. Этатисты всячески возвышают государство над правом, отвергают возможность жесткого упорядочения государственной власти со стороны права, в результате чего, как показывает практика, политика переходит границы рационального взаимодействия с экономикой и другими организующими жизнедеятельность общественными системами, происходит огосударствление социальной сферы.

Третья точка зрения выражает стремление к максимальному  ограничению государственной власти, а затем и к ее полному устранению с политической сцены, видя в этой власти главную угрозу для свободы личности. Такие взгляды присущи анархизму (от греч. anarhia — безвластие) — политическому течению, провозглашающему своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободой и добровольной ассоциацией граждан. С точки зрения анархистского типа политического сознания, - "всякое право и правление (правительство) есть вмешательство в жизнь общества, есть источники всех социальных зол"3.

Мнение четвертой группы мыслителей не столь категорично. Они выступают, с одной стороны, против ликвидации государственной власти, ибо без нее пока просто не обойтись, а с другой стороны, не могут согласиться и с теми идеологами, которые данную власть абсолютизируют, выводят ее из-под социально-правового контроля. Представители концепции правового государства в качестве средства, организующего государственную власть, называют право. В этой связи идея правового государства выступает одной из форм своеобразного компромисса различных идеологий, той «золотой серединой», к которой предлагали стремиться еще древние мудрецы.

Именно через право  предоставлялось больше всего возможностей выразить и осуществить общественные интересы, именно право, в отличие  от других социальных норм (морали, обычаев, традиций, религиозных норм), носило формально определенный (письменный) характер и могло детально регламентировать компетенцию органов государства, что облегчало контроль со стороны общества за деятельностью чиновников. Все эти качества послужили той объективной основой, которая позволила использовать право в виде своеобразного "ограничителя" от злоупотреблений властью со стороны государства4.

Идея утверждения права  в общественной жизни родилась в  период возникновения первых государств. Уже тогда начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления взаимных связей, зависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В общем ключе углублявшихся представлений о праве и государстве сравнительно рано сформировалась идея о разумности и справедливости организации такой политической формы общественной жизни людей, при которой право, благодаря признанию и поддержке власти, становится властной силой (значит - общеобязательным законом), а публично-властная сила (с ее возможностями насилия), признающая право, упорядоченная, а следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, — справедливой (соответствующей праву) государственной властью. Такое понимание государства как правовой организации публично-властной силы является основной идеей правовой государственности5.

Еще Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где  закон не имеет силы и находится  под чьей-либо властью. Там же, где  закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги»6. Аналогичные взгляды развивались Аристотелем: «Там, где отсутствует власть закона, нет места (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всеми...». Согласно Цицерону, государство есть дело народа как соединение «многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов»7. Право же является, по его мнению, необходимым конституирующим источником государственности вообще.

Идеи древнегреческих  и древнеримских мыслителей, воплощавшиеся в характерных для той эпохи понятиях, не имели еще логически завершенной формы, поэтому «говорить о становлении концепции правового государства во времена античности — значит, делать очень большое допущение...»8. Однако в условиях рабовладельческого, а затем и феодального строя они не имели шансов получить последовательного обоснования. Существовавшая в те времена действительность не могла еще дать необходимой информации.

В теоретически развитом виде учения о правовом государстве были оформлены гораздо позже — в условиях борьбы против феодального произвола и деспотизма, в период буржуазных революций и утверждения нового строя. Базируясь во многом на античных источниках, такие мыслители, как Ш. Монтескье, Дж.Локк, Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо, А.Н.Радищев и другие, вывели проблему соотношения государства и права на светский уровень, освободили ее в значительной части от религиозного мировоззрения. В их трудах проявились стремления ввести государственное властвование в правовые границы, и прозвучало отрицательное отношение к абсолютизму государственной власти. Соответственно радикальные изменения претерпела и трактовка государства. Поскольку праву отводится роль ведущей нормативной системы, постольку государство предстает в теоретическом понимании в виде организации власти, призванной гарантировать собственность и права индивидов, а также разрешать возникающие между ними споры в законном порядке. Государство оказывалось средством утверждения правопорядка как равновесия между частной собственностью и общим благом.

В трактовку соотношения  государства и права в XVI-XVII веках  были привнесены идеи, неизвестные  предшествующей общественно-политической мысли, а именно: идеи правового (конституционного) закрепления государственного строя; единой для всей страны законности; верховенства общих (безличных) законов и ограничения власти правительства, субъективных прав личности; взаимной ответственности индивида и государства.

Информация о работе Конституционная модель российской правовой государственности философско-правовая характеристика